Неравенство людей и рабство христианские святые
К владению рабами многие святые, в т.ч. Иоанн Златоуст относятся как к данности, не давая ей оценок. Да и не может быть ими дано никаких оценок рабовладению, так как на тот момент это – естественная часть общественного устройства.
Для лучшего понимания обратимся к Библии. Она также рассматривает рабство как данность, при этом говоря, что отношение к рабам должно быть мягким, вплоть до того, что «…Если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом* .
Рабы и господа. Иллюстрация из советского учебника. Источник: https://yandex.ru/images/
Христианство тех лет - не отрицает рабовладения как такового, уточняя лишь, что «на небесах» все будут равны, и спасение одинаково возможно как для господ, так и для рабов. Равно как и в Завете Ветхом, в Новом говорится о том, что отношение господина к рабу должно быть исключительно добрым:
Источник: Библия, послание св. пап. Павла к Эфессянам.
Многие места Священного Писания говорят о том, что каждый должен идти ко Христу, вне зависимости, раб он, или свободный, и спасение возможно для всех.
Апостол Павел, к примеру, говорит коринфянам:
Источник: Библия, послание св. ап. Павла к жителям г. Коринф.
Обращаясь же к галатам апостол еще раз уточняет, что для Бога нет раба, или свободного … ибо все мы - одно во Христе Иисусе.
Иоанн Златоуст также не выступает против рабства, но всячески подчеркивает необходимость добродетельной жизни и для рабов, как для свободных. Само же по себе рабство, как и институт власти, на взгляд святителя, обязано своим появлением грехопадению. Бог, созидая человека, сотворил его не рабом, но свободным. Он сотворил Адама и Еву и оба они были свободны.
И именно грех направил человеческую волю на то, чтобы использовать в своих целях чужой труд, заявляет он.
Рабы несут господина в паланкине. Источник: https://yandex.ru/images/
Таким образом, хоть и не напрямую, но святитель осуждает рабовладение, как проявление одними насилия над другими. Однако, дальше простого осуждения дело тут не идёт.
Говорится у святых и о том, что не только раб имеет обязанности перед господином:
1. Повиновение
2. Труд
3. Кроткий нрав.
Но и господин так же, покупая раба, возлагает на себя определенную ответственность: Приобрел раба? … Корми, и приказывай ему прежде всего жить по воле Божьей, чтобы он был кроток в отношении к своим товарищам, чтобы особенно заботился о добродетели. Примерно так поучает святитель Иоанн Златоуст своих состоятельных современников.
история православие христианство религия
Комментарии 3
Церковь и сейчас поощряет социальное неравенство и оправдывает угнетение одних людей другими. Просто с изменением общественной формации риторика немного завуалировалась
Северин Александр
Раб, что с неба падал. Изначально свободные люди. И христианин покупающий раба поощрял этот преступный бизнес. Самому работать в лом.
Иванов Анатолий
Как боролась церковь с тем, что на территории Российской империи иноверцы покупали себе православных женщин для утех, хотя те были против, а потом , по пользовавшись, вновь продавали их. Держали фактически в плену били и насиловали
Свидетельство о публикации №222100400101