Неравенство людей и рабство христианские святые

Неравенство людей и рабство: что говорят христианские святые. же на заре христианства относились к социальному неравенству, и к рабовладению, как самому вопиющему его проявлению?…Когда мы говорим о взглядах ранней Церкви на неравенство,рабовладение как таковое, положение и роль раба в обществе, мы должны помнить, что жила, мыслила, творила она в условиях позднего римского общества, и рабовладельческого строя.

К владению рабами многие святые, в т.ч. Иоанн Златоуст относятся как к данности, не давая ей оценок. Да и не может быть ими дано никаких оценок рабовладению, так как на тот момент это – естественная часть общественного устройства.

Для лучшего понимания обратимся к Библии. Она также рассматривает рабство как данность, при этом говоря, что отношение к рабам должно быть мягким, вплоть до того, что «…Если есть у тебя раб, то поступай с ним, как с братом* .
Рабы и господа. Иллюстрация из советского учебника. Источник: https://yandex.ru/images/

Христианство тех лет - не отрицает рабовладения как такового, уточняя лишь, что «на небесах» все будут равны, и спасение одинаково возможно как для господ, так и для рабов. Равно как и в Завете Ветхом, в Новом говорится о том, что отношение господина к рабу должно быть исключительно добрым:
Источник: Библия, послание св. пап. Павла к Эфессянам.

Многие места Священного Писания говорят о том, что каждый должен идти ко Христу, вне зависимости, раб он, или свободный, и спасение возможно для всех.

Апостол Павел, к примеру, говорит коринфянам:
Источник: Библия, послание св. ап. Павла к жителям г. Коринф.

Обращаясь же к галатам апостол еще раз уточняет, что для Бога нет раба, или свободного … ибо все мы - одно во Христе Иисусе.

Иоанн Златоуст также не выступает против рабства, но всячески подчеркивает необходимость добродетельной жизни и для рабов, как для свободных. Само же по себе рабство, как и институт власти, на взгляд святителя, обязано своим появлением грехопадению. Бог, созидая человека, сотворил его не рабом, но свободным. Он сотворил Адама и Еву и оба они были свободны.

И именно грех направил человеческую волю на то, чтобы использовать в своих целях чужой труд, заявляет он.
Рабы несут господина в паланкине. Источник: https://yandex.ru/images/

Таким образом, хоть и не напрямую, но святитель осуждает рабовладение, как проявление одними насилия над другими. Однако, дальше простого осуждения дело тут не идёт.

Говорится у святых и о том, что не только раб имеет обязанности перед господином:

1. Повиновение

2. Труд

3. Кроткий нрав.

Но и господин так же, покупая раба, возлагает на себя определенную ответственность: Приобрел раба? … Корми, и приказывай ему прежде всего жить по воле Божьей, чтобы он был кроток в отношении к своим товарищам, чтобы особенно заботился о добродетели. Примерно так поучает святитель Иоанн Златоуст своих состоятельных современников.

история православие христианство религия

Комментарии   3

Церковь и сейчас поощряет социальное неравенство и оправдывает угнетение одних людей другими. Просто с изменением общественной формации риторика немного завуалировалась
Северин Александр

Раб, что с неба падал. Изначально свободные люди. И христианин покупающий раба поощрял этот преступный бизнес. Самому работать в лом.
Иванов Анатолий

Как боролась церковь с тем, что на территории Российской империи иноверцы покупали себе православных женщин для утех, хотя те были против, а потом , по пользовавшись, вновь продавали их. Держали фактически в плену били и насиловали


Рецензии