После Путина-2
22 марта этого года я написал эссе «После Путина». На днях я перечитал его. Должен сказать, что в целом написанное тогда не потеряло актуальности и сегодня. Сейчас, когда на наших глазах рушатся фронты специальной военной операции, «злоба сего дня» не даёт спокойно, без лишних эмоций, воспринимать текущие события и, тем более, думать о Будущем.
Какое Будущее, если в настоящем не удалось до конца преодолеть неразбериху с частичной мобилизацией и присоединением новых четырёх субъектов Российской Федерации, которое пока что признали только КНДР и Абхазия?
Какое Будущее, если над большинством российских семей висит угроза лишиться кормильцев и оставить без отцов детей и жён без мужей, разрушить налаженную жизнь, организованный потом и кровью небольшой бизнес или надёжное место работы? Ради чего? Ради нездоровых амбиций человека, именуемого Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным и предстающего перед населением страны то ли в трёх, то ли в четырёх лицах, имеющих явные различия между собой, несмотря на великолепную работу пластических хирургов?
Какое Будущее, если эти амбиции могут привести к первому после 1945 года применению ядерного оружия на практике, пусть и с демонстративной целью?
Но Будущего не будет, если мы сами не начнём создавать его.
Очевидно, для того, чтобы преодолеть ту беду, в которую валится Россия, будет необходимо предпринять ряд мер, которые хотя бы теоретически могут помочь сохранить единство страны, спасти население и выйти снова на путь построения более справедливого общества и интенсивного развития.
Вот те меры, которые кажутся мне минимально необходимыми для преодоления кризиса:
1) формирование временного коллективного органа, который будет исполнять функции главы государства до проведения новых выборов Президента или издания нового конституционного акта, устанавливающего иной порядок формирования власти в стране;
2) приостановление исполнения конституционных обязанностей Президентом России Владимиром Владимировичем Путинным до получения официального заключения комиссии, составленной из ведущих мировых светил медицины и психологии о состоянии его здоровья и возможности дальнейшего исполнения возложенных на него обязанностей;
3) проведение под эгидой ООН и ОБСЕ многосторонних переговоров о сохранении признанных на данный момент границ в Европе и в Азии с учетом принципов нерушимости границ и права наций на самоопределение, проведение под международным контролем референдумов на спорных территориях и подписание нового Всеобъемлющего акта о границах в Евразии и на постсоветском пространстве;
4) немедленное прекращение боевых действий между Россией и Украиной с отводом войск на границы, фактически существовавшие на момент 24 февраля 2022 года (или на 1 января 1992 года), что будет определено соответствующим соглашением сторон, а также немедленный обмен пленными «всех на всех»;
5) начало российско-украинских переговоров о мире и сотрудничестве, в ходе которых будет решён вопрос о межгосударственных границах, защите прав национальных, языковых, религиозных меньшинств, репарациях за ущерб, причинённый неправомерными действиями сторон в ходе конфликта;
6) объявление созыва Конституционного совещания или проведения внеочередных выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, перед этим проведение широкой амнистии заключенных и подозреваемых за ненасильственные преступления;
7) в случае созыва Конституционного совещания постановка вопроса о реформе национально-территориального устройства страны и перехода от системы национальных республик и автономных округов и области к единой системе областей с равными правами в отношениях с федеральным центром, вопросы же сохранения национальных языков, поддержки национальных культур, телерадиовещания и печати на национальных языках населяющих Российскую Федерацию коренных народов передать на уровень областей, районов и национально-культурных сообществ;
8) формирование двухконтурной системы государственного управления и местного самоуправления, когда помимо органов исполнительной власти областей и районов в них будут созданы государственные администрации, координирующие деятельность федеральных структур в пределах административных образований;
9) пересмотр сложившейся системы нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровне с целью упрощения и конкретизации, избавления от коррупциогенных факторов и однообразного толкования;
10) реформа армии, специальных служб, правоприменительных и правоохранительных органов, оптимизация их организационно-штатного построения, демилитаризация правоохранительных и правоприменительных органов; разграничение функций правоохраны между федеральным центром и субъектами федерации;
11) выработка программы дальнейших реформ и её широкое общественное обсуждение.
Разумеется, сейчас трудно предусмотреть все подводные камни предстоящих событий, но если не продумывать и не пытаться строить перспективные модели, страна будет обречена в лучшем случае на чисто рефлексивное управление, а в худшем случае – на распад на более мелкие и лучше управляемые государственные образования.
Я не желаю своей стране ни распада, ни поражения. Но иногда достижение мира является более серьёзной победой, чем полный разгром врага на поле боя.
Я ничего не имею против человека по имени Владимир Владимирович Путин, сделавшего немало хорошего для нашей страны в начале своего правления, но считаю, что в сложившихся условиях ставить Будущее страны в зависимость от состояния здоровья и интеллекта одного человека (или узкой группы лиц) – непозволительная роскошь для России.
Слишком серьёзны стоящие перед нашей страной вызовы, слишком большими и невосполнимыми могут оказаться потери, главная из которых – жизни наших граждан.
Пора всем нам начинать обдумывать Будущее, если мы хотим, чтобы оно было.
Свидетельство о публикации №222100401207
Александра Вежливая 04.10.2022 19:50 Заявить о нарушении
Борис Кондаков 2 05.10.2022 00:30 Заявить о нарушении