С мёртвыми на мёртвом языке
Хочу я верить, — боги позволили, —
Что будут звуки этих песен
Некогда слышны в безвестных странах.
(Валерий Брюсов. "Ода в духе Горация")
"Cum mortuis in lingua mortua" - это выражение мы вспоминаем, когда ведём речь о римской культуре, изъяснявшейся на "золотой" латыни, сложившейся в конце Республики.
Некоторые задаются вопросом: неужели римляне принесли в культуру что-то значительное? Они же всё заимствовали у греков!
Всё, да не всё. Например, все цивилизованные страны создают законодательство на основе римского права. А наш календарь? Он же в своей основе - римский, а не греческий, начиная с самого слова "календарь" - по первым дням каждого месяца, календам. А новые формы в архитектуре - арка, например?
Жанр сатиры появился у греков, но римляне сделали его более выразительным. И в изобразительном искусстве есть много свежего и оригинального. А сколько ещё слов пришло в русский язык из латыни! Форум, трибуна, сенат, триумф... А ещё - аквариум, гуманный, лекция, директор, партия, патриот, да и цивилизация! А сам латинский язык? Он до сих пор остаётся международным языком медицины и биологии!
Древние римляне любили называть тот или иной исторический период "золотым веком". "Золотой век" в культуре Рима оказался между "золотым веком"Республики и "золотым веком" Империи(II в.н.э.) - в периоде смены форм правления, переворотов, диктатур и гражданских войн и сразу после их окончания - при Августе. Очевидно, бурная общественная активность способствовала культурному подъёму. В это время римляне стараются уже не только усвоить эллинское влияние, но создать на его основе что-то оригинальное.
Вопрос: Сколько примерно лет продолжался наивысший подъём римской культуры?
Конечно, условия развития науки, литературы, искусства в Риме тех времён имели свои особенности - оно зависело от подачек нобилитета, покровительства правителей. Нарицательным стало имя семьи Меценатов - богачей, собиравших в I в.н.э. у себя в доме цвет учёных и талантливых людей.
Вопрос: В каком значении в новое время употребляется слово "меценат"?
В I веке н.э. римляне полностью усвоили технические новшества эллинистического мира и продолжили их усовершенствование. В городах Италии и провинциях создавалась сложная система водопроводов, доставляющих воду по спускам из чистых ручьёв и речек окрестных гор. Под жёлобом-водоводом строились высокие стены и мосты через реки и дороги.
Римские мосты строились на основе соединения полукруглых арочных пролётов. Арки и здания с их применением строились и на городских улицах. Со времён Августа вместо временных триумфальных ворот стали строиться мраморные триумфальные арки с полуколоннами-пилястрами и изображениями богов.
В первые десятилетия I века до н.э. в Риме появилось немало лирических поэтов - авторов элегий, любовных посланий и злободневных политических стихов. Среди них современники и потомки наиболее выделяли Катулла. Поэт прославился стихами, обращёнными к своей возлюбленной - знатной даме Клодии, называемой им на греческий манер Лесбия, то благосклонной к нему, то равнодушной и обманчивой. В образно отточенных стихах Катулл резко нападает на многих современников - участников борьбы за власть и различных политических интриг.
Вопрос: Попробуйте установить, кому из греческих поэтов мог подражать Катулл.
Катулл прожил очень мало, как и Лукреций Кар - автор большой поэмы "О природе вещей", занимающей особое место в римской литературе. В красочных образных стихах (впервые применив в латинском языке гексаметры)Лукреций изложил учение о природе и человеке Эпикура, взгляды которого он разделял. Поэт и мыслитель впервые разделили историю человечества на каменный, бронзовый и железный век и отказался от представления о древнейшая прошлом как о сказочном "золотом веке". Лукреций ведёт последовательный рассказ о том, как люди овладели огнём, изобрели различные орудия труда, придумали легенды и мифы о богах, боялись природы из-за незнания её законов. Отдельные главы поэмы посвящены небесным явлениям, живой природе, физическому развитию человека. Недооценённая современниками, поэма удивляет современного читателя точной научной картиной мира.
Вопрос: Как вы думаете, что позволило Лукрецию написать токе произведение?
Из поэмы Лукреция "О природе вещей"
Я не таю от себя, как это туманно, но острый
В сердце глубоко мне тирс вонзила надежда на славу
И одновременно грудь напоила мне сладкою страстью
К Музам, которой теперь вдохновляемый, с бодрою мыслью
По бездорожным полям Пиэрид я иду, по которым
Раньше ничья не ступала нога. Мне отрадно устами
К свежим припасть родникам и отрадно чело мне украсить
Чудным венком из цветов, доселе неведомых, коим
Прежде меня никому не венчали голову Музы.
Ибо, во-первых, учу я великому знанью, стараясь
Дух человека извлечь из тесных тенёт суеверий,
А во-вторых, излагаю туманный предмет совершенно
Ясным стихом, усладив его Муз обаянием всюду.
В 30-ых годах I века до н.э. в доме Мецената встретились наиболее известные и талантливые поэты нового поколения, среди которых выделялись Вергилий и Гораций. Сам Меценат сделало немало, чтобы приблизить ко двору Октавиана Вергилия - незнатного выходца с севера Италии и Горация - бывшего республиканца, сражавшегося в войсках Брута и Кассия.
"Я пел пастбища, поля, вождей". В этой эпитафии - посмертной надписи на гробнице Публия Вергилия Марона (70-19 г.г. до н.э.) кратко обозначено содержание его трёх поэм. Первые две - "Буколики" и "Георгики" посвящены природе Италии и её пастухам и землевладельцам. Но особую славу Вергилию принесла "Энеида". Поэма писалась как переключать с Гомером с целью создать римский литературный эпос о переселении в Лаций троянского героя Энея - предка Ромула и даже Юлия Цезаря и Октавиана Августа. По греческим источникам в начале "Энеиды"рассказано о падении Трои и спасении из горящего города Энея со ставим отцом Анхизом и маленьким сыном Асканием. Об этом повествует сам Эней царю латинов. По пути на Тибра он пережил немало приключений и опасностей, Встретившись и со Сциллой и Харибдой, и с сиренами. Описаны путешествие Энея в загробный мир и его щит, на котором изображены дела его потомков (в том числе и битва при Акции и триумф Октавиана).
Вопросы: Установите, каким эпизода поэм Гомера конкретно подражает Вергилий. Как в "Энеиде" использованы старинные мифы для "связи с современностью"?
Квинт Гораций Флакк(65-8 г.г. до н.э.) в молодости писал гневные сатиры, обращенные к участникам гражданских войн:
Куда, куда вы валите, преступные,
Мечи в безумье выхватив?!
Неужто мало и полей, и волн морских
Залито кровью римскою...
Ни львы, ни волки так нигде не злобствуют,
Враждуя лишь с другим зверьем!
Ослепли вы? Влечет вас всех неистовство?
Иль чей-то грех? Ответствуйте!
Воцарение Августа, установившего в Риме мир, Гораций также прославлял, посвящая принцепсу оды.
Во всей вселенной, солнце какой бы край
Ни озарило, ты - величайший вождь...
Самое известное стихотворение Горация - "Памятник". Оно посвящено посмертной славе поэта. Самые известные навеян ныне Гоацием "Памятники" написали в русской поэзии Г.Р.Державин и А.С,Пушкин.
Вопрос: Где зародились часто используемые в Риме жанры сатиры и оды? Чем похожи и чем не похожи оды Горация на греческие?
Август покровительствовал поэтам, но лишь тогда, когда они его устраивали. Примером может быть судьба третьего великого стихотворца "века Августа" - Публия Овидия Назона (43 г.до н.э. - 18 г. н.э.). Овидий - автор многих произведений: поэм "Метаморфозы"("Превращения") - о превращениях в природе, мифологии и истории; "Фасты" - о римских календарных традициях и праздниках; различных стихов и поэм на тему любви. В конце правления Августа Овидий был неожиданно сослан в городок Том на Чёрном море (ныне - Констанца в Румынии). Возможно, причиной ссылки стали слишком смелые по отношению к римскому законодательству стихи или подозрение в причастности поэта к кружку критиков императора. Овидий так и умер в ссылке, прислав оттуда в Рим проникновенные "Печальные элегии".
Задание: Сосчитайте, сколько лет прожили Вергилий, Гораций и Овидий.
Видные писатели жили в Риме и в последующие десятилетия ранней Империи. Среди них - Лукан, автор исторической поэмы "Фарсалиада", прославлявшей ушедшие идеалы республики (был погублен Нероном), Ювенала - создатель бытовых сатир, Марциал - мастер эпиграммы, короткого смешного стихотворения в чей-либо адрес.
I век до н.э. - начало нашей эры дали в Риме многих выдающихся учёных. Грек Страбон и испанец Помпоний Мела написали обобщающие труды по географии известных им стран. В "Естественной истории" Плиний Старший исследовал мир природы. Плиний широко использовал наблюдения и опыты с живыми организмами и веществами. Учёный погиб в августе 79 г.н.э. при извержении вулкана Везувий, наблюдая за грозной стихией.
Вопрос: О чём говорит такой факт: Плинию Старшему принадлежала в Риме одна из крупнейших библиотек, в которой в основном находились произведения греческих авторов?
Со времени Цезаря и Августа в Риме появились парадные статуи императоров, уподоблявшихся богам. Так, Август, бывший на самом деле болезненным и хилым, изображался в образе могучего Юпитера. Но наряду с этим существовал глубокий и точный скульптурный и живописный портрет. Среди различных римских бюстов мы видим изображения умудрённого старика, заносчивого юноши, представителей провинций - галла, нумидийца, сирийца. В это время охотно изображали детей - например, мальчика, играющего с гусем. На живописном портрете из погибшего при извержении Везувия города Помпей мы видим образованную женщину, пишущую на дощечке стихи. В восточных провинциях империи погребальный портрет стал заменять мумию.
Описание бури из поэмы Вергилия "Энеида"
(Юнона насылает бурю на море, по которому плывут корабли Энея)
Тучи нежданные вдруг исторгают и день и свод неба
Тевкров из глаз; и на море ночь черная опочивает.
Полюсы загрохотали, эфир частым пламенем блещет,
Неизбежную мужам вокруг представляет все гибель...
...Аквилоном порыв завывавший
Спереди парус срывает и взводень возносит к светилам;
Ломятся весла; потом он корму обращает и волнам
Бок подставляет; вслед грудой отвесная встала гора вод.
Те на вершине волненья висят; этим вал, разверзаясь,
Дно между волнами кажет; кипит на песках бушеванье.
Гораций. "Памятник"
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Авфид - река в Апулии, на родине Горация. Давн - легендарный царь Апулии. Песня Эолии - греческая лирика малоазийского образца.
Из поэтической автобиографии Овидия
Тот я, кто некогда был любви певцом шаловливым.
Слушай, потомство, и знай, чьи ты читаешь стихи.
Город родной мой — Сульмон, водой студеной обильный,
Он в девяноста всего милях от Рима лежит.
Здесь я увидел свет (да будет время известно)
В год, когда консулов двух гибель настигла в бою.
Важно это иль нет, но от дедов досталось мне званье,
Не от Фортуны щедрот всадником сделался я.
Не был первенцем я в семье: всего на двенадцать
Месяцев раньше меня старший мой брат родился...
Рано отдали нас в ученье; отцовской заботой
К лучшим в Риме ходить стали наставникам мы.
Брат, для словесных боев и для форума будто рожденный,
Был к красноречью всегда склонен с мальчишеских лет,
Мне же с детства милей была небожителям служба,
Муза к труду своему душу украдкой влекла...
Сами собою слова слагались в мерные строчки,
Что ни пытаюсь сказать — все получается стих.
Год за годом меж тем проходили шагом неслышным,
Следом за братом и я взрослую тогу надел.
Пурпур с широкой каймой тогда окутал нам плечи,
Но оставались верны оба пристрастьям своим.
Умер мой брат, не дожив второго десятилетья,
Я же лишился с тех пор части себя самого...
Знаться с поэтами стал я в ту пору и чтил их настолько,
Что небожителем мне каждый казался певец...
Слух мне однажды пленил на размеры щедрый Гораций —
Звон авзонийской струны, строй безупречных стихов.
Много писал я тогда, но все, в чем видел изъяны,
Отдал охотно я сам на исправленье огню.
Сжег перед ссылкой и то, что могло бы понравиться людям,
В гневе на собственный дар страсть к стихотворству прокляв.
Эпиграммы Марциала
Квинт в Таиду влюблён. В какую Таиду? В кривую.
Глаз у Таиды один. Квинт же на оба ослеп.
Друг, я взаймы попросил сто тысяч сестерциев дать мне.
Ты мне сказал:"Пустяки! Право, какой разговор?"
Справки наводишь теперь, колеблешься, медлишь неделю,
Мучишь себя и меня. Лучше уж, друг, откажи!
Свидетельство о публикации №222100401314