С мёртвыми на мёртвом языке

Надеждой высшей дух мой возносится,
Хочу я верить, — боги позволили, —
   Что будут звуки этих песен
      Некогда слышны в безвестных странах.
                (Валерий Брюсов. "Ода в духе Горация")

"Cum mortuis in lingua mortua" - это выражение мы вспоминаем, когда ведём речь о римской культуре, изъяснявшейся на "золотой" латыни, сложившейся в конце Республики.

  Некоторые задаются вопросом: неужели римляне принесли в культуру что-то значительное? Они же всё заимствовали у греков!
  Всё, да не всё. Например, все цивилизованные страны создают законодательство на основе римского права. А наш календарь? Он же в своей основе - римский, а не греческий, начиная с  самого слова "календарь" - по первым дням каждого месяца, календам. А новые формы в архитектуре - арка, например?
  Жанр сатиры появился у греков, но римляне сделали его более выразительным. И в изобразительном искусстве есть много свежего и оригинального. А сколько ещё слов пришло в русский язык из латыни! Форум, трибуна, сенат, триумф... А ещё - аквариум, гуманный, лекция, директор, партия, патриот, да и цивилизация! А сам латинский язык? Он до сих пор остаётся международным языком медицины и биологии!

  Древние римляне любили называть тот или иной исторический период "золотым веком". "Золотой век" в культуре Рима оказался между "золотым веком"Республики и "золотым веком" Империи(II в.н.э.) - в периоде смены форм правления, переворотов, диктатур и гражданских войн и сразу после их окончания - при Августе. Очевидно, бурная общественная активность способствовала культурному подъёму. В это время римляне стараются уже не только усвоить эллинское влияние, но создать на его основе что-то оригинальное.
Вопрос: Сколько примерно лет продолжался наивысший подъём римской культуры?
  Конечно, условия развития науки, литературы, искусства в Риме тех времён имели свои особенности - оно зависело от подачек нобилитета, покровительства правителей. Нарицательным стало имя семьи Меценатов - богачей, собиравших в I в.н.э. у себя в доме цвет учёных и талантливых людей.
Вопрос: В каком значении в новое время употребляется слово "меценат"?

  В I веке н.э. римляне полностью усвоили технические новшества эллинистического мира и продолжили их усовершенствование. В городах Италии и провинциях создавалась сложная система водопроводов, доставляющих воду по спускам из чистых ручьёв и речек окрестных гор. Под жёлобом-водоводом строились высокие стены и мосты через реки и дороги.
  Римские мосты строились на основе соединения полукруглых арочных пролётов. Арки и здания с их применением строились и на городских улицах. Со времён Августа вместо временных триумфальных ворот стали строиться мраморные триумфальные арки с полуколоннами-пилястрами и изображениями богов.

  В первые десятилетия I века до н.э. в Риме появилось немало лирических поэтов - авторов элегий, любовных посланий и злободневных политических стихов. Среди них современники и потомки наиболее выделяли Катулла. Поэт прославился стихами, обращёнными к своей возлюбленной - знатной даме Клодии, называемой им на греческий манер Лесбия, то благосклонной к нему, то равнодушной и обманчивой. В образно отточенных стихах Катулл резко нападает на многих современников - участников борьбы за власть и различных политических интриг.
Вопрос: Попробуйте установить, кому из греческих поэтов мог подражать Катулл.
  Катулл прожил очень мало, как и Лукреций Кар - автор большой поэмы "О природе вещей", занимающей особое место в римской литературе. В красочных образных стихах (впервые применив в латинском языке гексаметры)Лукреций изложил учение о природе и человеке Эпикура, взгляды которого он разделял. Поэт и мыслитель впервые разделили историю человечества на каменный, бронзовый и железный век и отказался от представления о древнейшая прошлом как о сказочном "золотом веке". Лукреций ведёт последовательный рассказ о том, как люди овладели огнём,  изобрели различные орудия труда, придумали легенды и мифы о богах, боялись природы из-за незнания её законов. Отдельные главы поэмы посвящены небесным явлениям,  живой природе, физическому развитию человека. Недооценённая современниками, поэма удивляет современного читателя точной научной картиной мира.
Вопрос: Как вы думаете, что позволило Лукрецию написать токе произведение?

               Из поэмы Лукреция "О природе вещей"
Я не таю от себя, как это туманно, но острый
В сердце глубоко мне тирс вонзила надежда на славу
И одновременно грудь напоила мне сладкою страстью
К Музам, которой теперь вдохновляемый, с бодрою мыслью
По бездорожным полям Пиэрид я иду, по которым
Раньше ничья не ступала нога. Мне отрадно устами
К свежим припасть родникам и отрадно чело мне украсить
Чудным венком из цветов, доселе неведомых, коим
Прежде меня никому не венчали голову Музы.
Ибо, во-первых, учу я великому знанью, стараясь
Дух человека извлечь из тесных тенёт суеверий,
А во-вторых, излагаю туманный предмет совершенно
Ясным стихом, усладив его Муз обаянием всюду.

  В 30-ых годах I века до н.э. в доме Мецената встретились наиболее известные и талантливые поэты нового поколения, среди которых выделялись Вергилий и Гораций. Сам Меценат сделало немало, чтобы приблизить ко двору Октавиана Вергилия - незнатного  выходца с севера Италии и Горация - бывшего республиканца, сражавшегося в войсках Брута и Кассия.
  "Я пел пастбища, поля, вождей". В этой эпитафии - посмертной надписи на гробнице Публия Вергилия Марона (70-19 г.г. до н.э.) кратко обозначено содержание его трёх поэм. Первые две - "Буколики" и "Георгики" посвящены природе Италии и её пастухам и землевладельцам. Но особую славу Вергилию принесла "Энеида". Поэма писалась как переключать с Гомером с целью создать римский литературный эпос о переселении в Лаций троянского героя Энея - предка Ромула и даже Юлия Цезаря и Октавиана Августа. По греческим источникам в начале "Энеиды"рассказано о падении Трои и спасении из горящего города Энея со ставим отцом Анхизом и маленьким сыном Асканием. Об этом повествует сам Эней царю латинов. По пути на Тибра он пережил немало приключений и опасностей,  Встретившись и со Сциллой и Харибдой, и с сиренами. Описаны путешествие Энея в загробный мир и его щит,  на котором изображены дела его потомков (в том числе и битва при Акции и триумф Октавиана).
Вопросы: Установите, каким эпизода поэм Гомера конкретно подражает Вергилий. Как в "Энеиде" использованы старинные мифы для "связи с современностью"?
  Квинт Гораций Флакк(65-8  г.г. до н.э.) в молодости писал гневные сатиры, обращенные к участникам гражданских войн:
Куда, куда вы валите, преступные,
Мечи в безумье выхватив?!
Неужто мало и полей, и волн морских
Залито кровью римскою...
Ни львы, ни волки так нигде не злобствуют,
Враждуя лишь с другим зверьем!
Ослепли вы? Влечет вас всех неистовство?
Иль чей-то грех? Ответствуйте!
  Воцарение Августа, установившего в Риме мир, Гораций также прославлял, посвящая принцепсу оды.
Во всей вселенной, солнце какой бы край
Ни озарило, ты - величайший вождь...
  Самое известное стихотворение Горация - "Памятник". Оно посвящено посмертной славе поэта. Самые известные навеян ныне Гоацием "Памятники" написали в русской поэзии Г.Р.Державин и А.С,Пушкин.
Вопрос: Где зародились часто используемые в Риме жанры сатиры и оды? Чем похожи и чем не похожи оды Горация на греческие?
  Август покровительствовал поэтам, но лишь тогда, когда они его устраивали. Примером может быть судьба третьего великого стихотворца "века Августа" - Публия Овидия Назона (43 г.до н.э. - 18 г. н.э.). Овидий - автор многих произведений: поэм "Метаморфозы"("Превращения") - о превращениях в природе, мифологии и истории; "Фасты" - о римских календарных традициях и праздниках;  различных стихов и поэм на тему любви. В конце правления Августа Овидий был неожиданно сослан в городок Том на Чёрном море (ныне - Констанца в Румынии). Возможно,  причиной ссылки стали слишком смелые по отношению к римскому законодательству стихи или подозрение в причастности поэта к кружку критиков императора. Овидий так и умер в ссылке, прислав оттуда в Рим проникновенные "Печальные элегии".
Задание: Сосчитайте,  сколько лет прожили Вергилий, Гораций и Овидий.
  Видные писатели жили в Риме и в последующие десятилетия ранней Империи. Среди них - Лукан, автор исторической поэмы "Фарсалиада", прославлявшей ушедшие идеалы республики (был погублен Нероном), Ювенала - создатель бытовых сатир, Марциал - мастер эпиграммы, короткого смешного стихотворения в чей-либо адрес.

  I век до н.э. - начало нашей эры дали в Риме многих выдающихся учёных. Грек Страбон и испанец Помпоний Мела написали обобщающие труды по географии известных им стран. В "Естественной истории" Плиний Старший исследовал мир природы. Плиний широко использовал наблюдения и опыты с живыми организмами и веществами. Учёный погиб в августе 79 г.н.э. при извержении вулкана Везувий, наблюдая за грозной стихией.
Вопрос: О чём говорит такой факт: Плинию Старшему принадлежала в Риме одна из крупнейших библиотек, в которой в основном находились произведения греческих авторов?

  Со времени Цезаря и Августа в Риме появились парадные статуи императоров, уподоблявшихся богам. Так, Август, бывший на самом деле болезненным и хилым, изображался в образе могучего Юпитера. Но наряду с этим существовал глубокий и точный скульптурный и живописный портрет. Среди различных римских бюстов мы видим изображения умудрённого старика, заносчивого юноши, представителей провинций - галла, нумидийца, сирийца. В это время охотно изображали детей - например, мальчика, играющего с гусем. На живописном портрете из погибшего при извержении Везувия города Помпей мы видим образованную женщину, пишущую на дощечке стихи. В восточных провинциях империи погребальный портрет стал заменять мумию.

           Описание бури из поэмы Вергилия "Энеида"
  (Юнона насылает бурю на море, по которому плывут корабли Энея)
             Тучи нежданные вдруг исторгают и день и свод неба
             Тевкров из глаз; и на море ночь черная опочивает.
             Полюсы загрохотали, эфир частым пламенем блещет,
             Неизбежную мужам вокруг представляет все гибель...
                ...Аквилоном порыв завывавший
             Спереди парус срывает и взводень возносит к светилам;
             Ломятся весла; потом он корму обращает и волнам
             Бок подставляет; вслед грудой отвесная встала гора вод.
             Те на вершине волненья висят; этим вал, разверзаясь,
             Дно между волнами кажет; кипит на песках бушеванье.

                Гораций. "Памятник"
Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд
Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид ропщет, где Давн, скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,
Первым я приобщил песню Эолии
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
  Авфид - река в Апулии, на родине Горация. Давн - легендарный царь Апулии. Песня Эолии - греческая лирика малоазийского образца.

               Из поэтической автобиографии Овидия
Тот я, кто неко­гда был люб­ви пев­цом шалов­ли­вым.
Слу­шай, потом­ство, и знай, чьи ты чита­ешь сти­хи.
Город род­ной мой — Суль­мон, водой студе­ной обиль­ный,
Он в девя­но­ста все­го милях от Рима лежит.
Здесь я увидел свет (да будет вре­мя извест­но)
В год, когда кон­су­лов двух гибель настиг­ла в бою.
Важ­но это иль нет, но от дедов доста­лось мне зва­нье,
Не от Фор­ту­ны щед­рот всад­ни­ком сде­лал­ся я.
Не был пер­вен­цем я в семье: все­го на две­на­дцать
Меся­цев рань­ше меня стар­ший мой брат родил­ся...
Рано отда­ли нас в уче­нье; отцов­ской заботой
К луч­шим в Риме ходить ста­ли настав­ни­кам мы.
Брат, для сло­вес­ных боев и для фору­ма буд­то рож­ден­ный,
Был к крас­но­ре­чью все­гда скло­нен с маль­чи­ше­ских лет,
Мне же с дет­ства милей была небо­жи­те­лям служ­ба,
Муза к тру­ду сво­е­му душу украд­кой влек­ла...
Сами собою сло­ва сла­га­лись в мер­ные строч­ки,
Что ни пыта­юсь ска­зать — все полу­ча­ет­ся стих.
Год за годом меж тем про­хо­ди­ли шагом неслыш­ным,
Сле­дом за бра­том и я взрос­лую тогу надел.
Пур­пур с широ­кой кай­мой тогда оку­тал нам пле­чи,
Но оста­ва­лись вер­ны оба при­стра­стьям сво­им.
Умер мой брат, не дожив вто­ро­го деся­ти­ле­тья,
Я же лишил­ся с тех пор части себя само­го...
Знать­ся с поэта­ми стал я в ту пору и чтил их настоль­ко,
Что небо­жи­те­лем мне каж­дый казал­ся певец...
Слух мне одна­жды пле­нил на раз­ме­ры щед­рый Гора­ций —
Звон авзо­ний­ской стру­ны, строй без­упреч­ных сти­хов.
Мно­го писал я тогда, но все, в чем видел изъ­я­ны,
Отдал охот­но я сам на исправ­ле­нье огню.
Сжег перед ссыл­кой и то, что мог­ло бы понра­вить­ся людям,
В гне­ве на соб­ст­вен­ный дар страсть к сти­хотвор­ству про­кляв.

Эпиграммы Марциала
Квинт в Таиду влюблён. В какую Таиду? В кривую.
Глаз у Таиды один. Квинт же на оба ослеп.

Друг, я взаймы попросил сто тысяч сестерциев дать мне.
Ты мне сказал:"Пустяки! Право, какой разговор?"
Справки наводишь теперь, колеблешься, медлишь неделю,
Мучишь себя и меня. Лучше уж, друг, откажи!


Рецензии