Мезолит и неолит

Литература:
С.Каратов. Быстроногий Джар. Каменный исполин. М.1993.
С.Писарев. Повесть о Манко Смелом - охотнике из племени Береговых Людей. М.1993.
А.Линевский. Листы каменной книги. М. 2017.
А.Волков. Пятнадцать тысяч лет до нашей эры. Первый корабль.
А.Окладников. Олень Золотые рога. М.2013.
Б.Брентьес. От Шанидара до Аккада. М.1976.
Г.Лонгфелло. Песнь о Гайавате. Разные издания.
В.Санги. Песнь о нивхах. М.1989.
А.Леонтьев. Путешествие по карте языков мира. М. 2008.
В Мироглов. Голоса тишины. М.Золотарёв. Бронзовый топор. Нижний Новгород. 1995.
К.Моисеева. Волшебная антилопа. Разные издания.
А.Кондратов. Великий потоп. М.1984.
Дж.Бибби. В поисках Дильмуна. М. 1984.
Х.Кинк. Египет до фараонов. М. 2010.

...Шел он как-то за зверем на луг,
Нес в руке крутосогнутый лук,
И направлена в зверя была
Остроточенная стрела.
            (Феликс Розинер)


  Значительное улучшение жизни родовых общин совпало по времени с изменениями климата в благоприятную сторону. Примерно 13 тысяч лет назад ледники в Северном полушарии начали значительно отступать.  Постепенно теплее становился климат, прогревалась почва.  Далеко на север шагнули теплолюбимые растения.  В глубине северных лесов,  на берегах морей ледник оставил за собой отложения каменных глыбы - валуны, глубокие воронки на месте стаявшего льда, многочисленные озёра Швеции, Финляндии, Карелии, Эстонии, Русского Севера. Оказались затоплены участки суши, в том числе перешеек между Азией и Северной Америкой.
  Климат в северных районах Евразии и Америки на несколько тысяч лет стал даже теплее,  чем сейчас. Люди начали двигаться на север вслед за крупными стадами животных. Вымерли мамонты, шерстистые носороги,  пещерные медведи.
Вопрос Как ты думаешь,  почему вымерли эти звери?
  Зато выросли стада копытных животных и стаи птиц. Чтобы поймать быстро бегающую или летающий дичь, охотникам нужно было проходить большие расстояния. Чаще стали применять лёгкое копьё - дротик.
  Люди изобрели плот,  на котором можно было преодолеть реку. В болотистой местности появились посёлки на сваях. На пловучих средствах новая волна переселенцев проникла через пролив в Америку
(считается, что впервые люди попали на Американский континент ещё более 20 тысяч лет назад через перешеек).
  Новые условия жизни человечества, его расселение по всей Земле (кроме Антарктиды) открыли новый период первобытной истории. Время от 13 до 9 тысяч лет назад называют мезолит (средний каменный век).
Вопросы Сколько тысяч лет продолжался мезолит? Сравните продолжительность нижнего,  верхнего палеолита и мезолита и сделайте вывод.

  Каждое племя занимало теперь значительную территорию - бассейн реки средней величины, берег моря, плодородную равнину. Между различными родами существовала постоянная система сообщения. Уже недостаточно было пробраться через лесные тропы или переплывать реку на плоту с шестом. По крайней мере 10 тысяч лет назад некоторые племена уже изобрели лодку, Первоначально её делали из коры или выдалбливали из широкого бревна. В лодку на дно садился один человек, правя шестом, который постепенно стал веслом с лопатками. Позднее появилась многоместная лодка, типа индейской пироги. В случае необходимости на такие лодки погружался весь род.
Задание: Расскажите о том, для чего пригодилась людям лодка. В чём её преимущество перед плотом?
  В условиях северной снежной зимы связи между родичами и охоте в лесу служили лыжи. Первоначально просто привязывали к ногам гладкие дощечки. Такие лыжи обнаружили на стоянках послеледникового времени.

  Для строительства деревянных жилищ, плотов и лодок требовались удобные каменные заострённые орудия, которыми легче рубить деревья и разделывать брёвна. В послеледниковое время было освоено сверление дерева костяным сверлом. Первоначально его вращали в руках, а затем (7 тысяч лет назад) появился настоящий сверлильный станок.
  Заострённый камень, вставленный в деревянную рукоятку, держался крепче, чем привязанный к ней. Так появился хорошо знакомый нам вид топора.
  Люди конца каменного века уже знали костяную пилу с деревянными рукоятками, инструменты для шлифовки дерева и камня с помощью песка.

  По обширным лугам и степям, раскинувшимся в Евразии, на большие расстояния перемещались в поиске добычи десятки охотников. Дротик настигает пустившееся в бегство копытное животное и взлетевшую птицу, но далеко убежавшая или улетевшая добыча становятся недоступны и для него. А при отсутствии крупных зверей надо изыскивать новые способы охоты.
  Пробираясь сквозь густые заросли деревьев и кустарников, люди давно заметили у веток свойство упругости. Натянув ветку на деревянный или костяной брус, отпуская с неё заострённую стрелу, получили лук.
Вопрос: Почему лук оказался наиболее подходящим оружием для охоты на мелких животных и птиц?
  С помощью стрел, как и огня, люди стали также передавать сигналы об опасности и даже свататься в другой род. (Вспомните сказку о царевне-лягушке!) Упадёт стрела на землю другого рода и первая девушка, которая её увидит, должна её поднять, поднести стрелкУ - и играется свадьба. В народной памяти долго оставался этот обычай сватовства. Так попал он в сказку.

  Изменения в жизни людей, освоение новых пространств привело к значительном увеличению численности человечества (более 10 миллионов). С веками,  тысячелетия ми от одного рода отделялись, как отросток,  новые родовые ветви, селившиеся вблизи от родины предков. У них оставались с сородичами общие обычаи, предания,  основные занятия. Продолжались контакты и браки. Такую общность родов, происходивших от одних предков,  живую в определённом районе, называют племенем.
  Со временем между различными племенами накапливались различия в росте,  цвете волос,  чертах лица в соответствии с их образом жизни.
Задание Поробуйте предположить,  чем отличались друг от друга внешне племена лесных охотников и племя прибрежных людей.
  Самым существенным различием между разными группами племён стало отличие их речи. Образовались различные языки,

  С каждым веком жизнь людей всё более обогащалась, а их орудия труда совершенствовались. С появлением совершенных топоров, костяных ножей, лодок и древнейших кораблей, лука и стрел начался новый период первобытности, выделяемый археологами. Он получил название неолит ("новый каменный век"). Неолит начался примерно 8 тысяч лет назад и продолжался у разных племён до тех пор, пока основные орудия оставались каменными(у развитых племён - до 6тысяч лет назад, а на Севере, у отдельных племён Африки(например, бушменов)и аборигенов Австралии неолит продолжался ещё два века назад...
Вопрос: Чем ты объяснишь разное время продолжительности неолита у разных племён?

Первый посева пример и образчик прививки деревьев
 Был непосредственно дан природою, все создающей:
 Ягоды, желуди, вниз упадавшие наземь с деревьев,
 Густо роясь у корней, своевременно все вырастали.
 Это и подало мысль прививать к деревьям отростки
 И на полях насаждать молодые отводки растений.
 Всячески стали затем обрабатывать милое поле
 И замечали тогда, что на нем от ухода за почвой
 Диких растений плоды получались нежнее и слаще.
 День ото дня отходить заставляли леса на высоты
 И по долинам места уступать возделанным пашням...

                Лукреций Кар. "О природе вещей"

  Должно быть, ещё в незапамятные времена человек задумывался, как вырастают деревья, кустарники и травы. Конечно, люди видели их рост из семян и черенков. Но, не обладая развитыми орудиями труда, они долгое время ограничивались лишь сбором съедобной растительной пищи, не пытаясь самим что-либо выращивать. Да и не оставалось на это времени после многодневных изматывающих охот и постоянной борьбы с трудными природными условиями и защиты от хищников.
  Но вот человек научился быстро добывать зверя на охоте и благоустроил свою жизнь так, что она меньше зависела от природы.
Вопрос: Перечислите новые умения и орудия труда, способствовавшие этому.
  Это позволило перейти от одного лишь пользования природными продуктами к попыткам самим постоянно обеспечивать себя ими. Впрочем, сначала женщины только ухаживали за дикими растениями - поливали их водой, окапывали палками.

  Горошины и зёрна бобов легко прорастают в обычной чашке или стакане с водой. И их стебли могут виться прямо по стене домов. Значит, люди могли высадить в землю уже проросшие зёрна прямо у своих хижин или глинобитных домиков и закрепить вьющиеся стебли по стене. А что можно сделать с горохом или с бобами? Сварить суп. А можно и так съесть. Поэтому для древнейших земледельцев это стало самой обычной пищей. Горох был настоящим царём Горохом! Вот откуда выражение "Это было ещё при царе Горохе", то есть очень давно! Так было, пока царём не стал хлеб.

  До сих пор идут споры: какие растения люди научились выращивать раньше всего, и где это произошло? Уже в жилищах и могильниках людей, живших около 11-10 тыс. лет назад в районе Средиземного моря и особенно на его восточных берегах в Передней Азии, археологи находят остатки окультуренных растений. Средиземноморье - родина пшеницы, ячменя, бобовых, винограда, масличных деревьев. Вероятно, здесь раньше всего удалось искусственно вырастить горох и бобы.

  Позднее, также в Передней Азии, стали учиться разводить злаковые растения - просо и ячмень. Их зёрна, сами по себе не очень вкусные, до поры до времени особо не привлекали внимание.
Вопрос: Что нужно было сделать, чтобы понять ценность этих растений?
  Поджарив муку, вытолоченную из зёрен камнями-жерновами, древнейшие пекари получали вкусный хлеб. Зёрна стали сажать в ямки, выкопанные палкой с изогнутым острым наконечником - мотыгой. Для сбора колосьев изобрели серп, бывший вначале костяным или каменным. Вскоре смогли выращивать и более прихотливую пшеницу. Для злаков требовалось уже значительное пространство, которое получали, выкорчёвывая сорные травы.
  В Восточной Азии роль гороха сыграло другое бобовое растение - соя, а наряду с просом "хлебом" стал рис. Позднее и люди, жившие в Центральной Америке, стали сеять кукурузу(маис).

  В конце мезолита(около 10 тысяч лет назад) охотники стремились усовершенствовать способы добычи зверя. Дикие собаки, жившие в лесах, часто предупреждали своим лаем о приближении крупного зверя. Собаки подходили близко к человеческому жилью, подъедая остатки пищи.
  Сначала собак приманивали пищей, чтобы они помогали человеку на охоте. Заметили и другое умение собак: бежать по следу, вынюхивать дичь. У мужчин уже было время отдохнуть от охоты и заняться чем-то другим. И они стали брать себе щенков и выращивать их у себя в жилише. Теперь собаки сторожили жильё. В голодные годы люди ели и их мясо. Приручение собак настолько распространилось среди различных племён, что вы природе не осталось и диких сородичей (знаменитые динго в Австралии - это одичавшие собаки, завезённые туда когда-то из Восточной Азии).

  Племена, по-прежнему занимавшиеся лишь охотой и собирательством, долгое время разводил, как домашних животных, только собак. Земледельцы посылали людей уже не только охотиться, но и приручать мелких, доверчивых к человеку, животных для того, чтобы постоянно иметь материал для одежды, мясо и молоко.
  Вторым прирученным животным, судя по обнаруженным у жилищ людей костям, была свинья. Это животное, как и собака, очень хорошо поддаётся дрессировке, имеет прекрасный нюх. К тому же свинья очень неприхотлива, не требует особых условий жизни, ест бобовые - пищу древнейших земледельцев. Да и дикий кабан встречался почти повсеместно.
Вопрос: Что дала людям свинья?
  В начале неолита, одновременно с распашкой больших площадей земли под возделывание злаков, люди приручили овец и коз. Вероятно, они паслись на уже истощённых после сбора урожая полях, превращённых в луга.
Вопрос: А что дали человеку эти животные?
  Одежда из шерсти и щетины была тоньше и удобнее, чем медвежьи или лисьи шкуры. Люди чаще стали пить молоко, научились из него варить сыр, простоквашу, взбивать масло, стали подкладывать в пищу свиное сало.

  Теперь мы подошли к выводу о значительных изменениях в жизни людей. Переход к земледелию и скотоводству учёные даже называют неолитической революцией.
  В неолите люди уже перестали бояться природы и существенно зависеть от неё.
Задание: Докажите.
  Раньше люди лишь брали от природы то, что в ней имелось (добытых животных, собранные части растений). Теперь они сами воспроизводили в своём хозяйстве одомашненные растения и животных. Поэму земледельческо-скотоводческое хозяйство называют производящим.
  Но люди неолита производили уже не только растительные и животные продукты.

  Люди неолита наряду с земледелием и скотоводством стали осваивать ещё одно занятие - ремесло, изготовление руками или при помощи орудий труда разнообразных изделий. Группы людей стали тратить на это гораздо больше времени, чем раньше.
Вопрос: Как ты думаешь, почему появилось время что-либо мастерить?

  Лёгкие мотыга и серп считались женскими орудиями труда. Женщины, ранее занимавшиеся собирательством, в основном стали заниматься и земледелием - делом, очень быстро ставшим наиболее почётным. Многие ремёсла также были женскими занятиями.
Вопросы: Почему земледелие считалось наиболее почётным занятием? Каким ещё почётным занятием продолжали заниматься женщины?
  Мужчины - охотники, рыболовы, строители жилищ - в период неолита во всём подчинялись женщинам. Женщины, как правило, были вождями племён. Это был матриархат - по-гречески "власть женщин". Главным божеством у многих племён стала Земля-Мать, прародительница человеческого рода(например, Гея у предков греков, Цзянь Юань у предков китайцев и Нередь или Мокошь у праславян).

  Можно заметить, что постепенно наиболее значительные и требующие большого труда занятия стали обязанностью не женщин, как раньше, а мужчин.
Вопрос  Перечислите такие занятия.
  У развитых племён почитаемыми людьми в роде стали кузнец, пахарь-плугарь, гончар,  кожевник.  В скотоводстве выделились мужчины, разводившихся крупных животных - быков, буйволов,  волов, дававших, кроме мяса и молока, кожу и впрягаемых в плуг.
  С переходом к медно-каменному веку власть женщин в племени (матриархат) сменилась властью мужчин (патриархат). Старейшины и вожди избирались при патриархате только из мужчин, они же постепенно стали единственными участниками племенной с ходов и собраний,  на которых решались важные вопросы. Род также стал вестись только по мужской линии.

  В условиях производящего хозяйства людям не обязательно было уже жить большими родами. Каждая семья сама могла содержать участок земли, обрабатывал её плуг ом или мотыга год,  огород, разводить скот, жить в отдельном жилище. Вместе родичи совершали теперь только наиболее важное - определяли отношения внутри племени,  вырубали леса, ходили на промысел и т.д.
  Однако даже в самых плодородную стенах участки земли у отдельных семей оказывались неполноценными - одни лучше, другие хуже.  Да и трудоспособность одной семьи могла оказаться больше, чем у другой. Так одни люди начинают жить богаче, а другие - беднее. Богатые люди, получая большой урожай,  могли приобрести у ремесленников больше изделий и одежды...
  Особенно обогатились старейшины родов и вожди. Ведь им дарили лучшую землю,  а также много подарков от сородичей и соседей.  Нередко вождями становился теперь наиболее богатый и влиятельный старейшина. Для усиления своей власти вожди стали чаще совершать во главе мужчин-общинников набеги на соседей.  Лучшую добычу они присваивали себе.
  В ходе на беговые и войн племя могло захватит пленников. У вождей  появилась возможность использовать их труд - невольники выполняли наиболее грязную или тяжёлую работу. Так возникло рабство.
  С ростом неравенства у общинников развитых племён начал распадаться первобытнообщинный строй. Так было прежде всего в странах субтропического климата,  в долинах крупных рек и на морских побережьях, это произошло 6-4 тысячи лет назад. В странах с менее благоприятным климатом люди ещё долго оставались жить по-прежнему. Усилилась неравномерность в развитии различных племён и стран.

     Изготовление пироги у индейцев Северной Америки (из поэмы Г.Лонгфеллло "Песнь о Гайавате")

...И ножом кору березы
Опоясал Гайавата
Ниже веток, выше корня,
Так, что брызнул сок наружу;
По стволу, с вершины к корню,
Он потом кору разрезал,
Деревянным клином поднял,
Осторожно снял с березы.
...  И, срубивши сучья кедра,
Он связал из сучьев раму,
Как два лука, он согнул их,
Как два лука, он связал их.
...  Из земли он вырвал корни,
Вырвал, вытянул волокна,
Плотно сшил кору березы,
Плотно к ней приладил раму.
  "Дай мне, Ель, смолы тягучей,
Дай смолы своей и соку:
Засмолю я швы в пироге,
Чтоб вода не проникала,
Не сочилася в пирогу!"
  Как шуршит песок прибрежный,
Зашуршали ветви ели,
И, в своем уборе черном,
Отвечала ель со стоном,
Отвечала со слезами:
"Собери, о Гайавата!"
  И собрал он слезы ели,
Взял смолы ее тягучей,
Засмолил все швы в пироге,
Защитил от волн пирогу.
...  Так построил он пирогу
Над рекою, средь долины,
В глубине лесов дремучих,
И вся жизнь лесов была в ней,
Все их тайны, все их чары:
Гибкость лиственницы темной,
Крепость мощных сучьев кедра
И березы стройной легкость;
На воде она качалась,
Словно желтый лист осенний,
Словно желтая кувшинка.

  Орудия труда у камчатских ительменов(камчадалов) (Из "Описания земли Камчатки" С.П.Крашенинникова)
  ...Топоры  них делались из оленьей и китовой кожи, также и из яшмы, наподобие клина, и привязывались ремнями к кривым топорищам плашмя... Ими они долбили лодки свои, чаши, корыта и прочее, однако с таким трудом и с таким продолжением времени, что лодку три года надлежало им делать, а чашу большую не меньше года...
  Ножи они делали из горного зеленоватого или дымчатого хрусталя наподобие ланцов остроконечные и насаживали их на черенье деревянное. Из того же хрусталя бывали у них стрелы, копья и ланцеты, которыми кровь и поныне пускают. Швальные иглы делали они из собольих когтей и шили ими не токмо платье и обувь,но и подзоры весьма искусно.

                Первые многовёсельные корабли
  В Шотландии (залив Фев-оф-Форт) из-под воды был извлечён многоместный чёлн, изготовленный около 8 тысяч лет назад. Он считается древнейшим на Земле кораблём.
  А на скале на берегу Скандинавского полуострова на севере Европы найдено древнейшее изображение судна и кормилом и даже мачтой с парусом, укреплённой канатами. На берегу изображён и человек с веслом. Рисунок лишь на полтысячелетия моложе челна из Шотландии. Этот корабль изображён на обложке нашего учебника.

                Царь-Просо (китайская легенда)
  Людям не хватало на земле пищи. Тогда праматерь людей Цзянь Юань отнесла на землю своего сына.
  Младенца подобрало стадо буйволов. Буйволицы вскормили его молоком. Затем птицы принесли его в большое гнездо. Наконец, малыш приподнялся и пополз на луг. Хотя он был мал, но наделён разумом мудреца. Подобрав себе по силам палку с сучком, он стал царапать ею влажную землю. В образовавшиеся борозды он сыпал зёрна, каким кормили его птицы.
  Через несколько месяцев люди увидели на лугу выросшее просо и другие растения. Раздвинулись колосья, и перед ними появился чудесный младенец. Люди назвали его "Хоу-Цзы" - "Царь-Просо" и научились у него пахать, сеять и очищать землю от сорняков.
Вопрос: Что в этой легенде придумано, а что - правда? Почему люди приписывали изобретение земледелия богам?


Рецензии