На аренах древней Олимпии

Литература:
Я.Вилькин. Откуда пошла Олимпиада. Минск. 1980.
Я.Парандовский. Олимпийский диск. М. 1979.
А.Усова. Маленький гончар из Афин. М. 1963.
К. Колобова, Е. Озерецкая. Олимпийские игры. М. 1958.
Е.Озерецкая. Олимпийские игры. Разные издания.
И.Головня. Олимпионик из Ольвии. М. 2019.

Сердце моё,
Ты хочешь воспеть наши игры?
Не ищи в полдневном пустынном эфире
Звёзд светлей, чем блещущее солнце,
Не ищи состязаний, достойней песни,
Чем Олимпийский бег.
                (Пиндар. I Олимпийская ода)

  Олимпийские игры - пример того, как древняя традиция может возродиться и жить в наши дни. Современные Олимпиады существуют уже более ста лет и проходят, как и в древности, раз в четыре года.
  В древней Греции Олимпиада была не только состязаниями атлетов, но всеобщей встречей эллинов из разных государств. И сейчас Олимпийские игры - всемирная встреча не только спортсменов, но и деятелей культуры, туристов, а часто - и государственных деятелей. И заповедь основателя современных Игр Пьера де Кубертена "О спорт, ты - мир!" продолжает традиции древнего олимпийского перемирия...

  Вопрос: Вспомните, кем и когда,согласно легенде, были осоапны Олимпийские игры. Почему они носили такое название, в каком месте проходили?
  Со времён образования новых греческих государств-полисов в VIII в.в. до н.э. в Элладе происходили крупнейшие из атлетических игр - Олимпийские.  Вообще-то в Греции были и другие спортивные игры - Истмийские в Коринфе, Немейские в честь Геракла, Пифийские в Дельфах. Но именно праздник Зевса в Олимпии, отмечакшийся раз в четыре года, в первой половине лета, стал местом всеобщей значимости. Где бы ни жили эллины - в самой ли Греции, на берегах Понта Эвксинского, в плодородной Сицилии или на Кипре - они воспринимали Олимпиаду как праздник единения всего своего мира. С тех пор, как игры стали общегреческими, на все полисы Эллады и колонии распространялось олимпийское перемирие - запрещение вести войны в течение двух недель до игр, самих игр и двух недель после них.
  Эллины говорили:"В здоровом теле - здоровый дух". Принять участие в Олимпиаде имели право все граждане-мужчины и отдельно - юноши. Правда, в течение месяца перед соревнования в Олимпии отбирали лишь немногих - самых сильных и ловких. Женщины не только не имели право участвовать в играх,  но не допускается на них под страхом смерти и как зрители; метеки, рабы и иностранцы-"варвары" могли лишь наблюдать первенство.
  Вопрос: Было лишь одно нарушение олимпийского перемирия спартанцами,  за что они поплатились неучастием в двух дальнейших Играх. Подумайте,  почему греки больше не нарушали мир.
 
  За некоторое время до Олимпиады вся Эллада проходила в движение. После того,  как специальные скороходы-глашатаи извещает о приближении священных игр и необходимости соблюдать перемирие, все,кто хотел участвовать в играх или взглянуть на них, устремлялись в Олимпию. Ехали на колесницах и верхом состоятельные люди, шли пешком бедняки, плыли с островов или из заморских колоний корабли,  для которых устраивала гавань в устье реки Алфей. Люди, облечённые властью,  ехали поддержать земляков, купцы спешили выгодно поторговать. Выступать перед сообщения качественные камин приезжали поэты,учёные, известные ораторы.
  Вопрос: Почему поэту илиучёному было почётно и важно побывать  на играх?
  Ко дню открытия соревнований Олимпия напоминала огромный лагерь с навесами и палатками. В VI-V  веках до н.э. для почётных гостей построили специальную трибуну; остальные зрители располагались на холмах, Были построены деревянные,  а затем каменные храмы в честь Зевса и Геры. В храме Геры хранился диск из золота и слоновой кости, на котром был записан договор об олимпийском перемирии,  свободном въезде в Олимпию и за решении появляться здесь вооружённым людям.
 Игры открывали элланодики - заменившие в Элиде царя архонты. Они руководили жертвоприношением Зевсу и другим богам. Затем жрица - единственная в Олимпии женщина - зажигала Олимпийский огонь - факел от солнечных лучей. Участники состязаний, их родственники и наставники, судьи приносили присягу на честность и добросовестность. На видное место вродружался список участников первенств с указанием имени атлета, имени его отца и его города.

  К концу VI в. до н. э. поначалу однодневные, затем трёхдневные  игры дошли до пяти дней. От 400 до 600 олимпийцев пробовали себя в разнообразных видах программы. Самым коротким был бег на 1 стадий (192 метра). Дорожку для такого бега стали называть "стадион". В пентатлон - пятиборье входили также прыжки в длину с тяжестями в руках, метание диска и копья и борьба. Проводились скачки наездников,  бег в доспехах, кулачный бой, состязания колесниц. Юноши выступали только в беге и прыжках.
  Многое на Олимпийских играх не было похоже на современные спортивные турниры. Участники выходили состязаться обнажёнными (от "гимнос" - "обнажённый" произошло слово "гимнастика"), натирая тело оливковым маслом. В панкратии - комбинации кулачного боя и борьбы - сражались голыми руками, нередко нанося сопернику тяжёлые увечья. Самыми зрелищными,  но и опасными были гонки колесниц пл ипподрому - овальной площадке,  где на поворотах стояли каменные столбы, называвшиеся "Лошадиный Ужас". При проходе мимо столба кони могли понести, испугавшись падавшей на них тени, и опрокинуть колесницу. При этом победителем,  получавших награду, считался не рисковавший жизнью возница,  а богатый хозяин лошадей.
  Сразу после окончания соревнований глашатай, оборачиваясь вокруг, провозглашенной победителя -олимпионика и украшали его пальмовой ветвью и красными лентами. Высшей наградой считался оливковый венок,  вручаемый в полдень на пятый день игр в храме Зевса. Имена олимпиоников в заносились на мраморную доску; позднее в долине Алфея ставились их статуи.
  Вопрос:  Как вы думаете, что больше чего ценили в Греции в человеке,  судя по тому, как проходили Олимпийские игры?

  Прощальным праздником Олимпиада заканчивалась.  Гасился священный огонь, и наступал новое четырёхлетие такой-то по счёту  Олимпиады (вспомните, что по ним эллины вели счёт лет). Но олимпионики имели ещё один момент высшей славы. Когда они въезжали в свой город, специально для атлетов разбиралась стена, чтобы победитель игр единственным въехал через пролом дорогой,  предназначенной лишь ему. О самых известных победителях спортивных игр рассказывали предания и легенды, их имена были символом человеческого совершенства и возможностей.
  Вопросы: Что хотели подчеркнуть эллины, противопоставлявшие Олимпиаду войнам? Что заимствовали от древних современные Олимпийские игры, что - нет?

Знаменитые олимпионики.

В VI веке до н.э. прославился Милон Кротонский. Он побеждал на Олимпийских играх в борьбе семь раз - с 540 по 516 г.г. до н.э. . Однажды ему отдали победу,  так как никто не осмелился выступить против него. Получая венок, Милон поскользнулся и упал. Раздались требования зрителей не вручать венок борцу,  упавшему на землю без противника. Но Милон сказал,  что упал лишь один раз и предлагает желающему свалить его ещё да раза чтобы считаться проигравшим, борец должен был упасть на землю три раза). Желающих не нашлось, и атлету присудили венок. О Милоне рассказывали,  что он разрывает воловьи жилы и может поддерживать крышу дома. Статуя изображает последнюю попытку старого Милона показать свою силу. Он попытался разорвать пень,  но не смог вытащить руку из щели в нём  и был растерзан в лесу волками.
Диагор, чья исключительная стойкость и честность в кулачных поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в кулачном бою и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)
Чемпиону в беге на два стадия (404 до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса, победивший в беге на длинные дистанции (328 до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам.
Астил из Кротона вошел в историю античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.
Среди владельцев колесниц чаще всего одерживали "победы" на Олимпиадах тираны Сиракуз, особенно Гиерон I, правивший в первой половине  V века до н.э. Изображение колесниц Гиерона с четвёркой лошадей встречается на сиракузских монетах. Именитому заказчику посвящал свои оды поэт  Пиндар.

Любящая мать.

Легенда расказывает, как единственный раз на соревнования в Олимпию проникла женщина. Это была мать одного из атлетов,  которую звали Каллипатерия. Она так любила сына, что не могла его покинуть и переживала за него среди зрителей,  переодевшись мужчиной. Когда тот бежал дистанцию.  Калоипатерия,  не выдержав,  выбежала на дорожку, поддерживая его криком, и обняла сына, когда он победил. Все поняли,  что на стадионе - женщина,  но судьи были к ней милостивы - все восхищались материнской любовью.
Женские соревнования всё-таки устраивались в Олимпии раз в пять лет. Это были Героиды - игры в честь богини Геры. В них принимали участие только девушки из Спарты и Аркадии.


Рецензии