Сказания о русской земле

НЕЧВОЛОДОВ

В моей коллекции книг (она находится в студии кинокомпании "Вещий Олег" в Петербурге), которую начал собирать в начале нулевых для формирования базовых изданий особого проекта моей 2-й президентской избирательной кампании,а именно народной политической библиотеки, есть уникальные экземпляры.
Таковой считаю собрание сочинений генерала от инфантерии
А. Нечволодова "Сказания о русской земле".
Четырёхтомник представляет собой изложение русской истории с древнейших времён и до восшествия на престол царя Михаила Романова.
Книги напечатаны в Петербурге в 2003 тиражом всего 500 экземпляров.
В самых первых строках А.Д. Нечволодов указывает задачу своего труда.
"Предлагаемая книга написана с целью дать возможность каждому Русскому человеку изучить жизнь и дела своих предков в давние времена.
Изучение это не только высокопоучительно, но и совершенно необходимо.
Оно показывает нам, от каких смелых, мудрых и благородных людей мы происходим; какие великие труды были положены ими на создание нашей Родины, и как обильно орошена их кровью каждая пядь Русской Земли".
Автор подчёркивает: "При своей работе я руководтствовался всеми доступными мне первоисточниками, а также и трудами наших знаменитых соотечественников и учёных: Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, И.Е. Забелина, В.О. Ключевского, С.О. Платонова, А.А. Шахматова, Н.П. Кондакова, А.И. Соболевского, Н.П. Лихачёва и др. ".

В начале 1-го тома Нечволодов на 3-х страницах перечисляет всех тех, кому выражает благодарность, выделяя Николая Фёдорова.
Вот, что он о нём пишет.
"Кроме перечисленных выше слов И.Е. Забелина, в моих взглядах на Русскую Историю я во многом находил себе точку опоры, подтверждение и разъяснение в трудах одного из самых великих своею любовью к Родине современных русских людей - Николая Фёдоровича Фёдорова".
При жизни Фёдорова, который работал библиотекарем в при библиотеке Румянцевского Музея в Москве, весьма немногие были знакомы с его взглядами, но взгляды эти разделялись такими выдающимися людьми как Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьёв.
После его кончины В.А. Кожевников и Н.П. Петерсон предприняли издание его обширных творений под заглавием "Философия общего дела".
По глубочайшему убеждению Н.Ф. Фёдорова конечным общим делом всего человечества - является воскресение из мёртвых, которое последукет после того, как наступит на Земле всеобщий братский союз, причём во главе его будет стоять Русский Государь, а Россия станет для всех: "Родиною, милою и дорогою".

Далее: цитаты из Нечволодова.

"Первоначально все наши предки, жившие в верховьях Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи, носили название Ариев.
...
Воевали между собой Арии весьма часто, и воинская доблесть была высоко развита среди наших храбрых и благородных предков.
Сражаясь пешими или конными, в зависимости от местности, они искусно метали копья и стрелы из луков в своих врагов, а сойдясь с ними поближе, смело врубались своими мечами и топорами в ряды неприятеля и безтрепетно встречали смерть, так как верили в загробную жизнь и в награды, которые в ней получают павшие в честном бою храбрецы.
Все наши предки верили также во всемогущего Бога, который у них и назывался тем же словом Бог, и поклонялись свтлому небу - Диву, солнцу, заре, огню, ветру и матери-земле".
...
"Одновременно со сказочными рассказами о чудовищах-кентаврах, древние Греки рассказывали также о необыкновенном народе, будто бы состоявшем из одних женщин-воительниц, неустрашимо сражавшихся на быстроногих конях и тоже отличавшихся искусным метанием стрел; Греки называли этих храбрых наездниц - амазонками".
...
"Славнейшим героем со стороны Греков во время осады Трои был царь Ахиллес. Песнопевец Гомер приписывает ему чудесное происхождение от брака храброго Греческого царя Пелея с русалкой, но позднейший Греческий летописец Арриан утвердительно говорит, что Ахиллес был чистокровным Скифом, родившимся на берегах нынешнего Азовского моря, родины и нашего доблестного Донского казачества.
Первые письменные сказания Греческих писателей о Скифах относятся, приблизительно, ко времени за 800 лет до Рождества Христова. В сказаниях этих повествуется, что воинственные и храбрые Скифы, появившись на берегах нынешнего Азовского моря и у устьев Днепра, навели такой страх на прежних обитателей этих мест, носивших название Киммерян, что те поспешно совершенно очистили занимаемые ими земли и без сопротивления бежали через Кавказ в Малую Азию.
Сведения эти ясно показывают, что уже с первых времён своего появления в Европу наши предки заявили себя храбрым и воинственным народом, который не замедлил предпринять ряд славных войн и походов".
...
Повернув от Иерусалима к северу, Скифы в полном блеске своей славы и нагруженные богатейшей добычей возвращались по покорённым ими странам домой, в свои широкие степи - на Дон и Днепр.
Однако, весьма немногие вернулись на родину; большинство же из них совершенно неожиданно для себя погибло, благодаря пагубной страсти Скифов к вину, чем они отличались ещё и в те древнейшие времена и чем, к несчастью, себя губят и их потомки - Русский народ.
Зная непомерную жадность Скифов к вину и способность напиваться им до полного безчувствия, Мидийский царь Киаксар, которого они покорили и заставили себе платить дань, приготовил для них при возвращении роскошное угощение и множество вина. Скифы перепились им, и когда лежали после пиршества мертвецки пьяными, коварному Киаксару не стоило большого труда избить большую часть из них, только немногие ушли домой".

Про Скифов оставил записи, как пишет Нечволодов, Геродот.

"Божества у Скифов были те же самые, что и на далёкой Арийской родине; прибавился только бог войны Арей.
...
В честь Арея в каждом Скифском племени воздвигали огромный холм из сухого хвороста, на котором водружался большой старинный железный меч".
...
Таким образом, своим рассказом Грек подтвердил Приску, что Гунны вовсе не были жестокими и кровожадными чудовищами, как их описывали Готы, а добрыми и справедливыми людьми, по отечески относившимися к своим пленным, чем издревле и славились именно все Славяне.
На другой день после описанного разговора, Приск с другими членами посольства был приглашён к обеденному столу самого Аттилы".
...
Таков был Аттила, повелитель грозных Гуннов.
Из описания Приском обычаев при его дворе, мы видим, что они были чисто Славянские и притом, именно, совершенно такие, какие в течение долгих столетий мы будем видеть при дворах наших Московских Царей".
Кроме борьбы с императором Восточной империи, Аттила вступил в продолжительную вражду и с императором Западной Римской Империи - Валентинианом Третьим. Первоначальной причиной этой вражды была была сестра Валентиниана Гонория, которая отличалась бешеным нравом, почему её мать поступала с ней необыкновенно строго и требовала, чтобы она оставалась безбрачной. Гонория, чтобы освободиться от тяжкого ига, послала Аттиле кольцо с предложением своей руки. Аттила предложение это принял и потребовал от её брата не только согласия на брак, но и часть Римской империи в приданое за сестрой. Валентиниан отказал, Аттила же упорно стоял на своём, и разногласие это привело, в конце концов, к кровопролитной войне.
Поход Аттилы в этой войне был подобен переселению народов. Все Германские и Славянские племена вынуждены были принимать в ней участие. Так он дошёл до самого сердца Франции, и здесь, на Каталаунском поле, произошла страшная битва народов, после которой обе стороны разошлись,
каждая приписывая себе победу.
Это было в 451 году, а через два года погиб Аттила. Он умер на своей свадьбе, будто-бы выпивши много вина. В виду его замечательной всегдашней трезвости, вернее всего, что его отравили.
...
Таким образом, по всему Русскому побережью Чёрного моря наступила большая тишина, которая была достигнута успешным, но коварным поведением правителей Византии, всегда натравлявших одних своих врагов на других, а теперь нашедших себе в торговых Хазарах самых лучших друзей и охранителей своего спокойствия.
Но, конечно, такому блестящему успеху тайных стремлений Греческих императоров, больше всяких Аваров и Хазар, способствовало пагубное свойство самих Славян - страсть к раздорам между собой, на которую указывал ещё Геродот и многие писали после него.
...
Погребальные обряды Русов состояли в то время в погребениях под курганами, как и во времена Скифов, а также и в сожжении. В обоих случаях, однако, отправлялось на тот свет вместе с покойниками уже значительно меньше народа, чем при Геродоте. Обыкновенно, убивались только жёны, или кто либо из близких слуг, и при этом непременно по их доброму желанию, а затем лошади и скот.
"Женщиныих",говорит про Руссов Арабский купец тех времён, по имени Масуди, "желают своего сожжения для того, чтобы вместе со своими мужьями попасть в рай.
...
Когда же, однажды, Поляне,жившие по Днепру, на требование Хазарами дани, дали им от каждого дыма по мечу и когда Хазары принесли эту новую дань своим старшинам, то те крепко подумали и сказали своему князю: "Княже, дань недобрая... Её доискались мы одной стороной оружия, - то есть саблями, - "а у этих оружие остро с обеих сторон; это - меч. Будут они брать дань и на нас, и на других странах".
И действительно, для этого нужно было только, чтобы могучие племена, отдельно сидевшие на Русской Земле, собрались в одно несокрушимое целое.
Наконец, это важнейшее событие в жизни нашего народа свершилось.
В 862 году, Ильменские Славяне прогнали каких-то заморских пришельцев, наложивших на них три года тому назад дань. Затем они стали управляться сами, и сейчас же началась обычная Славянская усобица, возстал род на род, "и начали они", говорит летописец, "воевать сами между собой".
На этот раз, однако, они вскоре осознали, что так жить дальше нельзя, и, не видя конца распрям, решили обратиться к стороннему племени, чтобы оно дало им князя, который владел бы ими и судил по праву.
И вот пошли Ильменские Славяне, Кривичи и владевшие Финским племенем Чудь - к Варягам, к племени Русь, с которым имели постоянные сношения, и сказали: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; придите княжить и владеть нами".
И отправились три брата со всем родом своим и племенем, и сели: старший Рюрик - в Новгороде, другой Синеус - в Белозере, а третий Трувор - в Изборске. Где именно сидело племя Русь до призвания на нашу Родину - решить невозможно. Некоторые полагают, что в Швеции, другие среди поселений Литвы, но более всего оснований предполагать, что предки наши призвали своё же славянское племя, ситдевшее на побережье Варяжского моря, может быть на острове Ругии или Руссии, как племя хорошо знакомое, родное по духу, обычаям и языку.
Этим призванием князей и было положено начало Русскому Государству.


Рецензии