Мария Папер. Забытая поэтесса Серебряного ч. 2

http://stihi.ru/2019/05/21/8485
 Фарфоровый ландыш Марии Папер. Ч.1
Это начало.
А ниже Ч.2, спустя время.

 Снова возвращаюсь к этому имени, о которой во всем Интернете нет ни строчки, кроме эссе Владислава Ходасевича "Мария Папер". А я, автор этих строк, выходит, напоминаю это забытое имя. Пишу книгу о поэтах Серебряного века, люблю эту эпоху, как многие, впрочем. В чем-то она нам глубоко сродни — почему мы ощущаем тягу к той  неизведанной лично нами, но ощущаемой как наше неотьемлемо-близкое: нашему мироощущению, ментальности и эстетике, эпохе.

Иллюстрация. Не удалось отыскать фото или живописный портрет Марии Папер. Следы её после революции затерялись, единственный сборник стихов, изданный ей, и стихи в антологии — это всё, что осталось из материальных свидетельств. Да издевательское эссе В.Ходасевича "Мария Папер", который, тем не менее, хотя бы так, в виде пародии, всё же увековечил имя маленькой нелепой поэтессы в больших калошах, по алфавиту обхаживавшей всех сколько-то известных литераторов в надежде быть замеченной с своими стихами, но встречавшей лишь вежливое выпроваживание и высмеивание её потом в "литературных кругах".

Ну а раз портрета не сохранилось, то дадим волю воображению. Едва ли она выглядела как на этом старинном портрете кисти Розальбы Каррьера "Девушка с попугаем" — столь же эффектной, уверенной в себе, роскошно одетой и с попугаем. Нет...Но она мечтала быть такой, судя по ее стихам и настойчивости в попытках обратить на себя внимание "бомонда". Так пусть такой и будет в нашем представлении. Красивой и уверенной в своей неотразимости. Ну а то, что нездешний век и одежды, так вспомним Черубину де Габрияк, испанскую монахиню-поэтессу, оказавшуюся русской девушкой начала 20в. Елизаветой Дмитриевой. Серебряный век любил мистификации, с упоением играл в них, так что и в этом следование традиции. Да и ЛГ стихотворения:сказочная маленькая принцесса с фарфоровым ландышем, так что иллюстрация и в этом подходит. А попугай - аналогом фарфорового ландыша в чудесной поэтической миниатюре ниже, о "маленькой царевне" и её любимой игрушке, которая ожила и горько пожаловалась, зачем он искусственный ландыш в комнатах, а не эфемерной цветок-однодневка на лесогоре с собратьями природы. А иллюстрацию я, автор сих строк, художница-любитель, девушки с фарфоровым ландышем, быть может, сделаю и заново выложу эссе, с новыми подробностями.

   Дополнение от 4 октября 2022г.

        ***
Мое Эссе и стих Марии Папер. Эссе 2015г.

Мне не хочется пересказывать нелепую историю Марии Папер. Кому хочется, могут сами узнать, а я не буду вносить свою лепту в поддержание  репутации, созданной поэтами о товарище по цеху пишущих. Да. Мария Папер не выдающаяся поэтесса. Возможно, и куръёзная рифмоплётка, искавшая незаслуженного признания. Да, ее визиты к поэтам "по списку по алфавиту" сами просились в анекдот. Но в осмеянии других мы разве не сравниваем невольно с собой, считая себя и свой круг безусловно лучшими и достойнее "этих графоманов" и "бездарей". А может быть нам следует от этой иллюзии сравнений и оценок отрешиться и каждому воздать хотя на гран уважения. В случае с Марией Папер хотя бы за упорство, за наивность веры, наконец и за совсем неплохие стихи, хоть и немного их, но вот этот например разве не поэтический шедевр от забытой поэтессы Серебряного века, оставшейся в разделе куръезов и анекдотов. В стихе есть и интересные слова:лесогор, листвяной. И сам посыл стиха философский, а форма утончённая, стих мне напоминает изысканную японскую танку, только выраженную в привычном европейском стихе.
 

Стих Марии Папер. Около 1910г.

ФАРФОРОВЫЙ ЛАНДЫШ

Плачет ландыш в вазочке, фарфоровый:
«Не живой зачем я, а искусственный?
Так хочу расти на лесогоре я,
И дышать листвяной жизнью чувственной…

Я обласкан маленькой царевною…
Но в неволе тяжело мне дышится…
Предпочел бы ласкам ветры гневные,
От которых стебель заколышется»…

Неужели ландыш мой фарфоровый,
Даже тем не можешь ты утешиться,
Что завянут братья лесогорные,
А тобою век я буду тешиться?

Мое прочтение и ролик в ю тьюб см по ссылке в рецензии к этой публикации:
http://www.stihi.ru/2020/01/09/1735


Краткая справка о художнице:

Розальба Каррьера (иногда Каррера, итал. Rosalba Carriera; 7 октября 1675[1], Кьоджа — 15 апреля 1757, Венеция) — итальянская (венецианская) художница: живописец, рисовальщица пастелью и миниатюристка; один из главных представителей стиля рококо в венецианской школе, одна из ведущих портретистов первой половины XVIII века.

-----------------------
Ещё о поэтах и писателях(прозаиках) Русского Серебряного века, большей частью совсем забытых, но достойных, чтобы о них вспомнили:неполный список моих эссе и статей.
 
http://proza.ru/2020/11/27/38
Фарфоровый ландыш Марии Папер Ч.1

http://proza.ru/2022/10/04/161
Мария Папер. Забытая поэтесса Серебряного Ч.2
 


https://zera-cherkesov.livejournal.com/295931.html


Рецензии