О русской душе и отнятой у нас России. Гл. 4

         О русской душе и отнятой у нас России.
 Глава четвёртая
«Евангельские события в русской душе запечатлённые»
    Когда мне впервые посчастливилось держать в руках эту замечательную книгу, купленную, разумеется, в храме, то сначала было чуть-чуть сложно, вернее, даже, непривычно  погружаться в этот стиль изложения. Но совсем недолго – потому что всё изображённое – наш код генетический.   
Снова хочется сказать, что нет здесь углублённого богословия – для всех  героев оно само собою разумеющееся.  Всё, о чём говорится, – и не только в этой главе – в душах и умах. Обычный русский уклад,  без Бога смысл теряющий, единство во Христе всех сословий, как на полотнах М.В.Нестерова.
   А ещё вся повесть «Лето Господне», конечно, о воспитании. То, что читаем мы                дальше о Празднике, рассказывает Ване любимый М.П.Горкин – потому что мальчику скоро в гимназию поступать – ведь на дворе август. Вопросы из Священного Писания - Священной Истории при поступлении в гимназию, разумеется, очень важны – это - тоже вопрос воспитания, выходящего «за рамки» семейного, – воспитания русского, православного человека. Главное, чтобы не стало оно лишь «юридическим».  Но мы                не будем сейчас затрагивать тему трагедии России без Патриарха…    
 Итак, в Священной Истории, которую читает Ваня, говорится, конечно, о Самом Событии, происходящем незадолго до Крестной Смерти Спасителя. О Горе Фавор,                о сходящем с Небес Гласе Господнем, о беседе Христа с Пророками Илией и Моисеем.  О поражённых Видением Апостолах – Петре, Иоанне и Иакове – и желании их на Горе остаться. И, конечно, о Сиянии Света Фаворского - Света Божественных Энергий, о сути которого столько сказано в трудах богословских... 
     М.П.Горкин, как и все остальные участники подготовки и празднования, всё это знают, конечно, и как истинно православные люди «переносят» События Евангельские, от которых  две тысячи лет отделяют, на почву русскую, соединяя не только Ветхий и Новый Завет, но с ними и Русь Святую.  Как в русской иконографии. 
 «Три Спаса. Первый Спас – загибает он желтый от политуры палец, страшно расплющенный, – медовый Спас, Крест выносят. Значит, лету конец, мед можно выламывать, пчела не обижается… уж пошабашила. Второй Спас, завтра который вот, – яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда. А третий Спас называется орешный, орехи поспели, после Успенья. У нас в селе крестный ход, икону Спаса носят, и все орехи грызут. Бывало, батюшке насбираем мешок орехов, а он нам лапши молочной – для розговин».
        Как мы помним, произошло Восхождение Христа на Гору незадолго до Крестной Смерти – весною. Но на Руси «переходят» События Библейские в ту пору, что к осени близка, - когда собраны уже плоды трудов земных. Словно некий «итог». Эта глава и называется «Яблочный Спас», что к происходящему подходит, наверное, несколько больше, чем Преображение. И должны плоды, выращенные и собранные,   стать освящёнными – а до окропления вкушать  не дозволяется.
Какая глубинная связь всего мироздания! От запретного плода и грехопадения                до Восшествия Спасителя на гору Фавор. И тут же ставшая почти ругательством русская «холера». Да и плод с Древа познания добра и зла, яблоком ставший, - тоже истинно русская интерпретация... 
Конечно, объяснения благочестивого плотника, как и в других главах, «неканонично», но какое глубокое понимание истинно нравственного начала, от Евангельской Истины неотделимого!
Преображение Господне – Праздник Двунадесятый. А кроме него, устами своего героя упоминает писатель и Обретение  честных древ Животворящего Креста Господня – Спас Медовый, и Спас Ореховый – День Главного Образа Спасителя – Нерукотворного.
 И  всё  в нераздельном, неразрывном единстве с трудами русского крестьянина – вернее, как было уже ранее сказано, все труды Истиною Евангельскою освящены. И пчела, которая «не обижается», - тоже часть этого нераздельного единства, пример истинно славянского взгляда на мир – на Мироздание Божие. Ведь слово «крестьянин», как В.М.Васнецов сказал, означает «христианин»… Разве надо это объяснять? …
   Неслучайно, наверное, именно здесь и сейчас говорим мы и о воспитании,                об образовании. Потому что слова: «образование» и «Преображение» - однокоренные - и происходят от Образа – Образа Божьего в человеке. Именно на Горе Фавор увидели ученики Истинную Суть Сына Божьего и Свет, от Него исходящий. Свет, означающий отсутствие тьмы. И истинная суть образования не в бездумном, хаотическом «наполнении» знаниями, а в восстановлении Образа – иначе, и знания впрок не пойдут. Оттого и спрашивают на вступительном экзамене знание Книги Книг … 
«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе – доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, – зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август...»
Умиротворённость, с Небес сходящая Благодать, одухотворённый  русский пейзаж, Светом Евангельским, Светом Фаворским просвещённый и освящённый…
А о других Праздниках Лета Господне – и не только – в следующих главах  побеседуем… 


Рецензии