Со сметртью в пятнашки. Каскадёры Франции

СО СМЕРТЬЮ – В ПЯТНАШКИ


  Каскадёры, ещё недавно безвестные рядовые кинематографа, рисковавшие своей головой ради чужой славы, эти самые каскадёры сделались героями журнальных очерков, их фото замелькали в западной прессе, а имена превратились в символы Мужества и Отваги – именно так, с прописных букв. Конечно, их ремесло опасное и требует незаурядного мастерства. Но рекламный взрыв вызван не этим обстоятельством. Печать на Западе сделала из каскадёров современных мушкетёров, добровольно превративших собственную жизнь в сплошное приключение. Реальная действительность, однако, мало похожа на сказку. Каскадёры подвергаются интенсивной коммерческой эксплуатации. И близость смертельной опасности наделяет их не романтическим флёром, а часто – слишком часто – обращает в ничто их героические усилия. Стандартная продукция кинобоевиков с обязательными погонями, прыжками и падениями останавливает внимание зрителя на час-другой, не больше. А иногда фильм, стоивший каскадёру жизни, вообще не имеет успеха. Так, например, было с картиной, на съёмках которой погиб знаменитый трюкач Жиль Деламар…


Ларс ЭРИКССОН,
шведский журналист


СТЕПЕНЬ ДОПУСТИМОГО РИСКА.


 Я смотрю на его дрожащие руки. Он замечает мой взгляд, пытается спрятать ладони, но сдаётся и произносит с кривой усмешкой:
– Вы не подумайте, дело не в алкоголе. Во всём виновата эта проклятая работа, которой я отдал тридцать лет жизни. Всё время рядом со смертью, а человек ведь не из железа. Пробовал, конечно, забыться, иной раз рюмка-другая. Ничто не помогало. Жил так, будто каждый день последний…
Ролану Тутэну за пятьдесят. Публике неизвестно его имя, и ей невдомёк, что ради неё он превратил свою жизнь в трагедию. За ним сейчас ухаживает старушка мать. Выпив виски, он в состоянии некоторое время сидеть на кровати в своей жалкой каморке и рассказывать о пережитом. Гладишь на него – и не можешь поверить, что этот человек своим головокружительным искусством приводил в трепет зрителей и обеспечивал ильму кассовый сбор. Он был каскадёром.
Посещение Ролана врезалось мне в память, потеснив все остальные впечатления от встреч с безбашенными, презирающими смерть храбрецами, которые отмахиваются от мысли о том, что в один прекрасный день судьба может нанести любому из них жестокий удар.
Не забуду я и разговора с человеком по имени Клод Карльес. Он догадался вовремя остановиться и теперь стал профессиональным деятелем, и тренером французских каскадёров, лучших в Европе.
– Для меня, – говорит Карльес, – было привычным делом падать с лошади на полном скаку, причём так, чтобы публике казалось, будто я готов вылететь с экрана и грохнуться на пол прямо в зрительном зале. Но однажды я не рассчитал и врезался в груду камней. Шейный позвонок раскололся надвое, как перезрелое яблоко. Я вышел из игры.
О Ролане Тутэне Карльес рассказывает лучше, чем тот сам о себе. По его словам. Ролан играл с жизнью, как мальчишка с дырявым мечом.
– У каскадёра много общего с боксёром-профессионалом, – продолжает Карльес. – И для того и для другого важно вовремя покончить со своим ремеслом. Они находятся в зените и зарабатывают хорошие деньги лишь несколько лет. Стоит боксёру, перенесшему в прошлом слишком много нокаутов, на мгновение расслабиться, пренебречь защитой в стремлении нанести удар – и для него всё кончено… Самые страшные враги каскадёра – табак, алкоголь и недосыпание. А Ролан махал рукой на все предостережения. Он, конечно, был лучше натренирован, че все остальные, но не учёл, что и его силы имеют предел. Кинорежиссёры обожали Ролана. Он бросался с лестниц, горящим факелом вылетал из автомобиля на полном ходу, ходил по крылу самолёта в воздухе. Постоянный вызов смерти был тем опиумом, который поддерживал его в жизни. Но в результате он потерял сон. Тогда-то и появились таблетки, вино… Потом начали дрожать руки. а это уже конец.
Клод Карльес ведёт группу из шестнадцати человек, в числе которых две девушки. Во Франции есть и другие группы, помельче. Но крупнейшие режиссёры, в частности шведские, обращаются чаще всего к Карльесу.
Идеальным возрастом для начинающего дублёра Карльес считает 21-22
года. К этому возрасту человек в остаточной степени созревает и физически, и духовно. Главное требование к новичку – конечно, первоклассная физическая подготовка; многие пришли сюда из вольной борьбы.
Подготовка ведётся по четырём основным направлениям. Первое – акробатика и цирковая гимнастика. Кроме того, будущих каскадёров учат босу, дзю-до, каратэ. Третий предмет – верховая езда. Ведь сама профессия кинотрюкача родилась, так сказать, в седле – на съёмках первых фильмов о покорении американского Дикого Запада. Кроме того, каскадёр должен быть хорошим фехтовальщиком – владеть как классическим мечом и шпагой, так и другим холодным оружием. Можно добавить к этому списку и ещё один предмет, но он, впрочем, входит неотъемлемой частью во все перечисленные: искусство падать – в борьбе. С лестниц, из автомобилей. Эффектное падение – основа каскадёрства.
«Школьный» период длится два года, после чего свежеиспечённые каскадёры поступают в распоряжение кинорежиссёров, которым требуется всё больше людей этой профессии для «фильмов действия», как выражаются американцы. Сейчас спрос на каскадёров уже опережает предложение. К чему всё это приводит? Ответ Клода Карльеса:
– Продюсеры жмут на нас всё сильнее, заставляют идти на риск, от которого мы отказываемся. Только смерть Жиля Деламара немного утихомирила их.
Жиль умел всё, делал всё, – вспоминает Карльес. – Но он был сама противоположность Тутэну. Деламар, так сказать, не жёг свою свечку сразу с двух концов. По сравнению с тем, какие вещи он проделывал на протяжении своей карьеры, обстоятельства его гибели выглядят нелепыми. Жиль должен был так затормозить на прямой дороге, чтобы автомобиль развернуло на 180 градусов – трюк, который он выполнял сотни раз. Но машина перевернулась – это был открытый кабриолет – и он не смог избежать удара об асфальт. За рулём автомобиля, кстати. Должен был сидеть Жан Марэ. Этот знаменитый актёр часто сам выполняет простейшие трюки. Кстати, из числа кинозвёзд это блестяще делают также Жан-Поль Бельмондо, Стив Маккуин, Поль Ньюмен. Бесцеремонные газетчики известили о смерти Деламара под кричащими заголовками: «Деламар умер вместо Марэ!» Хотя, разумеется, в этой фразе не было ничего осуждающего в адрес Марэ, тот переживал всю историю очень тяжело.
Сколько мы зарабатываем? Точные цифры назвать трудно, гонорар зависит от степени риска – риска получить тяжёлое, если не смертельное, ранение.
Вопрос о страховании жизни дублёров без конца обсуждается в крупных компаниях, но пока что на это решилась лишь одна фирма, лондонская «Ллойдз». Годовой взнос за страховку составляет две с половиной тысячи крон. Дублёр же становится безработным из-за полученных увечий в среднем через три месяца.
Самый высокий гонорар получил знаменитый американский каскадёр Якима Канут за трюк, проделанный им в фильме Джона Форда. Там он дублировал Джона Уэйна в главной роли. Его задача состояла в следующем: с дилижанса, запряжённого тремя парами лошадей, на полном ходу перепрыгнуть на последнюю лошадь, с неё – на среднюю, потом – на первую, упасть между первыми лошадьми и пропустить над собой дилижанс. Всё это требовалось проделать дважды. И он справился!
Американские каскадёры имеют возможность месяцами тренироваться, отрабатывая один и тот же трюк. Поэтому их достижения поистине фантастичны. Вспомнить хотя бы Джона Салливана, который в киноэпопее «Викинги» осуществил головоломный номер – он с разбегу прыгал в шестиметровый ров, в прыжке вонзал две секиры в подъёмный мост и повисал на них!
После Деламара погибли на работе два дублёра-американца. Один из них, славившийся своей фантастической смелостью Рон Кеннеди, потерял жизнь в обстоятельствах столь же банальных, как и в случае с Деламаром: после простого падения с лошади. Один из старинных парадоксов этой профессии – роковой случай происходит именно тогда, когда его меньше всего ждёшь. Знаменитый воздушный акробат из Голливуда Поль Манц, умевший сажать свой спортивный «лайнер» на крохотный пятачок среди скал, разбился на ровном месте в пустыне, где ему ничто не мешало. Билл Уильямс, падавший с лошади несчётное число раз,
погиб, спрыгнув с осла, неспеша трусившего по горной долине.
Вторая особенность – редко случается, когда последняя минута жизни каскадёра не заснята на плёнку. Так случилось и с Деламаром. Трагический случай был использован для реклам…
– На нашей работе становишься фаталистом, – признаётся Карльес. – Никто из нас не загадывает ничего наперёд. Главное, чо ты в целости и сохранности в данный момент. Мне вспоминаются два американца, совершившие головоломный трюк – встречу в воздухе. Один был с парашютом. Жизнь другого зависела от того, успеет ли он ухватиться за руки товарища. Они пошли на риск за грандиозный гонорар, предложенный одной газетой. Но больше он никогда не решались повторить этот прыжок. Их опыт был затем использован во многих фильмах, но в отличие от них «беспарашютный» партнёр был на самом деле снабжён для страховки парашютом, прикреплённым с той стороны тела, которая не попадала в поле зрения объектива.
Французский каскадёр Жан Санни – единственный в мире, кто может ставить автомобиль на два колеса и в таком положении ездить зигзагом между другими машинами. Свои неповторимые трюки имеют и другие его коллеги по профессии. Неизбежно задаёшься вопросом: да есть ли на свете что-нибудь, чего бы они по-настоящему боялись?
– Есть, – отвечает Карльес. – Огонь. Внезапный порыв ветра – и пламя бросается тебе в лицо. Обратил внимание, что у Ролана Тутэна забинтованы руки? Именно это с ними произошло.
«Ещё раз!» – кричит режиссёр. Это самый опасный момент. Каскадёр расслабился, теперь надо снова сосредоточиться, снова до предела напрячь волю. «Можно передохнуть минут десять?» – нерешительно просит он. Режиссёр сердито хмурится: «Дайте ему десять минут, иначе ничего не получится».
За Ролана Тутэна его друзьям не приходилось вступаться: он никогда не просил о передышке! «Валяйте, крутите», – только и говорил он…

Перевёл со шведского Б. СЕНЬКИН


 

Статья "Со смертью в пятнашки" журнал Ровесник №12,1974, страницы 19-21



Приложение. Википедия.

Якима Канутт (англ. Yakima Canutt; 29 ноября 1895, Колфакс[d], Вашингтон — 24 мая 1986, Северный Голливуд, Калифорния) — американский ковбой, чемпион родео[1], каскадёр-изобретатель, киноактёр и кинорежиссёр[2], менее известен как кинопродюсер и сценарист[3]. Разработал множество трюков для фильмов, а также приёмы и технологии защиты каскадёров при их выполнении.


Содержание
1 Биография
1.1 Личная жизнь
2 Награды и признание
3 Избранная фильмография
3.1 Каскадёр, координатор трюков
3.2 Актёр
3.3 Второй режиссёр, ассистент режиссёра
3.4 Режиссёр
3.5 Другое
4 Примечания
5 Литература
Биография
Энос Эдвард Канутт (настоящее имя каскадёра) родился 29 ноября 1895 (1896[4][5]) года в городе Колфакс[en] (штат Вашингтон, США)[2]. Отец — Джон Лемюэль Канутт, владелец ранчо, также служил в законодательных структурах штата; мать — Нетти Эллен Стивенс[6]. У мальчика было четыре сиблинга[6]. Энос Эдвард рос на ранчо, где научился охотиться, ставить ловушки, стрелять и ездить верхом; официальное же его образование исчерпалось посещением начальной школы в городке Грин-Лейк (ныне — район[en] Сиэтла)[6].

С 11 лет начал активно участвовать в состязаниях родео[7]. К 16 годам юноша имел рост 180 см, в 17 лет получил титул World's Best Bronco[en] Buster[6]. В 1914 году принял участие в крупном родео-состязании Pendleton Round-Up, где получил прозвище «Якима» в результате ошибки газетного репортёра[1] (который назвал его «ковбой из [долины] Якимы»)[4][5]. В следующем году на том же мероприятии он занял второе место, чем привлёк внимание шоу-промоутеров, которые предложили молодому ковбою туры по стране[6].

В 1918 году записался добровольцем в армию, служил в ВМС на тральщике[5]. Весной 1919 года вернулся с войны. В 1919 году принял участие в Калгарийском Стампиде. В том же году был на гастролях в Лос-Анджелесе, где познакомился с известным актёром-ковбоем Томом Миксом, который предложил Якиме сняться в кино. Так началась долгая карьера Канутта: сначала простым каскадёром и «дублёром», позднее — полноценным актёром.

В конце 1920-х годов немое кино начало сдавать позиции перед технологией будущего — звуковым кино, что обеспокоило Канутта, так как его голос совершенно не подходил для нового формата кинематографа: сказались последствия гриппа во время службы. Он начал брать на себя эпизодические роли и трюки, и понял, что с помощью экшена в фильмах можно добиться также большого успеха[1]. Основной актёрский образ — тихие, злые, злодейские роли[5].

Канутт разработал целую серию приёмов родео, некоторые — расширил и усовершенствовал, включая трюки падения с лошади и крушения фургонов. Он также разработал ремни безопасности и тросовые крепления, чтобы сделать трюки более надёжными и безопасными. Среди новых устройств безопасности было L-образное стремя, которое освобождало ногу всадника, если он выполнял падение с лошади, чтобы каскадёр не повис в стремени[1]. Канутт также разработал кабели и оборудование, чтобы вызывать зрелищные аварии фургонов, освобождая при этом упряжку лошадей, каждый раз на одном и том же месте. Такие методы безопасности как эти, экономили время и деньги режиссёров и предотвращали несчастные случаи и травмы актёров и животных. Канутт первым в истории кинематографа совершил трюк horse transfer — пересадка со скачущей лошади на другой движущийся объект.

Канутт близко подружился с будущим «королём вестернов», Джоном Уэйном, и последний не скрывал, что скопировал бо;льшую часть своего экранного образа у Канутта, например, протяжная неуверенная речь и вальяжная походка. «Я провел недели, изучая то, как Якима Канутт ходит и разговаривает. Он был настоящим ковбоем», — сказал Уэйн позднее[8][9].

В 1935 году Канутт был назван лучшим ковбоем Republic Pictures. В 1937 году на экраны вышел киносериал «Зорро снова в седле[en]». Канутт (без указания в титрах) исполнил почти все трюки Зорро, когда тот в маске, то есть здесь он на экране появляется примерно столько же времени, сколько и кинозвезда Джон Кэрролл, исполнивший роль главного героя.

Вероятно, никогда не будет другого каскадёра, который мог бы сравниться с Якимой Кануттом. Он несколько раз становился чемпионом мира по ковбоям, и там, где дело касалось лошадей, он мог делать всё. Он изобрел все приспособления, которые облегчали работу каскадёров. Одним из его хитроумных приспособлений была подножка, прикреплённая к седлу, чтобы у него был рычаг для перемещения на другой движущийся объект, например, фургон или поезд. Другим был «дробовик» — подпружиненное устройство, используемое для отделения язычка бегущей повозки от лошадей, тем самым освобождая лошадей. Он также включал в себя амортизационный шнур, прикрепленный к днищу фургона, который заставлял колеса сжиматься и переворачивать фургон именно в том месте, которое было наиболее выгодным для камеры.

— Кинорежиссёр Уильям Уитни[10]
На съёмках фильма «Сан-Франциско» (1936) Канутт сломал себе шесть рёбер из-за актрисы, начавшей панику и истерику во время трюка с падением стены.

С 1931 года Канутт начал также трудиться ассистентом режиссёра, с 1945 года стал полноценным режиссёром. Отчасти причиной смены направления его деятельности послужили съёмки ленты «Шумный город[en]» (1940): во время дубляжа Кларка Гейбла на каскадёра упала лошадь, он получил сильные повреждения внутренних органов, провёл несколько месяцев на реабилитации после операции на кишечнике[1].

В 1943 году на съёмках малобюджетной картины «Айдахо» Канутт сломал себе обе ноги, из-за чего несколько месяцев не мог работать[1].

В 1952 году киностудия Metro-Goldwyn-Mayer командировала Канутта в Великобританию, чтобы он (в качестве второго режиссёра) снял фильм «Айвенго»[1]. Лента имела большой успех (три номинации на «Оскар»); это был один из первых американских боевиков, полностью снятых за границей. Также Канутт стал режиссёром каскадёрских сцен в таких нашумевших картинах как «Бен-Гур» (1959)[1] и «Спартак» (1960)[11]. Канутту было поставлено в заслугу то, что в отличие от «Бен-Гур: история Христа» 1925 года, здесь не пострадала ни одна лошадь и ни один из каскадёров не получил серьёзных травм[1].

Якима Канутт скончался 24 мая 1986 года в больнице Северного Голливуда от остановки сердца в возрасте 90 лет[12]. Его тело было кремировано, прах развеян в Саду воспоминаний кладбища «Вальгалла»[12].

Личная жизнь
Якима Канутт был женат дважды:

Китти Канутт (шоу-псевдоним Китти Уилкс; 1899—1988), профессиональная каугёл, чемпионка родео. Брак заключён 20 июля 1917 года, в 1919[6] (или 1922) году последовал развод. Детей нет.
Минни Одра Йигер (1908—2006). Брак заключён 12 ноября 1931 года и продолжался 55 лет до самой смерти мужа в 1986 году. Остались трое детей: Одра (1940 — ?), Джо (1937—2018)[13] и Тэп (1932—2014)[14]. Последние двое пошли по стопам отца и тоже стали каскадёрами. Дочь, Одра, вышла замуж за малоизвестного каскадёра Тома Диттмана (1934—2005)[15].
Награды и признание
1959 — премия Национального совета кинокритиков США в категории «Специальная цитата» за режиссуру фильма «Бен-Гур» (совместно с Эндрю Мартоном[en]) с формулировкой «За режиссуру гонок на колесницах».
1967 — «Оскар» в категории «За выдающиеся заслуги в кинематографе» с формулировкой «За достижения в качестве каскадёра и за разработку устройств безопасности для защиты каскадёров повсюду»[1].
1969 — включён в зал славы Pendleton Round-Up and Happy Canyon
1971 — премия «Наследие Запада» от Национального музея ковбоев и западного наследия в категории «Премия попечителей» с формулировкой «За более чем 50-летний выдающийся вклад в кинематограф».
1976 — включён в зал славы родео[en] Национального музея ковбоев и западного наследия[1][16]
1984 — премия «Золотая бутса»
1985 — звезда на Голливудской «Аллее славы» за вклад в киноиндустрию[1][6]
2001 — включён в зал славы «Техасская тропа славы[en]»[3]
Избранная фильмография
Основная статья: Фильмография Якимы Канутта[en]
Каскадёр, координатор трюков
Около 280 кинофильмов и киносериалов с 1915 по 1975 год. В большинстве случаев в титрах не указан.
Список содержит более 110 пунктов
Актёр
Около 180 кинофильмов и киносериалов с 1919 по 1959 год
Список содержит более 65 пунктов
Второй режиссёр, ассистент режиссёра
В большинстве случаев в титрах не указан
1931 — Сражаясь с Буффало Биллом[en] / Battling with Buffalo Bill
1932 — Дьявольская лошадь[en] / The Devil Horse
1938 — Шторм над Бенгалией[en] / Storm Over Bengal
1939 — Дилижанс / Stagecoach
1940 — Чёрная команда / Dark Command
1943 — В старой Оклахоме[en] / In Old Oklahoma
1944 — На линии огня[en] / The Fighting Seabees
1944 — Линчеватели Додж-Сити[en] / Vigilantes of Dodge City
1944 — Чёрный кнут Зорро[en] / Zorro's Black Whip
1945 — Ужас в Топике[en] / The Topeka Terror
1945 — По тропе Навахо[en] / Along the Navajo Trail
1945 — Дакота[en] / Dakota
1947 — Ангел и негодяй[en] / Angel and the Badman
1947 — Это мой мужчина[en] / That's My Man
1947 — Северо-западный аванпост[en] / Northwest Outpost
1948 — Восход луны / Moonrise
1950 — Врата дьявола[en] / Devil's Doorway
1951 — Великий рейд на Миссури[en] / The Great Missouri Raid
1951 — Три солдата[en] / Soldiers Three
1952 — Айвенго / Ivanhoe
1952 — Петля палача[en] / Hangman's Knot
1953 — Последний из команчей[en] / Last of the Comanches
1953 — Рыцари Круглого стола / Knights of the Round Table
1953 — Могамбо / Mogambo (только сцены с гориллой)
1954 — Король Ричард и крестоносцы[en] / King Richard and the Crusaders
1955 — Королевский вор[en] / The King's Thief
1956 — Елена Троянская / Helen of Troy
1956 — Зарак[en] / Zarak[18]
1956 — Фургоны, на запад![en] / Westward Ho the Wagons!
1957 — Старый Брехун[en] / Old Yeller
1959 — Бен-Гур / Ben-Hur
1960 — Спартак / Spartacus
1960 — Швейцарская семья Робинзонов[en] / Swiss Family Robinson
1961 — Эль Сид / El Cid
1962 — Сын капитана Блада[en] / El hijo del capit;n Blood / Il figlio del capitan Blood / The Son of Captain Blood[19]
1964 — Падение Римской империи / The Fall of the Roman Empire
1965 — Кэт Баллу / Cat Ballou
1966 — Хартум / Khartoum
1967 — Вздорный человек[en] / The Flim-Flam Man
1968 — Блю[en] / Blue
1968 — Куда не долетают и орлы / Where Eagles Dare
1970 — Человек по имени Лошадь / A Man Called Horse
1970 — Песнь Норвегии[en] / Song of Norway
1970 — Рио Лобо / Rio Lobo
1975 — Перевал Брейкхарт[en] / Breakheart Pass
Режиссёр
1945 — Охота на людей на Загадочном острове[en] / Manhunt of Mystery Island[20]
1945 — Федеральный оператор 99[en] / Federal Operator 99[21]
1946 — Мой приятель Триггер[en] / My Pal Trigger (в титрах не указан)
1948 — Федеральные агенты никогда не забывают[en] / G-Men Never Forget[22]
1948 — Опасности Канадской конной полиции[en] / Dangers of the Canadian Mounted[23]
1948 — Приключения Фрэнка и Джесси Джеймсов[en] / Adventures of Frank and Jesse James
1954 — Необузданный всадник[en] / The Lawless Rider
Другое
1977 — Эквус / Equus — технический консультант
Со своей первой женой, Китти Канутт, фото 1916—1919 г.
Со своей первой женой, Китти Канутт, фото 1916—1919 г.

 
На постере фильма «Шериф с двумя кулаками» (1925)
На постере фильма «Шериф с двумя кулаками» (1925)

 
В фильме «Воронёная сталь[en]» (1934)
В фильме «Воронёная сталь[en]» (1934)

Примечания
 Дебора Лайтфут Сайзмор. Cowboy Stuntman Yakima Canutt (англ.) // djlightfoot.ag-sites.net
 Джеймс Монако. «The Encyclopedia of Film» (1991) // изд. TarcherPerigee[en] // стр. 94 // ISBN 9780399516061
 Якима Канутт (англ.) на сайте Техасской тропы славы[en]
 Yakima Canutt Dies; Stunt Man in Movies (англ.) // The New York Times // 27 мая 1986 // секция D, стр. 18
 Алан Голдштейн. Yakima Canutt (англ.) // Los Angeles Times // 26 мая 1986
 Yakima Canutt (англ.) на сайте Голливудской «Аллее славы»
 Майкл Уоллис. «The real wild west: the 101 Ranch and the creation of the American West» (1999) // изд. St. Martin's Press[en] // ISBN 9780312263812
 Говард Казаньян. «The young Duke» (2007) // изд. Rowman & Littlefield
 Гэрри Уиллс. «John Wayne's America: the politics of celebrity» (1997) // изд. Simon & Schuster // стр. 59 // ISBN 9780684808239
 «In a door, into a fight, out a door, into a chase: moviemaking remembered by the guy at the door» (2008) // изд. McFarland & Company // ISBN 9780786401345
 Мартин М. Уинклер. «Spartacus: Film and History» (2008) // изд. John Wiley & Sons // стр. 28 // ISBN 9780470777268
 Аллан Р. Элленбергер. «Celebrities in Los Angeles Cemeteries: A Directory» (2001) // изд. McFarland & Company // стр. 202 // ISBN 9780786409839
 Джо Канутт (англ.) на сайте Internet Movie Database
 Тэп Канутт (англ.) на сайте Internet Movie Database
 Том Л. Диттман (англ.) на сайте Internet Movie Database
 Yakima Canutt (англ.) на сайте Национального музея ковбоев и западного наследия
 Stagecoach: Taking the Stage — From the Current — The Criterion Collection. Дата обращения: 7 июля 2012. Архивировано 16 марта 2016 года.
 В титрах указан как location director
 Совместное производство Испании, Италии и США
 В 1966 году также выступил режиссёром теле-версии этого киносериала, получившей название «Капитан Мефисто и машина превращения» (англ. Captain Mephisto and the Transformation Machine)
 В 1966 году также выступил режиссёром теле-версии этого киносериала, получившей название «ФБР 99» (англ. F.B.I. 99)
 В 1966 году также выступил режиссёром теле-версии этого киносериала, получившей название «Код 645» (англ. Code 645)
 В 1966 году также выступил режиссёром теле-версии этого киносериала, получившей название «Королевская канадская конная полиция и сокровище Чингисхана» (англ. R.C.M.P. and the Treasure of Genghis Khan)
Литература
Джон Бакстер. «Stunt; the story of the great movie stunt men» (1974) // изд. Doubleday // ISBN 9780385065207
Якима Канутт, Оливер Дрейк. «Stunt man: the autobiography of Yakima Canutt with Oliver Drake» (1979) // изд. University of Oklahoma Press[en] // ISBN 9780802706133
Стеф Донев. «The fun of living dangerously: the life of Yakima Canutt» (1997) // изд. McGraw Hill Education[en] // ISBN 9780021821907
Перейти к шаблону «Внешние ссылки»  Перейти к элементу Викиданных  Фото, видео и аудио
TCDb
Тематические сайты
AllMovieInternet Movie Database
Словари и энциклопедии
Notable Names Database
Генеалогия и некрополистика
Find a GraveWikiTree
[показать]
В библиографических каталогах
[скрыть]Перейти к шаблону «Премия «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе»
Премия «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе
Warner Bros. / Чарли Чаплин (1928)Уолт Дисней (1932)Ширли Темпл (1934)Д. У. Гриффит (1935)«Поступь времени[en]» / У. Говард Грин и Гарольд Россон (1936)Эдгар Берген / У. Говард Грин / Кинохранилище Музея современного искусства[en] / Мак Сеннет (1937)Дж. Артур Болл[en] / Уолт Дисней / Дина Дурбин и Микки Руни / Гордон Дженнингс, Ян Домела[en], Дев Дженнингс, Ирмин Робертс, Арт Смит, Фарсио Эдуар[en], Лойал Григгс, Лорен Л. Райдер[en], Гарри Д. Миллс, Луис Мезенкоп[en], Уолтер Оберст / Оливер Т. Марш[en] и Аллен Дэйви / Гарри Уорнер[en] (1938)Дуглас Фэрбенкс / Джуди Гарленд / Уильям Кэмерон Мензис / Фонд помощи кинематографу[en] (Джин Хершолт, Ральф Морган, Ральф Блок[en], Конрад Найджел)/ Technicolor Company[en] (1939)Боб Хоуп / Натан Левинсон (1940)Уолт Дисней, Уильям Гэрити[en], Джон Н. А. Хоукинс, и RCA Manufacturing Company / Леопольд Стоковский и музыканты его оркестра / Рэй Скотт / Британское Министерство информации[en] (1941)Шарль Буайе / Ноэл Кауард / Metro-Goldwyn-Mayer (1942)Джордж Пал (1943)Боб Хоуп / Маргарет О'Брайен (1944)Republic Studio, Дэниэл Дж. Блумберг[en], и Republic Studio Sound Department / Уолтер Вангер[en] / «Дом, в котором я живу[en]» / Пегги Энн Гарнер (1945)Гарольд Рассел / Лоренс Оливье / Эрнст Любич / Клод Джарман мл. (1946)Джеймс Бескетт[en] / Томас Эрмат[en], Уильям Николас Зелиг[en], Альберт Э. Смит[en], и Джордж Кирк Спур[en] / «Билл и Ку[en]» / «Шуша» (1947)Уолтер Вангер[en] / «Месье Венсан» / Сид Грауман[en] / Адольф Цукор (1948)Джин Хершолт / Фред Астер / Сесиль Б. Демилль / «Похитители велосипедов» (1949)Луис Б. Майер / Джордж Мерфи / «У стен Малапаги» (1950)Джин Келли / «Расёмон» (1951)Мериан К. Купер / Боб Хоуп / Гарольд Ллойд / Джордж Митчелл / Джозеф М. Шенк / «Запрещённые игры» (1952)20th Century-Fox Film Corporation / Bell & Howell Company / Джозеф Брин[en] / Пит Смит[en] (1953)Bausch & Lomb Optical Company / Дэнни Кей / Кемп Нивер / Грета Гарбо / Джон Уайтели[en] / Винсент Винтер[en] / «Врата ада» (1954)«Самурай: Путь воина» (1955)Эдди Кантор (1956)Общество инженеров кино и телевидения / Гилберт М. «Брончо Билли» Андерсон / Чарльз Брэкетт[en] / Б. Б. Кахейн[en] (1957)Морис Шевалье (1958)Бастер Китон / Ли де Форест (1959)Гэри Купер / Стэн Лорел / Хейли Миллс (1960)Уильям Л. Хендрикс[en] / Фред Л. Метцлер / Джером Роббинс (1961)Уильям Дж. Таттл[en] (1964)Боб Хоуп (1965)Якима Канутт / Я. Фрэнк Фриман[en] (1966)Артур Фрид (1967)Джон Чемберс[en] / Онна Уайт[en] (1968)Кэри Грант (1969)Лиллиан Гиш / Орсон Уэллс (1970)Чарли Чаплин (1971)Чарльз С. Борен / Эдвард Г. Робинсон (1972)Анри Ланглуа / Граучо Маркс (1973)Говард Хоукс / Жан Ренуар (1974)Мэри Пикфорд (1975)Маргарет Бут (1977)Уолтер Ланц / Лоренс Оливье / Кинг Видор / Отдел кино Музея современного искусства (1978)Хэл Елиас / Алек Гиннесс (1979)Генри Фонда (1980)Барбара Стэнвик (1981)Микки Руни (1982)Хэл Роуч (1983)Джеймс Стюарт / Национальный фонд поддержки искусства[en] (1984)Пол Ньюман / Алекс Норт (1985)Ральф Беллами (1986)Eastman Kodak Company / Канадская государственная служба кинематографии (1988)Акира Куросава (1989)София Лорен / Мирна Лой (1990)Сатьяджит Рай (1991)Федерико Феллини (1992)Дебора Керр (1993)Микеланджело Антониони (1994)Кирк Дуглас / Чак Джонс (1995)Майкл Кидд (1996)Стэнли Донен (1997)Элиа Казан (1998)Анджей Вайда (1999)Джек Кардифф / Эрнест Леман[en] (2000)Сидни Пуатье / Роберт Редфорд (2001)Питер О’Тул (2002)Блейк Эдвардс (2003)Сидни Люмет (2004)Роберт Олтмен (2005)Эннио Морриконе (2006)Роберт Ф. Бойл[en] (2007)Лорен Бэколл / Роджер Корман / Гордон Уиллис (2009)Кевин Браунлоу[en] / Жан-Люк Годар / Илай Уоллак (2010)Джеймс Эрл Джонс / Дик Смит[en] (2011)Д. А. Пеннебейкер / Хэл Нидэм[en] / Джордж Стивенс мл.[en] (2012)Анджела Лэнсбери / Стив Мартин / Пьеро Този (2013)Жан-Клод Каррьер / Хаяо Миядзаки / Морин О’Хара (2014)Спайк Ли / Джина Роулендс (2015)Джеки Чан / Линн Сталмастер[en] / Энн В. Коутс / Фредерик Уайзман (2016)Чарльз Бёрнетт[en] / Оуэн Ройзман / Дональд Сазерленд / Аньес Варда (2017)Марвин Леви[en] / Лало Шифрин / Сисели Тайсон (2018)Дэвид Линч / Уэс Стьюди / Лина Вертмюллер (2019)Сэмюэл Л. Джексон / Элейн Мэй / Лив Ульман (2021)
Категории: Родившиеся 29 ноябряРодившиеся в 1895 годуРодившиеся в Колфаксе (Вашингтон)Умершие 24 маяУмершие в 1986 годуУмершие в Северном ГолливудеПерсоналии по алфавитуКаскадёры по алфавитуКаскадёры СШАКаскадёры XX векаАктёры по алфавитуАктёры немого кино СШААктёры XX векаКинорежиссёры по алфавитуКинорежиссёры СШАКинорежиссёры XX векаИзобретатели по алфавитуИзобретатели СШАИзобретатели XX векаКовбоиМоряки Первой мировой войны (США)Киноактёры СШАЛауреаты почётной премии «Оскар»Умершие от остановки сердцаПохороненные на кладбище «Валхалла-Мемориал-Парк»Люди, чей прах был развеян


Рецензии
Николай Николаевич Ващилин (07.04.1947 - 22.07.2023). Светлая память...

Константин Семынин   14.11.2023 16:51     Заявить о нарушении