Верные друзья. Пари
Вопреки надеждам, выспаться в воскресенье не удалось. Нас разбудил настойчивый стук в дверь, переходящий в глухие удары. Это, несомненно, была комендант общежития Клавдия Петровна. Она была убеждена, что студенты только тем и занимаются, что пьют и приводят девиц для утех, поэтому устраивала внезапные проверки. Вот и теперь она, залетев в комнату, одной рукой прижала к стене замешкавшегося Васю, а другой распахнула дверцу шкафа. Не найдя ничего подозрительного, она с досадой повернулась к Рашиду.
– Чего рот разинул? Бегом в ленкомнату, тебя декан ждет.
Вскоре Рашид вернулся с озадаченным видом. Порывшись в чемодане, он что-то положил в карман и заспешил обратно.
– Куда разбежался? – спросил я. – Может, объяснишь, зачем понадобился его величеству декану, да еще в воскресенье?
Рашид почесал затылок.
– Сам еще не разобрался. Приду – расскажу, – бросил он на ходу и, помахав рукой, скрылся за дверью.
– Как бы чего не вышло, – проворчал Вася, глядя ему вслед с подозрением.
Валерий Николаевич, сидя на конференции ректоров, тщетно пытался побороть сон, сосредоточив внимание на пылинках, закручивающихся в луче солнца, словно протуберанцы. Увы, уловка не помогала: дремота возвращалась вновь и вновь, затуманивая сознание. К счастью, Вадим Михайлович, сидевший рядом с ним, постоянно теребил его, возвращая в реальность. Причиной сонливости были не только усталость и недосып, но и монотонный доклад на тему «Повышение эффективности работы вузов за счет внедрения тестовых технологий». Несмотря на ухищрения, Валерию Николаевичу так и не удалось дослушать доклад. Его голова склонилась к груди, и он погрузился в царство Морфея. Встрепенулся от грома аплодисментов и с облегчением понял, что конференция завершилась.
Очутившись на свежем воздухе, Вадим Михайлович дружески обнял коллегу за плечи и пошутил:
– Ну ты даешь, дружище! Чуть не захрапел, как мой кот Персей. Тебе что, доклад не понравился?
Валерий Николаевич досадливо поморщился.
– Профанация! Машина никогда не сможет полностью заменить человека. По крайней мере, в обозримом будущем.
Имея за плечами богатый опыт преподавания, Валерий Николаевич был убеждён, что подмена прямого общения учителя с учеником бездушным тестированием на электронных экзаменаторах неприемлема. Он считал, что такой подход не позволяет оценить культуру речи студента, обедняет содержание учебного предмета и снижает уровень квалификации преподавателя.
– Как же ты не понимаешь! – упрекнул его коллега. – Возглавляешь технический вуз, а не можешь осознать преимущества машинного тестирования. Ведь это объективность, независимость оценки знаний, высокая точность и разрешающая способность, не говоря уже об оперативном контроле большого количества студентов! Вот теперь мне ясно, почему показатели вашего вуза уступают показателям нашего медицинского, – добавил он самодовольным тоном.
Валерий Николаевич пренебрег иронией. Они с Вадимом Михайловичем дружили с детства. Жили в одном доме, вместе гоняли мяч на пустыре, воровали яблоки, грызли сосульки, обсыпав сахаром. Бывало, в пылу эмоций наставляли друг другу синяки, но сразу же мирились.
– Ну и слава богу, я рад за тебя! – добродушно ответил друг детства. – Однако мы не гоняемся за рейтингом, а стараемся развить у студентов аналитическое мышление, способность нахождения нестандартных решений в экстремальных ситуациях и так далее. Причем, – подчеркнул он, лукаво посмотрев на друга, – без зубрежки!
Вадим Михайлович сжал зубы и вызывающе вздернул подбородок:
– Валера, хочешь сказать, что твои студенты сплошь головастики, а мои тупые, как пробка?! – спросил он раздраженно.
– Я не говорил этого, но мы с тобой по-разному оцениваем объем знаний: один – по их полноте, другой – по глубине.
– Давай тогда оценим знания по одинаковым критериям! – вспылил Вадим Михайлович. – Тогда и выяснится, чей студент умнее.
– Каким образом?
– Устроим состязание студентов на знание своей будущей профессии, используя электронные экзаменаторы! Ну что, слабо? – спросил Вадим Михайлович, выжидательно глядя на друга.
Валерий Николаевич закрыл глаза и задумчиво потер переносицу.
– Добро! – нехотя согласился он. – Однако с условием: если проиграешь, передашь нам свой электронный микроскоп. Для изучения анатомии лягушек он вам ни к чему. Из пушки по воробьям не стреляют. А нам он крайне необходим для создания топологии микросхем.
– По рукам! – живо отозвался Вадим Михайлович и выдвинул встречное требование: – Если выиграю я, отдашь свои электронные экзаменаторы! Как я понял, они вам только мешают.
На том и порешили.
В ожидании результатов тестирования Валерий Николаевич, попивая кофе, с интересом осматривал кабинет коллеги. Вдруг его взгляд остановился на книжном шкафу с многотомником «Библиотека приключений».
— Ты всё так же увлекаешься чтением фантастики? — спросил он, ласково проведя рукой по знакомым с детства книжным корешкам.
– Увы! К концу дня у меня не остается ни сил, ни времени на чтение. Если и удается выкроить часок, посвящаю его внуку. Знаешь, что он ответил, когда я спросил, что ему запомнилось из поездки в Москву? Он сказал: «Красная площадь». Спрашиваю: «А в Мавзолей ходил, Ленина видел?» «Конечно, видел, – ответил он, не моргнув глазом. – Спросил, в каком классе я учусь». Представляешь, какой врун растет?!
Валерий Николаевич расхохотался.
– Представляю. Весь в тебя! Забыл, что это с твоей легкой руки в школе прижилась игра «Честное вранье»? А вот моя внучка...
Продолжить беседу не удалось. В кабинет заглянул лаборант и жестом попросил Вадима Михайловича выйти. Вернулся он взволнованный, держась скрюченными пальцами за область сердца, приговаривая:
– Невероятно! Этого не может быть! Абсурд, да и только!
Увидев друга в состоянии нервного возбуждения, Валерий Николаевич перепугался не на шутку.
– Вадим, тебе плохо? Может скорую вызвать? Что стряслось?
– Вот именно – стряслось, – простонал профессор, лихорадочно протирая галстуком стекла очков. – Мой студент ответил на девять вопросов из десяти, а твой – на все!
– Фу–у ты! – облегченно выдохнул Валерий Николаевич. – Ну ты и паникер! Нашел, от чего расстраиваться. У вас ведь тоже хороший результат!
Но тот, казалось, не слышал друга:
– Можно допустить, что молодой человек где-то слышал, что оплодотворение – процесс соединения мужской и женской половых клеток, а матка имеет форму треугольника. Но хоть убей, не могу понять, откуда он знает, что признак Горвица — Гегара — это появление размягчения в области перешейка, а признак Пискачека — выбухание одного из углов матки? Может быть, вы, господин ректор, разъясните, в чем дело?! – спросил он с сарказмом, внезапно перейдя на «вы».
– Постараюсь, только успокойся! Считаю, что глубокие знания студента – это в первую очередь твоя заслуга: создал в институте атмосферу, опережающую время, благодаря чему этот студент превзошел в знаниях однокурсников. Уверен, что из него получится прекрасный специалист.
– Ну ты и тугодум! – в сердцах воскликнул Вадим Михайлович, постучав себя по лбу. – До тебя так и не дошло, что речь идет не о моем, а о твоем студенте!
От удивления у Валерия Николаевича отвисла челюсть.
– Объясни, пожалуйста, при чем тут он?
– Притом, дорогуша, что наш лаборант по ошибке обе машины загрузил одинаковыми тестами. По медицине, – хмыкнул он. – Вот я и спрашиваю тебя: откуда твой технарь знает тонкости акушерства и гинекологии?!
– Я же предупреждал тебя, что мои студенты... – начал было Валерий Николаевич, но растерянно замолчал, не зная, как объяснить происшедшее.
Утром он позвонил декану.
– Михаил Петрович, вы говорили студенту, на каком экзаменаторе ему придется пройти тестирование?
– Конечно! Даже подчеркнул, что ему, как отличнику, выпала честь защищать престиж института.
– В нашем институте есть такие машины?
– И не только такие. Весь склад ими забит! – пожаловался декан. – Наши архаровцы элементарно декодируют их, превращая в груду металла. На днях у одного такого «кулибина» конфисковал пульт, с помощью которого дистанционно переключал экзаменатор с режима «тестирование» на режим «обучение». После этого на табло высвечивались правильные ответы.
– Ах, вон оно что! – усмехнулся ректор про себя. – Гениально! Сегодня же отправьте этот хлам в медицинский институт.
– Валерий Николаевич, ну почему «хлам»? – возразил декан. – Они же совсем новые. Перекодируем!
– Пожалуйста, выполните мою просьбу! Потом всё объясню. От медиков привезите электронный микроскоп. А за смышленого студента выражаю вам особую признательность. Что бы ни говорили, у нас с вами правильная методика обучения, уважаемый Михаил Петрович! Пра-виль-ная!
Тем же вечером Рашид горделиво выложил на стол три путевки в студенческий санаторий-профилакторий. Увидев наше недоумение, он извлек из кармана изобретенный им пульт дистанционного управления экзаменатором и назидательно произнес:
– За знание «женской топологии»! Вот так-то, неучи! Еще Владимир Ильич говорил: «Учиться, учиться и ещё раз учиться»!
Рисунок Николая Крутикова.
Свидетельство о публикации №222100400789