Ч. 23 Борьба со стихией

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/09/29/659

В январе 1942 года из шести крейсеров Черноморского флота в строю остались только два старых крейсера: «Красный Крым» и «Коминтерн». «Червону Украину» потопили немецкие бомбардировщики в Севастопольской бухте.

«Красный Кавказ» и  «Ворошилов»  получили серьёзные повреждения при бомбардировке вражеской авиацией. Крейсер «Молотов» во время сильнейшего шторма в Туапсе нанесло на брекватер (бетонное оградительное сооружение).

От удара вогнулся форштевень, лопнули и деформировались листы наружной обшивки.
Лопнула левая якорная цепь. Попытка завести стальные тросы на крейсер «Красный Крым», который стоял у широкого причала, оказалась безрезультатной: тросы лопнули, как нитки.

Крейсер ударил по бортовому орудию «Красного Крыма» и развернул его.
Затем корабль столкнулся с большим танкером «Кремль», подбитым немецкой авиацией. Нос крейсера ударил в борт танкера, и тот стал погружаться, сел на мель.

В стеснённых условиях порта корабль не мог маневрировать и выйти в море.
Крейсер било гигантскими волнами о песчаную отмель. Тогда заполнили водой дифферентные отсеки, чтобы крейсер плотно сел носовой частью на грунт.

В трещины обшивки стала поступать вода. Течь остановили, закрыв мешками с цементом, их понадобилось полторы тонны.

На пирсе оказалась повреждённой бензиновая магистраль. От удара стального корпуса о бетонную стенку причала могла возникнуть искра - последствия угадать нетрудно.

Несколько краснофлотцев из брандспойтов водой отгоняли бензин от корабля.
Любого из них могло расплющить между кораблём и стенкой, если кто-то упадёт за борт.

Примчались пожарные машины, и магистраль перекрыли. Боцманская команда сумела завести несколько толстых стальных тросов за левый кормовой кнехт (металлическая тумба для крепления троса на причале и на корабле).

Сила волн была такая, что кнехт, вделанный в палубу корабля с большим запасом прочности, не выдержал силы натяжения, и его вырвало. Трос пронёсся над ютом. Ударом троса перебило обе ноги главному старшине И.Ф. Лебедеву, старшему боцману Г.Т. Баштавому перебило ногу, был ранен и старший краснофлотец Дзюба. Лебедев умер в госпитале.

Спасаясь от шторма, когда он начинался, гидросамолёты МБР-2 стали подниматься в воздух. Одного из них порывом ветра бросило на брекватер. Он упал в море и утонул вместе с экипажем. Волна перевернула вверх килем катер-охотник МО-055, а потом другая волна снова поставила его на киль.

Так повторялось несколько раз, пока волны не выбросили катер на берег реки Туапсинки. Из экипажа 23 человека погибли шестеро.

Борьба со штормом продолжалась четырнадцать часов. Крейсер поставили на ремонт, и 14 февраля он уже встал в строй.

Позже, когда отца назначили старпомом на крейсер «Красный Кавказ», с разрешения командира корабля я жил у отца в каюте, потому что меня не с кем было оставить: мама лежала в госпитале с открытой формой туберкулёза.
 
В детской памяти остался тот самый бензопровод на пирсе, запомнилось, что из него капал бензин, и я этим бензином отчищал пятно на своём пальтишке, пропитал всё бензином насквозь, хорошо, что никто не курил поблизости.

Во время нахождения в портах Кавказа, когда начинался авианалёт, на крейсере, как рассказывал мне отец, всегда держали наготове шлюпки, чтобы, как только немецкие самолёты заканчивали бомбёжку, шлюпки спускали на воду и собирали всплывшую, оглушённую фашистскими бомбами рыбу.
 
Она разнообразила питание краснофлотцев и офицеров на корабле. В БЧ-2 служил старшина Бабий,  к сожалению, не помню, как его звали. Он был заядлым охотником и рыболовом.

Во время пребывания в Поти его, с разрешения командира крейсера, отпускали с помощником краснофлотцем на охоту в окрестные болота на уток.
Они приносили уток в мешках. Всё шло в корабельный камбуз.

На палубе крейсера иногда утром собирали погибших перепёлок, они бились ночью о надстройки корабля. Перепёлок отдавали в семьи офицеров и женатых краснофлотцев, которые жили тогда в эвакуации в Поти.

Однажды в Новороссийске Бабий выменял на что-то у пехотинцев несколько противотанковых гранат, чтобы глушить рыбу для питания команды. Вдвоём с отцом они отправились на «рыбалку» из бухты на маленькой шлюпке, «двойке». Эта рыбалка едва не окончилась трагически.

Оба не знали, что противотанковая граната взрывается после снятия с предохранителя не по временной задержке, как ручные гранаты, а при соприкосновении с препятствием.

Бросили гранату недалеко, чтобы сразу собрать рыбу. Но она взорвалась при соприкосновении с водой. На счастье, осколки пролетели над их головами, и оглушило их, а не рыбу. Пришлось сразу прекратить рыбалку. Но на том их злоключения не окончились.

Подул ветер с гор, а чем это грозило, оба хорошо понимали. Ветер всё время усиливался, их стало относить в море. Никогда в жизни они так яростно не гребли. Сумели подойти к крейсеру.

В санчасти им обработали кисти рук, кожи на ладонях почти не осталось. После этого командир крейсера запретил подобные отлучки.

В феврале 1942 года корабли эскадры Черноморского флота и транспорты доставляли в осаждённый Севастополь войска, военную технику и вооружение, продовольствие, боеприпасы. Несли постоянные потери от действия немецкой авиации и подрывах на минах.

При нахождении в Севастополе корабли вели огонь по позициям противника и скоплениям вражеских войск. Черноморско-Азовское пароходство несло большие потери из-за неудовлетворительной их охраны.
 
Только во время Керченско-Феодосийской десантной операции погибли 12 транспортных судов. Сейчас трудно сказать, могло ли  командование Черноморским флотом организовать необходимое охранение.

Гражданские моряки, которые плавали на транспортах, были смертниками. Большинство транспортов были тихоходными старыми судами, беззащитными при нападении с воздуха.
 
19 февраля 1942 года транспорт «Коммунист» (1.943 брт), имея на борту 1.878 тонн военных грузов (самолёты, бронетехнику, автомобили и артиллерийское вооружение) вышел из Новороссийска в Севастополь  без всякой охраны и конвоя (http://proza.ru/2021/06/19/277).

20 февраля его атаковал и потопил Хе-111 на траверзе мыса Ай-Тодор. В ту же ночь крейсер «Молотов», эсминцы «Сообразительный» и «Смышлёный» нанесли удар в район Коктебеля по сосредоточению мотомеханизированной части и по Старому Крыму, где у противника было много конных войск и обозов.

Конечно, сейчас вызывает недоумение, почему командование Черноморским флотом  не перенесло срок этой операции, чтобы обеспечить охрану транспорта с ценнейшим грузом, соразмерный ли был ущерб противника от обстрела и потеря транспорта для обороны Севастополя?

Продолжение http://proza.ru/2022/10/08/770

На фотографии: транспорт «Коммунист». Построен в 1891 году на верфи «Sunderland Shipbuilding Co Ltd».


Рецензии
Действительно, вызывает недоумение!Спасибо, дорогой Владимир!
С дружеским приветом
Леда

Леда Шаталова   10.10.2022 10:20     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, Леда.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   10.10.2022 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.