Пушкин с Марса

              (правдивая история из наших «лихих 90-х»)


     Когда в счастливой ленинградской семье родился первенец,  выбора, как назвать темноволосого и кучерявенького красавца-сыночка, не оставалось – только Сашенькой.  Молодой папашка Сергей с любимой супругой-ровесницей были  бесконечно рады за своё здоровое творение. А что касается имени наследника, так это они договорились заранее – в честь деда (двоих дедов!) – у обоих родителей отцов Александрами звали.  И всё бы ничего, если бы не фамилия главы семейства – Пушкин! Так, в первом официальном документе ребёнка – свидетельстве о рождении, стал значиться полный тёзка великого русского поэта – Александр Сергеевич Пушкин.

     Шло время, Сашка рос смышлёным, общительным и весёлым пацаном. Сказать, что знаменитая фамилия «Нашего всего», включая полное совпадение с именем и отчеством, как-то по-особенному сказывалась на жизни мальчишки, было бы преувеличением. Но забавные истории, конечно, случались. Взрослые, например, на вопрос: «Как тебя зовут, малыш?», получая правдивый ответ: «Саша Пушкин!», неизменно переспрашивали: «Да неужели?». Потом расплывались в улыбке и почему-то констатировали: «Повезло же тебе!».
 
     «А что тут такого?» – по-детски размышлял Санёк… «И чего это мне повезло так?» – тормошил он родителей. Папа с мамой тоже улыбались, рассказывали о «Солнце русской поэзии», читая по очереди сыночку на ночь про лукоморье с зелёным дубом и учёным котом или историю о рыбаке и рыбке. Чтобы сны были сказочными! «И всё-таки он слабо разбирался в женщинах, иначе  старуха сразу после корыта потребовала бы стать красоткой…» Смело, но со вздохом, так однажды прокомментировал поэта отец. А Сашке золотая рыбка очень нравилась! Вот поймать бы такую. Сергей сразу пообещал взять сына на рыбалку. Так у отпрыска впервые зародилась мечта о море…

     Уже в школе друзья-товарищи по-доброму посмеивались над одноклассником, «поэтом» дразнили (ну что возьмёшь с детей!), на что Саша совсем не обижался. Даже сам творить в рифму пробовал: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа…». Красиво! Что? Вы уже это слышали? От кого? Ах, от Пушкина! А Пушкин – это он и есть.  Даже паспорт имеется… В 16 лет самостоятельно получил, как и положено было в СССР. Правда в паспортном столе ленинградского отделения милиции тоже все хохотнули. Усмехнулся в ответ и довольный юноша – Александр Сергеевич Пушкин.
 
          «…Я достаю из широких штанин
          дубликатом бесценного груза.
          Читайте, завидуйте, я – гражданин
          Советского Союза!»

     И подпись – А. С. Пушкин. Ой, нет, конечно же. Это Владимир Владимирович Маяковский о советском паспорте, что тоже очень приятно было. Зато свой автограф Саша в паспорте поставил, выведя красиво пером  – Пушкин.

     В старших классах Александр всё чаще стал грезить морской профессией. Но, окончив школу, военно-морское училище так и осталось в мечтах – подвело зрение. А ведь назубок вдоль и поперёк выучил все буквы из проверочной таблицы Сивцева! Но опытный врач-окулист не дал «обвести себя вокруг пальца» и раскусил близорукого абитуриента на медкомиссии. Вердикт: «Ай да Пушкин! Ай да сукин сын!» – иными словами: «В плавсостав не годен!». Повторить подобный заход к «глазнику», но уже в гражданскую мореходку, Санёк не решился. Подал документы в  Ленинградский гидрометеорологический институт. Экзамены сдал успешно и на пять лет стал студентом Гидромета.

     Время пролетело быстро, защитив диплом, упорный Пушкин сделал вторую попытку стать моряком. И пришёл успех! Распределился Сашка-холостяк в Мурманск, а там обратился в гидрографическую службу Северного флота, где его определили на судно «Марс». Экипаж почти весь гражданский, только кэп с погонами капитана 3 ранга на плечах, да ещё замполит со штурманом были на военных должностях. Так Пушкин стал членом судовой команды. Матросом с высшим (!) образованием, а значит с перспективой карьерного роста. И такое будущее, перед убытием корабля на ремонт в Польшу, вскоре у Пушкина «нарисовалось».

     Командир пообещал Александру назначить его навигатором, так как старый помощник штурмана, после возвращения из «загранки», собирался уйти на пенсию. Как в одной советской песне поётся: «Молодым везде у нас дорога, старикам…», ну а дальше все знали: пенсионерам почёт и уважение. В СССР так и было! Но в стране к тому времени развернулась «горбачевская перестройка», которая завершилась развалом могучей «империи».  Неразберихи стало ещё больше, однако гидрографическая служба флота, хоть и с годичной задержкой, но сумела отправить «Марс» на судоверфь в Гданьск.

     «Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел!» – поздравил командир своего молодого подчинённого цитатой из «Евгения Онегина» и от себя добавил, – Пора оправдывать знаменитую фамилию!

     Так Пушкин стал навигатором на «Марсе».  На ремонт ушли все, кроме старого коммуниста – помощника штурмана, который больше всех, наверное, переживал развал партии и страны, и «скоропостижно», нет, не умер, но с работы, по состоянию здоровья, уволился. Зимний переход на Балтику прошёл благополучно, и судно на полгода встало в «польский» ремонт.

     Служба-работа и в море, и на берегу Александру нравилась. В заведовании было всё судовое навигационное оборудование, включая гидрометеорологические приборы. Не зря же учился в Гидромете!

     Шесть месяцев пролетели быстро, и в последних числах июля отремонтированный в Гданьске корабль засобирался домой. Перед походом на север зашли на заправку и пополнение провизией в Балтийск. Представители местного гидрографического командования и штаба флота накануне выходных дней побывали с проверкой на «Марсе». Судно к переходу готово!

     Наступило долгожданное воскресенье… Вечером все свободные от вахты «марсиане»: и гражданские и командный состав (те в особенности!) отправились в самый популярный в городе ресторан «Золотой якорь», отметить профессиональный праздник: День Военно-Морского Флота! Как можно было пропустить такое событие?

     Зал, естественно, был полон! Столы ломились от выпивки и яств. Посидели и поплясали ребята очень даже хорошо! Так хорошо, что расходиться долго не хотелось, тем более, что музыканты (за особую благодарность в зелёной купюре) продолжали заводить гостей, то на быстрый, то на медленный танец. Моряки, вернувшиеся из Польши, откровенно «сорили деньгами»… Местным барышням всех возрастов и «профессий» такая щедрость была по душе!

     …Первым вышел покурить на свежий воздух Пушкин. Затянулся сигаретным дымком и оглянулся. Рядом с рестораном, как специально, стояла припаркованная желто-синяя патрульная «Лада». О преобразовании милиции в полицию («ментов» в «понтов») ещё никто в новой России не задумывался. Было это в начале лихих 90-х и наша тогдашняя милиция порой неплохо «зарабатывала» (чего уж греха таить, бывало!) на подвыпивших мужиках, нарушающих «облик российского гражданина – строителя капитализма!». Из машины вышли двое стражей порядка: лейтенант и сержант, оба неспешно двинулись к одинокому пошатывающемуся курильщику с «кучерявой причёской».

     – Добрый вечер! – обратился к подвыпившему гражданину офицер. – Гуляете?

     – Так точно! – заплетающимся языком ответил гидрограф. – Отмечаем День флота. И заметьте, имеем на то право!

     – А документики у вас есть? – зацепил про «подтверждение личности»  лейтенант.

     – А у вас?

     Ох, не так ответил! Ох, не так!!! Научили же на свою (на Пушкина) голову в институте по гражданскому праву! Но,  подогретый алкоголем, Александр уже сам пошёл в наступление:
     – Наша служба и опасна, и трудна, да? – вяло поинтересовался  навигатор и сразу на мажоре повысил голос в сторону милиции, – А ну-ка сами представьтесь, господа-товарищи?!!

     – Умный, да? – переглянулись милиционеры и вынесли  «приговор» дуэтом, – Наш клиент!!!
 
     – А фамилия-то у вас, всё-таки какая? – напомнил (на всякий случай) сержант.

     – Пушкин!

     – Понятно, – лейтенант взглянул на подчинённого сержанта. – Вызывай УАЗик с нарядом. Будем грузить!

     – Не имеете права! – начал возмущаться однофамилец. – Почему не верите?

     – Потому что я сам Лермонтов. И что? Документов нет, значит будем разбираться в отделении: чьи стихи лучше! – и  лейтенант приказал сержанту – Надевай «браслеты»  поэту!

     Впервые в жизни героя известная фамилия «не сработала»… Вернее сработала, но не в лучшую сторону!

     Балтийск – городишко небольшой, но с главной военно-морской базой Балтфлота в составе. Военные моряки с милицией поддерживали «нейтралитет», своей военной комендатуры для разборок хватало. А вот гражданские покорители морей и океанов… Всякое случалось!

     В отделении милиции «тёпленького» Сашку обыскали и изъяли «под опись» содержимое карманов, удивившись, что денег маловато было. Определили в «обезьянник» – помещение для задержанных граждан. Возмущению Пушкина не было предела, сначала он требовал адвоката, потом воды, затем начал проситься в туалет. А в завершении всех просьб – немедленно отправить на Марс!

     Когда Александр немного поутих, его «культурно пригласили» для составления протокола о задержании.

     – Фамилия! – задал вопрос дежурный с погонами старшины на плечах.

     – Пушкин! – честно выпалил обладатель прославленной фамилии.

     – Так и запишем…

     – Имя, Отчество?..

     – Александр Сергеевич!

     – Понятно! – усмехнулся милиционер, выводя инициалы Пушкина. – И откуда же ты такой взялся?

     – С «Марса»! – снова честно признался навигатор.

     Дежурный не выдержал и наотмашь отвесил моряку оплеуху со словами: «Он ещё издевается!»

     – Да что ж такое-то! Я правду говорю! – завопил Пушкин, трезвея. – Сами позвоните, узнайте!

     – Куда звонить я буду? – не понимая сути объяснений задержанного, переспросил старшина милиции.

     –  На «Марс» и звоните. Он же рядом!

     – Тебе что, ещё раз добавить?! – зарычал страж порядка, «заводясь не на шутку». – Сейчас я тебя с Марса обратно на Землю верну!

     …Бросив взгляд на лист со списком воинских частей, дислоцирующихся в Балтийске и окрестностях, старшина нашёл искомый телефон дежурного по дивизиону гидрографических судов.

     – Ну, смотри у меня! Звоню, марсианин! – и набрал нужный номер.

     И, о чудо! После нескольких гудков вызова, наконец-то, ответили, а спустя пару секунд через коммутатор соединили с «красной планетой»:
     – Марс слушает! – ответили на том конце провода.

     У старшины милиции глаза полезли на лоб…

     – Какой на хрен Марс?!! – переспросил он. – А Пушкин такой у вас имеется?

     –  Имеется… – согласились на «Марсе». – Это наш помощник штурмана.

     – А имя, отчество его?..

     – Александр Сергеевич. Как у поэта Пушкина. Кто спрашивает?

     – Из милиции звонят… Дежурный по отделению старшина Почупайло! А Марс – это где?

     – «Марс» – не где, а что! Это судно гидрографическое. Мы с Северного флота у вас в гостях, после ремонта в Гданьске зашли в Балтийск. На днях уходим домой – на север!

     – Понятно… – милиционер положил трубку и посмотрел на полного тёзку великого стихотворца. – Что будем делать, гражданин Пушкин А. С.

     – Готов заплатить штраф! – взмолился перепуганный и уже готовый на всё Александр. – Только отпустите... Нельзя мне кэпа расстраивать. В море скоро выходить!

     – И куда же ты такой пойдёшь?

     – На «Марс»! Куда же ещё?

     Старшина рассмеялся…

     – Уговорил… Свободен, инопланетянин!.. Только аккуратно, гидрография ваша тут недалеко… Напрямки, по железнодорожному полотну, в сторону гавани минут пятнадцать шлёпать… На первой «космической» скорости! И помни, Марс в нашей солнечной системе находится.

     – Найду! Не промахнусь…

     – Ты это… Уж извини, что я разок силу применил, работа у нас нервная. Редкий случай, однако. Не было у нас ещё такого Пушкина с Марса. Да ещё и Александра Сергеевича…  А сам-то стихи не сочиняешь?

     – Пописываю…

     – Ну?!!

     – Я памятник себе воздвиг нерукотворный… – начал лепетать, вспоминая известные строки, Сашка.

     – Где-то я уже это слышал… Вот, что популярность с народом делает!

     …Хотите верьте, хотите нет! Но случай такой с задержанием гражданина А. С. Пушкина в Балтийске был. И вошёл он, пусть и со смехом, но в анналы не только местной полицейской хроники, но и в историю всей гидрографической службы.
 
          «…Вознесся выше он главою непокорной
          Александрийского столпа!..»


         Октябрь, 2022 г.                Санкт-Петербург


                © Н. Кирюшов, 2022


Рецензии
Добрый день, Петрович!
Еще не отошел от смеха, когда прочитал Ваш рассказ!
Столько совпадений!
Александр Сергеевич Пушкин (помощник навигатора), да еще с Марса!
В лихие девяностые такие случаи были сплошь и рядом.
Тогдашняя милиция «доила» всех подряд!
Так что Сергеевич малым отделался!
Зеленая.
Будет время, посмотрите «Евпаторийский городской театр. 2010 г» на третьей моей страничке.
С улыбкой -

Федоров Александр Георгиевич   10.04.2024 11:56     Заявить о нарушении
Георгиевич, здравия желаю! Доброго Вам дня!!! Обязательно вернусь к Вашей страничке. Занят пока. Дел много на службе. С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   10.04.2024 12:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.