Смотрительница маяка

6+

Это был старый большой маяк. Он стоял на берегу океана, освещая путь кораблям. Недалеко от маяка виднелся маленький деревянный домик, в котором жил смотритель маяка со своей дочкой Эмилией. Она родилась и выросла здесь, а её отец и покойная матушка прожили тут всю жизнь. Её дедушка тоже был смотрителем маяка, и даже помогал его строить. Девочке порой казалось, что это лучшая и почётная профессия во всём мире. Дедушка часто рассказывал ей разные истории-были, произошедшие с ним. Например, о том, что он видел самого Повелителя Вод и его дочек-русалок. И потому девочка была уверена, что сказочная жизнь — именно здесь, на этом берегу, у этого маяка.
 
Когда ей исполнилось девять лет, тётушка из ближайшей деревни уговорила родителей отдать девочку в местную школу. Но уже через неделю Эмилия сбежала домой со слезами на глазах:
— Это не моя школа, я не хочу там быть, моя школа здесь, возле маяка!
И решили родители, что сами будут обучать дочку всему, что знали. И дедушка стал помогать им в этом. Так и росла Эмилия.
Проходили годы, дедушка умер, когда ей было лет десять, а матушка — прямо на двенадцатилетие девочки. Но мудрая мама научила её: за всё нужно благодарить жизнь, даже если происходит что-то самое страшное. Никто ведь до конца не знает всего Космического замысла.
Росла Эмилия сильной, крепкой и красивой девушкой и всё чаще помогала отцу в его работе. Ибо смотритель маяка — он же и механик, отвечающий за исправное функционирование систем, и ночной смотритель, и радист, следящий за напряжением аккумуляторов, и организатор всевозможных работ, и устроитель быта.
Когда девушке исполнилось семнадцать лет, захворал отец тяжко. Приезжие доктора только качали головами да разводили руками — ничего не могли поделать, болезнь была неизлечима. И в какой-то из летних дней не стало смотрителя маяка. Осталась Эмилия одна.
Горевала она недолго — нужно было делать всю работу, что выполнял отец. Власти знали о сложной ситуации и даже обещали прислать кого-то в помощь, но проходили дни за днями, а никто так и не появился.
 
И вот однажды — что это? Свет маяка погас. Как такое могло случиться? Ведь Эмилия всё делала так, как учил отец? В чём же причина? Девушка стала проверять механизмы, рычаги и электрические лампы. Она испробовала все методы, какие только знала, но ничего не помогало, темно было вокруг. А за стенами маяка в тот вечер бушевал шторм. Именно в такое время очень важен свет маяка! Но Эмилия не знала, что ей делать... Она села на пол, обхватила руками коленки и заплакала. Девушка вспомнила, как мама говорила: «Если станет очень тяжко, и ты не будешь знать, что делать, позови на помощь Повелителя Вод. Он поможет тебе».
И Эмилия стала звать на помощь. Сначала тихо, так, что даже ей самой еле было слышно, потом погромче, и ещё громче и ещё…
— О, Повелитель Вод! Помоги мне! Приди! Помоги зажечь свет маяка, я не знаю, как это сделать! Ты видишь, как бушуют волны! Корабли, не увидев пути, могут разбиться о скалы! Прошу тебя, помоги мне!
Девушка всё повторяла и повторяла просьбу! Она встала с колен и подбежала к окну. Смотря на бушующее море, она продолжала взывать к Повелителю Вод. И вдруг радужное сияние появилось на маяке! Девушка сначала решила, что это зажёгся свет, но, обернувшись, застыла от неожиданного видения — перед ней стоял ослепительной красоты юноша с трезубцем в руке! Его одежда сияла перламутрово-изумрудным блеском, и от его присутствия девушке становилось тепло и радостно на сердце.
— Эмилия, дочь смотрителя маяка, ты проявила храбрость и отвагу, решившись остаться одной в этой башне и поддерживать свет.
— О, Повелитель Вод! Я ведь знаю, как он важен! Свет маяка спасает тысячи жизней! Сделай так, чтобы в эту ночь жизни тех, кто сейчас в море, также были спасены!
— Эмилия, помнишь, как учила тебя мама: за всё происходящее благодари жизнь, ибо неизвестен до конца Космический замысел. Сейчас вблизи твоих берегов плывёт корабль. Это пираты, и они взяли в плен молодого капитана из ограбленного судна. Я специально потушил свет твоего маяка, ибо час расплаты настал! — сказал Повелитель Вод и посмотрел в окно.
Девушка же слушала его речь не шевелясь.
— Иди спать, Эмилия, и ни о чём не волнуйся. А завтра утром тебе предстоит потрудиться.
Эмилия покорно кивнула головой и пошла в дом. За окнами бушевал ветер, волны бились о скалистый берег, и было слышно даже, как скрипит маяк от ударов морских вод. Девушка долго не могла уснуть: перед её глазами стоял прекрасный Повелитель Вод в перламутрово-изумрудном сиянии.
 
А под утро ветер стих. Смотрительница маяка вышла на улицу и спустилась к морю. Вдоль берега всюду были разбросаны обломки корабля и разные вещи. А в самой дальней части берега... что это? Человек! Эмилия побежала к нему. Весь исцарапанный, в порванной одежде на песке лежал юноша. Он жадно вдыхал воздух и пытался встать.
— Погодите, я вам помогу! — сказала Эмилия, подбегая к нему.
— Женщина… — прошептал юноша, — мне не нуж...
Но Эмилия уже схватила его правую руку и, присев возле юноши, положила её себе на плечо. Они попытались встать вместе. Раненный скривился от боли — все его рёбра были в крови, и на спине тоже виднелись кровавые раны. Но Эмилия крепко держала пострадавшего, и потихоньку они смогли добраться до дома. Девушка уложила юношу на отцовскую кровать и стала за ним ухаживать.
Как оказалось, это был капитан по имени Виктор, которого пираты взяли в плен. А когда начался шторм, корабль морских разбойников сбился с курса и потерпел крушение у этих берегов. И кроме капитана никто не уцелел.
— Я даже не мечтал остаться в живых, — такими словами закончил юноша свой рассказ и с благодарностью посмотрел на Эмилию.
— Вся благодарность Повелителю... — девушка прикусила язык и, не договорив фразу, добавила: — Да, хорошо, что ты остался жив!
И вдруг на маяке зажёгся свет! Он вспыхнул вначале изумрудным сиянием, а потом приобрёл обычный цвет. Эмилия подбежала к окну, и радостная улыбка озарила её лицо.
 
Проходили дни. Капитан Виктор креп и даже начал помогать девушке в работе.
— Как ты решилась остаться здесь одна? — спросил однажды Виктор, когда они вечером прогуливались по берегу моря. — Мне кажется, эта работа совсем не для молодой красивой девушки, которая должна выйти замуж, родить...
— Нет, я ещё не думала об этом, — оборвала слова юноши Эмилия, а её щёки залились румянцем. — Я здесь выросла и училась… и мне здесь нравится.
— А разве тебе не одиноко?
— Я не успела почувствовать одиночество. Мой отец совсем недавно покинул этот мир.
— Да, я помню, ты говорила. Прими ещё раз мои соболезнования. А ты ни разу не выезжала в большой город?
— Нет... я даже из школы сбежала! — засмеялась Эмилия.
Капитан улыбнулся, услышав её смех. Ему показалось, что он звучит, будто перезвон волшебных колокольчиков.
— И у тебя совсем нет друзей?
— Почему же... Мои друзья — это чайки! И море! И небо! И ветер, и звезды, и солнышко! И Повелитель Вод.
— А я?
— Теперь и ты…
Виктор улыбнулся и взял Эмилию за руку.
— Эмилия, ты спасла мне жизнь, окутала заботой и нежностью, которой мне так не хватало. Поехали со мной! Я покажу тебе весь мир! Ты увидишь то, чего даже не мечтала увидеть!
— Поехать с тобой? — удивилась Эмилия. — Но как же маяк? Кто будет поддерживать в нём свет?
— Не волнуйся о нём: кто-то приедет, маяки не остаются одни.
— Но я не могу. Я здесь... не знаю. А ты? Ты можешь остаться со мной здесь?  — несмело спросила девушка.
— Здесь? В этой башне? Эмилия, я же капитан! Я управлял большим пассажирским судном, перевозил в трюмах грузы. Что я буду делать в этом богом забытом месте?
Девушка отдёрнула руку и побежала со слезами на глазах к маяку. Виктор остался на берегу и печально смотрел ей в след.
 
В эту ночь Эмилия решила ночевать на маяке, но ей долго не спалось. Она всё думала о разговоре с капитаном. Вдруг около полуночи комната озарилась радужным сиянием.
— Повелитель Вод! Как я счастлива, что ты вновь явился мне, даже когда я не звала тебя! — радостно воскликнула Эмилия.
— О, верная дочь смотрителя маяка, я знаю, что сердце твоё сейчас разрывается на две части, и ты не можешь понять, что происходит с тобой.
— Ты прав, дорогой Повелитель Вод, — опустила глаза девушка, и её щёки вновь залились румянцем.
— Знай, твои отец и мать были бы очень счастливы, узнав, что любовь зажгла твоё сердце.
— Но я не могу покинуть маяк! Вся моя жизнь прошла здесь! А Виктор... Он хочет быть только капитаном...
— Эмилия, знай: часто человек не понимает знамений, что даются ему свыше, для этого нужно время. Езжай с Виктором, я позабочусь о маяке.
И вздохнула Эмилия облегчённо, улыбнулась Повелителю Вод и уснула.
Утром девушка сказала Виктору о своём решении. О, как же счастлив был капитан! Он поднял девушку на руки и закружил её быстро-быстро! Смеялась звонко Эмилия, и смеялся капитан. И вскоре они поженились. А потом поехали в путешествие по разным городам и странам. Удивлялась Эмилия всему, что видела, и светились радостью её большие голубые глаза.
Прошло три месяца, и в первый день августа молодая семья приехала в тихий городок у моря и поселилась в небольшом домике. Каждое утро капитан выходил из дома и шёл к морю. Он всматривался в синюю даль, слушал, как поют чайки, как волны накатываются на берег. Такая красота могла вдохновить кого угодно, но печальным был капитан. Эмилия наблюдала за ним из дома и понимала — он тоскует по морю, по своему плаванию.
Но однажды ранним утром, выйдя как обычно на берег, Виктор увидел вдали какое-то мерцание в виде точек.
— Один, два, три... двенадцать, — насчитал капитан.
Это мерцание всё приближалось и приближалось. В какой-то миг Виктор хотел было побежать обратно в дом, но невидимая сила сковала его, и он неподвижно остался стоять на берегу.
Когда мерцание достигло берега, из моря вынырнули... двенадцать русалок! Необычайно красивые, и радостью веяло от них, и Виктор почувствовал, как жар окутывает его с головы до ног.
— Приветствуем тебя, капитан Виктор! Мы дочери Повелителя Вод и пришли сегодня к тебе с особой вестью.
— Я... я... — запинаясь и еле слышно проговорил Виктор, — я думал, это всё сказки.
— Мы реальны, — засмеялись русалки, — и твоя жена хорошо знакома с нашим отцом.
— Вот как? Она ничего мне об этом не говорила.
— Мы принесли тебе весть от самого Повелителя Вод: он предлагает тебе стать капитаном заблудших душ.
— Капитаном душ? А как же корабли?
— Быть капитаном корабля могут многие, но спасать потерявшихся в море под силу лишь тому, кто прошёл немалый путь испытаний.
— Но вы уверены, что я именно тот человек? — удивлённо спросил Виктор. — Я ведь только на одном корабле выходил в море, а во втором плавании наш корабль ограбили пираты... 
— Повелитель Вод знает обо всех твоих испытаниях, — заверили русалки.
— Но что я должен делать? — капитан почувствовал, как загорелся огонь в груди, стало жарко, щёки налились румянцем. Он расстегнул несколько верхних пуговок своей рубашки.
— Вам с женой нужно вернуться на маяк. Повелитель Вод будет направлять к тебе потерянные корабли. Именно на них будут те души, капитаном которых ты должен стать.
Сказали это русалки и, взявшись за руки, превратились в большой сверкающий шар! Он поднялся в воздух, и вдруг радужный дождь пролился на стоящего в изумлении капитана! От каждой капли, что касалась его тела, Виктору становилось радостней. Сердце всё так же пылало огнём, а улыбка сияла на лице. Это была улыбка не бывалого капитана, а ребёнка, только начинающего познавать мир.
Когда Виктор зашёл в дом, Эмилия уже проснулась. Она вначале даже не узнала своего мужа: на мгновение девушке показалось, что перед ней стоит Повелитель Вод в своем чарующем сиянии! И поведал капитал о том, что произошло с ним, а Эмилия рассказала о своих встречах с Повелителем Вод. Обнялись муж с женой крепко-крепко. И струилась любовь из их сердец. Эмилии показалось, что именно сейчас они стали единым целым, как пульсирующий шар, в который превратились русалки. В тот день они всё говорили и не могли наговориться. Девушка была безмерно счастлива, что они вдвоём возвращаются на её любимый маяк.
 
Прошло много лет. Однажды наш корабль проплывал мимо этого маяка. Я тогда была ещё маленькой, но мой отец — капитан корабля — взял нас с мамой в плавание, чтобы показать нам эту башню. Мы спустили лодку и поплыли к берегу. Я помню, как нас радушно встретили седовласый старик и такая же старушка. Они мне показались такими родными, как будто это были мои бабушка и дедушка, и я знала их всю жизнь.
Хозяева угостили нас вкусным обедом, а после трапезы мой отец со стариком ушли подальше к морю, чтобы о чём-то поговорить. Мы же с мамой остались с этой очаровательной бабушкой. Она всё смотрела на меня, и её лицо озарялось каким-то невиданным мной ранее светом. Мама говорила с ней о чём-то, но я не вслушивалась в их речи, они мне были ещё не совсем понятны. Но седовласая старушка всё время обращала ко мне свой взгляд и улыбалась. И я поняла, что они говорят обо мне. Я в это время возилась с какими-то коробочками и баночками, что стояли на столе, открывала и закрывала их. Но в какой-то момент, услышала фразу:
— Берегите свою доченьку, ей назначено стать хранительницей маяка.
Я перестала играть и удивлённо посмотрела на старушку. А та продолжила:
— Маяка, который будет стоять не на берегу, и за которым не нужно будет присматривать. Его нужно будет хранить...
Сказав последнее слово, старушка подошла ко мне и нежно обняла. «Мама? — подумала я. — Меня так обнимает только мама…»
Шли годы, а я всё вспоминала эту удивительную седовласую старушку и наш визит на маяк. И однажды попросила маму рассказать мне об этом подробнее. И она рассказала мне эту историю о смотрительнице маяка.
 


Рецензии