Ветер

6+
 
Возле большой жаркой пустыни стоял огромный город. Жили в нём обычные люди: работали, отдыхали, создавали семьи, воспитывали деток. В общем, жили, как и все люди в других городах планеты. Но всё же были некоторые особенности. Здесь жители носили разные шляпы, по цвету которых и по прикреплённым к их полям драгоценностям можно было узнать, кто стоит перед тобой: учёный, музыкант, студент, плотник, писатель… И какую степень мастерства в своём деле имеет.
А ещё — раз в год в этом городе дул ветер. Его называли могучим, потому что дул с огромной силой. И всегда он начинался в разное время: никто не мог предугадать, когда это случится в следующий раз. Но предвестником ветра всегда становились песчаные вихри, проносившиеся над городом. И тогда все бежали и кричали друг другу: «Крепко держитесь за свои шляпы, крепко держитесь! Начинает дуть могучий ветер!» И нигде нельзя было спрятаться от него: он открывал окна, залетал в дома, заставал людей на улице, и, если кто-то не держался за свои шляпы очень крепко, — срывал головные уборы и уносил с собой. А по здешнему закону люди без шляп должны были покинуть город. И как только они его покидали, больше о них никто ничего не слышал.
 
Жил в этом городе уважаемый господин. Он был Архитектором и носил жёлтый тюрбан с голубым алмазом. Многие мосты, здания, парки были сооружены по его проектам. Люди приглашали его спроектировать и построить их дома, что Архитектор делал с огромной радостью. Все жители любили и уважали его.
Однажды, над городом опять показались песчаные вихри. Увидев их, люди закричали: «Крепко держитесь за свои шляпы! Начинает дуть могучий ветер!» Но в этот раз воздушный поток был таким сильным, что шляпы слетали с голов одна за другой. Когда ветер утих, все увидели, что большинство жителей города осталось без шляп. Горожане зарыдали, но закон есть закон: нужно было покидать город.
Когда жители вереницей шли к воротам, уважаемый господин, на голове которого всё так же был его жёлтый тюрбан, побежал вслед за уходящими.
— Но постойте, постойте! Как же так?! Разве нельзя переписать закон? Изменить его? Кто же будет ухаживать за городом?
А уходящие плакали: они ведь тоже хотели остаться.
И вот из горстки тех, у кого сохранился головной убор, к Архитектору подошёл Мудрец, о чём говорила его золотая шляпа с золотым лотосом на тулье.
— Дорогой брат, да, таков закон, и мы следовали ему многие столетия. Но вспомни историю: у нас были годы, когда ветер не сорвал ни одной шляпы. Это неспроста, это неспроста...
— Я изучал историю, дорогой друг, но в ней не говорится, куда уходят те, кто остался без шляп.
— Пустыня всех принимает, всех принимает... Но если ты хорошо изучил историю, то смог прочесть между строк, что ветер можно увидеть, — загадочно улыбнулся Мудрец, поднял свою шляпу в знак прощания и собрался уходить.
— Увидеть? — удивился Архитектор.
— И не только увидеть, но и попросить его вернуть шляпы, — сказал Мудрец.
«Вернуть шляпы, вернуть…» — эта фраза очень впечатлила Архитектора и прочно засела в его голове.
— Погодите, погодите! — крикнул он и бросился за уходящим Мудрецом. — Я не встречал такого в истории, а ведь хорошо её изучал! Мудрец, где вы?
Но того уже нигде не было видно, как будто он растаял в воздухе.
Вдруг раздался пронзительный скрип — ворота закрывались за последним уходящим из города. Оглянулся вокруг Архитектор и залился горькими слезами — он остался один посреди пустой площади.
 
Вечером того же дня, когда Архитектор вместе с оставшимися жителями в шляпах размышляли, как им жить дальше, в окне дома, где все собрались, вдруг показалась золотистая шляпа с лотосом.
— Мудрец! — вскрикнул Архитектор и выбежал на улицу.
— Мудрец? — удивился Мэр Города. — Разве не все оставшиеся присутствуют здесь?
— Мудрец! Постойте! — кричал Архитектор. — Расскажите, как вернуть шляпы?
Мудрец улыбнулся и ответил:
— Нужно пойти в пустыню, найти ветер, попросить его вернуть шляпы, разыскать жителей города, отдать им головные уборы и вернуться всем вместе обратно в город.
— Так просто? Но да... конечно, это легко и просто только на словах. Но, во-первых, кто должен пойти в пустыню? Во-вторых, где искать ветер? В-третьих, согласится ли он отдать шляпы? И потом, где искать жителей города?
— Могу тебе ответить только на один вопрос: в пустыню должен пойти ты.
— Я? Но почему я? Мудрец! Тебе ведь стали доступны тайны мира, потому ты носишь эту шляпу! Скажи мне, почему это должен сделать я? — был удивлён и озадачен одновременно Архитектор.
— Потому что этот день давно был записан в твоей истории... — таинственно проговорил Мудрец и... исчез.
— Мудрец? Где вы? — Архитектор стал оборачиваться вокруг себя, но на свой вопрос так и не дождался ответа.
Вернувшись к собранию, он поведал о разговоре с Мудрецом, и каким же было его удивление, когда Мэр Города сказал, что во время переписи населения такую шляпу никому не выдавали…
Долго думал Архитектор над словами неизвестного Мудреца, но решил последовать его совету и пойти в пустыню искать ветер. И хотя Мэр Города качал головой в знак того, что не согласен с таким решением, по закону никто не мог запретить человеку искать ветер.
 
Отправился зодчий в путь, взяв с собой верблюда, много воды и всё снаряжение, которое требуется в пустыне. Куда идти, он не знал, и шёл, куда направляло его сердце.
Один день, второй, третий... Кругом только солнце да песок, солнце да песок... Уже заканчивались запасы еды и воды, а пустыня всё так же была бескрайней.
И взмолился уважаемый господин:
— О Царица Пустыни! Смилуйся надо мной! Я отправился искать ветер в надежде, что смогу помочь своему городу и вернуть его жителей! Помоги! Мне нужна вода и еда, чтобы продолжить свой путь!
И вдруг предстала перед стоящим на коленях Архитектором девушка неземной красоты и заговорила чарующим голосом:
— Дорогой друг, я знаю, что побудило тебя отправиться в дорогу. Твоё сердце полно скорби и сожаления о жителях твоего города, но эти чувства мешают найти дорогу к оазису, где ты сможешь отдохнуть и пополнить запасы воды и еды. Я помогу тебе — уберу скорбь и печаль из страдающего сердца.
Царица взмахнула правой рукой, и вдруг — о, чудо! — вдали показался зелёный оазис с холодным пресным озером и множеством фруктовых деревьев! Обрадовался Архитектор, побежал что было мочи к зелёному островку, а вслед за ним побежал и его верблюд. Напившись воды и наевшись фруктов, уставший путник уснул крепким сном под большим деревом. И снилось ему, что он собирает разноцветные шляпы в пустыне, и шляп этих было так много, что Архитектор даже не знал, куда их положить, чтобы забрать с собой.
Сон зодчего стал таять от того, что прямо над ним звонко запела птица. И до чего же необычной была её песня:
Улетели шляпы, улетели,
Потому что люди жить так не хотели.
Цив-цив! Цив-цирив!
«Что это за птица?» — просыпаясь, подумал Архитектор. Но как только остатки сна улетучились, пение прекратилось, и как ни всматривался зодчий в ветви дерева, увидеть птицу ему так и не удалось.
Настал вечер, потом утро, ещё один вечер… Но Архитектору не хотелось уходить из этого прекрасного места. А на третий день он снова услышал пение:
Улетели шляпы, улетели,
Потому что люди...
— Птица! Кто ты? — вскочил Архитектор на ноги и... застыл в изумлении — перед ним стоял молодой человек в белом тюрбане, а на его плече сидела золотая птичка. Архитектор посмотрел на белый тюрбан: такие в его городе могли носить только дети до двенадцати лет, но этот незнакомец был намного старше.
— Приветствую, уважаемый... господин! — поклонился Архитектор незнакомцу. — Я прошу прощения, если зашёл без спроса в твои владения. Кто ты?
И улыбнулся незнакомец:
— Я тот, кого ты ищешь.
— Ты ветер?! — удивился и обрадовался одновременно Архитектор.
— Я тот, кто его порождает.
— О почтенный господин, ты Тот, Кто Порождает Ветер, — упал на колени зодчий, — прошу тебя, верни шляпы жителей моего города, моих братьев и сестёр, моих друзей.
— Да, я готов их вернуть, но что ты готов отдать мне за них?
— Отдать? — удивлённо переспросил Архитектор.
— Да, я ведь не забираю шляпы просто так. Вспомни историю: были годы, когда мой ветер не уносил ни одной шляпы. Хочешь ли ты узнать, почему сейчас большая часть жителей города осталась без своих шляп?
— О да, господин! Поведай мне об этом!
— Люди в твоём городе перестали радоваться жизни. Им не нравились правила и законы, они хотели себе другие шляпы, а не те, которые заслужили, и в своих сердцах многие начали замышлять коварные планы.
— О не нужно... не нужно продолжать! Мне больно слышать об этом, и я не понимаю, почему так произошло.
— В момент, когда человек получает свою шляпу, он делает выбор, и этот выбор приносит мне на крыльях мой ветер. Человек или благодарит за свою шляпу, или желает получить другую, к которой ещё не готов. Как только эти зёрна зависти попадают в сердце человека, они начинают разрастаться, и когда дует мой ветер, такие люди не в силах удержать свои шляпы.
— Но что же получается? Большая часть города не хотела иметь то, что заслужила?
— Да, мой дорогой друг, и мне понятны твои удивление и разочарование, но выход есть, и ты можешь помочь жителям своего города.
— О достопочтенный господин, порождающий ветер, я буду безмерно счастлив, если ты скажешь, как я могу сделать это!
— Ты должен отдать то, что является самым дорогим для тебя.
— Самым дорогим? — задумался Архитектор, но потом вспомнил о своём голубом алмазе на жёлтом тюрбане.
— Алмаз! Я отдам свой алмаз! Это самое дорогое, что у меня есть, ибо в нём все мои достижения и моя сила.
— Хорошо, дорогой друг, принимаю твой дар. И я отдам тебе не только шляпы, но и покажу, где искать жителей твоего города. Вот только без алмаза на твоём головном уборе они могут не узнать тебя.
— Нет-нет, что ты, почтенный господин, меня знали все в нашем городе, и я уверен, что меня узнают и в простом жёлтом тюрбане.
Архитектор вынул свой алмаз из чалмы и протянул его Тому, Кто Порождает Ветер. И вдруг... одна за другой на поляне возле дерева стали появляться множество разноцветных шляп. Собрал их Архитектор в большой мешок, специально взятый с собой. А уже на следующий день зодчий и его новый знакомый отправились в путь. Архитектор набрал много фруктов и наполнил пустые фляги пресной водой. Его отдохнувший верблюд шагал бодро, да и самому Архитектору было легко идти. Золотая птичка пела свои удивительные песни, Тот, Кто Порождает Ветер создавал вокруг прохладный поток воздуха, который слегка толкал их в спину, помогая преодолевать песчаные дюны.
И вот вдали показался ещё один оазис. Остановился Тот, Кто Порождает Ветер и сказал Архитектору:
— Здесь жители твоего города. На этом месте я должен оставить тебя. Дальше пойдёшь сам. Как только отдашь шляпы, и люди захотят вернуться в город — позови меня, и я покажу вам путь домой.
Низко поклонился Архитектор в знак благодарности и пошёл со своим верблюдом к оазису.
 
Первым, кого он увидел, был Брат Музыкант, набиравший воду из озера в большие кувшины. Его одежда была порванной и грязной, волосы взлохмачены, а на щеке виднелась свежая рана.
Обрадовался Архитектор и воскликнул:
— Брат! Ты ли это? Как я рад тебя видеть! Узнаёшь ли ты меня?
Но мужчина даже не поднял головы.
— Брат Музыкант! Это я, твой брат Архитектор! — крикнул уважаемый господин погромче.
На этот раз мужчина поднял голову, прислушался и огляделся. И хотя его взгляд скользил по стоящему рядом Архитектору, он его как будто не видел! Удивился зодчий такому явлению и решил больше не тревожить брата, а последовать за ним.
Вскоре они вышли на большую поляну, где под деревьями были построены хижины из ветвей и листьев, а посреди поляны сооружено место для костра. На огне стоял огромный казан. Брат Музыкант подошел к казану и вылил в него набранную воду.
Архитектор с верблюдом стояли в центре поляны, но никто из присутствующих не обращал на них никакого внимания.
И вот вода в казане стала закипать. Все присутствовавшие засуетились, начали бросать в воду ветки, старые лоскуты одежды, песок. Удивлялся происходящему Архитектор, но молча продолжал своё наблюдение. Брат Музыкант помешивал длинной ложкой содержимое котла и пробовал на вкус — сварилось ли? И вот в какой-то момент Брат Музыкант подал знак, высоко подняв длинную ложку, что означало — еда готова! И все стали рассаживаться вокруг костра. У каждого в руках была мисочка, сделанная из листиков дерева, и люди по очереди подходили к казану, а Брат Музыкант, теперь же повар, разливал содержимое в подставляемые мисочки.
Всё это время ни один из жителей не проронил ни слова, казалось, они забыли, что такое речь.
Жадно пили люди из своих мисочек. И больно было смотреть Архитектору на всё происходящее. Поев, они молча расходились по своим хижинам. И тут Архитектор понял, что нужно сделать. Он достал из мешка шляпы и стал их раскладывать вокруг казана.
Вдруг раздался пронзительный возглас:
— Моя шляпа! Моя шляпа!
— Доктор... — с любовью в голосе произнес Архитектор, и слёзы стояли в его глазах.
Доктор надел свою изумрудную шляпу и затанцевал от радости. И так каждый подбегал к своей шляпе, а надев её, танцевал и радовался! И вдруг... почти одновременно все повернули свои головы в сторону Архитектора. Он как раз выложил последнюю шляпу и скручивал мешки.
— Так это ты! — выкрикнул его Брат Музыкант. — Это ты украл наши шляпы!
— Что вы, братья!? – удивился таким речам Архитектор. — Это ведь я, зодчий нашего родного города!
Но никто не узнавал его. Несколько человек, включая Брата Музыканта, подбежали к нему, повалили на землю и связали руки за спиной. Остальные люди окружили их и кричали:
— Мы не отпустим тебя! Веди нас обратно в город — мы предадим тебя суду за то, что ты украл наши шляпы!
Сердце Архитектора рыдало, но никто не видел этих слёз.
Собравшись с силами, он сказал:
— Я не знаю дорогу к городу. Но мой друг-проводник знает, позвольте я позову его.
— Зови-зови и побыстрее! — грубо ответил Брат Музыкант.
— О Ты, Кто Порождает Ветер, приди! Проведи нас к нашему городу! — взмолился Архитектор.
И вдруг подул ветерок, и на площади появился юноша в белом тюрбане с золотой птичкой на плече. Люди вначале отпрянули назад от удивления и страха, но потом их лица вновь приобрели злобный вид.
— Веди нас к нашему городу! И побыстрее! — приказал Брат Музыкант.
Юноша улыбнулся и ответил:
— Мы выходим ровно в полночь, через три часа, поспешите собрать свои вещи. А также запаситесь достаточным количеством фруктов и воды. Я же дам каждому по верблюду.
Все тут же бросились к своим хижинам, оставив Архитектора и проводника одних.
— Они не узнали меня... Они не узнали... — залился Архитектор слезами.
— Не плачь, мой друг, береги свои силы, ибо нам предстоит долгий путь.
 
И вот длинной вереницей двинулись все через жаркую пустыню обратно к своему городу. Много дней и ночей шёл караван. Но удивительным было то, что вода и еда не кончались, и все были полны сил. И только Архитектору было тяжело идти. Он обливался потом, еле переставлял ноги и даже падал. Казалось, он нёс такие же тяжелые мешки, как и верблюды.
Как-то вечером золотая птичка подлетела к Архитектору и запела:
Будет зной или будет дождь,
Всё равно ведь промокнет платье,
Тяжело, потому что несёшь,
На плечах своих ношу братьев.
Цив-цирив! Цив-цирив!
— Ох! — тяжело вздохнул Архитектор в ответ.
 
И вот настал долгожданный день — вдали показались ворота родного города. Обрадовались люди и бросились бежать к нему что было мочи.
Несколько мужчин во главе с Братом Музыкантом окружили Архитектора.
— Ты не убежишь от нас! Как только мы войдём в город, сразу же направимся к Судье! — и повели дальше Архитектора, окружённого со всех сторон.
Те, кто вошли в город первыми, тут же побежали к Судье и наперебой стали рассказывать, что поймали того, кто, используя ветер, украл их шляпы. Обрадовался Судья, увидев вернувшихся жителей, и попросил всех собраться на главной площади. И когда окружённый со всех сторон Архитектор вошёл в город, площадь была полна народу.
— Вот он! — крикнул Брат Музыкант. — Вот похититель наших шляп! — и подтолкнул Архитектора вперёд поближе к Судье.
— Это правда? — спросил тот. — Ты и есть чародей, который, используя ветер, уносит шляпы?
Поднял глаза Архитектор на Судью:
— Неужели и ты меня не узнаёшь? Я ваш Архитектор, тот, кто построил и эту площадь, и мосты на реке, и твой дом.
— Хватит! — прервал его служитель закона. — Мы знаем, каким был наш Архитектор! Увы, его давно нет с нами. Итак, продолжаем. Эти люди утверждают... Кстати, я очень рад, что все, ушедшие полгода назад, вернулись! Такого ещё не было в истории города. Друзья! С возвращением!
И зашумела толпа, все принялись обниматься и поздравлять друг друга.
Судья поднял руку, и толпа утихла.
— Итак, — продолжил он, — эти люди утверждают, что ты — похититель их шляп, а соответственно, всего их добра, заслуг и достижений. Это правда?
— Нет... — тихо сказал Архитектор.
— Правда-правда! — кричала толпа. — Ты похитил наши достижения, ты лишил нас дома!
Судья опять поднял правую руку:
— Послушай, твой жёлтый тюрбан говорит о том, что ты, хоть и простой строитель, но обладаешь острой мыслью и многое знаешь. Зачем тебе понадобились шляпы других?
— О, брат... — вздохнул Архитектор и не смог больше вымолвить ни слова.
— Всё понятно: ему нечего сказать в своё оправдание. Да, такое событие происходит впервые в истории нашего города, суду нужно подумать, какой приговор вынести за свершённое злодеяние. Стража!
— Постойте-постойте! — вдруг донеслось из толпы. — Это ведь наш дорогой Архитектор! Что же вы делаете?!
И на середину площади выбежал Художник с картиной в руках.
— Вот, смотрите, — он повернул картину к толпе, — я написал этот портрет шесть месяцев назад, перед самим уходом Архитектора в пустыню. Смотрите! Смотрите все! Он вернулся, вернулся! А с ним вернулись и жители города!
И ахнули все, увидев картину, и застыли в изумлении, глядя на зодчего.
— Какое недоразумение... О небеса, какая ошибка… — закачал головой Судья. — Но, дорогой наш брат, где твой голубой алмаз?
И не смог сдержать слёз Архитектор, горько заплакал и бросился бежать с площади. А толпа только молча расступалась, уступая ему дорогу.
 
Вечером в дом Архитектора пришёл Художник.
— О, мой дорогой друг! Как я рад, что ты вернулся! Что же произошло в твоём путешествии?
Он обнял зодчего, и тот поведал ему всю историю.
Рисовальщик был потрясён услышанным, но ободрил своего друга такими словами:
— Не печалься. Кажется, я знаю, как помочь нашим жителям, чтобы они опять обрели чистоту своих помыслов и доброту сердец. Ты ведь помнишь, что краски от моей кисточки оживают и приобретают чудодейственную силу? И потому слушай внимательно...
Зашептал воодушевлённо Художник на ухо другу, рассказывая свой план. И запылали огнём надежды глаза Архитектора. А уже на следующий день пошёл зодчий устраиваться разнорабочим на завод, где изготовляли краски. А Художник тем временем тоже приступил к работе. Он стал рисовать портреты жителей города, вернувшихся из пустыни после шести месяцев отсутствия.
Художник рисовал их целыми днями, часто засиживаясь за мольбертом допоздна. А Архитектор усердно работал на заводе и почти на все деньги, которые получал, покупал самую качественную краску, принося её другу. И, как только очередной портрет был готов, Художник относил его в дар тому, кто был на нём изображен. Жители с радостью принимали подарки и благодарили Художника. Но никто даже не догадывался, какой силой обладали эти портреты. Чем больше люди смотрели на себя, изображённых на холсте, тем чище становились их сердца, ибо с портретов на них смотрела сама Божественная суть.
Преображались жители города, даже о том не ведая, и всё легче и легче становилось Архитектору.
 
Прошло пять месяцев. Художник отнёс последнюю картину и, возвращаясь домой, вдруг увидел на кусте бугенвиллеи золотую птичку. Её перья переливалось в лучах заходящего солнца, и рисовальщик остановился, чтобы полюбоваться этим удивительным созданием, никогда ранее ему не встречавшимся. Птичка словно поняла, что Художник замыслил. Она стала поворачиваться то вправо, то влево, перебирая лапками, чтобы её можно было получше разглядеть. И как только Художник пришёл домой, сразу же сел за мольберт и начал рисовать.
В это время возвращался после трудового дня и Архитектор. Он был очень уставшим и присел возле куста бугенвиллеи отдохнуть. И вдруг услышал знакомое пение:
Если сердце полно любви,
И готово, открыв объятья,
Драгоценность отдать за братьев —
Это высшая жертва Земли...
И заплакал Архитектор, узнав золотую певицу.
Птичка в одно мгновение превратилась в того самого таинственного Мудреца в золотой с лотосом шляпе, а рядом с ним появился и юноша в белом тюрбане!
— Дорогой друг, приветствую тебя! — сказал Тот, Кто Порождает Ветер.
— О почтенный господин! — обрадовался Архитектор. — Моё сердце опять полно любви и радости, и я чувствую такую же лёгкость, как и раньше. Благодарю тебя! Благодарю!
— Вся благодарность тебе и твоему другу Художнику. Вместе вы смогли сделать то, чего ещё никому не удавалось в истории вашего города. Ты исполнил записанное в истории твоей жизни. Держи, — и Тот, Кто Порождает Ветер протянул Архитектору небольшую коробочку.
Открыв её, Архитектор счастливо засмеялся — в коробочке лежал его голубой алмаз.
«Крепко держите свои шляпы! Начинает дуть могучий ветер!» — вдруг послышалось отовсюду. Архитектор прицепил свой алмаз к жёлтой чалме, низко поклонился Тому, Кто Порождает Ветер и Мудрецу и пошёл домой, крепко держа свой головной убор.
В этот раз ветер не унёс ни одной шляпы.
 


Рецензии