Хазары. Обзор контента на YouTube
ХАЗАРЫ. ОБЗОР КОНТЕНТА НА YOUTUBE
Мы не станем давать оценку явно низкопробным видеороликам о хазарах на YouTube. В центре нашего внимания лишь наиболее серьёзные авторы.
Тема "Хазары" является одной из "раскрученных" в медиевистике. Причин тому несколько:
1. Фактор контроля хазар над ныне т.н. "южнорусскими" землями.
2. Упоминание в письменных источниках о контактах славянского населения (дань, войны) и хазар.
3. Привлекающий к себе повышенное внимание фактор исповедания верхушки хазар иудейской религии
4. Возможность прикрываясь темой хазар высказывать претензии на исконно кавказские и иранские территории причём в основном со стороны тех маргинальных представителей тюркоязычного мира, которые прямо никак не связаны с хазарами и даже чьи предки вряд-ли могли где-либо и когда-либо видеть живых хазар. Это кипчакская и азербайджанская тюркоязычная мигрантская среда, проявляющая повышенную активность доказать недоказуемое, а именно- принадлежность их предков к хазарам. Подобные авторы пытаются обосновать тем самым не только "исконность" их физического ( генетического) пребывания в том или ином регионе, но и лингвистического.С таким же успехом, если они сами проживали бы на Аляске, то сочиняли бы "исследования" о "тюркоязычных аляско-гуннах", если в Африке, то "банту-зулуссо-тюрках".
Так как тема весьма мутная и скользская, то они очень страются "развешивать лапшу на уши" лицам, незнакомым с этой темой.Обычно такие любители хазарской старины- просто невежи и шарлатаны, страдающие комплексом неполноценности.Чтобы максимально облегчить им процесс фальсификаторства давно и регулярно появляются утверждения то о якобы "хазаро-булгаризмах в монгольском", то они якобы в азербайджанском, то в лакском. Спрашивается, что собой представляли хазары, чтобы предки монголов у них что-либо заимствовали? Где монголы и где хазары?Механизм "обростания булгаризмами"- довольно незатейлив, это - предварительный перевод исконно индоевропейской и кавказской лексики в разряд "булгаризмов" безо всяких убедительных на то оснований. В добавок ко всему, из поля зрения лингвистов выпал целый пласт рано утраченных языков, одними из которых,являлись енисейские и парамонгольские.И те,и другие,к тому же должны были иметь самое прямое отношение к т.н. "азиатским гуннам" ( Hsiongnu).
5. Возможность под вывеской некоего "научного" интереса к теме хазар беспрепятственно оплёвывать и извращать распространителей ислама, в данном случае - в лице Арабского халифата.
Рассмотрим по порядку. Начнём с российского телеканала Культура-"Хазарский каганат.Загадочное появление и исчезновение." Обсуждают тему "Хазары" по-существу заурядные фигуры, но тем не менее считающиеся "авторитетами" в этой области.
Петрухин В.Я.: Первым делом обозвал неких, не уточнённых исследователей "квазиучёными", имея ввиду Гумилёва Л.Н. Высказал мнение, что российской науке этим учёным был нанесён вред. Мы согласны с этой негативной оценкой и более того, считаем, что Гумилёв не гнушался также просто переписывать чужие работы (Грумм-Гржимайло, Еноки и др.), часто без ссылок на авторство. Он их просто пересказывал в духе своей теории пассионарности.В основном же, когда Гумилёв Л.Н. начинал, наконец, говорить именно от себя, а не устами других авторов, то это чаще всего - бездоказательная чушь.
Петрухин показал какую-то каменную собачью будку в качестве некоей реконструкции "цимлянского городища", которое давно растащено по кирпичику до фундамента местными казаками ("так- согласно Петрухину- делают все"), а весь оставшийся строительный мусор сброшен в Цимлянское Водохранилище, откуда теперь пытаются что-то извлечь археологи. Крепость, как признаются сами участники дискуссии, "маленькая" и с какой целью, против кого она построена до сих пор неизвестно. Таким образом, реальной информации- никакой. Есть как-бы какая-то декоративная крепостца, которую приписывают хазарам, с какой целью это убожество выстроено - информации нет.
Борис Рашковский: Значение этнонима "хазар" неизвестно, имеются лишь версии. Ни одна из них, тем не менее, не озвучена. Начал с того, что они состояли из алан и булгар (протоболгар)."Хазары возникают накануне 7 века и упомянуты у сирийского автора 7 в. Захария Ритора".С середины 7 в. они сталкиваются с византийцами и арабами. Всякий раз из за странных рубящих жестов в воздухе Б.Рашковского ограничивают во времени и пытаются спрятать за другими авторами. Производит,к сожалению, впечатление неадекватного субъекта той же самой хазарской национальности. В принципе Б.Рашковский ничего так и не успел сказать. Вся его инфа, это 7 век, Захария Ритор, локализовавший народ хазар на севере (т.е. Сев. Кавказе) и двух известных компонентах хазарского объединения - алан и булгар.
Борис Сташенков: мы знаем когда возникло хазарское объединение, это вторая половина 7 в. и дата гибели 965 г. В этом промежутке мы должны искать археологические памятники хазарского времени, но дело в том, что мы не можем уверенно сказать, что "вот, это именно хазарские памятники"(выдающийся вывод!). То есть - должно быть, но мы реально точно не можем сделать вывод, то что эти следы оставили хазары. Связал с хазарами, подчеркнув, что "это условно", некие "подкурганные захоронения столбиками"(Поволжье,Калмыкия, Дон и др., датировка установлена прежде всего по византийским монетам),Б.Сташенков отдельно упомянул богатые захоронения, обнаруженные М.Магомедовым (Верхний Чирюрт, Дагестан), причислив обнаруженный там археологический материал также к подкурганным."Но это тоже рубеж 7-8 вв., а вот что было до и после - это большая загадка."
Интересно, что абсолютно всё, что, по мнению археологов, вероятно, могло принадлежать хазарам, в конечном счёте затопляется.А это и Цимлянское городище и Верхний Чирюрт. Всё ушло под воду.Точно такое же странное совпадение преследует археологию, напр., в Турции. Почти всё сколько-нибудь значимое и ценное как-бы "случайно" потом оказывается в пучине водохранилищ.
Владимир Петрухин: "Меня всё время спрашивают, а "кто наследники хазар, я им отвечаю, да вот -я"(смех в аудитории)."Хазары появились как-бы в гуннских пределах.Тоже у псевдо-Захария Ритора упоминаются. А что мы о них знаем? Ничего. И где искать их истоки? От Великой Китайской стены до Шампани, где их остановили в своё время". Далее он рассказывает о том, что гуннская элита командовала этим пространством и "она имела привычку цеплять на себя всё ценное, что демострировало её высокий статус, что успели найти в Византии, что успели найти в Иране и те же самые традиции синтезировала затем и хазарская элита". И далее... "поэтому каганат,это есть такая эфемерная, как принято её называть - "степная империя" в кавычках, а степь- безгранична. А любая степная империя безгранична и любая столица степной империи зависела от того, где в тот момент была ставка кагана.И вот здесь мы должны метаться от Среднего Поднепровья до Хазарской Луки и думать всё время-а где собственно центральный регион, от которого зависело всё это Причерноморье".
Ведущая задаёт коронной вопрос в любой дискуссии о хазарах-их религия. Я читала, мол, у одних, что основной религией был иудаизм, а у других, что основной религией был ислам.Или этот вопрос вообще не изучен?
Валерий Флёров: "Изучен, изучен этот вопрос". Далее он рассказывает о абсолютно безуспешных попытках найти свидетельства именно иудейского обряда захоронения. Он признаётся в том, что ничего из собственно иудейского присутствия им так и не найдено. "Находят,-мол,- сарматские зеркала в форме шестиконечной звезды, но это вовсе не звезда Давида". Те же могильники, в которых костяки обращены головой на восток, то они нередко рассматриваются как мусульманские, но и у иудеев тоже головой ведь в сторону Иерусалима укладывают покойников, а кроме того мы не знаем сугубо иудейские традиции захоронения той эпохи.Что говорят раскопки об их вероисповедании? Болгары - чуть ли не основная часть их населения жили от Дона и до Кубани и даже до нынешней Карачаево-Черкессии, аланы в основном в бассейне Северского Донца и собственно хазары, где их основная территория мы не знаем.И во всех захоронениях - амулеты. Амулеты всех типов- из кожи, бронзы... О чём это говорит? О языческих верованиях.Христианство? Нет никаких свидетельств о христианстве в Хазарском каганате. Нашли какие-то архитектурные детали, привезённые из Византии в хазарский Саркел. Раскопки,однако, ничего не дали. В результате археологических раскопок мы пришли к выводу, что никаких свидетельств принадлежности большинства населения к христианству или иудаизму нет. "Я специально искал надгробия, изучал литературу, но ничего не нашёл кроме двух-трёх спорных рисунков. Археологические раскопки не подтверждают иудаизм в их среде,- везде амулеты, везде следы их прежних языческих верований. Но письменные источники сообщают об обращении в иудаизм. Видимо, это был очень узкий круг".
Как бы то ни было,но в сознании древних, кем являлся твой верховный правитель, к тем принадлежал и ты сам. К иудеям все хазары, согласно иудейским канонам принадлежать не могли,но для остальных, за исключением разве что раввината современного Израиля это обстоятельство не могло играть существенного значения. Заинтересованной в своей "исключительности" хазарской верхушке такое происхождение нашли,для этого даже этиологические мифы не особо понадобились: явился, якобы,во-сне ангел и "просветил" надлежащим образом. За хазарское золото нашлись, соответственно, и местные иудейские авторитеты, сумевшие подтвердить, что "всё так и было".
Заметим, что никто из участников дискуссии не утверждает ту несусветную чушь, что занесена на страницы русскоязычной и пр. Википедии о том, что хазары якобы исповедовали какую-то свою религию, которая имеет право быть названной неким "тенгрианством". Учёные-хазарологи не знают такой религии и не упоминают никакого "тенгрианства".
Т.Н. "ТЕНГРИАНСТВО" ЭТО ПРОСТО ФОРМА ЯЗЫЧЕСКИХ ВЕРОВАНИЙ И НИКАКАЯ НЕ РЕЛИГИЯ В ОБЩЕПРИНЯТОМ ЗНАЧЕНИИ ЭТОГО СЛОВА. НИКТО ИЗ ХАЗАРОЛОГОВ-УЧАСТНИКОВ ДИСКУССИИ НЕ НАЗВАЛ "ТЕНГРИАНСТВО" В КАЧЕСТВЕ РЕЛИГИИ ХАЗАР.ЕСЛИ БЫ ТАКАЯ РЕЛИГИЯ РЕАЛЬНО БЫТОВАЛА СРЕДИ ХАЗАР, ТО ЕЁ БЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТАК БЫ И ОБОЗНАЧИЛИ, А НЕ СКАЗАЛИ БЫ: "ЯЗЫЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ".
А кем же были всё же хазары? Мы знаем из литературы, что, судя по ономастике, топонимике и т.п. язык хазар был по ряду существенных признаков близок современному чувашскому. Имеется ввиду ротаицизм,ламбдаизм. Понятен ли чувашский туркам, азербайджанцам, туркменам, узбекам? НЕТ!СВОБОДНОЕ И ДАЖЕ НЕСВОБОДНОЕ ОБЩЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО, ПОТОМУ ЧТО ЧУВАШСКИЙ ТЮРКСКОМУ БОЛЬШИНСТВУ НЕПОНЯТЕН.
В.Флёров, кроме того, замечает, что рунические надписи хазар, как краткие, так и относительное пространные -НЕ ЧИТАЮТСЯ СПЕЦИАЛИСТАМИ. В.Флёров предоставил участникам дискуссии монографию с этими конкретными руническими хазарскими надписями двух типов, которые вообще нечитабельны. Если рунический тюркский алфавит известен, как и то, что сам язык чувашского типа, но вот загвоздка - тексты не читаются.
Ведущая далее задаёт вопрос о том, как всё-же иудаизм внедрился среди хазар?
Владимир Петрухин продолжая тему "вероисповедания хазар", начинает с того, что если мы попытаемся изучить религию славян, то тоже найдём сплошь амулеты и обереги, так как язычество и у славян даже после принятия христианства продолжало цепко держаться. Мы со своей стороны,однако, не согласны со сравнением весьма мягкого отношения христианства к прежним языческим традициям с отношением к ним со стороны иудаизма. Последний категорически не допускает малейшие сдвиги в сторону язычества. Никаких языческих амулетов в иудейских погребениях быть не может. То же самое очевидно для мусульманских. Погребения с костяками головой на восток и без языческих амулетов, на наш взгляд, как раз и должны быть иудейскими или мусульманскими..
Далее В.Петрухин приступает к типичным для хазарологов насквозь лживым и уничижительным высказываниям в адрес мусульман: "Вот была Византия, которая никогда, КАК И РОССИЯ, не усердствовала в навязывании своей религии, она была просто христианской империи и вот хазары оказались с одной стороны между ними, а с другой,была такая АГРЕССИВНАЯ РЕЛИГИЯ ИСЛАМ, КОТОРАЯ ВЕЗДЕ НАСАЖДАЛА ИСЛАМ. А вот "Византия не была такой, как и Россия". Интересно, а как тогда часть татар оказалась "кряшен", они что сами добровольно из ислама перешли в православие? Или финно-угры все по собственной воле оставили прежние верования? А византийцы переселяли армян-монофизитов в Киликию (тем самым оголив будущие области вторжения турок-сельджуков и выселяли своих евреев и иудеохристиан на Кавказ тоже благодаря исключительно "миролюбию"? Или они постоянно подстрекали алан и печенегов нападать на хазар тоже из-за "миролюбия"? Единственной названной "агрессивной" религией оказался ислам, что и следовало изначально ожидать. И его "везде насаждали". Странно, что халифатские арабы "агрессивно насаждали", причём столь агрессивно,что он при арабах севернее Дербента-где был их аванпост-так толком и не продвинулся. Да и вообще, арабы с самого начала требовали от хазар убраться за укрепления Сасанидов в дагестанском Выркане (Прикаспии). Почти ничего в Дагестане, в районе севернее Дербента исламизировано не было,разве только Кала- Корейш. Да и Закавказье, длительно находившееся у них в руках также исламизировано не было. Вот и вся, так сказать,роль "щита Европы". И как получилось так, что христиане-арабы в Ливане и Сирии, а также в Ираке и Палестине уцелели? И разве не царизм основал в Дагестане и Джаро-Белоканах "Общество по возвращению в лоно христианства"?
У Петрухина получается так, что православные Византия и Россия никому своё православие никогда насильно не навязывало, а вот "агрессивный ислам насаждал свою веру на Кавказе". А что же тогда, довольно мало кто в Дагестане воспринял эту религию именно от арабов? И, вообще, ХАЛИФАТСКИЕ АРАБЫ ВОЕВАЛИ ПРОТИВ ХАЗАРИИ ЗА ЗАХВАТ РЫНКА РАБОВ, А ВОВСЕ НЕ ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА, НО ПРИКРЫВАЛИ СВОЮ ПОЛИТИКУ "ДЖИХАДСКИМИ" ЛОЗУНГАМИ.
Почему серьёзный учёный несёт вздор о "насаждении агрессивного ислама", но напрочь забывает о том, что Хазарский каганат являлся крупнейшим рынком работорговли? И весь спектр иудейских работорговцев белыми людьми в Хазарии был очень даже зримо представлен, достаточно почитать, напр. исследование Омельяна Прицака. Рабов отправляли в Хорезм, Арабский Халифат, и даже в Королевство Франков.И не просто рабов и рабынь, но и готовых евнухов.
А не перешли хазары в ислам вовсе не потому, что как уверяет Петрухин, что "им бы пришлось воевать под зелёными знамёнами". Нет! Им бы пришлось отречься от ростовщичества и кроме того, прекратить мусульман обращать в рабов. Имелись ли мусульмане-рабы в Хазарии? Должны были быть, так как Хазария время от времени организовывала грабительские набеги на юг от Дербента и дальше. Так, например, жена и дети известного своей суровостью арабского полководца Джерраха - оказались в плену у хазар после двухдневных боёв в Ардебиле. Мусульманские страны, с которыми хазары активно вели торговлю, это Хорезм и Арабский Халифат. И, наверняка, хазары имели и продавали в том числе мусульман, но основным их рабским товаром были всё же славяне, финно-угры, адыги.Славяне и славянки, разумеется, были на первом месте в торговых рядах иудейских купцов. Это был прибыльный и ходовой товар в ту эпоху. Иудаизм был выбран хазарами с целью обойти ненужные им запреты и ограничения. Кроме того, иудаизм им позволял не объединяться со своим собственным народом, а наоборот, дистанцироваться от него на правах "ритуально чистых", "богоизбранных" господ. Таким образом,иудаизм развязывал руки в осуществлении полнейшей вседозволенности и по отношению к собственному народу, без разницы язычники они или христиане, мусульмане.
Вот что, напр., предусматривает иудаизм по отношению к неявреям, а они составляли подавляющее большинство жителей Хазарского каганата:
1. Sanhedrin 59a: “Убийство гоя подобно убийству дикого животного.”
2. Aboda Zara 26b: “Даже лучших из гоев следует убивать.”
3. Libbre David 37: “Если еврею предоставят слово для объяснения какой либо части книги раввина, он должен давать только лживые объяснения. Тот,кто когда либо нарушит этот закон будет умервщлён.”
4. Yebhamoth 11b: “Сексуальные сношения с девочкой разрешены если девочке есть 3 года.”
5. Schabouth Hag 6d: “Евреи могут давать лживые обещания для отговорок.”
6. Hikkoth Akum X1: “Не спасайте гоев в случае опасности или смерти.”
7. Choschen Hamm 388,15: “Если может быть доказано, что некто отдал деньги Израильтян гоям, должен быть найден способ после благоразумного возмещения убытков стереть его с лица земли.”
8. Baba Necia 114,6: “Евреи – человеческие существа, а другие нации мира не люди но звери.”
9. Simeon Haddarsen, fol. 56-D: “Когда придёт Мессия каждый еврей будет иметь по 2800 рабов.”
10. Gad. Shas. 22: “Еврей может иметь нееврейскую девочку но не может жениться на ней.”
11. Tosefta Aboda Zara B5: “Если гой убьёт гоя или еврея он должен ответить за это, если же еврей убьёт гоя, на нём нет ответственности.”
12. Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 388: “Вся собственность других наций принадлежит еврейской нации, которая таким образом имеет право пользоваться всем без стеснения.”
13. Tosefta Aboda Zara VIII, 5: “Как определить слово грабёж? Гою запрещено воровать, грабить, брать женщин и рабов у гоя или еврея. Но еврею не запрещено делать всё это по отношению к гою.
14. Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 156: “Если еврею задолжал гой, другой еврей может пойти к гою и пообещав ему денег, обмануть его. Таким образом гой разорится и первый еврей завладеет его собственностью по закону.
15. Nedarim 23b: “Тот, кто хочет чтобы все его обещания, данные за год стали недействительными, пусть встанет в начале года и скажет: Все обещания, которые я могу дать в течение года аннулируются. Теперь его обещания недействительны.”
Вот ввиду всего перечисленного хазарская верхушка и приняла иудаизм. Ей с подобными религиозными постулатами было более комфортно. Иудейское население имелось на юге Дагестана,северо-востоке Ширвана (совр. Азербайджан), в Крыму, кроме того, существовали иудейские странствующие купцы- рахдониты/раданиты, занимавшиеся торговыми операциями между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути. Были у хазаров и наёмные войска, это прежде всего горцы-дейлемиты из иранского побережья Выркана (Каспия). Иудаизм хазарскую верхушку вполне устраивал. Они подобрали для себя, собственно говоря, как раз то, что хотели. Вторая немаловажная причина- желание "облагородить" свою родословную и приписать своим предкам гораздо более близкую к тому региону где хазары осели- географическую локацию.И из трёх авраамитических религий только иудаизм им предоставлял подобную возможность. С принятием этой религии они могли себя отныне считать "Народом Заречья",т.е. Сиро-Палестины. Не имевшие никакого отношения к авраамитизму заурядные мигранты, "поганые" из Западно-Тюркского каганата, решили влезть с ногами в чужую религию,чужое историческое прошлое и пытаться там изображать из себя каких-то достойных внимания и уважения персон. Тем не менее, в дальнейшем верхушке хазар удалось укрепить свои позиции в иудейском обществе через женитьбу на еврейках,что полностью снимает все галахические преграды для потомства от таких браков.
Здесь для полноты коллективного портрета Хазарского каганата не хватает цитаты из русскоязычной Википедии о роли еврейских странствующих купцов-рахдонитов:
"Хазарский каганат, чья столица Итиль занимала удобное положение в устье Волги, стал одним из центров раданитской торговли. Не исключено, что именно раданиты принесли в это государство еврейскую веру... О том, что центрами раданитской торговли были древнерусские города Киев и Перемышль, свидетельствует сообщение майнцского еврея Иегуды бен Меира. Его ученик по имени Исаак Дорбело в XI веке вместе с ними посетил Польшу. Собственно, одно из древнейших упоминаний о Киеве (X век) содержится в письме еврейской общины этого города. Существование торгового маршрута под условным названием «Путь из немец в хазары» подтверждается некоторыми известиями. В частности, именно таким путём Хасдай ибн Шапрут в сер. X века отправил своё послание в Хазарский каганат. Тогда же о пути из Праги через Краков в Киев сообщает испанский путешественник Ибрагим Ибн Йакуб... Отношение некоторых российских историков к раданитам в этом контексте сильно политизировано. Так, Л. Н. Гумилёв считал, что они поработили Хазарию, создав «химеру на Волге», а их торговые операции по прибыльности сравнивал с «перепродажей наркотиков и валютными спекуляциями».
Могла ли какая-то часть из обращённых в иудаизм, впоследствии вынырнуть в Европе как германоязычные т.н."польские евреи"(ашкеназы)? Мы считаем, что частичное происхождение от хазар "Йиддиш-тайч" вполне вероятна. По-любому, именно евреи Вост.Европы сегодня имеют законное право считать хазар своими, так как это вытекает из самих основ иудаизма. Сразу за ними следуют чуваши, а кипчаки и азербайджанцы в плане родства с хазарами- никто. Вместо них мы добавили бы в список гипотетической хазарской родни пуштунов Афганистана, так как они- генетическая и языковая родня истинных алано-/аорсо-сарматов Южного Урала (дахи).
Напомним, что Гумилёв Л.Н. назвал Хазарию "щитом Европы". Можно подумать, что халифатские арабы планировали из Дербента, куда они всякий раз возвращались, вести какие-то широкомасштабные захватнические войны за Доном и дальше.
Прямо-таки сказочная картина- пришли непонятно откуда, кем были раньше- неизвестно или малоизвестно. "Степная империя", где границы - ",безграничны". Куда бы ни пришли -всюду "гои". Единоверцев мало, но зато какие- странствующая купеческая гильдия рахдонитов (rahdan-ites) от долины Роны во Франции до пределов Китая. И ни перед кем ни за что отчитываться не следует, в том числе на том свете и даже за слезы изнасилованной ими трёхлетней девочки. А придёт "мессия" так их ещё наградят рабами и рабынями из числа тех же "гоев", каждому по 2800 голов. Всё просчитано, обо всём детально указано.
А в чём "положительная" роль Хазарского каганата,согласно Петрухину? Они,оказывается, расчистили путь к "славянской колонизации",т.е. хазары создали благоприятные условия для продвижения не на их собственные земли, где можно сказать:"Всё это теперь наше!" Именно в том,оказывается,заключается позитивная роль хазар.
Считаем также в корне ошибочной трактовку Петрухина легенды на одной из хазарских монет: "Moussa Rasulallah" как противопоставление своей иудейской религии исламу. Хазария по сравнению с Арабским халифатом была всё же более культурно отсталым государством практически во всех абсолютно отношениях.
Авторитет серебрянных дирхемов халифатского чекана хазары пытались использовать в своих интересах. Но в торговом обороте никакие собственно хазарские монеты с какой-нибудь хазарской руникой или даже ивритом не поступили бы вообще в торговый оборот, так как скорее всего были бы отвергнуты как "сомнительные". Хазарский чекан просто копировал арабо-мусульманские легенды. И целью являлось вовсе не противопоставление, а банальное желание извлечь выгоду из оборота собственно хазарских подражательских монет, легенда на которых не противоречит исламу, а для обывателей было всё равно, что на них выбито - достаточно того, что надпись арабская и монета полновесная. Если и можно считать сам факт наличия монет с арабской легендой противопоставлением кому-л., то скорее Византии, а не халифату.
Язык легенд на монетах обычно указывает на статус того или иного языка в государстве.Хазары могли, но всё же не чеканили монеты типа византийских с соответствующими легендами, а посчитали для себя приемлимым легенды на арабском языке как более близком культуре,религии и этническому окружению жителей Хазарского каганата.
Свидетельство о публикации №222100500193