Непутёвые заметки для души Памятная дата

Друзья уходят – сердце
пополам,
Глумится смерть, привычный
мир разрушив,
Но верю я, с небес далёких нам
Свет дарят их сияющие души.
И мы скорбим, оставшись
в пустоте,
Ну, как же так? Могли бы жить
подольше!
А в этот миг, в далёкой высоте,
Становится одной звездою
больше...

Автор неизвестен



Несмотря на свою, казалось бы, крепкую жизненную позицию и ряд чётко поставленных целей, в душе по-прежнему остаюсь человеком ранимым, чувствительным и верящим в чудо. Поэтому зачастую поступаю по наитию, как подсказывает сердце.
Что побудило меня действовать следующим образом в ниже описанной истории, не знаю до сих пор. Одно могу сказать определённо точно – испытал огромное чувство удовлетворения по окончании проделанной работы. А теперь перейдём к интересным подробностям.

***

Во время подготовки к свадьбе своего старшего сына, загорелся идеей самостоятельно сделать видеофильм новобрачным, благо – небольшой опыт работы с нужными компьютерными программами к тому времени уже имел. Для осуществления задуманного оставалось лишь извлечь старые видеозаписи с громоздких кассет VHS-формата, чудом сохранившихся после многочисленных переездов и скитаний по съёмным квартирам.
При оцифровке видеоматериала мне на глаза попалась одна удивительная запись, никак не связанная с семейными архивами. Это была так называемая «дописка». Вначале сюжета видеомагнитофон отразил характерные помехи, а затем с голубого экрана взглянул мой погибший друг, снятый крупным планом, вероятно армейским сослуживцем. Иван, отточенным движением руки, поправил свой головной убор, посмотрел мне прямо в глаза и беззаботно улыбнулся. Минутой позднее повернулся спиной к объективу работающей аналоговой видеокамеры, и уверенным шагом направился в расположение казармы, как бы приглашая на экскурсию в прошлое...
От неожиданности по спине пробежали мурашки, а сердце забилось с удвоенной силой. Тем временем главный герой продолжал методично знакомить зрителя с солдатским бытом, с расположением помещений внутри казармы, со своими сослуживцами. Изображение вновь поплыло, но теперь не от дефектов старой плёнки при воспроизведении, а от моих внезапно хлынувших слёз.
Подумать только! Двадцать лет прошло с момента гибели Ваньки Орехова! Сразу вспомнился стих, который я написал в память об ушедшем друге.

На кладбище покой.
Ухожена могила.
Стою. Смотрю на фото,
мытое дождём
И в памяти всплывает всё
что было.
Эх, жаль, тебя не
воскресить, а мы живём.

Тот скорбный день заучен
был весь по минутам
И это самый трудный мой
урок:
Как на работе жизнь
спасал кому-то,
А другу вовремя помочь
уже не смог.

И не вернуть тех дней – не
совершу открытий
Кляну себя, но нужно
дальше жить
И всё ж из цепи
пролетающих событий
Я вновь и вновь
прокручиваю миг,

Когда с моста, летящая
машина
Упала вниз и скрылась под
водой...
Зря мать ждала той ночью
возвращенья сына,
На дне нашёл он свой
покой.

Не верил долго в гибель я,
а тело молча обмывали
И сослуживцы все
крепились из последних
сил.
Но всё же моментально
нервы мои сдали,
Когда последний в ЗАГСе
документ твой получил.

Перед глазами всех
собравшихся скорбящих
В момент прощанья эпизод
настал:
Как одинокий голубь,
медленно летящий
От гроба удалился... и
пропал.

На кладбище покой.
Ухожена могила.
Сижу. Смотрю на фото
друга, я стоять устал.
Ты должен знать, что
вскоре наступило –
Иван, отцом ты после
смерти стал!

Трагическая круглая дата Ивана приближалась. Значит, не случайно мне в руки попал этот видеоматериал. Значит, его предстоит обработать, смонтировать и отдать в руки родственникам, на долгую память о сыне, брате, отце. Времени на раскачку совсем не оставалось.
Почему данная кассета оказалась у меня – осталось загадкой. А вот как распорядиться попавшей в руки записью, придумал сразу. Я принял это как знак и руководство к действию. Для исключения сомнений и в поисках моральной поддержки отправился на могилу друга, ища одобрения на реализацию плана. Совпадение это, или нет, но на фоне полного безветрия цветы у надгробия задрожали и закивали головками. В какой-то момент я даже немного опешил, но расценил увиденное как согласие на создание фильма. После посещения кладбища непременно зашёл в церковь. И лишь затем приступил к новому и весьма необычному для меня проекту.
В момент создания фильма, казалось, Иван сам подсказывает мне, как необходимо поступать и что делать. Начинаю монтаж в запланированной мне последовательности, а компьютер предательски виснет. Пробую другие выигрышные, на мой взгляд, варианты – не сохраняет. Делаю теперь уже третью попытку, смонтировав оцифрованные блоки несколько иначе, и именно она оказывается удачной.
Подобная ситуация сложилась и при наложении текста на видеоряд. Предполагал добавить его вначале и в конце фильма, но слова памяти случайным образом продублировались в середине ролика. И попытка принудительного удаления текста оказалась безуспешной.
Теперь о музыке. Песню к фильму, с кратким названием «Кручина», в исполнении Михаила Шуфутинского я знал давно, и непременно ёю воспользовался. А вот стих из уст мэтра, прозвучавший в самом начале видеосюжета, довелось услышать впервые. Вторая музыкальная композиция «Поминальная свеча» стала для меня настоящим открытием. Её исполнил протоиерей Олег Скобля. Каким образом я попал на нужный сайт в Интернете – ума не приложу!
С уровнем звука тоже творилось что-то невообразимое. В окончательной версии он всегда получался приглушённым, как бы ни старался его выровнять и усилить. Словно, Иван хотел, чтобы будущие зрители уделили внимание именно сохранившимся редким видеокадрам, нежели профессиональному музыкальному сопровождению. Поэтому звук остался более низким, чем обычно.
После смонтированного фильма планировал пустить титры, с перечислением использованных материалов, дабы не нарушать авторских прав, но позже пришлось отказаться от этой затеи, ввиду внезапно возникших неустранимых помех.
По окончании работы так и не удалось до конца избавиться от предчувствия, что моими действиями управляли свыше. Не смотря на накладки, помехи и сбои в работе аппаратуры, за рекордно короткий срок фильм-память всё же был готов к отправке адресатам.
Можно с определённой долей скепсиса относиться к моим догадкам, предположениям и умозаключениям, но факты – вещь упрямая. Укажу лишь один, о котором не могу умолчать. Поскольку был весьма ограничен во времени, то взял ноутбук на дежурство, в надежде поработать над фильмом в свободное от выездов время. Представьте себе – вызовов не было на протяжении всего монтажа, то есть с восьми утра и до пятнадцати после полудня! Целых семь часов телефоны молчали, пока не была готова окончательная версия моего фильма! И только после сохранения материала начал выезжать на поступающие адреса, к пациентам, нуждающимся в моей помощи.
Как это понимать?  Не знаю! После проделанной работы я вновь посетил церковь и поклялся себе непременно разыскать родственников своего друга.
К сожалению, отец Ивана не смог прожить и года после похорон. Болезнь взяла своё, и мужские могилы теперь соседствуют рядом. А дата кончины отца всего лишь на несколько дней отличается от даты трагической гибели его сына...
Найти мать и сестру Ивана оказалось не так-то просто. В разное время суток пытался выйти на родных, но все прежние связующие нити были окончательно утеряны. Лишь благодаря чуткости постороннего, но неравнодушного к моей проблеме, человека я стал обладателем десяти заветных цифр неизвестного мне сотового оператора.
Сразу поспешил отправить СМС сообщение абоненту, с разъяснениями причины своего обращения. Удивительно! Ответ пришёл в кратчайшие сроки. Далее следовала ссылка для общения в месседжере. Благодаря сохранившейся переписке можно восстановить некоторые подробности.

Первое письмо Елене:
«Здравствуйте! Простите за настойчивость. Я несколько раз заезжал по прежнему адресу Вашей семьи, с целью передачи готового видеофильма про Ивана, но не смог никого застать. Адрес близких родственников тоже посетил впустую. Попробовал самостоятельно разыскать Вас в социальных сетях, но тщетно. Совершенно случайно встретился с новым хозяином Вашей недвижимости. Он и поведал о продаже дома, о смене фамилии, а так же о переезде в другой город. Спасибо ему за сохранившийся номер телефона, через который удалось быстро выйти на связь!»

Ответа от Елены долго ждать не пришлось. Практически в этот же вечер прочёл следующие строки:
«Здравствуйте! Столько лет прошло, а, кажется, ничего не изменилось... Вы написали мне о брате – Иване. Спасибо за видеофильм, который сделали и переслали по Интернету. После трагических событий мы переехали на новое место жительства. С тех пор я стараюсь не тревожить маму воспоминаниями. Живём днём сегодняшним. Дело в том, что у Валентины Николаевны обнаружили неоперабельный рак молочной железы. Думаю, лишние волнения ей навредят. Стараюсь, чтобы мама смотрела на мир позитивнее. Глядишь – и проживёт немного дольше, как говориться: «Назло всем врагам и страшной болезни!» Именно поэтому я умышленно умолчала о Вашем письме и о Вашем фильме. Не осуждайте меня за это. Ещё раз спасибо, что помните моего брата. С уважением к Вам, Елена».

Необходимо было, что-то ответить, но от нахлынувших противоречивых чувств долго не мог сосредоточиться. В итоге родился краткий, лаконичный текст следующего содержания:
«Доброго времени суток! Спасибо за отклик. Елена, я не вправе судить Вас. Поступайте так, как подсказывает сердце. Всего наилучшего Вам и долгих лет маме!»

Если честно, то никак не ожидал от Елены столь развёрнутого и очень откровенного ответа, а от череды описанных ею совпадений по моей коже повторно пробежали мелкие мурашки:
«Здравствуйте ещё раз! В жизни порой случаются удивительные вещи. В первом письме я не решилась рассказать всё, как есть. А теперь хочу поделиться чудесным совпадением. Находясь дома, у меня вдруг спонтанно возникло непреодолимое желание пойти в церковь. Оказавшись в храме, поставила свечу брату, за упокой души и помолилась. Долго не хотела покидать этих умиротворяющих стен. А когда вышла из церкви, то увидела на экране телефона сообщение, что Вы меня разыскиваете, и хотите передать фильм-память об Иване! Это было как привет с того света, как возможность ещё раз увидеть братишку таким, каким мы его помним и любим! А Вы явились, словно посланник, с долгожданной весточкой. Даже сердце заколотилось от такой невероятной, я бы сказала немыслимой возможности. Раньше думала, двадцать лет – это очень много! А сейчас так не считаю. Ведь моему сыну уже двадцать два года, а дочери восемнадцать  исполнилось! Недавно прочла длинный стих, не знаю кто автор, но он мне запал в душу:
Нам Бог даёт детей не просто так.
Нам Бог даёт как дар их, как награду,
Как высшую тревогу и отраду
И как своей любви открытый знак...
В поисковике можете найти полный вариант этого стихотворения. Вам наверняка понравится. Да, время неумолимо бежит вперёд. Два десятилетия пролетело, а, кажется, как один миг! Помню до мельчайших подробностей – как хоронили брата, как, мучаясь, умирал от саркомы мой отец и теперь смотрю, как угасает от рака мама... Когда мне морально очень тяжело, представляю, что я на дне океана. Зажмурив глаза и сжав кулаки, отталкиваюсь от самого дна к поверхности. Я знаю, мне обязательно повезёт, я обязательно справлюсь. Вот так и выдерживаю все невзгоды на жизненном пути... Спасибо Вам за память об Иване! Не теряйтесь! Как здорово, что Вы меня нашли! Я и мама всегда считали Вас хорошим человеком! И мы в Вас не ошиблись».

PS: К сожалению, с другими адресатами всё получилось более обыденно и прозаично. Если быть откровенным, то не получилось никак. До сих пор не решаюсь разыскать дочь Ивана, а так же девушку Людмилу – ту самую, с кем хотел связать свою жизнь мой друг, но погиб перед самой свадьбой. Не знаю, имею ли я такое моральное право своим фильмом напоминать его несостоявшейся жене и родной дочери о трагических событиях тех давних лет? Ответа на свой вопрос пока не нахожу. Может они сами прочтут в Интернете печальную историю, напрямую связанную с ними, узнают себя за вымышленными именами и первыми решаться выйти на контакт со мной? А как считаете вы, многочисленные и уважаемые мною читатели?
 
30.08.2022 год


Рецензии