Религия как тормоз прогресса

РЕЛИГИЯ КАК ТОРМОЗ ПРОГРЕССА

Борис Ихлов

Михаил Крутихин — крупнейший в стране нефтегазовый аналитик, он еще известен как востоковед, специалист по Ирану. Много лет жил и работал на Ближнем Востоке, наблюдал Исламскую революцию. Читает по-арабски и по-персидски, Коран изучал в подлиннике. Читаем, сокращаем и дополняем Крутихина.

«Какие условия привели к тому, что в VII веке сформировалась религия именно с такими устоями?
К тому времени ослабли две очень мощные империи — Византия и Иран. В них были древние традиции, наука, культура, литература. Но все империи рано или поздно приходят к закату. И многие рассуждают о мусульманской цивилизаторской миссии, о том, что мир ислама, завоевав остатки этих двух империй, много дал всему человечеству. Но один мой знакомый востоковед, норвежец, пишет: «Захват остатков Византии и Ирана бандами бесписьменных бедуинов можно уподобить дикарю, который ворвался в библиотеку, убил часть библиотекарей, остальных заставил молиться на каменный сарай в аравийской пустыне, а себя объявил хранителем всех накопленных книг».

То есть. Великие арабские ученые, поэты – отнюдь не были мусульманами, ислам возник много позже.

«Абу Али ибн Сина — персидский ученый, врач. Поэты Хафиз Ширази, Омар Хайям… Семь веков славы Ирана, потрясающая литература. Немецкие поэты считали, что это лучше всей европейской поэзии вместе взятой. Фирдоуси, Низами, дидактические поэмы Саади… Вся эта великая литература, которую читает весь мир - извините, атеисты. Они все были абсолютными безбожниками. Как только кто-нибудь вроде Джами или Руми начинает ударяться в богобоязненность, читать его невозможно. Это уже не литература. И в то время, когда было попустительство хорошей литературе, когда мусульманские правители смотрели на это дело сквозь пальцы, все очень даже хорошо развивалось. Как только внедрялась религия - это был тормоз. Один из первых, кто начал возражать исламу - великий философ Аверроэс (Ибн Рушд).Египетский писатель Нагиб Махфуз — лауреат Нобелевской премии. Это действительно очень хороший писатель. Его главная книга - «Дети нашей улицы». Опубликовали ее только потому, что Гамаль Абдель Насер разрешил публиковать выпусками в газете. Вторым изданием ее смогли выпустить только в Ливане, где была развита веротерпимость. Это потрясающий роман: он вывел бога, первых пророков и Адама и Еву как жителей улицы в Каире. Абсолютное богохульство! Но это роман-предшественник «Ста лет одиночества» Маркеса. Когда Нагиб Махфуз превратился в богохульника - он стал великим писателем. Или лауреат Букеровской премии Салман Рушди, которого Хомейни приговорил к смерти за роман под названием «Сатанинские стихи».

На самом деле Аверроэс, как и Сигер Бабантский, вынужден был бороться с религией религиозными методами. Хафиз, Хайям, Низами – не просто неверующие, они воинствующие атеисты.

«Премьер-министр Турции Эрдоган сказал: «Термин «умеренный ислам» уродлив и оскорбителен. Нет никакого «умеренного» и «неумеренного» ислама. Ислам есть ислам - и точка». Седьмая сура, 203-й аят: «А когда читается Коран, то прислушивайтесь к нему и молчите. Может быть, вы будете помилованы».
Дальше человек начинает вникать: чего еще от меня требует моя религия. И тут выясняется, что ислам - это еще и политическая идеология. В Коране очень и очень строго написано, что самое главное — это завоевание мира. В исламе речь идет не просто о завоевании мира, а о сражении с неверными. Коран, 8-я сура, 40-й стих: «Сражайтесь с ними, пока не будет искушения и религия вся будет принадлежать Аллаху». Все другие религии исключаются. Власть повсюду должна принадлежать мусульманам. Что происходит с теми, кто не уверовал? В Коране 109 аятов призывают к решительному сражению с неверными. «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте, поистине Аллах не любит преступающих. И убивайте их, где встретите. Изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас. Ведь соблазн хуже, чем убиение». «А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее. А когда произведете великое избиение их, то укрепляйте узы». То есть связывайте их. «Либо милость потом, либо выкуп, пока война не сложит своих нош».

Как бы ни старались имамы, муфтии и пр. уверить, что ислам гуманен, слов и песни не выкинешь, и практика ислама это показывает: начиная с религиозных войн и кончая терактами и ИГИЛ.

«Толкования не смягчают Коран, они его сглаживают, осовременивают. А этого делать как раз нельзя. Сам Коран запрещает искажать его текст. У неверных, сказано в тексте, есть три возможности. Первая - обратиться в ислам. Вторая - жить в мусульманском обществе на птичьих правах, признавая его законы, и платить дополнительный налог за то, что вы иноверец. Третья - вас уничтожат.
В Коране, повторю, установлен строжайший запрет на осовременивание. Ислам не только не развивается. У великих аятолл, того же Хомейни, есть трактаты предписаний, где они говорят, что должен делать мусульманин, а чего он делать не должен. Читаю список того, что для мусульманина считается грязным, нечистым. Таким, прикосновение к чему требует ритуального омовения, иначе намаз нельзя совершать, молитвы не проходят. И что я вижу? Помимо крови, мочи, кала и так далее — там есть просто не мусульмане. Вот если мусульманин пожимает руку не мусульманину, он должен потом как следует помыться. Это не фанатизм. Эти люди - фундаменталисты: те, кто понимает нормы так, как их когда-то предписали».

У староверов еще жестче: если ты гость, они накормят тебя, но потом выбросят посуду, из которой ты ел. Но любая религия не развивается, ибо это догматика.
Больше того. Ситаем: «Кто станет толковать Коран, не зная арабский язык и все его особенности и понятия, такие как прямое и косвенное, краткое и удлинённое, обобщённое и обособленное, а также коранические науки, связанные с толкованием Корана, тот пусть готовит себе место в Аду. Оно уготовано ему на том свете, даже если его толкование окажется правильным, ибо он совершил ужасную вещь и подверг себя великой опасности тем, что отважился толковать речь Господа всех миров, не используя знания учёных (не прибегая к их толкованиям), без разрешения свыше. А кто будет толковать речь Всевышнего без Его разрешения, тот считается ошибающимся, даже если окажется прав» (Аль-Манави "Файз аль-Кадир").
Для того, что бы толковать хадисы, необходимо изучить и сдать экзамен по 15 наукам и даже при успешной сдаче не факт, что тебя допустят до уровня тафсира.

Абсурд этого построения ярко выразил один московский сумасшедший из митингующих: он утверждал, что создал теорию, в аксиоматике которой содержится пункт, что ее нельзя критиковать.

«Иранцы, приезжающие в Россию, руки вам не подадут, особенно женщине. Или потом будут совершать омовение. Потому что мы для них - нечистые. «Поистине злейшие из животных у Аллаха - те, которые не веровали, и они не веруют». Они «как скоты, даже более заблудшие», из восьмой и седьмой сур. «Это худшие из тварей». Возражают: дескать, в Коране есть замечательная глава о том, что нет принуждения в вере. Но прочитайте эту главу дальше. Принуждения нет, но если вы не стали мусульманином, вам грозит истребление.
В десяти местах в Коране есть предписания, как мусульмане должны поступать с не мусульманами. Для последних существует разница. Есть «люди Писания» - иудеи и христиане. И есть все остальные. Дальше цитирую из четвертой суры: «О вы, которые уверовали! Не берите неверных друзьями вместо верующих». В пятой суре: «О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан друзьями, они друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине Аллах не ведет людей неправедных». И дальше — то же самое, только другими словами. «Поистине неверующий для вас — явный враг». «Боритесь с ними этой великой борьбой» - 25-я сура. Кстати, слово «боритесь» - это арабское джихад. Заглянем в «Предания из жизни пророка». Там есть совершенно недвусмысленное предписание: выход из ислама карается смертью однозначно».

Коран – это калька с Талмуда и Торы. Садизм присутствует во всех религиозных писаниях, в древнегреческих мифах, буддизме, иудаизме, христианстве и пр. Он отражает варварские нравы тех времен, когда эти писания сочинялись.

«Сколько лауреатов Нобелевской премии есть в мусульманском мире? Малала Юсуфзай и Анвар Садат, но это - премии мира. Орхан Памук - писатель. В науке есть выходцы из арабских стран, правда, ставшие американцами. Эрдоган говорил, что мусульман просто несправедливо притесняют.
Коран, 49-я сура, 12-й стих: «О те, которые уверовали! Берегитесь многих мыслей.
«Книга Хомейни начинается словами, что если вы сами не сумели установить причинно-следственную связь между предписаниями Корана и собственной жизнью, то просто прикрепитесь к какому-нибудь богослову и следуйте всему, что он скажет. Что, например, делать, если во время поста вы нечаянно проглотили муху? Такие эпизоды очень характерны в книге Хомейни. Мусульманин задает вопросы — аятолла отвечает, а список его ответов публикуется в виде большого трактата».

То же в Библии – то же: «И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Книга Экклезиаста). Любая религия призывает не думать.

«Культурное наследие империй постепенно перешло в другие края. Посмотрите на гигантскую Османскую империю: ни по индустриальному развитию, ни по культуре, литературе она не могла тягаться с Европой. Ислам затормозил развитие. Что есть такое в религии, что ею объясняется замедление развития общества в целом? Востоковеды конца XIX века объясняли это фатализмом ислама. Бог дал - бог взял. Ничего не надо развивать, все как дано - таким останется, мы ничего сделать не можем. Коран не призывает стремиться к прогрессу, к получению знаний, наоборот: «Берегитесь многих мыслей». Ни о чем сами не думайте, а спросите у богословов».

Но фатализм – типичная черта всех религий. Приведу высказывание одного из философов мистического направления в индуизме, Рамачараки (Аткинсона): «… карма… просто связь причины и следствия. … Последователь Карма-йоги прежде всего должен усвоить, что человек представляет собою одну из единиц, входящих в составь всего механизма жизни или общей ее схемы. … Мы далеки, конечно, от того, чтобы быть простыми автоматами, но наши интересы связаны с интересами всего человечества, и мы прикасаемся ко всему человечеству в некоторых точках. Мы должны охотно предоставить себя в распоряжение Высшей Силы и мы убедимся в том, что такая готовность может предупредить трение и страдания» (Аткинсон В. Пути достижения индийских йогов. Карма-йога. Чтение V.
Различные религии, начиная от древнегреческой мифологии (мойры, Тюхе), древнеримской мифологии (Фортуна), древнеегипетской мифологии (Термутис) и представлений о карме и дао, придерживались той концепции, что судьбы человека и мира предрешены. Хайям пишет:
Мы с тобою - добыча, а мир - западня.
Вечный ловчий нас травит, к могиле гоня,
Сам во всем виноват, что случается в мире,
А в грехах обвиняет тебя и меня.
Именно так понимали мир и последователи Ибн Рушда, но фатализм для них не от Бога, а в природе, и, поскольку человек – природен, то и его мышление и поступки жестко детерминированы, следовательно, ни о каком грехе не может быть и речи. Казалось бы, для алавитов или исмаилитов – наоборот, свобода воли – неограниченна, однако эта свобода крайне зажата канонами, правилами, запретами самих вероисповеданий.
В одном из поучений раввин указывает ученикам на листок, упавший в жаркий день с дерева и укрывший муравья от лучей солнца. Раввин утверждает, что Господь заботится даже о муравье, даже случайный полет листика с дерева - запрограммирован. Хотя Маймонид завещал признать наличие свободы воли.
Николай Гоголь был убежден, что его судьба – в руках господа, но не врачей, и потому отказывался лечиться: «Ежели будет угодно Богу, чтобы я жил еще, – буду жив...» Богослов и историк Карташев пишет, что Гоголь «покаянно отверг все плотское и уморил себя голодом в подвиге спиритуализма» (Карташев А. Вселенские соборы». М.: Республика. 1994, с. 289).
В воззрениях Фомы Аквинского царствует фатализм: не только человек, но все вещи движутся по воле высшего существа.
Для Лютера механистический детерминизм – абсолютен, свобода воли – вымысел.
Литератор Клайв Стейз Льюис (Чудо. М.: Фонд им. А. Меня, изд. «Библия для всех». Соч. 2000. Т.7), следующий в теологическом русле, предоставляет читателю некую смесь субъективного и объективного идеализма. Он даже позволил человеку иметь свободу выбора независимо от воли бога. Льюис не может ответить на вопрос, откуда берется свобода в человеке, как она соединяется с материальным в человеке и вне его. Единственно, Льюис в рамках либеральной демократии проповедует свободу выбора. Но идеологема выбора не избавляет от  механицизма, поскольку фиктивна. В индивидуальном действии мышление не строит несколько альтернативных, конкурирующих планов. С другой стороны, выбор между двумя или несколькими рабовладельцами не есть свобода.

Фундаментально ВСЕ религии тормозят развитие. Их задача – охранение феодализма. Капитализму же нужна наука. Вспомним, какую битву с наукой вела религия в XVI-XIX веках, когда феодализм шел к упадку.
Именно приходу капитализма литература, искусство обязаны своим взлетом. Они являются естественным путем к душе человека, в сравнении с глупейшими, примитивными, лживыми религиями, рассчитанными на безграмотных.
Великая русская литература - не феодальная, она европейская. Сравните оды Ломоносова или Сумарокова с поэзией Пушкина или Лермонтова.
Аналогично начало XX в., эпоха великих революций - стало временем взлета литературы, поэзии, живописи, науки.
Аналогично иудаизм тормозит развитие Израиля. Причем жестко, даже таксисты боятся в субботу (шабат) ездить по районам, густо населенным ортодоксами – донесут, и тебя лишат работы. Сегодня в Израиле церковь финансирует науку, цель – поставить ее на службу религии. Экономика Израиля была весьма средненькой, даже при германских репарациях, американских дотациях и арабских рабочих руках. Экономический взлет состоялся лишь тогда, когда в Израиль из СССР переехали порядка 700 тыс. ученых, врачей, инженеров - фактически атеистов.

Обратимся к азиатскому способу производства (АСП), фундаментальные черты которого существовали и в СССР. При АСП почти во всех странах, за исключением империи инков, религия (или обкарнанный марксизм) играла главенствующую роль. Главный толкователь (разумеется, всегда толкующий в сторону власти), был, соответственно, и главой государства. Рядовые граждане не имеют права толковать, поскольку они рассуждают лишь со своей, частной точки зрения, а верховный мулла больше знает и рассуждает с кочки зрения государственной.

То есть: чем больше в религии ограничения свободы, тем хуже работает экономика. Либералы пропагандируют полную свободу от государства, но лишь для буржуа. Сами буржуа для реализации единых своих интересов и организуют государство, ограничивающее их индивидуально. Коммунисты доводят эту свободу до уровня рабочего, чтобы тот организовал собственное ограничивающее государство. Как повторял за Марксом Ленин: «Социализм – это живое творчество МАСС».

***

В 1979 г. население Туркмении – 2,76 млн чел., в 1989-м – 3,53 млн, в 1995-м – 4,48 млн, в 2017-м – 5,76 млн, из которых 0,5 млн русских из 1 млн русскоязычных. Полезные ископаемые: нефть (2 млрд. т), сера, свинец, мирабилит, йод, бром. Туркмения обладает примерно 10% всех разведанных мировых запасов природного газа (первое в мире место по запасам и четвертое место в мире по разведанным запасам), является четвёртым в мире экспортёром топливных ресурсов.
После захвата ираноязычными дахами и массагетами, а в 7-8 вв. - арабами туркмены, несмотря на восстания против арабов, без сопротивления приняли близкий им ислам (суннитская ветвь). С тех пор вся культура страны пропитана исламом ханафитского толка, мусульман – 90% населения.
Несмотря на древнее происхождение и высокую арабскую культуру Туркмения сегодня одна из самых отсталых стран мира. В 2008 году численность рабочей силы - 2,3 млн чел, в сельском хозяйстве были заняты 48 % работающих, в промышленности — 14 %.
То же касается отсталого Дагестана, где 96% населения – мусульмане.

То же самое было бы и в Израиле с его ортодоксами, если бы в 90-е не прибыла рабочая сила в виде 0,7 млн репатриантов из СССР, многие из которых – русские, украинцы, белорусы.

26.10.1991 в Туркменской ССР прошёл референдум о независимости. На вопрос: «Согласны ли вы с законодательным установлением Туркменистана как независимого демократического государства?» положительно ответило 93% граждан ССР.
Лиц, не желавших отказываться от российского гражданства, лишали туркменского гражданства и выселяли из их квартир, после чего сотни тысяч русских были вынуждены срочно переселяться в Россию.

После развала СССР функционер КПСС Сапармурат Ниязов провозгласил себя князьком и отцом всех туркмен, Туркмен-баши. Среди руководителей мусульманских стран-лимитрофов паранойя – закономерность.

Науку и культуру заменила книга Туркмен-баши «Рукнама», книга духа: старших – уважать, воровство – плохо, семья – хорошо. Книга учит, что туркмены — великая нация, несправедливо приниженная Советским Союзом и российским царизмом; Ной, возможно, был туркменом; колесо (повозку) придумали туркмены. Слова наподобие «О, мои черноглазые!» призваны воспитывать в туркменской молодёжи ощущение патриотизма.
Все школьники были обязаны были ежедневно перед началом занятий читать «Клятву верности». В ней были слова: «Да отсохнет рука моя… Да отнимется язык мой… В час измены Родине, Сапармурату Туркменбаши Великому… Да прервётся дыханье моё…»

В берлоге может быть только один медведь, и в1992-м по туркменскому ТВ в режиме реального времени показали, как всех уголовных авторитетов страны тащат к яме и расстреливают. Затем стали убивать всех подряд, министров, инженеров, бизнесменов. Изолировать могут любого – в лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП), на усмотрение участкового милиционера. А в ЛТП просто уничтожают. Убрали лавочки, скамейки, зеленые насаждения (чтобы полицейский мог заглянуть в окно и увидеть, что делают в квартире), людям запрещено сидеть во дворе, немедленно появляется полиция. Люди не ходят друг к другу в гости, потому что это может вызвать подозрение полиции.

С 2007 г. глава государства – Гурбангулы Бердымухаммедов. Он отменил культ личности Туркменбаши и утвердил культ собственной личности.
Именно он создал конфликт с Ираном и Россией.
По совету из Вашингтона Бердымухаммедов запретил поставлять газ в Иран и Россию под предлогом, что Тегеран не вовремя расплачивается по долгам, а «Газпром» ненадёжный партнёр. Из-за снижения поставок газа за рубеж к 2017 году выручка от экспорта упала с 17 до 8,5 млрд. В отсутствие конкуренции Китай покупает газ по заниженным ценам.
Ашхабад поссорился даже с Таджикистаном, в течение полугода он не пропускает через свою территорию автомобильный и железнодорожный транспорт с грузом для Таджикистана.
Однако Вашингтон и не собирался дружить с Ашхабадом, одна из причин кризиса – запрет США на ввоз хлопка из Туркмении.

Жизнь людей взята под тотальный контроль. Школа сократилась до 9 лет обучения, из программы убрали даже физкультуру, высшее образование сократили двух 2 лет, Академия наук признана лишней и упразднена.
Если в РФ стандартно становятся докторами наук с 15-20 публикациями и не имея учеников, можно себе представить, что творится в Туркмении.

Упразднены опера, балет, цирк. Из музыки разрешена только традиционная, туркменская.
Права верующих тотально нарушаются, законодательство ужесточается, страну стремятся покинуть тысячи людей. Однако продать жильё – нельзя, на выезд требуется специальное разрешение, лицам моложе 40 лет выезжать запрещено. Хотя с Турцией – безвизовый режим.
По дорогам страны разрешено передвижения на авто только белого цвета.
60%-70%  активного населения – безработные.
В интернете заблокированы ведущие мировые серверы, люди заходят на YouTube через взломанные сайты. При Ниязове интернет вообще был под запретом.
В 2002-м была попытка переворота во главе с премьером Шахмуразовым, которая окончилась провалом.

В 2015 году власти Туркмении пошли по российскому пути и девальвировали курс национальной валюты по отношению к доллару примерно на 20%. При этом курс туркменского маната на рынке в среднем в 4 раза ниже, чем официальный курс.
Госдолг – 8 млрд. долл. Деньги часто уходят на проекты типа установки 75-метрового памятника Бердымухамедову в стиле Медного всадника.
На последних выборах 2017 года «аркадаг» (покровитель) победил с 97%-ми при явке в 97%. С аналогичными цифрами проходят выборы в Дагестане.

Газопровод «Средняя Азия - Центр», построенный в советское время под статусом Всесоюзной комсомольской ударной стройки и введённый в эксплуатацию в 1967 году, обеспечивал экспортные поставки газа в ЕС путём продажи газа Газпрому с последующей перепродажей Газпромом Европе. Был подписан договор о строительстве Транскаспийского газопровода. В различной стадии разработки находятся проекты строительства газопроводов в Афганистан, Китай, Индию и другие азиатские страны. Для транспортировки газа в Европу в обход территории России проектировался магистральный газопровод «Nabucco», но затем – в виду Бермухаммедова-  западные страны отказались от этой идеи.

В британском докладе «Гиперинфляция и голод: Туркмения на грани катастрофы», подготовленном лондонским Центром внешней политики, сообщается, что Туркменистан переживает в последние месяцы наихудший экономический кризис с момента распада СССР. Летом 2019 г. там началась гиперинфляция
В стране, особенно в отдаленных от столицы регионах - нехватка продовольствия, начался голод.
Экономический кризис чреват активизацией в республике радикальных исламистов.
Эти потрясения частично обусловлены снижением цен на газ, а также ссорой с Москвой, из-за которой в 2016–2019 годах был приостановлен экспорт газа в Россию. Недавно Газпром вновь заключил сделку с Ашхабадом, но в очень скромных объемах.

На самом деле причина глубже. Иран отказался покупать туркменский газ по более дорогой цене (а для России этот газ - прямой конкурент), Туркмения 100% газа отправляет в Китай, который построил газопровод. И вложил в Туркменистан не меньше, чем в Венесуэлу. Китайское посольство в Туркмении превосходит по численности все прочие, включая российское.
Именно после этого экономика Туркмении стала деградировать. То же самое произошло с целым рядом стран, в которые КНР вложила огромные деньги.
Окончательный удар по экономике нанес неурожай, весной 2019-го посевы пшеницы и ячменя на юге Туркмении серьезно пострадали из-за наводнения.

«Думается мне, в скором времени наши пытливые взгляды будут обращены в сторону Туркменистана», – написала в среду в своем Facebook политолог и телеведущая Надана Фридрихсон. - На мятежном постсоветском пространстве есть не только Украина. Вот недавняя эскалация уже подсветила контуры Грузии.
Ну, а скоро настанет пора и Туркмении – богатого на природные ресурсы каспийского игрока. Внутренний кризис довольно быстро приобретет масштабный характер, во многом из-за активизации ИГИЛ, как раз собирающегося с силами в Афганистане».
Появились сообщения о том, что Туркменистан и Евросоюз во вторник приступили к работе над рамочным соглашением о поставках газа в Европу, сообщает «Прайм».
Осенью 2018 г. в Ашхабаде впервые за много лет побывала делегация политиков и предпринимателей из Германии. Гости пообещали активизировать лоббистские усилия по продвижению проекта Транскаспийского газопровода. Если этот трубопровод будет построен, туркменский газ сможет попадать прямо в Евросоюз, минуя Россию – через Закавказье и Турцию.

Еще одна из причин кризиса - политический жест президента Бердымухамедова. Он велел отправить гуманитарную помощь в сопредельные провинции Афганистана, население которого тоже пострадало от весеннего наводнения. Причем помощь была направлена не из резерва, а из запасов, предназначенных для самих туркмен.
В результате еще в апреле в туркменской глубинке возникла нехватка муки, и теперь ее продажа населению строго лимитирована – не более 5 кг на человека в месяц.
Возле магазинов ежедневно стоят большие очереди, которые занимают с шести утра. Даже при нормированном отпуске, две буханки на человека, хлеба не всегда хватает на всех.
В очередях вспыхивают драки и давка, иногда с человеческими жертвами. Как минимум два человека погибли в давках за хлебом в марте и апреле – несмотря на то, что газ, электроэнергия и другие услуги ЖКХ в стране – бесплатные.

Ашхабад уверяет, что дела в республике идут успешно. Опубликованные данные Статкомитета СНГ свидетельствуют, что Туркмения с показателем 6,2% замыкает тройку стран, демонстрирующих самые высокие темпы роста ВВП среди представителей постсоветского пространства. Первые две позиции разделили Таджикистан (7,5%) и Армения (7,1%). Но за официальными, следовательно, фальсифицированными данными скрывается финансовый хаос, говорится в докладе английских экономистов.

Однако СМИ Великобритании, скорее, пугают Кремль – не то, что революции или восстания, но даже оранжевой революции в стране ожидать не приходится, ситуация близка к ситуации в нацистской Германии. Отличие в том, что тотальной пропаганде никто не верит. Большинство – просоветских настроений. Точнее: «Кто угодно – только не этот людоед». Если в СССР население предпочитало смотреть передачи на туркменском, сразу после воцарения Ниязова люди, не доедая, начали покупать спутниковые антенны и смотреть российское ТВ.
В таких условиях протест принял уродливую религиозную форму – молодые туркмены принимают православие, такого никогда не было. Уходят и в проамериканские свидетели Иеговы и идут за эту веру в концлагеря. Многие молодые люди принимают фундаменталистский ислам и, рискуя жизнью, бегут в Азербайджан и Иран.
Однако такая политика привела к полной деградации армии. Она укомплектована старым советским оружием, за два года службы военнослужащие ни разу не держали в руках автомат – из страха перед военными заговорами. 9 из 10 военнослужащих заявили, что если вторгнется ИГИЛ, они за этот режим сражаться не будут, он рухнет, как карточный домик.

Таким образом, никакого социализма, т.е. власти рабочего класса, в Туркменистане в помине не было.

Как известно, с развитием капитализма наука встала на путь борьбы с религией, капиталу нужны были технические новшества, а не молитвы.
После Октябрьской революции, когда религию не притесняли, но ее давление резко снизилось, в Туркменистане утверждался капиталистический способ производства. В результате индуцированной РСФСР модернизации были сооружены гидротехнические сооружения в районе Аму-Дарьи, возникли электроэнергетика, машиностроение, металлообрабатывающая, химическая, нефтяная, газовая, горнодобывающая, легкая промышленность, пищевая промышленность - маслобойные, пивоваренные заводы, предприятия  по лову и переработке рыбы и т.д.
Уже к 1940 году ВВП Туркменистана вырос в 6,7 раз по сравнению с 1913 годом, к 1941-му удельный вес промышленности составил 73% по отношению ко всему произведенному.
Однако уже к середине 60-х производство хлопка увеличилось в 1,4 раза в сравнении с 1959-м, с 1960-го по 1990-й сбор хлопка-сырца увеличился в 4 раза, республика постепенно превращалась во фруктово-хлопковый придаток.

После обретения свободы и разрыва устойчивых технологических цепочек в 1998 г. ВВП Туркменистана сократился почти в два раза по отношению к уровню 1991 г., республика столкнулась с продовольственным кризисом, началась гиперинфляция, резко снизился уровень жизни населения, закрылись многие предприятия.

Несмотря дооктябрские восстания (1916), несмотря на модернизацию, благодаря плантаторам общественные отношения 19-го века были реанимированы, Туркменистан вернулся к феодальному состоянию, смешанному с азиатским способом производства, задолго до перестройки и остается таковым по сей день. Огромную роль в этом сыграл исламский фактор – в отличие от РСФСР, Украины и Белоруссии, где против религии шла непрерывная пропаганда, а в период правления Хрущева - и налогообложение доходов конфессий.

Практически все мусульманские страны – страны третьего мира. В некоторых из них – достаточно высокий уровень жизни, но он достигнут не за счет развития, а за счет продаж нефти. В десятку крупных развитых стран входит Турция, но это светское государство. Кроме того, по ВВП на душу населения она занимает 58 место, уступая даже России с разрушенной экономикой (Иран на 86 месте).


Рецензии