Учителю
Евгении Анатольевне Мырковой
Не трудно ли тебе, Учитель, на твоей долгой и оправдываемой тобой же дороге? Не трудна ли тебе тяжесть осознания своей гражданской ответственности? а может быть, она почётна? И не забыл ли ты всё это?
Мы знаем, напряжён ты всегда готовым ответом, и потому естественность твоя находит выход не в школе, не с классом, и устаёшь ты от этого, и иногда не выдерживаешь этой усталости – всеготовности объяснять и направлять знания других, мотивировать, оправдывать свои… Мы знаем и таких, но и не выдержавшие этого груза утверждали словом и делом в работе своей ту высокую нравственность, к которой и должны быть направлены все тенденции общества. И удачники ли те, кто на виду начальства? на виду в районе, в городе? А, может быть, всё тот же труд принёс успех им? Труд и упорство, труд и доброта, труд и ещё что-то своё?
Многим из вас поклониться в ноги надо, и в своей собственной душе, бездонной, страшной бездонностью, мы признаём Вашу нравственную чистоту, если хотите – святость
Мы, взрослые сейчас, до сих пор оцениваем Вас из своего детства – не объективны! но как оберегаем мы своё детство, эту чистую страну, так и оберегаем и Вас в нём, и уже отдельно Вас
А что важнее для нас было тогда? Предмет ли, огромный мир, непонятный, но влекущий, отвоёвываемый «по частям» («кусками»), т.е., на веру – «метафизично», и потому наивно для Вас, или Ваша личная «особенность», и предмет «отодвигался», предмет «шёл» через веру в Вас? Кто знает! Но роль Ваша никогда и никем не преуменьшалась, да только осознаёте ли Вы свою особенность (единственность!), и потому судьбоносную (без преувеличения) важность для детей?
Учитель… Не может один человек быть, не может стать им в одиночку, не может осилить уровень культуры, не взяв ничего от другого человека, других. И только потому у нас есть свои школьные Учителя, есть просто учителя – на всю жизнь.
На всю жизнь!
Это одна из самых великих ценностей человека: приобретение взгляда на жизнь, жизненная концепция… Не может «в одиночку» человек стать человеком!
И тысячу раз: не трудно ли тебе, Учитель? (А. Грин в «Бегущей по волнам» несколько иначе ставил этот вопрос, прекрасно осознавая неохватность человеческой души…)
…не забываешь ли ты, что человек сильнее обстоятельств, ведь именно к этому призывает высокое искусство? А что же тобой-то движет в действительности? когда работаешь ты не за страх, а за совесть? к чему любовь у тебя? к детям? Что главное в тебе? в твоей учительской профессии, не самой благодарной, не самой престижной? что это главное, которое не позволяет тебе и не позволит разменять твою работу – твою жизнь, главное, которое приводит и приводит в педагогические вузы убеждённых в своём выборе людей?
Это главное – духовного порядка, это главное затрагивает саму сущность человека:
но не обедним ли её неосторожным словом?
Свидетельство о публикации №222100500524