Щучье-Озёрская средняя школа

    Тема эта очень обширна. В школе работали замечательные педагоги, учились яркие, одарённые выпускники: Хамитов Ханиф, Ректор Казанского медицинского института и многие другие,ставшие инженерами, строителями, техниками. Все они честно трудились и трудятся на благо нашей Родины.  Понимаю, что не смогу описать даже малой части всего того, что происходило в стенах этого скромного здания. По-настоящему  нужно точно указывать даты событий,  происходивших в нашей школе, называть фамилии и  имена действующих лиц, но прошло уже более семидесяти лет и многое неизвестно. Ну что же: что вспомню, то и напишу. Олег Чеховский. 

 Здание школы было открыто в сентябре 1937 года,а с началом Великой Отечественной Войны  здесь размещался военный госпиталь,проработавший с 1942 по 1943 год.  Ребятишек учили в нескольких домах, разбросанных по посёлку, в том числе и по улице Базарной.

В 1947 году мой отец, Чеховский Константин Иосифович, преподаватель русского языка и литературы, стал работать завучем этой школы. ( С сентября 1947 года по май 1975 года)   Кабинет директора и завуча был на втором этаже, справа.

 В  марте 1953 года ( мне было 3 года), когда умер И.В. Сталин, мама, привела меня на траурный митинг. На правом углу центра здания (на уровне нижней части рамы большого продолговатого окна) висел траурный флаг. Все плакали, а я не понимал - почему.

В 1957 году я пошёл в 1 класс этого здания, наш класс был на втором этаже (два окна в центре). Хотя печи протапливали, но дрова, хранящиеся под открытым небом, были  сырыми и в помещении, особенно на первом этаже, было постоянно холодно. Окна  были  плохо утеплены  и стенки под ними промерзали - в некоторых местах утром был иней. На переменках мы прижимали наши чернилки-непроливашки к печке, чтобы растаял лёд  в чернилах.

 Учились в две смены и, придя утром к первому уроку, часто обнаруживали в классе грязный пол.  Как узнал я позже,некоторые директора школ в пятидесятых годах не стеснялись привлекать технический персонал для уборки собственных квартир, не платя им, естественно, за это денег.

 Из-за этого, а также по причине маленькой зарплаты,  технички, ответственные за топку печей и уборку помещения, не особенно старательно относились к своим обязанностям... Из-за постоянной грязи на полах в классах и коридорах пыль в воздухе, особенно на переменах, была такая, что её было видно.

Отец рассказывал, что учителя на педсовете хорошенько отругали директора за грязь и холод, за то, что он и его супруга заставляют техничек работать на себя.  За хамские замашки вскоре после педсовета директора вызывали в Райком партии. Чем эта история закончилась для новоиспечённого "барина" я не знаю, но старшеклассники "наградили" его бессмертным  прозвищем -"Шпонька".

В пятидесятые годы  в классах появились электрические  лампочки, но, на случай перебоев с электроэнергией,  всегда наготове были керосиновые лампы - по одной на класс. Звонок на урок и переменку сначала подавали просто: техничка звонила в колокольчик. Потом преподаватель физики, Южанин Кузьма Михайлович, приспособил для этого индуктор и звонок от телефонного аппарата -покрутишь ручку и на обоих этажах слышен переливчатый звон.

 Одноэтажный пристрой  ( правая часть здания на снимке) - спортивный зал. Он был немного заглублён - из  нижнего коридора в него проходили по ступенькам.Когда в школе появился кинопроектор, то там иногда показывали кино.

 С верхнего коридора дверь вела на чердак над спортзалом и мы, мальчишки, втихаря забегали туда, чтобы справить малую нужду.  В пристрое (с левой части здания) была маленькая  квартира.  Где-то в 1961-62 мы, ученики, помогали учительнице биологии , которая там жила, переехать на другую квартиру

В освободившемся месте сделали библиотеку, заведующей которой была Арапова Анна Васильевна. После ухода её на пенсию библиотекарем стала Колпакова Лидия Степановна. По мере уменьшения жителей нашего посёлка уменьшалось и число учеников - на первом этаже в двух классах сделали мастерскую по дереву и металлу.
 С коридора  второго этажа ( с левой стороны) - вниз, по крыше и до самой земли, шла деревянная, с перилами, пожарная лестница. Здесь ,на снимке, её не видно.

 Нам, мальчишкам, настрого запрещали подниматься по ней, так  лестница была в уже  в аварийном состоянии. В 1961 году открылась новая кирпичная школа и наш  4а класс стал учиться там. Деревянное здание школы  тоже использовалось. Отец говорил, что в конце 50-х, начале  60-х годов, число учащихся доходило до 1200 человек.

 Это было время, самой активной работы Щучье-Озёрского леспромхоза и, как говорили старожилы, взрослое население нашего посёлка составляло около 9000 человек. 
 
Деревянное здание школы было уже совсем ветхим и в 1964 году директор школы, Губанов Дмитрий Александрович, начал работы по разборке двухэтажного здания школы, а к 1966 году из оставшихся пригодных брёвен на старом фундаменте было построено одноэтажное деревянное здание школы - там разместили начальное звено.

Шло время и это здание тоже пришло в негодность. Сперва разобрали часть его, оставив библиотеку в левом крыле, а в 2010 году - разобрали и распилили на дрова всё остальное...  На фотографии видно небольшое деревце со скворечником - липа. Удивительно,но она уцелела, хотя другие деревья, росшие поблизости, спилили.  В июне 2006 года я фотографировал кирпичное здание нашей школы - там на снимке эта липа - сейчас уже большое, красивое дерево. К большому сожалению во время подготовки площадки для строительства новой школы в 2018 году липу спилили.    


Рецензии