У-бооты в Мемеле

В 1252 году рыцари Тевтонского ордена основали в месте впадения реки Дане в Куршский залив, где проживали племена куршей (народ, родственный нынешним латышам), замок Мемельбург, вокруг которого возник город Мемель. В 1525 году Мемель вошел в состав Пруссии.
В ходе Семилетней войны 1757-1762 годов город был занят российскими войсками (интересно отметить, что в 1758 году его военным комендантом был Александр Васильевич Суворов). Во время наполеоновских войн Мемель стал временной столицей Прусского королевства (1807-1808 гг.). 4-8 марта 1915 года город в очередной раз был занят русскими войсками, но их быстро выбили немцы.
Согласно статье 99 Версальского договора 1919 года Мемельский край был выделен из состава Германии, получил статус Вольного города и от имени Антанты здесь расположился французский гарнизон. 10 января 1923 года Мемель был оккупирован литовскими войсками и включен в состав Литвы под названием Клайпеда, но 19 марта 1939 года Германия предъявила Каунасу ультиматум с требованием возврата Мемельского края. Уже 20 марта правительство Литвы ультиматум приняла и через два дня в Берлине был подписан договор о возвращении в состав Германии Мемельской области с портом Мемель. Прибывший по этому случаю на борту крейсера «Дойчланд» в «вернувшийся в лоно матери-родины» город Адольф Гитлер заявил, что Мемель станет базой германского флота и морской крепостью.
В окрестностях города началось строительство береговых и зенитных батарей ВМФ. Более подробно об этом можно прочитать в книге автора статьи «Корабли и история. Книга четвертая».
Впервые немецкие у-бооты появились в Мемеле в августе 1939 года в преддверии Второй мировой войны - около десятка малых субмарин типа II B кратковременно базировались здесь, готовясь к блокаде Польши и атакам ее кораблей и судов.
Три такие лодки после начала войны действовали в районе польского побережья, притом две из них претендовали на потопление субмарин противника, однако это не подтвердилось.
Затем район боевых действий подлодок переместился на запад - в Северное море и Атлантику, а Южная Балтика стала районом испытания вновь построенных лодок и подготовки их экипажей, для чего были сформированы учебные флотилии (Unterseebootausbildungsflottille). Всего во время Второй мировой войны существовало 15 учебных флотилий различного рода.
С июня 1940 года в Мемеле стала базироваться 24-я учебная флотилия ПЛ. Это соединение было сформировано в Данциге (ныне польский Гданьск) под названием «Учебная флотилия подводных лодок», в апреле 1940 года переименовано в 1-ю учебную флотилию ПЛ, а в июне - в 24. Unterseebootsflottille, которая просуществовала до марта 1945 года. Мемель служил базой этой флотилии (Flottillenst;tzpunkt) с июня 1940 по июнь 1941 года и с сентября 1941 до октября 1944 года.
Основным заданием флотилии была подготовка будущих командиров субмарин в области торпедной и артиллерийской стрельб (Kommandantenschiesslehrgang), а также обучению тактике уклонения от атак противолодочных сил. Продолжительность курсов составляла 4 недели, одновременно в них участвовало от 10 до 12 кандидатов в командиры.
За все время существования флотилии в ее состав входили 53 подводные лодки различных типов, в основном VII C, а также суда-цели и плавбаза. Судами-целями служили пассажирский лайнер “Goya” и рефрижераторное судно “Angelburg”, а функции плавучей базы выполнял “Lech”, бывший банановоз.

Подводные лодки по типам, приписанные к 24-й флотилии:
1. IIВ - 6 лодок;
2. IIC - 1 лодка;
3. IID - 5 лодок;
4. VIIА - 4 лодки;
5. VIIВ - 3 лодки;
6. VIIС - 28 лодок;
7. VIIС/41 - 3 лодки;
8. IХА - 1 лодка;
9. IХB - 1 лодка;
10. иностранные - UA, UD-4.

С «Ангельбургом» связана гибель одной из лодок 24-й флотилии. 11 ноября 1941 года U-580 типа VII C под командованием обер-лейтенанта Ганса-Гюнтера Кюльмана (Oberleutnant zur See Hans-G;nther Kuhlmann) во время учебных ночных торпедных стрельб столкнулась с судном-целью и затонула на глубине 38 метров. Из 44 членов экипажа погибло 12. В 2013 году литовские дайверы обнаружили останки лодки в 14 км от входа в Клайпедский порт.
А жертвой «Леха» стала U-34 (проект VII A). Ночью 5 августа 1943 года они столкнулись в районе Мемеля, подлодка затонула, погибли 4 члена экипажа, 39 морякам удалось спастись.
В случае необходимости подводные лодки проходили ремонт на местном судостроительном заводе Lindenau Werft. В советское время там располагался Опытный судоремонтный завод Минрыбхоза.
Наиболее известным командиром 24-й флотилии стал капитан 2 ранга Карл-Фридрих Мертен (Fregattenkapitan Karl-Friedrich Merten, 1905-1993), командовавший ею с небольшим перерывом с марта 1943 до марта 1945 года.
В это время 24-я флотилия обзавелась новой эмблемой на которой изображался герб Мемеля, который и сегодня служит в качестве официального символа города Клайпеда.
Карл-Фридрих вступил в Reichsmarine (ВМФ Веймарской Германии) в 1926 году. Интересно отметить, что тогда на 104 места претендовало 6000 желающих стать морскими офицерами. После прохождения необходимой теоретической и практической подготовки, включая 17 месяцев плавательской практики на борту крейсера “Emden” (18 октября 1926– 24 марта 1928) во время его кругосветного похода, в 1930 году ему было присвоено звание лейтенанта (Leutnant zur See).
Боевое крещение Мертен, уже будучи капитан-лейтенантом, получил в начале сентября 1939 года на борту учебного линкора «Шлезвиг-Гольштейн» (“Schleswig-Holstein”), участвуя в обстреле Вестерплятте и возглавляя десантную партию корабля в боях за польский полуостров Хель. За это он был награжден Железным Крестом 2-го класса.
В 1940 году Карл-Фридрих добровольцем перешел в подводники, а в феврале следующего года вступил в командование принятой им с завода большой субмариной U-68 типа IXC. На этой лодке Мертен совершил 5 боевых походов в Северную и Южную Атлантику, а также в Индийский океан, проведя в море 373 суток и пройдя 65 000 миль.
Было потоплено 27 союзных судов общим тоннажом 170 248 GRT, что ставило Мертена в шестерку самых результативных командиров-подводников Кригсмарине. Гитлер вручил ему Рыцарский крест с Дубовыми листьями.
Интересно отметить, что одной из жертв U-68 стал пароход “City of Cairo”, на борту которого среди прочих грузов находилось 2000 ящиков с серебряными монетами общим весом 100 тонн. В 2013 году британской экспедиции удалось обнаружить это затонувшее на глубине 5150 м судно и поднять с него около 20 т монет стоимостью 50 млн долларов.
14 сентября 1984 года на борту крейсера-музея «Белфаст» состоялась встреча 17 выживших моряков с “City of Cairo”, в качестве почетного гостя был приглашен Карл-Фридрих Мертен.
Мертен сыграл важную роль в эвакуации гражданского населения, нередко вступая при этом в серьезные конфликты с гауляйтером Восточной Пруссии Эрихом Кохом. Так, в конце июля 1944 года, когда гауляйтер отдал распоряжение отправить в бой под Мемелем 6000 юношей местного Гитлерюгенда, Мертен организовал их эвакуацию в тыл на судах своей флотилии. От ярости Коха его спасло только вмешательство гроссадмирала Деница.
В августе-октябре из Мемельского края в Пиллау, Данциг и Готенхафен на судах “Angelburg”, “Goya”, “Lech”, “Heinz Horn”, “Messina”, “Norland”, “Wilhelm”, “Wega”, “Wolta” было эвакуировано около 50 000 беженцев. В окруженном Красной Армией городе остались лишь воинские части, фольксштурм и специальные подразделения, державшие оборону до конца января 1945 года, и всего лишь около двух десятков мирных жителей.
Посмертно были опубликованы мемуары Карла-Фридриха Мертена под названием: «По компасу. Воспоминания командира подводной лодки U-68» (Nach Kompa; — Die Erinnerungen des Kommandanten von U-68).
В 1943 году некоторое время в Мемеле располагалась также 25-я учебная флотилия (до июля 1940 именовалась 2. Unterseebootsausbildungsflottille), которая собственных ПЛ не имела. Ее задачей было обучение экипажей торпедным стрельбам. Учебный курс составлял 4 недели.
27 июня 1944 года в строй вступила первая подводная лодка XXI серии, поистине революционного проекта, на десятилетия ставшим прототипом для проектирования дизель-электрических ПЛ во всем мире. Ярким примером этого могут служить советские лодки проекта 613, самой многочисленной серии в истории нашего флота.
Для лодок XXI проекта, оснащенных новейшим для того времени для того времени оборудованием, требовалось большое число высококвалифицированных специалистов. Для их подготовки в Мемеле в феврале 1944 года был сформирован 4-й учебный дивизион подводных лодок (4.Unterseeboots-Lehr-Division) под командованием капитана 3 ранга-инженера Феликса Миллера (Korvettenkapit;n (Ing.) Felix Miller). Дивизиону была придана большая подлодка U-103 серии IXB.
Но начиная с июля личный состав дивизиона постепенно начал использоваться на сухопутном фронте в составе армейской группы «Север», а в ноябре дивизион был расформирован.
Во второй половине 60-х годов прошлого столетия автору этой статьи довелось обучаться в Клайпедском мореходном училище (в настоящее время - Литовская морская академия), где ранее располагалась школа немецких подводников. На полу коридора первого этажа все еще сохранялись выложенные из керамической плитки свастики.


Рецензии