Трагедия крымчаков

В 1925 году впервые в практике отечественного судостроения была основана самостоятельная проектно-конструкторская организация - Центральное бюро по морскому судостроению (с 1966 г. - ЦКБ «Балтсудопроект»), которое было назначено головной организацией для выполнения задачи строительства отечественного транспортного флота.
Одной из первых работ Бюро стал проект почтово-товаро-пассажирских судов типа «Крым» (или «Абхазия»), разработанный согласно перспективному плану развития судостроения 1923 года. Суда предназначались для эксплуатации на Крымско-Кавказской линии и в Средиземноморье и впоследствие получили прозвище «крымчаки».
Первые два судна серии («Крым» и «Грузия») строились на немецкой верфи Deutsche Werft в Киле и вступили в строй в 1928 и 1929 гг. Остальные четыре («Абхазия», «Аджаристан», «Армения», «Украина») были построены в 1930-1931 гг. на Балтийском заводе в Ленинграде. Суда немецкой и советской постройки имели некоторые конструктивные отличия, в частности, мощность главных двигателей (дизелей) «немецких» судов составляла 2 х 1900 л.с., а советских - 2 х 2000 л.с.

Основные ТТХ судов типа «Крым» («Абхазия»)

Водоизмещение - 6050 т (первая серия), 5770 т (вторая серия)
Грузоподъемность - 1000 т генеральных грузов и 100 т - рефрижераторных
Пассажировместимость:
Каютных мест - 518 чел. (первая серия), 550 (вторая серия)
Сидячих мест - 125 чел.
Палубных мест - 317 чел.
Экипаж - 76 (первая серия), 96 чел. (вторая серия)
Главная силовая установка - дизельная двухвальная
Скорость - 13,5-14,5 узл.
Дальность плавания - до 4600 миль
Вместимость спасательных шлюпок - 20 х 48 чел.
Для выполнения грузовых операций были установлены пять кранов грузоподъемностью по 1,5 т

Теплоходы типа «Крым» («Абхазия») были самыми комфортабельными и быстроходными грузопассажирскими судами советской постройки тридцатых годов ХХ века. Они получили высокую оценку и у зарубежных специалистов. Поэтому они послужили прототипом при строительстве в Германии по заказу испанского судовладельца пассажирских теплоходов «Канариас» и «Балеарес». Их конструкция легла и в основу построенных на заводе «Красное Сормово» «пассажиров» для Каспия - «Дагестана» (1932 г.) и «Туркменистана» (1934 г.).
«Крымчаки» вошли в состав Черноморского пароходства с портом приписки Одесса и совершали рейсы на линии Одесса - Мариуполь - Севастополь - Ялта - Батуми.
Однако, после начала Великой Отечественной войны «крымчакам» довелось выполнять более скромную, но не менее важную роль войсковых и санитарных транспортов. В последнем случае штатная вместимость судов составляла 400 раненых,на них оборудовалась операционная и 4 перевязочных на одинадцать столов. Медицинский персонал состоял из 9 врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Транспорты, включая санитарные, были вооружены 3-5 зенитными 45-мм орудиями и несколькими 12,7-мм пулеметами.
Отечественная пропаганда обвиняла германские вооруженные силы в «варварских атаках советских госпитальных судов» и нарушении соответствующих Международных конвенций, при этом довольно вольно их интерпретировала.
Однако советские санитарные транспорты были вооружены, использовались для перевозки войск и военного снаряжения, а также следовали в составе конвоев с охранением из боевых катеров и самолетов, что лишало их защитного статуса и делало законной военной целью.
А теперь рассмотрим военную судьбу каждого из «крымчаков».

«Крым»

После начала Отечественной войны прошел переоборудование в войсковой транспорт на Одесском судоремонтном завода, где на нем установили зенитное вооружение. С 9 июля 1941 года «Крым» приступил к перевозке эвакуируемого из Одессы имущества, беженцев и раненых в порты Кавказа, а обратными рейсами доставлял войска и боеприпасы. В первом военном рейсе комендоры теплохода сумели сбить вражеский самолет. 27 июля 1941 г. «Крым» был включен в состав Черноморского флота.
22 сентября 1941 года, имея на борту около 3000 раненых, при подходе к Новороссийску в районе Мысхако подорвался на немецкой мине (по другим данным - на советском минном заграждении). Судно, получив серьезные повреждения кормы, в ожидании ремонта стояло в Батуми, где использовалось в качестве общежития.
В 1945-1953 годах судно проходило ремонт на судоремонтным заводе имени А. Марти в Одессе. В конце 1954 года судно было поставлено на грузопассажирскую линию Одесса - Констанца - Варна - Пирей - Дуррес. В 1956 году «Крым» выполнял рейсы в Испанию для перевозки испанских реэмигрантов. За шесть рейсов из Одессы в порты Валенсию и Кастельон-де-ла-Плана было перевезено около трех тысяч человек. В 1957 году лайнер доставлял в Одессу участников и гостей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов из Александрии, Порт-Саида, Бейрута и Латакии.
В дальнейшем судно использовалось на Ближневосточной грузопассажирской линии, линии Одесса - Дуррес, Крымско-Кавказской линии. С 1970 году «Крым» был плавучей гостиницей. В сентябре 1973 года судно было списано для разделки на металлолом. Так завершилась судьба единственного пережившего войну «крымчака».

«Грузия»

В момент начала войны судно находилось в Батуми, откуда перешло в Поти для переоборудования в войсковой транспорт. Участвовал в перевозках войск с Кавказа в Одессу, а затем и в эвакуации Одессы.
13 октября 1941 года во время эвакуации «Грузия» находилась у причала одесского порта под погрузкой. На борту уже было 708 военнослужащих и 526 тонн боеприпасов, когда судно было атаковано немецкими самолетами. В комовую часть попали две бомбы, начался пожар. Во избежание взрыва боеприпасов, два кормовых трюма были затоплены.
Эсминец «Шаумян» отбуксировал транспорт в Севастополь, где тот принял на борт 2000 местных рабочих и доставил их на Кавказ.
В Батуми был отремонтирован с использованием механизмов однотипного теплохода «Крым» и переоборудован в санитарный транспорт. 20 апреля1942 г. вошел в состав Черноморского флота.
В дальнейшем, несмотря на противодействие авиации противника, доставлял в осажденный Севастополь пополнение и боеприпасы и эвакуировал на Кавказ раненых. . В общей сложности «Грузия» совершила восемь рейсов в Севастополь.
Вечером 12 июня1942 года «Грузия» вышла из Новороссийска с 4000 человек пополнения и 1300 т боеприпасов на борту. Охранение состояло из крейсера, эсминца, двух тральщиков и пяти сторожевых катеров.
Вскоре конвой подвергся атакам немецких самолетов. О напряженности боя свидетельствуют следующие цифры. За 29 минут только крейсер выпустил по самолетам 96 снарядов калибра 100-мм, 147 штук - 45-мм, 406 - 37-мм и 1082 патронов 12,7-мм. Самолеты противника сбросили около 150 бомб.
Прямых попаданий в «Грузию» не было, но в результате двух близких разрывов 250-килограммовых авиабомб разошлись швы в обшивке корпуса, в туннели гребных валов начала поступать вода. Вышла из строя рулевая машина. Судно управлялось ручным приводом, для чего использовались физические усилия двадцати солдат маршевых рот.
Через полчаса «Грузия» подверглась атаке 12 торпедоносцев, сбросивших около 20 торпед, от которых удалось уклониться. Постепенно затопило два трюма, а затем и румпельное отделение, бойцов из него пришлось вывести. Теперь судно управлялось только машинами.
Ранним утром 13 июня «Грузия» вошла в Севастопольскую бухту. Вскоре транспорт был внезапно атакован одиночным самолетом Ю-88, который добился двух прямых попаданий, в результате которых сдетонировали боеприпасы. Транспорт разломился на две части и быстро пошел ко дну, большая часть находившихся на нем людей погибла.
В ноябре 1949 года (по другим данным - в 1947 г.) судно было поднято, отбуксировано в море и затоплено, поскольку существовала большая вероятность взрыва оставшихся в трюмах боеприпасов.

«Абхазия»

После начала Великой Отечественной войны на одесском судоремонтном заводе №1 «Абхазия» была переоборудована в санитарный транспорт и 10 августа 1941 года вошла в состав Черноморского флота.
Транспорт участвовал в перевозке войск, боеприпасов, вооружения и других военных грузов в Одессу и Севастополь, эвакуации раненых и гражданского населения. При этом неоднократно подвергался артиллерийскому обстрелу и атакам авиации. Так, 17 сентября 1941 года в Одессе судно было обстреляно противником, снаряды попали в жилые помещения. В октябре 1941 года теплоход принял участие в эвакуации Одессы.
Примером может служить один из таких рейсов: 18 января1942 г. «Абхазия», имея на борту 4516 бойцов маршевого пополнения, 19 вагонов продовольствия, 150 т боезапаса и другие грузы, прибыла в Севастополь из Поти, следуя без охранения.
С марта до 10 июня 1942 года транспорт шестнадцать раз прорывался в Севастополь. Транспорт выдержал 22 налета вражеской авиации в портах и на море, при этих атаках было сброшено 130 бомб и пять торпед, дважды подрывался на минах.
Судно выполнило 36 эвакорейсов с ранеными: из Одессы - 9 (3854 чел), Севастополя - 18 (14056 чел.), Феодосии - 9 (7420 чел.), Ялты - 1 (2085 чел). Общее количество эвакуированных - 32 325 чел., из них 11804 (36,6%) лежачие. Максимальное количество за рейс - 2085 чел., среднее - 893 человека. На борту было выполнено около 9 тысяч хирургических операций. Кроме раненых, теплоход перевез 65 тысяч мирных жителей и воинов различных частей, а также 33 тысячи тонн воинских грузов.
Погибла «Абхазия» 10 июня 1942 года в Севастополе во время выгрузки у причала Сухарная Балка, в результате попадания от четырех до девяти авиабомб. 8 человек погибло, 35 было ранено, на дно пошло 263 тонны боезапасов и 96 тонн продовольствия. Уже на следующий день с помощью водолазов частично достали боезапас и некоторое количество провианта. В 1951 году судно подняли и через несколько лет отправили на слом.

«Аджария»
(ранее «Аджаристан»)

После переоборудования на одесском судоремонтном заводе №1 в войсковой транспорт «Аджария» вошла в состав Черноморского флота. Жизнь судна в новом качестве оказалось недолгой - 23 июля 1941 года прибыло в Одессу в составе конвоя и стояло на якоре в ожидании разгрузки. В результате нескольких атак самолетов противника получил повреждения, частично сгорел и лег на грунт на глубине 7,5 м. Большую часть груза удалось снять с помощью водолазов. Погибло 4 человека.
Судно подняли после войны и отправили на слом.

«Украина»
27 июля 1941 года была включен в состав Черноморского флота в качестве транспорта. Осуществляла перевозки между портами Кавказа, Одессой и Севастополем. За период обороны Одессы и Севастополя «Украиной» перевезено 52 тысячи военнослужащих и эвакуированных, доставлено вооружения, боеприпасов, снаряжения и вывезено ценностей 18 тысяч тонн. Завершая эвакуацию последнего эшелона оборонявших Одессу войск 16 октября 1941 года «Украина» доставила в Севастополь 7,5 тысячи военнослужащих и всю артиллерию 25-й Чапаевской стрелковой дивизии. Судном пройдено 16 тысяч миль, отражены 18 атак бомбардировщиков, сбросивших около 600 бомб, и 5 атак торпедоносцев (9 торпед), в результате чего судно получило свыше 500 осколочных пробоин. В ноябре 1941 года на выходе из Новороссийска подорвалась на немецкой мине и получила повреждения.
02 июля1942 года транспорт был потоплен германской бомбардировочной авиацией у причала Новороссийска. Погибло два члена экипажа. В сентябре 1947 года аварийно-спасательной службой Черноморского флота судно было поднято, а в 1950 году разрезано на металлолом.

«Армения»

8 августа 1941 года после переоборудования «Армения» вошла в состав Черноморского флота в качестве санитарного транспорта. До момента гибели «Армения» совершила 15 эвакорейсов, в основном из Одессы и Севастополя. На Кавказ было доставлено около 15 000 человек. В Одессу же санитарный транспорт перевозил войска для усиления местных сил. 15-17 октября теплоход принял участие в эвакуации войск Приморской армии из Одессы в Севастополь.
7 ноября 1941 года «Армения» вышла из Ялты, имея на борту от 5000 до 10 000 человек раненых, медицинского персонала госпиталей и гражданских лиц, эвакуируемых из Севастополя, Балаклавы и Ялты, включая партийный актив Южного берега Крыма и руководство знаменитого пионерского лагеря «Артек» и различные грузы.
Первоначально существовала следующая версия гибели теплохода: судно погибло 07 ноября1941 года к востоку от Ялты предположительно в результате атаки самолета-торпедоносца He-111. В носовую часть транспорта попала одна из двух выпущенных самолетом торпед. Судно затонуло за 4 минуты. Спаслось 8 человек.
Поиски «Армении» продолжались около 35 лет. И наконец, Русское географическое общество 27 апреля 2020 года сообщило: «На дне Черного моря найден теплоход «Армения». Судно находится на глубине 1500 метров, в 15 морских милях (около 28 км) от ялтинского побережья».
В результате осмотра с помощью подводного телеуправляемого аппарата была отвергнута версия об атаке судна самолетом-торпедоносцем. Стало ясным, что «Армения» погибла в результате попадания авиабомб.
28 июля 2021 года в газете «Красная Звезда» появилась информация о проведенных в апреле-мае новых подводных экспедициях Минобороны России и Центра подводных исследований Русского географического общества, поставившая под сомнение прежнюю версию гибели теплохода.
«Было обнаружено, что на правом борту «Армении» отсутствуют шлюпки и причина тому – не разрушения. Все шлюпбалки правого борта развёрнуты в положение «за борт», а канаты обрублены. В дополнение к этому ... удалось осмотреть погрузочные люки (носовой и кормовой). Они оказались открыты настежь. Совокупность этих наблюдений резко поставила под сомнение расхожую архивную информацию, что «Армения» ушла под воду за четыре минуты. Исходя из практики, спуск на воду двух рядов шлюпок с людьми на борту не может занимать менее 20 минут. А открытые люки подтверждают тот факт, что команда и пассажиры теплохода искали спасения всеми возможными способами.
При осмотре левого борта также не обнаружено ни одной шлюпки, что подтверждает выводы, сделанные в ходе предыдущих выходов. Погрузочные люки левого борта также открыты.»
Таким образом, существует большая вероятность того, что хотя бы часть экипажа и пассажиров «Армении» оставила гибнущее судно в шлюпках, а вот как сложилась их дальнейшая судьба, остается загадкой. Погибли при следующей атаке вражеской авиации? Высадились на берег и попали в руки немцев? Но тогда не смогли бы бесследно исчезнуть тысячи человек.


Рецензии