Материки, океаны и материализация идей

Этот урок географии начинался как обычно. Вернее было бы сказать «как
обычно необычно». Ведь все уроки преподавателя географии Аглаи
Мироновны Градочинской совершенно не походили на занятия у других
учителей.
Так и этот урок начался с проверки усвоения предыдущего материала, но
в какой же удивительной форме это происходило! Вот кто бы ещё мог
придумать контроль знаний в виде поиска пиратских сокровищ, которые потом
можно обменять на оценку? На других уроках ребята во время опроса мечтают
телепортироваться на Луну, а тут чуть ли не дрались за право быть
вызванными!
Да и сама Аглая Мироновна – дама весьма необычная. Хотя не знаю,
подходит ли ей титул «дама», ведь трудно по её внешности и поведению
определить возраст. Удивительно, как она меняется в течение занятия: иногда
географичка – «степенная особа», а иногда – вылитая выпускница
пединститута.
А эти чудесные презентации, что интереснее фантастических фильмов,
практические задания, после которых скучно играть в компьютерные игры,
рассказы о географических открытиях, звучащие как приключенческие романы,
шутки, каламбуры, «волшебные» наглядные пособия! Просто удивительно, как
она умудряется всё это втиснуть в рамки стандартного академического часа?
Такое впечатление, что в кабинете географии свой ход времени, подчинённый
только хозяйке.
И, как и положено порядочной учительнице, Аглая Мироновна имела
прозвище. А получила она этот «псевдоним» на одном из своих уроков от
Сашки Таманцева.
– Итак, Таманцев, как называется слияние близкорасположенных городов
в единую структуру?
В ответ – немая сцена в исполнении Александра Таманцева.
– Ну вспомни, Саша. На прошлом уроке я показывала на кубиках, как
происходит объединение близкорасположенных…
– А-а-а, вспомнил, Аглая Мироновна, я вспомнил – «аглаймирация»!
– Агломерация, Таманцев, – поправила учительница под смех класса, –
а-гло-ме-ра-ци-я.
Сначала это прозвище прилепилось «к первоисточнику» – Таманцева
стали дразнить «Аглаймирацией» к его большой досаде, которую парень не
замедлил продемонстрировать обидчикам словами и кулаками. Столь активные
возражения Сашки сперва сократили прозвище на одну букву (до
«Агламирации»), а затем неожиданно «перевесили» его на учительницу. А сам
Александр, кстати, получил прозвище «Атаман» от сокращённой записи
«А.Таманцев», под которой он фигурировал в разных списках.
Так и стала преподаватель географии Аглая Мироновна с некоторых пор
«Агламирацией». Или, может быть, «Агломерацией», ведь в устной речи
трудно распознать замену безударных гласных, а прозвищем мы называли
учительницу только в разговоре (в чатах и эсэмэсках писали просто «Аглая»).
Сама Аглая Мироновна о своём «неофициальном имени» знала, но,
скорее всего, даже радовалась, что ребята теперь уж точно не забудут про
«объединение близкорасположенных городов».
Слово «Агломерация» поражало меня каким-то таинственным звучанием,
выглядело чуть ли не волшебным заклинанием, поэтому, на мой взгляд, весьма
подходило такой чудесной учительнице. Тем более, что это ещё и
географический термин, созвучный с именем и отчеством. Я даже начала
сочинять сказку про волшебницу (или, может быть, фею) Агломерацию,
которой надоел сказочный мир, и она нанялась учительницей в обычную
школу. К сожалению, дальше заголовка и двух предложений дело не пошло.
А урок географии, между тем, продолжался. Под заголовком «Материки и
океаны» на поверхности интерактивной доски вращалась «Голубая планета»,
наглядно показывая всякому происхождение своего прозвища. «Более 70%
поверхности Земли покрыто водой» – сообщала надпись в нижней части
рисунка.
Да, это очень интересный урок, но… Но это последний урок в последний
день недели! Мы уже предвкушали свободу, нет – Свобо-о-ду-у! И это
стремление нельзя победить никаким волшебством. Поэтому ребята
отвлекались, шёпотом обсуждали предстоящие дела. Шум нарастал.
Немного исправило ситуацию задание-пазл на сложение суперконтинента
из существующих сейчас материков. Складывать пазлы нравится многим. А уж
эти волшебные названия:
Кенорленд, Нуна, Лавруссия, Гондвана, Пангея…
Пожалуй, можно включить их в мою сказку, как имена каких-нибудь
персонажей.
Но после интересного задания посторонний шум стал звучать ещё
сильнее. Аглая Мироновна не могла это не заметить:
– Ребята, потерпите, страдать осталось совсем недолго. Давайте в конце
урока проведем упражнение на воображение.
«Упражнение на воображение» – это что-то новенькое! Шум затих.
– Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, закройте глаза,
расслабьтесь.
Из динамиков ноутбука полилась медленная спокойная мелодия,
сопровождаемая шорохом волн.
– Представьте, что вы сидите на берегу моря и смотрите на волны.
Расслабьтесь и успокойтесь. Почувствуйте, как волны смывают усталость,
наполняют вас силой и энергией морской стихии.
Под гипнотизирующую мелодию, шум морских волн и монотонный голос
Аглаи Мироновны я перешла в какое-то странное состояние. Я как будто наяву
увидела море, песчаный пляж, набегающие на песок волны…
Наверное, и все остальные ребята испытали что-то похожее, по крайней
мере, никаких посторонних звуков и мешающих разговоров я в этот момент не
слышала. Но, возможно, я не заметила бы и военный духовой оркестр, вздумай
он прошагать сейчас по классу с маршем Измайловского полка.
Я уже не различала музыку, не воспринимала голос учительницы как
набор слов, – и музыка, и слова сразу же превращались в зрительные образы.
Да и не только зрительные! Я почувствовала, как тёплая вода ласкает мои
ступни, свежий ветерок овевает лицо, неся запах водорослей и йода…
Но вдруг на горизонте показался затонувший корабль:
– Потоп!!! Спасите!!! – кричали матросы, цепляясь за обломки своего
судна.
Я очнулась и открыла глаза. Вокруг был привычный кабинет географии,
но лишь частично. А частично здесь было море! Морские воды залили пол,
вынесли из-под парт записки и конфетные фантики, подмочили портфели,
сменную обувь и туфли растерянной Агломерации. «Запах водорослей и йода»
тоже был здесь, правда он уже не казался таким свежим и приятным.
Мне сразу же вспомнился эпизод из старого детского фильма. Там какойто мальчик написал в сочинении «Море смеялось…». И весь класс, вместе с
учительницей и классной доской, оказался в открытом море!
– Полундра! Свистать всех наверх! – орал Васька Китайцев, размахивая
тетрадкой.
– Аглая Мироновна, здорово! Вы настоящий гипнотизёр! Гипнотизёр
мирового класса! – кричали ребята, забираясь на парты.
Я последовала их примеру, «ласкающие волны» уже не казались
приятными, наоборот, ногам стало мокро и холодно.
– Прорвало батарею! – очнулась, наконец, «гипнотизёр мирового
класса». – Ребята, берите вещи и быстрее выходите. Только осторожно, не
поскользнитесь и старайтесь не ступать в воду. Да не по партам прыгайте,
спуститесь на пол!
Гипноз рассеялся. Это была всего-навсего протечка батареи отопления.
Но протечка значительная. Пол, как и поверхность нашей планеты, был покрыт
водой более чем на 70%.
С криками «Потоп! СОС! Наводнение!» мы высыпали в коридор. Из
соседних классов стали выглядывать встревоженные учителя.
Аглая Мироновна отключила электрооборудование и вышла из кабинета:
– Ребята, быстрее смените обувь и носки! Можете идти домой.
Но мы, лишь недавно строившие планы, как поскорее вырваться из
школы, не уходили. Нам было очень интересно смотреть на техничку,
собиравшую воду в ведро тряпкой, и на завхоза, пытавшегося плоскогубцами
повернуть штырёк вентиля на батарее (по загадочным причинам, пока не
объяснённым наукой, колёсики вентилей растворяются в воздухе классных
кабинетов быстрее, чем железо в соляной кислоте).
Некоторые пошли посмотреть, а не протекла ли вода в класс,
расположенный под кабинетом географии:
– Может быть, там идёт «Окружающий мир», где рассказывают про
дождь. Вот было бы кстати!
– Да и снег из посыпавшейся штукатурки – хорошее учебное пособие, –
заметил кто-то.
К сожалению (или к счастью), вода протечь вниз не успела или нашла
какой-то иной путь.
Наконец прозвенел звонок, и объединённый отряд учителей погнал
«ребячьи стада» к раздевалке. Так и закончился этот фантастический урок географии с неожиданной «материализацией идей».
С тех пор среди учеников школы Аглая Мироновна Градочинская
получила репутацию гипнотизёра-волшебницы. Мы много раз просили её
провести «упражнение на воображение», но Агломерация всякий раз отвечала:
– Я, конечно, не гипнотизёр, не маг, не экстрасенс, и, вообще, в подобное
не верю, но лучше не искушать судьбу... и центральное отопление.
#РДШ #Просвещение #МинПросвещения #ШколаНепридуманныеИстории;


Рецензии