Что такое религия

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ

Борис Ихлов

Религия не нужна для объяснения мира, начиная с физики и заканчивая социологией, психологией или нейрофизиологией. Кроме рационального мышления существует интуитивное, и оно тоже не требует бога. Научное мировоззрение отвергает любую религию.
Духовный мир человека – это сфера искусства  литературы, которые не религиозны. Чтобы любить, бог не требуется.
Среди половых извращений значатся любовь к вещам, любовь к животным, любовь к престарелым, любовь к трупам и т.п. Но любовь к тому, что нельзя ни потрогать, ни услышать, ни увидеть, ни обонять, к тому, что вообще не существует в природе – это новый тип полового извращения. При этом во всех религиях, не только в православии, отчетливо прослеживается любовь к садизму: истребление египетских младенцев, попытка Авраама убить собственного сына, всемирный потоп и т.п. Любовь же человека к человеку в священном писании отображена весьма своеобразно.
Ветхий Завет. Бытие, гл. 13 ст. 1. «И поднялся Авраам из Египта, сам и жена его, и все, что у него было, и Лот с ним, на юг». Ст. 2. «И был Авраам очень богат скотом, и серебром, и золотом». А также Авраам имел стада баранов, рабов, много жён и рабынь, которых насиловал.
В Новом Завете имя богатого Авраама с почтением и любовью упоминается 70 раз. Иисус сказал: «Легче верблюду (канату) пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25). Но богатый Авраам легко вошел в Христово царство.
Притча (Лука, гл. 16 ст. 19-31) повествует о беседе богатого рабовладельца Авраама с богачом:
Между мною и тобой – Ненависти пропасть,
Не глоток воды, а в горло тебе кость,
Ты жену не продавал, не насиловал сестру
И в Царство божие тебя я не впущу,
Будешь вечно ты в Аду гореть,
А я с рабами верными в Раю говеть.

Библия абсурдна, она уверяет, что бог пребывает и в реальном пространстве:
«Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках…» (Втор. 33:26).
«По гласу Его шумят воды на небесах, и Он возводит облака от краев земли, творит молнии среди дождя и изводит ветер из хранилищ Своих» (Иер. 51, 15-16).
Библия прямо утверждает, что бог находится именно на небесах.
«Иже еси на Небесех» дословно переводится «Который (иже) есть (находится) (еси) на небесах». Дословный перевод с греческого оригинала – «Который на небесах». Авторы Синодального перевода Библии использовали выражение  «Сущий на небесах».
Но ни космонавты, ни астрономы, ни занятые физикой высоких энергий, никто другой ничего подобного не наблюдали.
Если же  понимать Библию так, как она излагает, нельзя, то ее можно понимать как угодно, как ее толкует тот или иной субъект.

Разумеется, среди великих ученых – множество верующих, равно как и атеистов.
Капитал формирует мышление американских ученых не менее жестко, чем в СССР. Однако в США ученые не перестраивались. Крупнейший американский физик-теоретик Ли Смолин не стесняется высказываться против католической церкви. В своей книге 2007 года «Неприятности с физикой: взлёт теории струн, упадок науки и что за этим следует» он пишет: «Солнце является только ещё одной звездой - а звёзды являются только солнцами, которые удалены очень далеко! Представьте себе реакцию кузнеца или актёра конца шестнадцатого века на слух об этой дикой идее Джордано Бруно. Что могло бы быть более абсурдным, чем объединять Солнце со звёздами? Люди были научены, что Солнце было великим огнём, созданным богом, чтобы обогревать Землю, тогда как звёзды были отверстиями в небесной сфере, которая преграждала путь свету небес. Объединение немедленно низвергает ваш мир с высот вниз. То, что вы использовали для веры, становится невозможным. Если звёзды являются солнцами, вселенная оказывается безмерно больше, чем вы думали! Небеса не могут быть прямо над головой! И даже более важно, что новое предложение об объединении приносит с собой ранее невообразимые гипотезы. Если звёзды являются другими солнцами, должны быть планеты вокруг них, на которых живут другие люди! Следствия часто распространяются за пределы науки. Если есть другие планеты с другими людьми на них, тогда или Иисус приходил ко всем им, а в этом случае его приход к Человеку был не уникальным событием, или все те люди потеряли возможность спасения! Не удивительно, что католическая церковь сожгла Бруно живьём. Великие объединения стали основополагающими идеями, на которых воздвиглись целые новые науки. Иногда следствия настолько угрожали нашему мировоззрению, что удивление быстро сменялось недоверием. До Дарвина полагали, что каждый биологический вид находится в своей собственной вечной категории, каждый вид индивидуально создан богом. Но эволюция при помощи естественного отбора означает, что все виды имеют общего предка. Они объединены в одну великую семью. Биология до Дарвина и биология после него не являются одной и той же наукой. Такая мощь новых прозрений быстро приводит к новым открытиям. Если все живые существа имеют общего предка, они должны быть устроены сходным образом! В самом деле, мы были сделаны из одинакового вещества, поскольку всё живое оказывается состоящим из клеток. Растения, животные, грибки и бактерии кажутся весьма отличающимися друг от друга, но все они являются просто собраниями клеток, упорядоченных различными способами. Химические процессы, которые создают и поддерживают эти клетки, одни и те же во всей империи жизни».

Вращение Земли вокруг Солнца противоречит текстам Псалмов (Псал. 103:5), стиху из Экклезиаста (Екк. 1:5), а также эпизоду из «Книги Иисуса Навина» (Нав. 10:12), где говорится о неподвижности Земли и движении Солнца. Хотя отдельные епископы выступили с яростной критикой гелиоцентризма как опасной богопротивной ереси, католическая церковь, занятая борьбой с Реформацией, первоначально снисходительно отнеслась к идее гелиоцентризма, тем более, что вожди протестантов, Мартин Лютер и Меланхтон, отнеслись к ней резко враждебно.
В 1616-м католическая церковь официально запретила придерживаться и защищать теорию Коперника как гелиоцентрическую систему мира, поскольку такое истолкование противоречит Писанию, хотя моделью разрешалось пользоваться для расчётов движения планет. Теологическая комиссия экспертов по запросу инквизиции вынесла вердикт:
«Предположение I: Солнце является центром мироздания и, следовательно, неподвижно. Все считают, что это заявление нелепое и абсурдное с философской точки зрения, и кроме того формально еретическое, так как выражения его во многом противоречат Священному Писанию, согласно буквальному смыслу слов, а также обычному толкованию и пониманию Отцов Церкви и учителей богословия. Предположение II: Земля не есть центр мироздания, она не является неподвижной и движется как целостное (тело) и к тому же совершает суточное обращение. Все считают, что это положение заслуживает такого же философского осуждения; с точки зрения богословской истины, оно, по крайней мере, ошибочно в вере».

Религия - тормоз науки, тормоз прогресса. Книгу Коперника «De Revolutionibus Orbium Coelestium» инквизицией сначала запретила на 4 года, затем подвергла цензуре. В 1616 году книга была внесена в римский индекс запрещённых книг. В 1620-м цензурные поправки исключили утверждения, что гелиоцентризм - не просто математическая модель, но отражение реальности.

Галилео Галилей усовершенствовал изобретенную в Голландии подзорную трубу, в которую увидел горы на Луне, 4 спутника Юпитера и т.д.
В 1611 году он отправился в Рим, чтобы убедить Папу в совместимости гелиоцентризма с католицизмом. Кардиналы создали комиссию для выяснения, не грешно ли смотреть на небо в трубу, но пришли к выводу, что не грешно.
В 1613 году Галилей опубликовал книгу «Письма о солнечных пятнах», в которой открыто высказался в пользу системы Коперника. 25.2.1615 римская инквизиция завела первое дело против Галилея по обвинению в ереси.
12.4.1615 влиятельный кардинал-инквизитор Беллармино направил теологу Паоло Антонио Фоскарини, защитнику коперниканства письмо, в котором указывал: «… утверждать, что Солнце в действительности является центром мира и вращается только вокруг себя, не передвигаясь с востока на запад, что Земля стоит на третьем небе и с огромной быстротой вращается вокруг Солнца, - утверждать это очень опасно не только потому, что это значит возбудить раздражение всех философов и теологов-схоластов; это значило бы нанести вред святой вере, представляя положения Святого Писания ложными…»

В «Письмах к Инголи» Галилей формулирует принцип относительности для равномерного движения, он утверждает тезис однородности пространства,  то есть - отсутствие центра мира.
24.2.1616 одиннадцать квалификаторов (экспертов инквизиции) официально определили гелиоцентризм как опасную ересь: «Утверждать, что Солнце стоит неподвижно в центре мира - мнение нелепое, ложное с философской точки зрения и формально еретическое, так как оно прямо противоречит Священному Писанию. Утверждать, что Земля не находится в центре мира, что она не остаётся неподвижной и обладает даже суточным вращением, есть мнение столь же нелепое, ложное с философской и греховное с религиозной точки зрения».

В 1620 году вышла в свет книга Галилея «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой». Через несколько месяцев она была запрещена и изъята из продаж, Галилея вызвали в Рим (невзирая на эпидемию чумы) на суд Инквизиции по подозрению в ереси т поставили перед выбором: либо он покается и отречётся от своих «заблуждений», либо его постигнет участь Джордано Бруно.
В приговоре инквизиции значится: «Заметив, что ты при ответах не совсем чистосердечно признаёшься в своих намерениях, мы сочли необходимым прибегнуть к строгому испытанию».
Галилея пытали, и столько усердно, что к месту отречения его несли на носилках.
Галилея признали виновным в распространении книги с «ложным, еретическим, противным Св. Писанию учением» о движении Земли».

Энгельс указывал на гносеологические корни религии: «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают форму неземных… Ведь как дикарь не понимал законы природы и связывал их с божеством, так крестьянин и даже житель города не понимает, что такое общество, начинает его обожествлять, появляются различные суеверия и предрассудки, чем пользуются не только попы, но и другие шарлатаны. Вероятно, в деревне они [попы] будут молиться о дожде, а в городе заниматься воспитанием, контролировать деятельность практически любых социальных институтов и т. д. и т. п.»
Конечно, речь идет не о выдающихся представителях человечества, среди которых есть и атеисты, и верующие. Хотя, разумеется, в классовом обществе, основанном на угнетении одним классом другого, где религия - орудие государства для подавления инакомыслия, гораздо легче высказываться в пользу религии, нежели против нее. Но речь не об ученых, о массах.

«Для чего нужна религия? – задает вопрос М. Бабкин на сайте kritix.ru в статье «Сущность религии». Основная роль религии, конечно - в сохранении нынешнего порядка. Латинское слово religare означает «объединение». И с этой функцией религия эффективно справлялась долгие годы, хотя сама форма постоянно менялась. В древнем Египте, римской империи и некоторых других государствах людям говорили, что правители являются если не богами, то родственниками богов, и соответственно, нынешний порядок является угодным.Национальные религии, как правило, не выдержали натиска вражеских полчищ, и поэтому уступили мировым культам, где основы - те же самые. Бог - владыка мира, им установлена любая власть.
Никейский собор 325 года выражал интересы правителей Рима, именно они и занимались корректировкой религиозных установок в свою пользу. Дело в том, что христианская религия тогда представляла собой нечто непонятное для чиновников, но очень влиятельное. Было много последователей, но и много сект. Нужно как-то с этим бороться и уже использовать религию в своих интересах – «Не можешь победить – возглавь». Именно поэтому на соборе легко отказались от многих христианских писаний, от «неправильных» догм, и утвердили только то, что подходило государственным мужам. Не удивительно, что в евангелие много подобных правил: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». (Рим 13:1) «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти». (Петр 2:13) «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело». (Тит 3:1)
То же - и в конфуцианстве, и в исламе, и даже в языческих культах. Важную характеристику любой религии отметил Наполеон: «Я вижу в религии не столько таинство воплощения, сколько таинство общественного строя. Она вносит в мысль о рае идею равенства, которая спасает богатых от резни со стороны бедных».
После Великой французской революции роль религии в обществе настолько незначительна, что даже после «гонений» (если говорить точнее, то гражданской войны, в которой духовенство принимало активно участие), церковь уже не смогла восстановиться. После казни Робеспьера и его ближайших соратников о гонениях уже речи не шло. Однако новое правительство (Директория) не стало «возрождать духовность», и общество оставалось нерелигиозным. Наполеону после введения налогов для церкви пришлось буквально силой поднимать авторитет религии, вкладывать огромные деньги в строительство храмов, восстановление разрушенных, подготовку церковных кадров и проч.
В критические моменты церковники прекрасно осознают свою истинную роль: «Для того чтобы удалить из сердца пролетария недовольство и отчаяние, нужно указать ему за мрачными тучами скорбей и бедности, которые его окружают, лазурное небо вечных наслаждений в обителях отца небесного, которое открывает религия. Отнимите у пролетария религию, и вы напрасно будете убеждать его быть скромным и уважать права другого: он, может быть, будет молчать до поры до времени, но при удобном случае разорвет свои цепи» (Православный собеседник, 1909, т. II).
Незадолго до февральской революции попы говорили, что: «Всякая мысль о какой-то конституции, о каком-то договоре царя с народом является кощунством, непростительным оскорблением не только царя, но и бога». Но сразу после революции в РПЦ сразу стали говорить о «божественности» всякой власти: «Наилучшей формой правления Русского государства епархиальное собрание признало демократическую республику с широкой областной автономией. В сознании народных масс и конституционный монарх служит символом идеи старого абсолютизма власти. Вот почему лозунг - демократическая республика - является уже требованием момента» (Михаил Бабкин: «Русская Церковь в 1917 году»).

Статью Бабкина можно резюмировать фразой Людвига Фейербаха: «Религия - одна из довольно жёстких форм тотального социально-общественного управления человеческим стадом».

Гипотеза часовщика-программиста вытекает из наличия в обществе начальника, по воле которого что-то движется. Люд слабые, глядя на поставленного над ними программиста, выдумывают «всеобщего» программиста, перенося свои собственные переживания от кнута на всю природу.
О том же писал Аристотель, бог которого вовсе не был стоящим над природой творцом. Критикуя удвоение мира Платона, он указывал, что бог Платона – отражение иерархии в рабовладельческом обществе; как подчеркивает В. Асмус: «… резкое отделение умственного труда от физического, захват рабовладельцами привилегии на умственный труд…» Для раба рабовладелец – тот же бог.

В русле философии Платоном и следуя Бернштейну, сталинисты полагают, что рабочие не могут вырваться из экономической борьбы, что политическое сознание в темную, косную материю рабочего класса привносит партия, светильники разума, духовные пастыри, как говорил Сталин - орден меченосцев. Те же программисты-часовщики.

Амброджо Донини объясняет, в чем главная роль религии: «В области общественных отношений ощущение временного характера общинных структур, порожденное ожиданием «грядущего мира» выражалось в пассивности и незаинтересованности в происходящем: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван». Если ты раб, не пытайся изменить свое положение, даже если ты имеешь возможность освободиться, не пользуйся ею.
В другом послании… появившемся несколькими десятилетиями позже, назидание на тот счет еще более безапелляционно… : «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу» (Ефес., 6:5). Когда же раб Онисим, который понял равенство в изложении евангелий буквально, бросил своего богатого господина и стал искать защиты у апостола, - бегство раба наказывалось римским правом смертью, - Павел препроводил его назад с письмом, … призывая господина проявить снисходительность к беглецу, если он «чем обидел» хозяина (Филист., 12:18). … Религиозная мораль могла предложить лишь перспективу добровольного принятия того, что было навязано человеку обществом» («У истоков христианства»).

«Бог приказал давать гоям деньги взаймы, но давать их не иначе, как за проценты; следовательно, вместо оказания этим помощи, мы должны делать им вред, даже если этот человек может нам быть полезен, тогда как относительно еврея мы не должны поступать таким образом» (Maimonide, Sepher Mizv., folio 73, 4).
«…и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и господствовать будешь над многими народами, а они над тобой не будут господствовать» (Второзаконие 15:6).
«Чтобы лучше обмануть гоев, еврей может даже посещать их больных, хоронить их покойников, делать добро их бедным, но все это должно быть делаемо, дабы иметь покой, и чтобы нечестивые не делали зла евреям» (Traite gittin, folio 61, a).
«Если еврей имеет тяжбу с не-евреем, то вы дадите выиграть дело вашему брату и скажете чужестранцу: «так требует наш закон!» Но если никаких поводов к выигрышу дела евреем не имеется, то надо надоедать чужестранцу всякого рода интригами и этим добиться, чтобы еврей дело выиграл». (Traite Baba Kamma, folio 113, a)
«Обвиняется ли еврей в уголовном преступлении, другой еврей, принужденный показывать то, что он по этому делу знает, имеет право дать под присягой ложное показание лишь с мысленной оговоркой, его отрицающей, чтобы этим путем оправдать своего собрата». (Jore Deja, CCXXXII, 12 et 14).

Но все приведенные изречения из Талмуда относятся, разумеется, и к японцам, и к русским, и к татарам, и к индусам, и к немцам и т.д. Все они характеризуют капиталистический способ производства, который не исчерпывается процентной ставкой, но базируется на изъятии прибавочной стоимости капиталистом.

Священные писания подтверждают сказанное Донини:
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». (Рим 13:1) «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа: царю ли, как верховной власти». (Петр 2:13) «Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело». (Тит 3:1)

Главная задача любой религии – насаждать в массах смирение перед властью богатых сословий.
«Рабы, повинуйтесь господам своим... как Христу» (Еф. 6:5). «… нет власти не от бога; существующие же власти от бога установлены» (Рим. 13:1)

«Главное преимущество церквей заключается в том, - писал немецкий социолог P. Штейнмец, - что оно делают граждан, прежде всего бедняков, послушными из страха перед божьим наказанием в надежде на вечную жизнь; отчасти они ослабляют естественный страх смерти, что чрезвычайно важно с военной точки зрения».

***

По данным из Википедии, в Турции, Румынии – 90% верующих, атеистов – 1%. В Польше, соответственно: 80% и 1%. В России – 75% и 22% (причем серьезным делом религию считают лишь 9%, СОЦИС, 2006). В Хорватии – 67% и 7%. В Швейцарии – 48% и 9%. В Германии 47% и 25%. В Великобритании 38% и 20%. Во Франции 34% и 33%. В Швеции 23% и 23%.
В целом по данным евробарометра Евростата 2005-го года 52% граждан ЕС ответили, что «они верят в существование Бога», 27 % ответили, что «они полагают, что есть некие духи, силы и пр., и 18 % ответили, что они не думают, что есть некие духи или бог(и).
По другим данным атеистов в мире всего 2%. Хотя как это соотносится с Китаем, где из 1/7-й населения мира, 1 млрд. самостоятельного населения, лишь 457 млн – приверженцы т.н. китайской народной религии (веры в инь и ян), а также с 18-ю процентами неверующих в ЕС - непонятно. Помогает разобраться в ситуации доклад American Religious Identification Survey (ARIS), опубликованный 9.3.2009: 34,2 млн американцев (15,0%) утверждают, что не придерживаются ни одной религии, из этих 15 процентов 1,6% относят себя к атеистам (0,7%). В целом в США атеистов-европейцев и атеистов-азиатов больше, чем атеистов-негров или латиноамериканцев. В Бразилии число неверующих – 8%. Исследования, проведенные в 2010 году в 230 странах и территориях Форумом по вопросам религиозной и общественной жизни Центра изучения общественного мнения (Pew Research Center), показало, что неверующих в мире – 16%. По-другому и быть не может в системе, основанной на отношениях частной собственности, ибо социальные корни религии – это отражение в общественном сознании общественной иерархии (А. А. Богданов. Вера и наука (Ответ на книгу Ильина)).

Если в СССР примерно 30% населения, включая ученых, были верующими (главным образом, за счет мусульман), это означает, что в СССР существовали социальные корни религии, следовательно, ни о каком социализме в СССР не может быть речи.
В России через 10 лет после развала экономики только 9% населения серьезно относились к религии, несмотря на ее усиленное насаждение. Исчез ореол оппозиционности, жертвенности.
Разрушение экономики увело уровень религиозного обобщения с единобожия на уровень прежних эпох: анимизма, тотемизма, фетишизма. Ранее дело ограничивалось черной кошкой на дороге и пятаком в туфле перед экзаменом. На рынок хлынули амулеты, обереги. Телевидение показывает, как группа сумасшедших изгоняет домовых и прочую нечисть из квартир, спасает от сглаза, порчи и т.п.
Что касается людей образованных – Париж стоит мессы. Вчерашние члены КПСС истово молятся, бывший сотрудник КГБ Путин прикасается к Торе, надевает шапочку, целует икону, прикладывается к ручке Гундяева.
Как-то я спросил главу пермской синагоги Фиму Бурштейна, неужели он верит в бога? На что Фима уклончиво ответил: «Понимаешь… у нас всегда была традиция, по субботам не работали, готовили мацу…»
Банк РПЦ – один из самых богатых в России, пермская синагога размещается в здании СДМ-банка, конфессии отнимают у клубов помещения, не платят налоги с продаж, а мечети прикрывают террористов. Конфессии стали новым типом предпринимательства.

Развитие науки, рост числа имеющих высшее образование, увеличение (до середины 90-х) продолжительности обучения с одной стороны, масс-культура с другой заставили религию видоизмениться. Проповеди, службы стали напоминать шоу, появилось множество сект.
У Аристотеля физика переходит в телеологию, телеология – в физику. Раввин Маймонид в науке – рационалист, следует физике Аристотеля. Но если ранее Аристотель, Маймонид, Лейбниц, Тейяр де Шарден пытались совместить и даже как-то примирить науку и религию, то сегодня наука, по заветам Фомы Аквинского, становится на службу религии. В первую очередь это касается истории и биологии.
В Израиле всерьез преподают историю по Ветхому завету (критику такого «научного» подхода изложил Шломо Занд). Ученые доказывают с привлечением генетики реальность происхождения человека от первоженщин, Лилит и Евы. Тем же заняты, разумеется, за деньги, текущие из Израиля, российские ученые и даже телеведущие. Например, Прокопенко в своей «Военной тайне» регулярно сообщает о якобы найденном Ковчеге, о том, что ученые якобы пришли к выводу о происхождении человечества от Лилит и т.д.
К доказательству бога привлекают все науки: физику, математику, социологию, яркий пример – сайентология. Стивен Хокинг в специальной статье обосновал существования бога, однако позже отказался от религии, заявив, что природу, происхождение Вселенной, можно объяснить, не прибегая к идее бога. Как говорил Спиноза: «Материя есть причина  самоё себя».

Но если наука каждый день опровергает существование бога, то борьба  с социальными причинами религии, как отмечал Ленин, может осуществляться только в связи с классовой борьбой. Без классовой борьбы масс борьба идей бессмысленна.
«Гнет религии над человече¬ством, - пишет Ленин, есть лишь продукт и отражение экономического гнета внутри общества. Ника¬кими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если его не просветит его собственная борьба против темных сил капитализма… Проповедо¬вать научное миросозерцание мы всегда будем, бороться с непоследовательностью ка¬ких-нибудь "христиан" для нас необходимо, но это вовсе не значит, чтобы следовало выдвигать религиозный вопрос на первое место, отнюдь ему не принадлежащее…» («Социализм и религия»).

Но почему капитализм, требующий науку, сегодня возрождает религиозность? Причин две. Во-первых, требуется подавить марксизм-ленинизм «снизу», вне левых организаций, которые, в первую очередь, радикальные, капиталу удалось интегрировать в свою систему. Во-вторых, после распада СССР мир вступил в эпоху регресса.


Рецензии