Русь. Кто кого звал на княжение и кто прибыл

Дела давно минувших дней
Преданья старины далекой...

Сказ или легенда, миф или сказание, правда или кривда, но по сию пору историки пытаются угадать мысль летописцев по спискам (изводам, сводам) древних (более, чем 100-летних) русьских летописей о событиях, которые зовется Сказанием о Призвании на княжение

прим.
чаще всего пишут русских, но тогда таких не было и им еще предстояло народиться, пройдя предками путь от руси к руским и уж затем через метисацию с аборигенами Руской Равнины уже к русским

 Читаем летопись с текстом об этих событиях :
«Въ лето 6370.

Изъгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собе волод;ти. и не б; въ нихъ правды, и въста родъ на родъ. и быша въ нихъ усобиц;, и воевати почаша сами на ся.

И р;ша сами в себ;:
«поищемъ соб; князя иже бы волод;лъ нами и судилъ по праву.

И идоша за море къ варягомъ къ руси.

Сице бо ся зваху тьи варязи русь яко се друзии зовутся свие,  друзии же урмани, анъгляне, друзии гъте, тако и си.

Р;ша русь, чюдь, слов;не, и кривичи, и вси;
«Земля наша велика и обилна, а наряда в неи н;тъ. Да поид;те къняжитъ и волод;ти
нами.
И избрашася 3 братья съ роды своими, пояша по соб; всю русь и придоша…»

[ПВЛ ЛЛ 1950: 18]

Последовательность описанных событий:

1) Аборигены (кто? Четыре племени или народа и «вси») ) изгнали неких ВАРЯГОВ за море без оплаты услуг (дани)
2) Хотели сами править и рядить,  но погрязли в усобицах и войнах друг с другом из-за отстутствия Порядка (Наряда), Правды (Закона) и Правителя (Князя)
3) Приняли решение = найти князя, который знает практическое право и сможет владеть, рядить (судить)  и править всеми нами по праву
4) В итоге позвали некую ВАРЯЖСКУЮ РУСЬ, как это принято всеми другими = урманами, анличанами, готами
5) Решение о призвании на княжение приняли все, включая РУСЬ, чюдь, словене и кривичи
6) Избрались (как?) три брата со своими родами  и…


II 
Пояша

И после этого «и» идеологи разных патриотических партий из разных Патри, текстологи,   источниковеды, лингвистологи, паразитологи, биологи, антропологи и хохотологи  расходятся в переводе простых (оказалось = тайнописьных слов) летописей

                «ПОЯША ПО СОБ; ВСЮ РУСЬ»!
NB:
если тексты Сказания о Призвании несколько разнятся в трех летописях – Новгородского , Лаврентьевского и Ипатьевского списков, то эта фраза у всех одинакова и потому принципиальна по значимости!

Есть два  варианта перевода, отличающихся кардинально по смыслу:

(а) = что утвердившийся в науке вариант перевода летописной фразы «пояша по соб; всю русь» как «и взяли с собой всю русь» (вроде как князей с их родами  и дружинами!)

(б) = альтернативный = предлог «по» имеет различные значения и может использоваться для обозначения следования, защиты. При этом фраза «пояша по соб; всю русь» получает значение: «взяли за себя всю Русь», т.е. взяли всю Русь под свою защиту, закрепили за собой (см. Грот Л.П. ЛЕТОПИСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ «ПОЯША ПО СОБ; ВСЮ РУСЬ» И ЕГО СМЫСЛ)

Хотя в хронотопе четко  сказано что после этого (избрания и собирания руси) они (три варяжских брата) пояша и придоша – пришли…

III
Две руси

По логике получается текста так:

1) Четыре племени словене+меря+чудь+кривичи» или в ином списке (русь+словене+чудь+кривичи без мерян) или еще в одном без навзания аборигенов (!)  прогнали варягов… (вооруженных наемников)
2) Сами рядить и править не смогли ( не было Законов единых для всех = не было ЕС!) и пошли искать за море  к варягам-русь (также вооруженным, но уже иного этнонима = русь!)
3) Там нашлись (избрались, решились на это или были избраны?)  три брата, которые с  родами и русью пошли и пришли владеть,  рядить и править

Удивительно, но в одном списке летописи Лаврентьевском в текстах Сказания о Призвании русь была и приглашенной (варяжской)  и пригласившей стороной!

IV
Откуда же варяжская русь?

Вестберг указывает, что в книге «Иосиппон», одном из возможных источников ПВЛ
[Петрухин 1994], русы также размещаются между саксами и англами. Сообщение, что русь размещалась между саксами и англичанами, прямо указывает на Фризию.

(см. Губарев О.Л. Пояша по собе всю русь = что подразумевала эта фраза – 2016)

А.А. Горский в своей работе отмечает, что в двух византийских хрониках
русь считается происходящей «от рода франков»: «Это хроника Продолжателя Феофана и хроника Симеона Логофета в двух (из трех известных) ее редакций – Хронике Георгия Амартола (с продолжением) по Ватиканскому списку (“Ватиканский Георгий”) и Хронике Псевдо-Симеона» [Горский 2008].
Замена русским книжником этнонима «франки» на «варяги»  может ли не может (?) служить аргументом в пользу того, что греки имели в виду под франками скандинавов.
Но все они все равно выходцы из Каролингии (королевства франков!)

(см. там же)

В «Баварском  географе»рядом с упоминанием хазар (Caziri) и русов (Ruzzi) стоят слова Forsderen Liudi Fresiti = в составе руси есть фризы, составляющие первую (лучшую?) часть руси. А.А. Александров переводит это место как «руссы, сила (войска) которых свободные мужи фризские» [Александров 1997]. Н.Т. Беляев обратил также внимание на то, что в ПВЛ из летописных народов не упомянуты фризы и даны [Беляев 1929]
Нам же важно, что все они в составе Франконии!

                Приложение

Новгородская первая летопись младшего извода2 (текст, восходящий к «Начальному своду» конца XI в.)

В л;то 6362 (854) <в начале статьи рассказывается об основании Киева братьями Кием, Щеком и Хоривом, о походе Руси на Царьград, о дани с полян хазарам и о вокняжении в Киеве Аскольда и Дира>. Во времена же Кыева и Щека и Хорива новгородстии людие, рекомии словени, и кривици, и меря: словене свою волость им;ли, а кривици свою, а мере свою; кождо своимъ родомъ владяше; а чюдь своимъ родом; и дань даяху варягомъ от мужа по б;л;и в;верици; а иже бяху у них, то ти насилье д;яху словеномъ, кривичемъ и мерямъ и чюди. И въсташа словен; и кривици и меря и чюдь на варягы, и изгнаша я за море; и начаша влад;ти сами соб; и городы ставити. И въсташа сами на ся воеватъ, и бысть межи ими рать велика и усобица, и въсташа град на град, и не б;ше в нихъ правды. И р;ша к себ;: «князя поищемъ, иже бы влад;лъ нами и рядилъ ны по праву». Идоша за море к варягомъ и ркоша: «земля наша велика и обилна, а наряда у нас н;ту; да поид;те к намъ княжить и влад;ть нами». Изъбрашася 3 брата с роды своими, и пояша со собою дружину многу и предивну, и приидоша к Новугороду. И с;де стар;ишии в Нов;город;, б; имя ему Рюрикъ; а другыи с;де на Б;л;озер;, Синеусъ; а третеи въ Изборьск;, имя ему Труворъ. И от т;х варягъ, находникъ т;хъ, прозвашася Русь, и от т;х словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешняго дни от рода варяжьска. По двою же л;ту умр; Синеусъ и брат его Труворъ, и прия власть единъ Рюрикъ, обою брату власть, и нача влад;ти единъ.

<Далее рассказ о походе Игоря и Олега на Киев.>

«Повесть временных лет» по Лаврентьевской летописи

Въ л;то 6367 (859). [И] маху дань варязи изъ заморья, на чюди, и на слов;нех, и на мери, и на вс;хъ кривич;хъ. А козари имаху на полян;х, и на с;вер;х, и на вятич;хъ, имаху по б;л;и в;вериц; от дыма. Въ л;то 6368 (860). Въ л;то 6369 (861). [В л;то 6370]4(862). Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани. И почаша сами в соб; волод;ти, и не б; в нихъ правды, и въста родъ на род, быша в них усобиц;, и воевати почаша сами на ся. Р;ша сами в себ;: «Поищемъ соб; князя, иже бы волод;лъ нами и судилъ по праву». Идаша за море к варягомъ, к руси; сице бо ся звахуть и варязи суть, яко се друзии зъвутся свое, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Р;ша русь чюдь, словени, и кривичи вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда в неи н;тъ. Да поид;те княжить и волод;ти нами». И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по соб; всю русь, и придоша стар;ишии Рюрикъ… а другии, Синеусъ, на Б;л;озер;, а третии Изборьст; Труворъ. От т;хъ прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо б;ша слов;ни. По дву же л;ту умре Синеусъ и братъ его Труворъ, и прия власть Рюрикъ, и раздая мужем своимъ грады, овому Полотескъ, овому Ростовъ, другому Б;лоозеро. И по т;мъ городомъ суть находници варязи, а перьвии насельници в Нов;город; слов;не, Полотьски кривичи, в Ростов; меря, в Б;л;озер; весь, в Муром; мурома. И т;ми вс;ми обладаше Рюрикъ.
 
<Далее рассказ о вокняжении в Киеве Аскольда и Дира.>

«Повесть временных лет» по Ипатьевской летописи

В л;то 6367 (859). Имаху дань варязи, приходяще изъ заморья, на чюди, и на слов;нехъ, и на меряхъ, и на вс;хъ кривичахъ. И а козаре имахуть на полянех, и на с;верехъ, и на вятичихъ, имаху по б;л;и в;верици тако от дыма. В л;то 6368 (860). В л;то 6369 (861). В л;то 6370 (862). И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани. И почаша сами в соб; волод;ти, и не б; в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобиц; в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «поищемъ сами в соб; князя, иже бы волод;лъ нами и рядилъ по ряду, по праву». Идоша за море к варягом, к руси; сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, анъгляне, ин;и и готе, тако и си. Ркоша русь6 чюдь, словен;, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда в неи н;тъ. Да поидете княжити и волод;ть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими и пояша по соб; всю русь, и придоша к слов;номъ п;рв;е, и срубиша город Ладогу, и с;де стар;ишии в Ладоз; Рюрик, а другии, Синеусъ, на Б;л;озер;, а трет;и, Труворъ, в Изборьсц;. И от т;хъ варягъ прозвася Руская земля7. По дъвою же л;ту умре Синеусъ и братъ его Труворъ, и прия Рюрикъ власть всю одинъ. И пришед къ Ильмерю, и сруби город надъ Волховом, и прозваша и Новъгород, и с;де ту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости, и городы рубити, овому Полътескъ, овому Ростовъ, другому Б;лоозеро. И по т;мъ городомъ суть находниц; варязи; п;рвии насл;дници8 в Нов;город; словен;, и в Полотьск; кривичи, Ростов; меряне, Б;л;озер; весь, Муром; мурома. И т;ми вс;ми обладаше Рюрикъ.

<Далее рассказ о вокняжении в Киеве Аскольда и Дира.>


Рецензии