Есть сказки и есть... сказки

        Уж и не знаю с чего, но довольно давно меня стала волновать тема сказок и я время от времени возвращаюсь к ней. Совершенно не претендуя на абсолютное знание мировой сокровищницы* этого жанра, но и отечественной в размере больше обычного для русского, всё же рискну сделать некоторые, пусть и спорные, выводы:
        1. Западные сказки** в основном прямолинейны - мораль и вывод следуют за повествованием, действия, достойные подражания четко отделяются от порока.
Есть ещё небольшая категория, в которых  плут обманывает плутов
        2. Восточные, в частности китайские, всегда с неким философским подтекстом, этакие расшифровки уроков Конфуция.
В среднеазиатских сказках  хитрый бедняк обманывает богатых и жадных, но глупых
        3. Русские сказки делятся на два типа:
        А) Традиционные, то есть такие, в которых герой, чаще всего царевич, преодолевая все препятствия и интриги врагов, а, зачастую, и родни,  освобождает любимую женщину, а потом получает трон. Опять же, если царевич и получает трон, то совсем не из-за того, что он к нему стремился изначально и все его усилия и помыслы были исключительно честолюбивыми, отнюдь – трон ему доставался как бонус самому достойному. Если в этих сказках и присутствуют сверхъестественные силы, то царевич умеет их расположить к себе и если не привлечь на свою сторону, то нейтрализовать манерами, словами или силой. Вывод из таких сказок прост, а для русского человека, так и слишком прост: люби, трудись, борись, будь честным, не бойся трудностей, береги природу, потенциальных врагов делая друзьями или помощниками и: «Честным пирком , да за свадебку, жил и правил долго и честно, стали жить поживать и добра наживать, жили долго и умерли в один день».
        Б) Иносказательные – как раз те, про которые и сложилась поговорка: «сказка ложь, да в ней намёк – добру молодцу урок». В таких сказках, как правило, присутствует глупый маргинал или люмпен (далее УО), которым манипулируют сверхъестественные силы, намеренно предоставившие себя в распоряжение этого УО. У этого недотёпы не хватает мозгов понять того, что им манипулируют. В «Коньке-горбунке» все, начиная с  отца: а как бы он выпер этого увальня не пообещав ему «лубков, да гороху, да бобов», про кобылицу и конька, и говорить нечего.
         Но не на ту почву попали сказки, оказалось, что они стали популярнее любых других потому, что масса читателей и слушателей и так зависели от воли других и хотели бы, как и герои сказок попасть во всемогущие и добродетельные руки, чтобы, не прилагая усилий, достичь всего, даже невозможного!. Не независимость им была нужна, а тот, кто будет манипулировать ими к их пользе.  Что характерно, все УО получив покровительство, тут же порывают связь с роднёй и народом. Один побил и помял много народа, когда поехал за дровами и развалил избу, чтобы ехать на печи, другой два-три года обворовывал семью, чтобы откармливать волшебных коней. Все УО в результате меняют личину, а если обойтись без иносказаний, то их всех подменяют нужными людьми, их самих тихонько пуская в расход. А народ им завидует! Пусть их не убили, но жениться, не любя и не будучи любимым, всю жизнь выслушивать попреки за низкое происхождение, несоответствующую положению внешность, впрочем, моя фантазия бледнеет на фоне фантазии не любящей, а то, и ненавидящей мужа женщины! Этим УО завидуют, потому что не видят последствий!
        В отличие от «Конька-горбунка» и «По щучьему велению», в сказке «О рыбаке и рыбке» не сверхъестественные силы манипулируют Дедом, а Баба и Дедом и Рыбкой с известным всем, но не до конца, результатом. У меня нет сомнений, что старуха встретит Деда уже хорошо знакомой ему тирадой: «Дурачина ты, прямой простофиля, зачем ты пошел к Рыбке, когда я была царицей, иль ты не знаешь, что нельзя человеку жить в окияне-море!? Делай что хошь, а чтоб было у меня новое корыто!»   
       Покажите мне ребенка, которому не читали про рыбку и который не хотел бы эту рыбку себе? Опять же, случайно, без усилий. Кто растолковывал ребенку, что сделанное своими руками лучше и дороже любой дармовщины? Сделай Дед вовремя(!) корыто сам, а не выпроси его у Рыбки, и Баба была бы счастлива, а в доме тишь да гладь. Кто объяснил ребенку, что дармовщины всегда мало и она не в радость, во всяком случае, это не такая радость как от того, что сделано или заработано.

        Всё это к тому, что сказки надо читать детям предварительно осмыслив их самому, а для этого нужно хорошо подумать и поискать тот самый «намёк – добру молодцу урок»», дабы не получить от этого… приобщения детей к родной культуре обратного эффекта.

H.S. Всеми непременно было замечено, что перепись крепостных называлась "Ревизской сказкой". Но не все, наверное задумывались: "А почему сказка?"
На мой взгляд, потому что ни на один момент её составления, а, тем более, к её завершению, она не соответствовала действительности и не могла соответствовать: ведь за время составления кто-то родился, кто-то наоборот, а кто-то сбежал, например. Вот поэтому и "сказка" 
          
__________________
*   -   автор не рассматривает сказы и легенды, в который действуют эпические или полу эпические  персонажи, вроде Ильи Муромца, Робина Гуда и т.д.
** -   автор не настаивает на том, что он привел ВСЕ возможные виды сказок, ограничившись наиболее, на его взгляд, типичными.


Рецензии