3. Совсем взрослые. Сами с усами. - 5

Начало здесь:http://proza.ru/2022/09/18/547

3.5. «КУРСАНТ КЛИМОВ, ЗА ХОРОШУЮ УЧЁБУ И…»

Постепенно тает март, вместе со снегом и льдом, покрывающими воды великой русской реки Волги, тает весенняя сессия, завершающая третий курс речного училища. Подходит к концу и моё наставничество, которое помогло вашему покорному слуге стать настоящим отцом-командиром для маленьких ребят, которым в большинстве своём нет и шестнадцати.
Посёлок моего детства немного отставал в продвижении природных изменений от города, мы с Олей идём под сухими голыми ветвями клёнов вдоль сетчатого забора школьной аллеи, расширяя в сером рыхлом снегу тропинку, сделанную до нас в одну колею. Аллея закончилась и мы остановились около её подъезда, слегка обдуваемые вечерним весенним прохладным ветерком. Оля всем телом прижалась ко мне, словно понимая, что что-то должно произойти или просто прячась под крыло любимого и любящего парня от назойливого ветерка. Я постарался начать разговор на нелюбимую нами обоими тему:
- У меня сессия закончилась, завтра в училище общее построение третьего курса и нам дадут места распределения на практику.
Небольшая пауза.
- Так ты скоро уедешь? – через несколько секунд Оля подняла на меня красивые серые глаза, моментально наполнившиеся печалью. - Надолго?
- Практика до ноября месяца, на всю навигацию. Правда, как говорили старшие курсанты, можно попасть на северные реки, где навигация всего пару месяцев идёт. Вот один ездил в прошлом году на Печору, уже в сентябре был дома и гулял до середины ноября, ждал выхода на учёбу.
Я понял, что эти слова не успокоили мою любимую, её глаза ещё больше увлажнились. Она уже тогда понимала, что я не ищу лёгких путей по жизни.
- А ты можешь куда-нибудь поближе взять распределение? – голосочек немного успокоился или она просто взяла себя в руки, не в её характере показывать слабость, пусть и девичью.
- Завтра посмотрим, кому сколько баллов за третий курс накинули. Кто какое место займёт и кто каким пойдёт выбирать место практики.
- Так ты не сразу уедешь?
- Не знаю, смотря куда возьму направление…

- Курсант Климов Станислав, 31-ая группа отделения «водные пути сообщения», выйти из строя, - голос начальника строевого отдела Невретдинова прогремел чётким военным, хорошо поставленным басом, хотя до моих ушей почему-то не долетел.
- Товарищ старшина, - Санька лёгким толчком локтя вывел меня из задумчивого оцепенения, в котором я нахожусь после вчерашнего расставания с Олей, - товарищ старшина, вас вызывают…

Утреннее яркое солнышко поднялось над городом. Высушенный весенним ветерком плац территории дома курсантов готовится к майскому параду и белыми полосами чётко разлинован на ровные квадраты и прямоугольники. Все имеющиеся в распоряжении начальника училища курсанты построены для торжественного вручения всяческих поощрений за прошедший учебный год. Правда, награждение проводится для курсантов третьего курса, которым через несколько дней предстоит разъехаться на длительную навигационную плавательскую практику. Но политика начальства нашего учебного заведения такова, что курсанты «кулибинцы» младших поколений должны и обязаны видеть и слышать, что за хорошую учёбу и поведение, активную комсомольскую и профсоюзную работу на благо родного училища можно выдвинуться вперёд. Каждый из стоящих в праздничном строю может и должен испытать и понять себя в общественной жизни и вообще в обществе. На данный момент самых последних деньков марта «деды» уехали на сорокапятисуточную военно-морскую стажировку в Баку и Махачкалу, в расположение разных подразделений Каспийской флотилии. Почти полутысячная армия третьекурсников тоже готова покинуть родные пенаты и уже потирает руки получить распределение и отправиться в разные уголки страны. Кто-то будет бороздить внутренние водные пути родного Союза, а некоторые радисты при хорошем раскладе вакансий могут попасть и на торговый морской флот, понюхав пороху в бескрайних морях и океанах мира. То-то осенью будет разговоров…

А, стало быть, и помогать в управлении тысячной армией курсантов, остающихся в расположении училища и новому пополнению, которому предстоит пополнить ряды водной братии будущих капитанов речного флота в новом учебном году, должны ребята с активной жизненной позицией. Всё показательно, всё чётко и своевременно направлено на дальнейшее развитие родной «Кулибинки»…

Полностью выйдя из оцепенения воспоминаний прошлого и составления планов на будущее, ровным шагом, я вышел из строя и подошёл лицом к нему.
- За хорошую учёбу, ознаменовавшую успешное окончание третьего курса, за активную работу в комсомольской организации училища, за активную помощь офицерскому составу в воспитании молодого поколения первокурсников отделения «водные пути сообщения» в духе славных традиций Горьковского ордена «Знак Почёта» речного училища имени Ивана Петровича Кулибина, курсант третьего курса Климов Станислав награждается Почётной Грамотой комитета комсомола и лично начальника училища. Спасибо вам за работу. Встать в строй.
Он пожал мне руку, вручил награды и я встал в строй, пребывая в небольшом приятном шоке, который молниеносно перенёс мозги в таблицу с баллами. «Дед» постарался и мне накинут с десяток баллов, подумалось сразу. Подумалось, да ошиблось, Василий Степанович ходатайствовал перед всем руководством о начислении мне беспрецедентно большого количества баллов, после приплюсовки которых старшина моей 15-ой роты Серёга Лисин остался далеко позади, чего никогда до сегодняшнего дня не случалось. Не  говоря уже об остальных отличниках и активистах, старшинах групп и помощниках старшины роты, коих было ещё несколько человек среди нас...

- Молодец, старшина, - услышал я довольный голос своего маленького помощника, стоящего во главе 11-ой группы моих «малышей».
Его довольная улыбка на веснушчатом лице не могла скрыть радости произошедшего. Я и не подозревал, даже, что он и вся его группа ходили к Сергодееву по поводу моего поощрения, рассказывали, какой хороший наставник ваш автор и во многом сыграли свою положительную роль. Хотя, позицию Василия Степановича я и так знал, не зря же он меня на эту должность рекомендовал не далее, чем полгода назад. Но что бы именно так!…

Что происходило далее на плацу, смутно помню, единственное, окончательно выздоровевший к апрелю замполит долго и пространно рассказывал всему строю о новом генеральном секретаре партии и относительно молодом правителе Страны Советов, не однократно упомянув в своей речи новые для наших ушей слова «гласность» и «перестройка». Слегка принижая вчерашний день и «застойные времена» прошлой жизни на протяжении шести десятков лет, он восхвалял новый курс правительства страны, новые веяния и новые начинания, в которые должны и просто обязаны гармонично вписаться курсанты старших курсов, в ближайшее время отправляющиеся на практику по всей большой стране…

Во-во! Пора завязывать с агитацией. Пора идти в расположение рот и ждать распределения, очень уж хочется хлебнуть того самого «ветра перемен», той самой свободы, о которых в скором времени со всех магнитофонных бобин и кассет, со всех виниловых пластинок, со всех экранов и репродукторов запоют во все хриплые и звонкие  голоса наши рокеры…

Ветер перемен!..

Пора бы отчалить!..

Продолжение здесь:http://proza.ru/2022/10/06/331


Рецензии