3. Совсем взрослые. Сами с усами. - 6

Начало здесь:http://proza.ru/2022/10/06/321

3.6. МЫ КОРОТКИХ ПУТЕЙ НЕ ИСКАЛИ

- А ты уже видел карту мест для распределения? – мы с Вовкой стоим в длинном коридоре, набитом курсантами 15-ой роты, ожидающими своей участи, а, точнее, того, чего они хотели давно, уехать подальше от подъёмов и отбоев, лекций и практических занятий на разобранном старом оборудовании, что в подвальном помещении училища, от строевых подготовок и парадов…

Пора. Пора ехать на работу и зарабатывать денежки на своё будущее, на свои личные нужды и желания. Ажиотаж нарастает, а карту до сих пор не вынесли…
- Сейчас я повешу на доску объявлений список роты, кто за кем заходит в кабинет командира и выбирает себе место практики. Вы уже примерно видели, какие есть города и посёлки, реки и водохранилища. Поэтому решено не тратить время на рассмотрение карты мест, а сразу выбираем, что хотим, и поскорее освобождаем место в кабинете следующему курсанту, - старшина роты Серёга Лисин вышел из своей старшинской комнаты и кого-то ищет глазами, одновременно вставляя по очереди исписанные ротным писарем листы бумаги в клапаны на доске объявлений.
Он натыкается на меня и наши взгляды встретились:
- Климов, ты и меня перегнал по баллам. Вот «дед» тебе подмогнул со своими «карасями», - его издёвка мне вполне понятна, как же, самого старшину роты, державшего нас «в ежовых рукавицах» три года, обогнать, - место моё не бери только, я за тобой.
Да, злится, потому что знает, я один из тех немногих курсантов всего училища, кто ведает его «липовыми» баллами. Я знаю, что у него не отняли баллы за курение, когда начальник училища лично поймал его за руку с сигаретой. Пожалели, 15-ая рота одна из самых спортивных рот среди всех и он спортсмен. Ну так что, значит, он привилегированный, его общая дисциплина не касается, когда начальник училища сам лично ловит курильщиков и на главной доске объявлений еженедельно вешают очередной список лишенных стипендии и баллов в общий зачёт. А его пожалели…

Вот тогда-то я и понял, сколько мог баллов добавить мой первый в жизни командир роты, Василий Степанович Сергодеев, за мою работу с первокурсниками. Немало, однако.
Вообще, Серёга, спортивного телосложения «окающий» парень из одной деревеньки, что в глубинке области, неплохой сам по себе. Но старшинство, на которое его поставил тот же Василий Степанович на первом курсе, испортило парня и он к окончанию третьего слегка оборзел, считая себя «неприкасаемым». Хотя, по жизни всегда известно, что такие люди и наглеют раньше всех и больше всех, и пользуются своей властью в полной мере. Иногда и чересчур много…

- А что такое, товарищ старшина, - понимая, куда клонит Серёга, спокойно ответил я, - вам что-то не нравится? Я честно заработал свои баллы, - мне очень хотелось напомнить этому самонадеянному спортивному троечнику и посредственному человеку, что не пью и не курю, в самоволки не бегаю и по блату себе не выдаю увольнительные, используя штамп командира роты, когда тот уходит домой, но мамино воспитание не позволило себе лишнего, тем более, что наш диалог слушала вся рота, стоящая группками по землячеству или так, которая тут же притихла.
Он уничтожающе посмотрел на меня, но тоже промолчал. При таком количестве народа он не станет лезть на рожон, баллы за хорошее поведение приходят, а за плохое быстро испаряются. А впереди ещё четвёртый курс и стажировка, которой нас пугают всё больше и больше, чаще и чаще. Кому охота, выдержав четыре года военной дисциплины, в последний момент загреметь на три дополнительных долгих года в какой-нибудь Владивосток, на Тихоокеанский флот…

- Иди, - едва скрывая своё раздражение, он кивнул мне на дверь кабинета командира роты, - ты первый в списке.
- Вовка, куда едем, на север или на юг? – мне необходимы были две-три секунды, посоветоваться с другом, который сказал накануне, что куда возьму я, туда поедет и он.
Многие ребята из разговоров со старшими курсами уже заранее знали, куда будут места и сгруппировались по двое и трое, застолбив те или иные техучастки. Кто-то хотел немного поработать летом на севере и отдохнуть осенью дома. Кто-то хотел просто речной романтики и без разницы где, а кто-то мечтал понежиться на солнышке и не важно, сколь долго будет длиться навигация на южных окраинах большой ещё страны. Страны, пока не разваленной руками всё того же Горбачёва на мелкие «удельные княжества», как впоследствии назвали факт развала Союза…
- Бери на юг, там тепло и фрукты, - спокойно ответил мой друг, зная, что в Волгоградский техучасток много мест, а желающих меньше.
- Договорились, Волгоград, так Волгоград, - и ваш покорный слуга тихо прикрыл за собой дверь кабинета командира 15-ой роты…

В течение нескольких часов коридор опустел, мы разъезжались по домам и расходились в увольнение по городу, возбуждённые своим выбором или тем, что досталось последним по очереди. Не все же отличники и активисты всевозможных движений. Многие тихие деревенские мальчишки, так и не ставшие городскими, не стали они особо компанейскими и общительными, видимо, чураясь немного нашей суеты, городской быстроте мышления и принятия решений.
Вовка, мой дружок, тоже по бальной систем оказался не далеко, во втором десятке среди сотни, а нас, путейцев, к окончанию третьего курса, да и почти до самого отъезда на стажировку в Баку сто человек ровно и было, но… Об этом немного позже…

К его походу в кабинет командира уже ушло второе место в Волгограде. Андрюха Погорелов, уроженец Волгоградской области, помощник старшины 33-ей группы, нескладный высокий парень, захотел поехать на практику поближе к дому. Но его решение не помешало Вовке получить третью путевку на нижнюю Волгу, и там оставалось ещё одно место. Отправляясь на распределение одним из последних, его взял Вадим Балашов, наш с Вовкой одногруппник. Приехавший поступать в речное училище из Чувашской «глухой» деревеньки, тихушник и сам себе на уме паренёк, он и говорил-то по-русски с очень сильным акцентом совей местности, над чем многие издевались все три года. Он как раз и был из когорты тех самых деревенских пацанов, ни с кем так и не сдружившись за три года. Потихоньку покуривал, учился на слабенькие троечки, в общественных делах не участвовал и в общую копилку зарабатывал совсем немного баллов. Правда, вот на руку он был слегка не чист, что и показал потом, когда мы с ним попали на один земснаряд, волею случая или провидения, которое, как мне теперь кажется по истечении многих лет, тогда уже замышляло против моей личности что-то нелицеприятное…

Наконец, все курсанты получили места согласно пожеланиям и потребностям. Нам дали длительные увольнения на трое суток и к назначенному числу приказали прибыть в расположение роты для получения на руки направлений в отделы кадров предприятий, куда ехали и билеты на проезд. У кого навигация начиналась рано, получили билеты на самолёт, кому ещё предстоит отдохнуть, отправлялись на свои северные реки позже и поездом.
Нам с Вовкой надлежало отправиться в южный город на Волге уже через два дня. Река в том районе давно вскрылась посредством спуска большого объёма воды с ближайшей Волжской ГЭС и подготовка в навигацию на земснарядах Волгоградского техучастка шла полным ходом…

- Ничего себе, - только и присвистнул я, - через два дня самолёт на Волгоград.
- А чего, мои родители уже в затоне, на танкере своём готовятся к навигации. Так это здесь, под Горьким. А там уже вовсю, наверное, паромы пассажирские на Слободу бегают, - со знанием дела спокойно ответил мой друг, потомственный речник, все летние каникулы во все годы учёбы в школе проведший с родителями на нефтеналивном танкере, - пора бы уже и нам ехать, надо привыкнуть к железке, прежде, чем пойдём в рейс, - добавил он и широко улыбнулся, показав ряды белых зубов из-под пухлых губ с усиками, - пора…

Вот, что значит, речник, человек в погонах, скомандовали, а он уже и готов. Дисциплинка у него. У меня тоже она есть, но…

Мне еще предстоит ошарашить своих родных скорым отъездом в дальние южные края нашей необъятной Родины, предстоит прощание с мамой и Олей. Прощание долгое, тягучее, нежное и… неизбежное.

Продолжение здесь:http://proza.ru/2022/10/13/685


Рецензии