Авианосец Энтерпрайз и его командир

Во флотах западных стран есть традиция давать военным кораблям одни и те   же названия.

Например, в английском флоте было несколько линкоров «Элизабет Куин» в разные годы и даже века. Видимо, эта традиция перешла и в американский флот, коль это англосаксы. Поэтому авианосцев «Энтерпрайз» во ВМС США было два, и оба к настоящему времени остались в прошлом.

Вообще авианосцы появились лишь в ХХ веке, когда получила свое развитие авиация вообще и авианосная в частности. И одним из первых авианосцев во флоте США был авианосец «Энтерпрайз».  Вот о нем, его боевом пути и об одном из его командиров речь пойдет ниже.

Звали его Уильям Фредерик Хэлси, а прозвище ему было "Бык". И это при том, что ростом он был метр семьдесят и весил семьдесят семь килограммов.

"Быком" его прозвали за соответствующий нрав ещё в университетской футбольной команде, где он играл нападающим и стремление атаковать было основной чертой его характера.

Хэлси родился в 1882 году. Попав на флот, он отличился ещё во время Первой Мировой войны, служа на эсминцах. И топтал Хэлси их мостики до возраста 52 лет, когда принял решение поступить в училище морской авиации, поскольку пришёл к выводу, что авиации в будущих морских сражениях достанется решающая роль. Зрение уже было не то и поначалу он получил только диплом штурмана. Но через год благодаря бычьему напору стал обладателем и пилотских корочек. Правда, лично ему так и не довелось взлетать с палубы авианосца, однако полученный опыт и уверенность в перспективах авиации на море привели к тому, что вскоре он был назначен командиром одного из первых настоящих авианосцев - "Саратога".

А перед войной, будучи вице-адмиралом, он командовал уже авианосным соединением "Энтерпрайз" - "Йорктаун".
"Энтерпрайз" на фоне Гавайских островов на заставке.

Хэлси привлекал внимание представителей прессы своим лихим нравом, а кроме того и склонностью к крепким выражениям, что также придавало ему популярности среди моряков. Ну, мы-то знаем, как это бывает - умение смачно выражаться, причём, по делу - ценится на флоте.

Иногда он всё же пытался сдерживаться: "...японцы для меня все равно что обезьяны. Я обзываю японцев «обезьянами» только потому, что не могу назвать их словом, которое так и вертится у меня на языке!"

Жорж Блонд так писал о нём: Между тем бесспорно и другое: Уильям Хэлси был самым популярным из американских адмиралов. Причем не только среди рядовых американцев (тут уж изрядно потрудились военные корреспонденты), но и среди моряков — невзирая на литературные излишества тех же военных корреспондентов. Хэлси был «кумиром всех моряков, — писали газеты, — которые по большей части его в глаза не видели, ничего о нем не знали и даже не могли сказать, чем он, собственно, командует, не говоря уже о том, чтобы назвать хотя бы одну из одержанных им побед»
Ну это примерно, как на моей памяти было с генералом Лебедем - уверен, что большинство почитателей его брутальности мало что знали о его боевом пути.

Вернёмся к Хэлси. К концу 1941 года отношения между США и Японией обострялись с каждым днём, в воздухе пахло войной. Остров Уэйк недавно был усилен гарнизоном морской пехоты, но он не смог бы сдержать крупномасштабную атаку. Поэтому в ноябре 1941 года адмирал Киммел поручил Хэлси выполнить сверхсекретную миссию. Он должен был переправить подкрепление на остров Уэйк.

Хэлси взял «Энтерпрайз», девять эсминцев и три тяжелых крейсера. Соединение получило название "Оперативная группа 8". Естественно, США не хотели, чтобы Япония узнала об этой миссии, поэтому Хэлси должен был добраться до острова Уэйк незамеченным. Это была сложная задача, так как остров ближе к Токио, чем к Гавайям.

Соединение отправилось 28 ноября, - японская ударная группировка уже два дня была в пути к Пёрл-Харбору. Хэлси об этом не знал, тем не менее "группа 8" двигалась в полной боевой готовности. "Бык" отдал приказ топить любые встреченные корабли и сбивать все замеченные самолёты.

Хэлси был полностью готов к тому, чтобы самому начать войну между США и Японией. Когда его спросили, кто возьмет на себя ответственность за развязывание упомянутой войны, он заявил: «Я возьму это на себя! Если что-то встанет у меня на пути, мы сначала будем стрелять, а потом спорить».

"Группа 8" должна была вернуться на Гавайи 6 декабря, но погода и поломки задержали её в пути. Прибытие состоялось после полудня 7 декабря, когда в Пёрл-Харборе всё было уже кончено.

Не тогда ли судьба показала свою благосклонность к "Энтерпрайзу", ибо нетрудно себе представить, что бы с ним было, если бы его обнаружили самолёты японской группировки? Так что недаром одним из его прозвищ было "Lucky E". Тогда ещё никто не знал, что это будет самый титулованный корабль ВМС США, получивший в итоге 20 боевых звезд за военную службу во время Второй мировой войны, а также в числе первых высокую награду Presidential Unit Citation, и единственным авианосцем, удостоенным Знаком отличия военно-морского флота во время Второй мировой войны.

За время своей службы авианосец прошел 509 000 км, на палубу корабля более 54 000 раз приземлились самолеты, семь раз был серьезно поврежден. На счете авианосца 911 сбитых вражеских самолетов, 71 потопленный корабль и 192 поврежденных.

Он участвовал почти во всех крупных сражениях на Тихом океане и прошёл её с первого до последнего дня. Был момент, когда он оставался единственным боеспособным авианосцем США на Тихом океане.

Первое повреждение « Энтерпрайза » за войну. 1 февраля 1942 года его авиагруппа атаковала японские объекты на Маршалловых островах. Во время ответной бомбардировки на корабле был повреждён топливопровод и возник пожар

Первая авария самолёта при посадке в боевых условиях произошла 23 июля 1942 года

26 октября 1942 года в корабль попали две бомбы, возник пожар, но был вскоре потушен.
10 ноября 1943 года. Лейтенант Уолтер Л. Чунинг-младший, офицер катапульты, поднимается на борт горящего самолета, чтобы помочь пилоту . Пилот, энсин Байрон М. Джонсон, не получил серьезных травм

Авианосец подвергся атаке японского самолета-смертника во время операций у Окинавы 11 апреля 1945 года. В этот день он был поврежден, но вернулся в строй в начале мая после ремонта.

14 мая 1945 года "Энтерпрайз" был поражён камикадзе. Самолёт с бомбами пронзил шесть палуб. В результате взрыва носовой подъёмник самолётов взлетел на высоту примерно 200 метров.

"Счастливчику Е" опять повезло, поскольку бортовые проёмы были открыты и немалая часть взрыва вырвалась через них, не причинив вреда. Тушение пожара после этого.

А ещё был пожар, возникший из-за разрыва зенитного снаряда, выпущенного одним из кораблей охранения над полётной палубой:

При этом артиллерия авианосца сбила 4 самолёта. Через 2 недели он вернулся в строй.

Японцы несколько раз объявляли его потопленным и каждый раз он появлялся снова, получив добавочное прозвище "Серый призрак".

« Энтерпрайз » был флагманом Хэлси злополучным 7 декабря 1941 года и в течение нескольких месяцев после этого, когда адмирал брал его с собой в дерзкие набеги на Маршалловы острова и острова Гилберта, затем на Уэйк и Маркус и, наконец, в качестве эскорта авианосца "Хорнет" , когда тот доставил армейских пилотов генерал-лейтенанта Дулиттла на расстояние удара по Токио в апреле 1942 года».

К сожалению, попытки превратить его в музей после войны не увенчались успехом. В августе 1958 года он совершил последний переход на разделку.
К февралю 1960 года от него не осталось ничего.


Рецензии