Об истории замолвите слово...
о преподавании всеобщей истории»
Николай Васильевич Гоголь.
5 марта 2015 года. Замостьянов «Историк»
... об образе преподавания. Слог профессора должен быть увлекательный, огненный. Он должен в высочайшей степени овладеть вниманием слушателей. Если хоть один из них может предаться во время лекции посторонним мыслям, то вся вина падает на профессора: он не умел быть так занимателен, чтобы покорить своей воле даже мысли слушателей. Нельзя вообразить не испытавши, какое вредное влияние происходит от того, если слог профессора вял, сух и не имеет той живости, которая не дает мыслям ни на минуту рассыпаться. Тогда не спасет его самая ученость: его не будут слушать; тогда никакие истины не произведут на слушателей влияния, потому что их возраст есть возраст энтузиазма и сильных потрясений; тогда происходит то, что самые ложные мысли, слышимые ими стороною, но выраженные блестящим и привлекательным языком, мгновенно увлекут их и дадут им совершенно ложное направление. Что же тогда, когда профессор еще сверх того облечен школьною методою, схоластическими мертвыми правилами и не имеет даже умственных сил доказать их; когда юный, развертывающийся ум слушателей, начиная понимать уже выше его, приучается презирать его? Тогда даже справедливые замечания возбуждают внутренний смех и желание действовать и умствовать наперекор; тогда самые священные слова в устах его, как-то: преданность к религии и привязанность к отечеству и государю, превращаются для них в мнения ничтожные. Какие из этого бывают ужасные следствия, это видим к сожалению нередко. И потому-то не должно упускать из внимания, что возраст слушателей есть возраст сильных впечатлений; и потому нужно иметь всю силу, всю увлекательность, чтобы обратить этот энтузиазм их на прекрасное и благородное; чтобы рассказ профессора дышал сам энтузиазмом. Его убеждения должны быть так сильны, так выведены из самой природы, так естественны, чтобы слушатели сами увидели истину еще прежде, нежели он совершенно укажет на нее. Рассказ профессора должен делаться по временам возвышен, должен сыпать и возбуждать высокие мысли, но вместе с тем должен быть прост и понятен для всякого. Истинно высокое одето величественною простотою: где величие, там и простота. Он не должен довольствоваться тем, что его некоторые понимают; его должны понимать все. Чтобы делаться доступнее, он не должен быть скуп на сравнения. Как часто понятное еще более поясняется сравнением! и потому эти сравнения он должен всегда брать из предметов самых знакомых слушателям. Тогда и идеальное и отвлеченное становятся понятным. Он не должен говорить слишком много, потому что этим утомляется внимание слушателей и потому что многосложность и большое обилие предметов не дадут возможности удержать всего в мыслях. Каждая лекция профессора непременно должна иметь целость и казаться оконченною, чтоб в уме слушателей она представлялась стройною поэмою; чтобы они видели в начале, что; она должна заключать в себе и что; заключает: чрез это они сами в своем рассказе всегда будут соблюдать цель и целость. А это необходимее всего в истории, где ни одно событие не брошено без цели…
Красиво сказано, ярко, точно, но в жизни бывают «овраги», многим это известно, но не всем.
Молодому Гоголю, будущему писателю с мировой славой встретился «овраг». Литературное творчество его не признали по первому времени, впал он в безденежье и даже нищету.
Друзья решили помочь и предполагаю, сказали ему:»Коля, Николай, ты так умно, красиво рассказал о методах и способах преподавания всеобщей истории. Попробуй! Устроим тебя не в школу, а в университет, получишь звание профессора...Поможем….»
В 1834 году Николай Васильевич работает на кафедре Всемирной истории Петербургского(!) столичного университета. Около года выдержал, в 1835 году снова взялся за сочинительство. Помыкался по городам да весям… Написал несколько статей по истории Средневековья. С 1844 года -почётный член Московского университета. Отказался от предложения руководить кафедрой, звания профессор…
Прошло около двух веков. Встречаю статью «Николай Болконский и сорок первый год» Подзаголовок к статье «Опрос школьников о Великой Отечественной войне шокировал»в «ЛГ»№40 5.10.2022 г.
Молодой учитель московской (!) школы опросил анонимно 197 школьников 5-11 классов, что же знают современные учащиеся о ВОВ?
- точную дату начала ВОВ назвали -24%
- дату точную окончания ВОВ знают -7%
-ответы на вопрос о великих полководцах ВОВ 59 учащихся вспомнили Жукова,30-Сталина,5-Рокосовского. Остальные причислили к советскому периоду Кутузова,, Суворова, Вещего Олега, графа Румянцева,князя Пожарского, Дмитрия Донского, Александра Невского…
-вопрос о крупнейших сражениях ВОВ оставили без ответа 57 учеников (почти 30%), 13 человек назвали Бородино и Куликово, двое-Ледовое побоище.
- меньше десятка учеников видели фильмы «Они сражались за Родину», «В бой идут дни старики», «Судьба человека» (7 учеников). 76 учеников не вспомнили ни одного фильма…
- о подвиге Матросова упомянули 5 школьников, Зою Космодемьянскую — 11.
… о литературных произведениях о ВОВ называют чаще всего «Войну и мир» Льва Толстого, «Бородино» Михаила Лермонтова…
- о песнях страшной войны похожая ситуация…
- ни композиторов, ни авторов стихов о войне дети не знают…
Не смею комментировать, но мне любителю истории со школьной парты горько, обидно, стыдно!
Думаю одним очень нужно, чтобы мы были «иванами не помнящих родства», а другим безразлично, «всё до лампочки», их задача исказить, опошлить, переврать...Это им удалось!
Трудно сказать, что нужно делать с «избой прогнившей до фундамента».
Но что точно знаю: устроят молодому учителю чиновники от образования за подобный опрос «допрос с пристрастием», поставят на место, враз постареет…
А ещё думаю-время постаралось, чтобы встретились, как теперь говорят, «на полях истории» Николай Васильевич Гоголь и молодой учитель истории.
В жизни НИЧЕГО не бывает случайно!
Октябрь 2022 года.
Свидетельство о публикации №222100600503
однако
Елизавета Орешкина 06.10.2022 13:21 Заявить о нарушении