Нащи

НАЩИ

Старинное поселение. Название по одноимённой речке .

Историю поселения невольно описал Елизарий Васильевич Языков в сказке 1627г., где он ссылается на писцовые книги Мещанина Морозова, а это 1563/64-1564/65 (7072-7073) гг. !
Также упомянуты и писцовые книги Василия Волынского и Семена Ступишина 1577/78-1578/79 (7086-7087) гг.
К сожалению все эти материалы не дошли до нашего времени, только упоминания и выписки.

РГАДА Ф. 1209 . Столбцы по Шацку N 316/35127. Л.305,306. Подлинное делопроизводство.

Около 1627 г. января 9. — Сказка Елизария Васильева сына Языкова о владельческой принадлежности села Насще Шацкого уезда и количестве в нем четвертной пашни.

  Сказал Елизарей Языков на очной ставке, что:
Было то поместейцо селцо Насще блаженныя памяти при государе царе и великом князе Иване Васильевиче всеа Русии за Яковом да за Григорьем за Григорьевыми детми Фефилова, а владели, государь, те помещики по старым по писцовым по Васильевым книгам Волынсково за сто за сорок за пять чети. Да тож поместейцо было при царе Иване Васильевиче всеа Русии за Иваном за Елизаровым, а после Ивана Елизарова было то поместье за Ондреем за Щелкаловым, а владел Иван Елизаров да Ондрей Щелкалов по тем по старым по писцовым книгам Василья Волынскова за сто за сорок за пять чети.
Да блаженные ж памяти при государе царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа Русии и при царе Борисе было то поместейцо за Семеном за Малцовым, после Семена было за князь Михаилом за Солнцовым, и те, государь, помещики Семен Малцов да князь Михайло Солнцов владели тем поместьем по тем же по старым по писцовым по Васильевым книгам Волынскова за сто за сорок за пять чети.
И при царе Василье Ивановиче променял то поместье селцо Насще князь Михайло Солнцов дяди моему Григорью Языкову, и дядя мой Григорей Языков владел тем поместьем по тем же по старым по писцовым книгам Василья Волынскова за сто ж за сорок за пять чети.
  А при царе Василье дядю моего Григорья Языкова убили литовские люди, и после Григорья Языкова дано было то поместейцо Григорьеву сыну Моисею Языкову, и Моисей Языков владел тем поместьем по старым же по писцовым по Васильевым книгам Волынскова за сто за сорок за пять чети.
  И в прошлом, государь, во 121-м году ( 1613г. прим.авт.) здал мне, Елизарью, то поместейца брат мой Моисей Языков, и дана мне на то поместейца ввозная грамота на селцо Насще с старых же с писцовых книг Василья Волынскова.( А владели, государь, те все старые помещикии я по тем по старым по писцовым по Васильевым книгам Волынсково лет с пятьдесят,// а не по дозорным книгам Офонасья Бартенева. А з дозорных, государь, книг Афанасья Бартенева ввозных грамот и выписей нашей братье мещеряном никому не давано, потому что он был дозорщик и земли не мерил.
А как государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Русии указал быть в Шатцком, писать и мерить Мещерской уезд писцом князь Левонтью Шеховскому да Бажену Степанову, и им даны были ис Помесного приказу старые прямые писцовы книги Василья ж Волынсково на приправку. И они, государь, примерили в том в моем поместейце в селце в Насще дватцать чети, и та, государь, примерная земля по государеву указу дана мне. И с тех, государь, писцовых книг князь Левонтья Шеховсково да Божена Степанова дана мне на то поместейцо выпись за приписью Бажена Степанова. А тем, государь, дозорным книгам Офонасья Бартенева не верили и дел с них не делали, и на приправку тех дозорных книг офонасья Бартенева писцом ис Помесного приказу не давывали, потому что те, государь, Офонасьевы книги дозорные, а не писцовые книги, и земли, государь, в Шатцком тот Офонасей не меривал, лиша он дозирал.
А что, государь, бьет челом тот Борис Кокорев на меня, бутто за мною лишнея земля по Мещениновым книгам Морозова, и в том, государь, шлюсь из виноватых по ево, Борисову, челобитью на те на Мещениновы книги Морозова, что за мною в тех Мещениновых книгах лишние земли нет. В том, государь, на те Мещениновы книги Морозова шлюся.

На обороте на склейке: Диак Богдан Поздеев.

"Акты служилых землевладельцев XV – начала XVII вв." (Сост. А.В.Антонов ) – М.; «Древлехранилище», 2008. – Т. 4. – С. 450 – 451.

  К счастью писцовые книги Шацка письма и меры князь Левонтья Шеховского да Бажена Степанова 1617г. сохранились и донесли до нас полное описание Нащей, которое стало селом.

РГАДА 1209-1-530 ( составитель И.П.Алябьев ):

    "За Елизарем за Василевым (Л. 70) сыном [Языкова] <...> || <...> || <...> || <...> село Наща на || речке [На]ще, а в селе: церковь || Преображение Господа нашего Исуса Христа, церковь древяна, клецки, а в церкви: образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение приходное; (в) поп Иван Емельянов; (в) церковный дьячок Томилко Титов; (в) пономарь Гришка Михайлов; четыре кельи нищих, питаютца от церкве Божеи; двор помещиков; четыре двора (Л. 70 об.) <...> || <...> Осипов || <...>конка ||, <...> Григорев, (в) Про<...> || Филипов, (в) Лука <...>, (в) || Сурка Евсевьев; бобыльских дворов: (в) Милованко Наумов, (в) Тимошка Петров, (в) Ондронко Федоров; три двора пусты; пашни паханые, середние земли, двесте три чети с полуосминою в поле, а в дву по тому ж; сена с Овдокимовской и Сад- (Л. 71) <...> || устья <...> || Мокши <...> с подбо<...> || пр<...>115 сот копен; лес большой. ||"
     "В селе же в Наще церковные пашни пятнатцать чети в поле, а в дву по тому ж; сена промеж Мокши и Свята озера пятнатцать копен."

  Помещики Языковы из татар.
Большинство из них имело общего родоначальника в лице Енгулея-мурзы Языка, выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Иоанновичу (1360 или 1387гг.), принявшего православие с именем Алексея.
Сын его Сунгул-мурза, во святом крещении Захарий Алексеевич, стал прозываться Языковым.

Далее село описано в Окладных книгах 1676г ( ИТУАК ):
   " Л.667. Церковь Боголепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в Шатском уезде в селе Насщчи. У тое церкви двор попа Феодота , двор дьечка Сенки Иванова. У тое церкви земли дватцеть чети в поли, в дву потомуж. Сенных покосов и иных никаких угодей не сказал.
   В приходе к той церкви: три двора боярских, дватцеть два двора крестьянских, одиннатцеть дворов бобыльских, восемь дворов вдовьих, и всего сорок шесть дворов.
   И по скаски , за рукою тое церкви попа Феодота , и по досмотру старца Никонора и детей боярских и подьячего , и по новому окладу доведется с тое церкви дани рубль десеть алтын з денгою. Пошлин гривна. А прежние дани с тое церкви было дватцеть деветь алтын , четыре денги , и перед прежним прибыло тринатцеть алтын, пять денег.
К сим окладным книгам села Нащи Спаской поп Федот руку приложил."

Ландратскую перепись 1710г. тяжело читать , не из-за скорописи начала 18 века, а в плане плачевного состояния крестьян. Предки гибли и на строительстве Питера, оставшись без кормильца вымирали их семьи, много людей больных , есть и беглые.
Видны приписки возраста, в результате чего "рожали" чуть ли не в 70 лет!

И так совершим путешествие во времена Петра Великого.

РГАДА 350-1-460 ( составитель С.А.Пичугин ):

"(Л.665) 1710 года ноября в 27 день в Шацком уезде в Подлеском стану в селе Сасове перед стольником Иваном Большим Семеновичем Беклемишевым Шацкого уезду того ж стану села Нащей церкви Преображения Господня у той церкви поп Григорей Васильев по священству сказал себе отроду тритцать пять лет у него попадья Прасковья Семионова дочь тритцати шести лет у него детей сын Федор пятнатцати лет у него жена Евдокея Васильева дочь четырнатцати лет у него ж на дворе в другой избе живет тое ж церкви дьячек Исай Федотов сорока пяти лет у него жена Марья Измайлова дочь тритцати пяти лет у него детей сын Кирила дватцати лет у него жена Прасковья Кузьмина дочь осмнатцати лет Андрей шести лет
А опричь того у него во дворе братьев и племянников и свойствеников и беглых салдат и ничьих беглых же людей и крестьян нет ...(Л.665 об.)...
(Л.666) 1710 года ноября... села Нащи Симиона Никитина сына Языкова дворовой ево человек Федот Гарасимов по светей непорочной евангельской заповеди Господни еже ей ей в правду сказал в том селе двор помещика ево а в нем дворовых ево старинных крепосных людей Федот Гарасимов сорока пяти лет у него жена Маланья Гарасимова дочь сорока лет животом скорбна праваю ногою не владеет, Максим Федоров тритцати лет у него жена Афимья Киреева дочь тритцати пяти лет, Аким Григорьев дватцати лет у него жена Пелагея Лаврентьева дочь дватцати пяти лет животом скорбна на правом боку гниет
Да после стольника Якова Федорова сына Полтева по отпускной живет в помещикове дворе дворовые люди Леонтей Иванов тритцати лет у него жена Акулина Иванова дочь сорока лет животом скорбна у него пасынок Дмитрей Иванов девяти лет Афонасей Липатов семидесят дву лет ногами не владеет у него жена Марья Иванова дочь семидесят лет животом скорбна сын у него Микифор Афонасьев году (!) Григорей Остафьев дватцати дву лет Савелей Никитин сын Брынцин семидесят дву лет правою рукою не владеет у него жена Дарья Микитина дочь штидесят пяти лет у него сын Григорей трех лет дочь у него ж Авдотья пяти лет Василей Меркулов тритцати пяти лет у него жена Ульяна Дементьева дочь сорока лет правою ногою не владеет дочь у него Федора Васильева дочь полу году слепа брат у него двоюродной Андрей Михайлов двенатцати лет Иван Артемьев тритцати пяти лет скорбен голова болит и глух у него жена Аграфена Андреева дочь тритцати дву лет животом скорбна у Ивана сын Федор Иванов трех лет брат у него родной Терентей Артемьев пятнатцати лет зять у них Панкрат Яковлев тритцати дву лет у него жена Марфа Остафьева дочь дватцати лет дочь у него Федосья Понкратова дву недель племянники у Панкрата родные Костянтин Матвеев пятнатцати лет у него жена Настасья Иванова дочь дватцати лет брат у Костентина родной Иван Матвеев десяти лет Прокофей Лаврентьев пятнатцати лет холостой брат у него Фома Лаврентьев осми лет да вдова Катерина Михайлова дочь штидесят лет детей у нее Кондрат Филипов девяти лет Авдей Филипов семи лет племянники у нее родные Понкрат (Л.666 об.) Тихонов семи лет Семен Микифоров пяти лет вдова Анна Матвеева дочь дватцати лет
Да в том же селе Наще за помещиком ево крестьяня что в переписных книгах 186 году написано за вдовою Марьею Ивановскою женою Елизарьева сына Языкова дватцать шесть дворов ис той дачи за помещиком ево девятнатцать дворов а достальные за нею вдовою а на лицо ныне ис нех девятнатцать дворов четыре двора Во дворе Гаврила Миронов сорока трех лет у него жена Катерина Денисова дочь тритцати дву лет у него дочь Ненила Гаврилова дву недель брат у него родной Лазарь Миронов десяти лет племянник у него родной Афонасей Микифоров дватцати трех лет у него жена Стефанида Григорьева дочь дватцати пяти лет брат у него Костянтин в бегах дватцати лет бежал в нынешнем 710-м году в августе месице Во дворе Федор Михайлов сын Дериглазов пятидесят лет ногами увечен у него жена Аграфена Микифорова дочь пятидесят лет животом скорбна сын у него Антроп трех лет дочь Ховронья Федорова пяти лет братья у него родные Кузьма Михайлов сорока лет у него жена Агрофена Лаврентьева дочь дватцати пяти лет брат у них Иван Михайлов двенатцати лет холостой брат у них двоюродной Макей Тимофеев тритцати пяти лет у него жена Домна Филипова дочь дватцати дву лет животом скорбна сын у него Максим Мокеев пяти недель племянники у него родные Артемей Микифоров дватцати дву лет холост Во дворе Пимен Васильев штидесят семи лет у него жена Василиса Савельева дочь пятидесят лет детей у него Федор Пименов девяти лет Архип Пименов осми лет племянники у него родные Петр Васильев дватцати лет Антип Денисов двенатцати лет холост Во дворе Яков Борисов пятидесят дву лет у него жена Авдотья Сидорова дочь семидесят лет животом скорбна сын у него Родион трех лет другой сын Борис полу году брат у него Тимофей Борисов дватцати трех лет животом скорбен у него жена Палагея Федорова дочь тритцати лет у него сын Аким Тимофеев (Л.667) пяти недель да у них тетка вдова Овдотья Ильина дочь сорока пяти лет животом скорбна
Да она вдова Марья Григорьева дочь Елизарьевская жена Языкова дворы свои что на ее жеребей семь дворов отдала в приданые за дочерми своими за Овдотьею Ивановою дочерью Григорью Костереву три двора Во дворе Артемей Иванов з женою и з детьми Во дворе Семен Григорьев з женою и з детьми Во дворе Марко Петров з женою и з детьми и переведены в Шацкой уезд в сельцо Романово и тому дватцать пять лет да она ж вдова Марья Григорьева дочь ис той же дачи отдала в приданые Александру Клементьеву сыну Чюфаровскому дворами ж в жиле Андрея Ильина з женою и з детьми Федора Борисова з женою и з детьми Макея Ильина з женою и з детьми Максима Терентьева з женою и з детьми а перевел он Александр в Шацкой ж уезд в сельцо Раманово тому ныне четырнатцать лет
Да за ним ж Симионом Языковым той же дачи были крестьянские дворы а ныне в пусте Двором жил Мокей Дмитреев Двором жил Михайло Тарасов Двором жил Егор Борисов и они померли на Камышенке а после их жены и дети вымерли ж тому двенатцать лет Двором жил Федор Гаврилов Двором жил Лаврентей Степанов Двором жил Сидор Левонтьев и они з женами и з детьми измерли тому ныне десятой год Двором же жил Алексей Фадеев Двором ж жил Анофрей Иванов брат у него Дмитрей Иванов в салдаты отдан Двором жил Тимофей Яковлев Двором жил Антон Иванов и они в Санкт Питербурхе померли и жен и детей после их не осталось померли ж тому ныне третей год Двором жил Федот Артемьев жена у него Стефанида Иванова дочь Двором жил Михайло Аникеев у него жена Анна Григорьева дочь Двором жил Аким Дементьев у него жена Ульяна Иванова дочь и они Федот и Михайло и Аким з женами и з детьми бежали во 162-м году Двором жил Лаврентей Степанов Двором жил Дементей Денисов и они з женами и з детьми измерли тому ныне дватцать шесть лет (Л.667 об.)
А опричь того за помещиком ево дворовых людей и крестьян нет...А помещик ево живет в Орзамаском уезде в селе Путятине отроду ему сорок три года у него жена Агрофена Степанова дочь тритцати дву лет у него дочь Оксинья дву лет..."

Последующую историю читатель узнает изучая свою генеалогию, прочитав МК в ГАРО ( Рязань ), РС и ИВ в ГАТО ( Тамбов ) и финиш в РГАДА ( Москва ).

Пичугин С.А. 2016г.


Рецензии