Роскошь и простота общения. Рци и внемли

    На существование славянской письменности до Кирилла и Мефодия указывали многочисленные факты.
    Геннадий Станиславович Гриневич попытался обосновать её существование.

   "Сосуд и клетка", так  называется крошечная главка в монографии  Гриневича "Праславянская письменность" (Москва, Летопись, 1999)

  Начинается она историческим экскурсом с привлечением "Хазарского словаря" Милорада Павича (изд.  София. Киев. 1996):

  " Пока славяне в 860 году осаждали Царьград, Кирилл в Олимпе, в Малой Азии, в тишине монашеской кельи мастерил для них ловушку, вычерчивая письмена славянской азбуки.
    Вначале он попробовал округлые буквы, но язык славян был такой ЯРЫЙ, что чернила его не удерживали.
    Тогда он попытался составить азбуку из букв РЕШЁТЧАТЫХ  , чтобы в них поймать этот непокорный язык, как птицу в КЛЕТКУ.

   О возникновении славянской азбуки Даубманис рассказывает: " Язык славян никак не хотел поддаваться укрощению.
   Как-то быстрой трёхнедельной осенью братья сидели в КЕЛЬЕ и тщетно пытались соорудить письмена, которые позже получат название кириллицы.

   Работа не клеилась.

   Из кельи была прекрасно видна середина октября и в ней тишина длиной в час ходьбы и шириной в два.

   Тут Мефодий обратил внимание брата на глиняные СОСУДЫ, которые стояли на окне кельи, но не внутри, а снаружи, по ту сторону РЕШЁТКИ.

  -- Если бы дверь была на запоре, как бы ты добрался до этих кувшинов -- спросил он.

  Высунув руку в окно. Кирилл разбил один сосуд, ЧЕРЕПОК за ЧЕРЕПКОМ перенёс через решётку в келью и собрал по кусочкам, склеив его собственной слюной и глиной с пола у себя под ногами . . ."

    Ключевые слова из отрывки выделены мной.
    Возможно, именно они стали в моём сознании центрами кристаллизации ещё одной знаковой системы, которая была наречена мной  РЦЫ.
 
    Наречена. Обрешёчена.
Обречена.

   Цельный СОСУД, КЕЛЬЯ и РЕШЁТКА - это не просто атрибуты средневековья.
     Это и элементы цепочки - не пищевой - но не менее важной.

   Так мы с рожденья познаём Мiр!
   Учимся сначала понимать речь и зрительные образы. Потом - воссоздавать реальность в своих снах и фантазиях.

    Изучение в XX веке физиологии зрительного восприятия человека позволило заглянуть в "зазеркалье" высшей психической деятельности.

   
   На сетчатке глаза были обнаружены группы нервных окончаний, реагирующих: одни - на неподвижные вертикальные линии, другие - только на горизонтальные, третьи - только на косые, диагональю.
   А кроме этого, четвёртые группы клеток сетчатки реагировали только на движущихся линии. И так далее...

   Выходит, в келью сознания каждого из нас Реальность попадает осколками, скрепляемые "собственной слюной и глиной" в Образ реальности "внутри кельи".

   Похоже, изображение квадрата с диагоналями для Человека Разумного - что настроечная таблица для телевизора!

   Не потому ли в клетушке-кладовой  памяти пространственно рифмуются


Круг и Квадрат, символы единения Неба и Земли, испокон веков образовывавшие единое целое;

 японский квадратный иероглиф РОТ;

 древнеегипетская пирамида (вид сверху); 

прямоугольный флаг ДОБРО из
русской морской азбуки;
 
 синоним андревского флага, белыми диагоналями на синем прямоугольнике означающий СЛОВО из кириллической азбуки!
 
     Чуть не забыл "руб-альХизб",
маркер конца главы в арабской каллиграфии и пререкрещенные квадраты разного цвета на иконе "Неопалимая Купина".

   Сеть нейронов головного мозга уловила и эти летучие образы Мiра. Собрала из фрагментов-осколков и сохранила в черепной коробке.

  Чтобы при случае, кликая по квадратикам клавиатуры вновь разбить их на фрагменты букв-слогов, предлогов-предложений.
    Предоставив неизвестному читателю собрать из этих черепков свой Кувшин в своей Келье!
 
   ... название моей азбуки РЦЫ - это аббревиатура.
   Рунно-цифровые Иероглифы.

    Даже наши знакомые с детства кириллические буквы, кроме передачи звуков, ещё и иероглифичны: Аз-Буки-Веди. Глаголь-Добро. Рцы-Слово-Твердо.

    Хоть и не довелось нам учиться в школах церковно-приходских, всё равно эти старинные смыслы букв нас не миновали. 
    Как и смысл знака  ТИТЛО (см. http://proza.ru/2021/11/15/609) превращающего букву-иероглиф в цифру.

   Как-то неявно РУНЫ, ЦИФРЫ, ИЕРОГЛИФЫ оказались связаны-переплетены в истории письменности.
    Что если попробовать  объединить их ?!

   Китайские Иероглифы, в отличие  от древнеегипетских человечков с птичьими головами, тяготеют к тому же квадрату. По правилам каллиграфии каждое изображение должно быть вписано в невидимый четырёхугольник.

   Оно и понятно: ведь прародитель китайской культуры император Фу-Си одновременно учил своих питомцев и плести сети и изъясняться начертанием символов.

  Итак, Иероглифы именно рунно-цифровые привиделись мне, мысью по древу занялось: воспроизвести набор из квадрата производных руноподобных знаков.
 И разложить их по нумерованным полочкам.

  -- И получилось!

       Как только заработал "генератор чифр", запущенный силой моего воображенья.

   Чтобы не повторяться, подробности на http://proza.ru/2020/07/04/1121 ("Чёрный ящик Цивилизации").

  Когда этот гипотетический генератор остановился (по щучьему велению-по моему хотению), одновременно с комплектом плоских шахматных фигур передо мной появились 32 непохожих друг на друга символа.

   Ровно столько, сколько в современном русском алфавите без буквы Ё.

   Осталось только осмыслить их, наречь и поделиться с Мiром своими "черепками" .

    ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

http://proza.ru/2022/10/14/887.


Рецензии