В чём слабость, брат?
- Думатель! Готов ли ты теперь дать нам Ответ на Главный вопрос Вселенной, Жизни и вообще?
- Да, я готов. Но опасаюсь, мой ответ вам не по-нравится.
- Неважно, мы так долго ждали! Отвечай скорей!
- Я предупредил. Итак, Главный Ответ на Главный Вопрос Вселенной, Жизни и Вообще – это… сорок два.
Неловкая пауза.
- Сорок два и всё?
- Я два раза пересчитывал. Уверен в верности ответа.
- Нас линчуют.
- Думатель, а ты не мог бы пояснить более развёрнуто?
- Для этого вам следовало бы задать вопрос менее расплывчатый.
Пересказ на память эпизода из “Автостопом по галактике” Дугласа Адамса.
В Ч Ё М С Л А Б О С Т Ь, Б Р А Т?
Мой бывший гендиректор выдал фразу:
- Наши люди привычны к затягиванию поясов. Они готовы сколь угодно терпеть и страдать.
Вот такая фирма мячты.
И как бы вторя данному ни разу не товарищу, тесть с тёщей выдают:
- Живы будем не помрём. Картошки насажаем! Мать-земля прокормит!
Сами того не подозревая, вышеназванные персонажи спровоцировали меня на столь вредное и опасное в наши дни мероприятие. Я имею в виду работу мыслительного аппарата. Анализ и синтез, индукция и дедукция, и опыт, сын ошибок трудных… и далее по классике.
Взгляните.
Процветание. Что это?
Цель?
Мечта?
Утопия?
Эпикурейство?
Разврат?
Опасность?
Наказание?
Предвестник декаданса?
Спасение?
Испытание?
Случайность?
Закономерность?
Или что?
Возможно, крупица любого ответа подходит. Но не подытоживает. Нет.
Ответ, который в одном слове обоймёт природу процветания, на мой взгляд таков.
В системе “человек — природа”:
Человек — субъект.
Природа — объект.
Выживание — цель.
Экспансия — задача.
Процветание — комплекс методов взаимодействия с природой, обеспечивающих выполнение вышеуказанных целей и задач.
А культура?
Культура — источник. Резервуар энергии, приводящей всю систему в действие.
Культура — совокупный опыт, передаваемый от поколений к поколениям, приумножаемый и совершенствуемый.
Она может быть материальной и нематериальной. Например, скульптура, архитектурный памятник, книга, сервер с базой данных — материальны. Математические аксиомы, этика, эстетика, мораль, гуманизм – нематериальны.
Культура предстаёт в виде науки, искусства и мировоззрения. Наука отвечает за исследование природы, образование, обучение. Искусство отвечает за воспитание, формирование личности. Обучение и воспитание – основы психологии и педагогики. Мировоззрение покрывает систему “человек-природа” координатной сетью.
Культура является красной линией, отделяющей природу человека (метафизическую, идеальную) от остальной природы (физической — живой и неживой).
И теперь гипотеза.
Развитие культуры ведёт к процветанию.
Процветание направлено на выживание и экспансию.
KPI процветания — снижение вплоть до полной ликвидации угроз, которыми экзистенциально наделена природа.
KPI культуры — гуманизм.
Какие есть фундаментальные угрозы?
Что такое KPI?
Это повод для отдельного эссе.
А пока подытог.
Анализируя в данном ключе приведённые вначале высказывания упомянутых лиц… У меня для них плохие новости.
Свидетельство о публикации №222100600894