О знании, как таковом, и о его уровнях, ступенях

О знании, как таковом,
и его уровнях

Предлагаю подумать о необходимости образовательного курса, который, по моему мнению, должен присутствовать в структуре общего образования, но не присутствует. «Основы мировоззрения», как рабочий вариант названия. Обзорный курс о системном знании, содержащем представления о мире, о человеке в нём, об обществе и природе, как его (мира) частях. Основная аудитория мыслиться как, возможно, старшие классы средней школы, но, скорее, студенчество. Важен не столько возраст, сколько готовность и способность аудитории к вдумчивому восприятию такой, как-будто бы не прикладной, но при этом первостепенной по значимости, информации.


Вводная часть этого образовательного курса должна раскрывать, как само значение знания в жизни человека и человечества, так и его структуру, иерархию знаний. Уровни знания. Виды и содержание познавательной деятельности индивида, общества, человечества.

***

Знание что это? Наверное, в разных культурах объяснение (определение) этого понятия будут несколько различаться, но обязательно будет и общее во всех определениях. Вот и мы попробуем порассуждать о своём определении.
Знание это информация, но не любая информация есть знание. Чтобы информация стала знанием необходимо, чтобы эта информация была воспринята, усвоена сознанием человека. Нет человека—нет знания. Недаром в русском языке сами слова «знание» и «сознание» имеют один корень.
Что значит воспринята, усвоена сознанием человека? Это значит осознанное принятие этой информации как достоверной. Отношение к информации, как к достоверной, позволяет конкретному сознанию (личности) руководствоваться этой информацией в своей дальнейшей мыслительной и практической деятельности. А состояние сознания непосредственно предопределяет поведение «своего (сознания) носителя»— человека. Общественное сознание выражается в поведении групп.

Весь мир—неисчерпаемый источник, вселенная информации, лишь часть которой, будучи воспринятой человеческим сознанием, приобрела характеристики знания. 

Знания простые, разрозненные, системные, разных уровней. Познавательная деятельность. Память.

Давайте попробуем проследить эволюцию знания. Это позволит нагляднее увидеть универсальный путь развития знания, путь, по которому люди шли, идут и будут идти во всякие времена и во всяком месте. Путь, свойственный каждому открытому к познанию сознанию, без исключения.

Мы, дорогой читатель, в имеющемся формате не ставим перед собой цель предложить Вам развёрнутый и относительно полный научный анализ видов человеческого знания, его совокупной структуры. Для наших целей достаточно лишь обнаружить основные начальные, следующие за ними и предельные уровни знания, его структурность и системность, как таковую, и основные принципы его восприятия и формирования индивидуальным сознанием. Ясность в понимании универсальных алгоритмов познания, путей восхождения от частного к общему, путей, единственно лишь позволяющих формировать зрелое суждение о частностях, такая ясность позволит лучше ориентироваться в том, на каком же «этаже здания знаний», на каком уровне познания, иначе говоря зрелости, нам предложено чьё-то суждение, умозаключение. Конечно, заявим здесь и будем неустанно повторять далее, что сколь-нибудь значимую пользу от наших размышлений в состоянии получить только те, для которых истина и её поиск, сами собой, представляют высокую ценность.


Итак. Любой, явившийся в этот мир, начинающий свою индивидуальную жизнь (мы говорим о людях) с первых мгновений (формирования, приобретения жизнеспособности организмом) начинает воспринимать информацию. Первично органами чувств. В процессе накопления усвоенной информации формируется сознание, как следствие возникают начатки сознательной деятельности.
На начальном, первом уровне мы познаём окружающие нас предметы материального мира, среду, их физические свойства. В том числе собственное тело, как часть материального мира. Учимся телесному взаимодействию с окружающим миром, обретаем опыт физических воздействий, узнаём о следствиях таких воздействий.
По мере созревания к исключительно эмпирическим знаниям присоединяются «теоретические», те, что ребёнок получает от родителей или других взрослых, изначально очно, потом и из иных источников и носителей, но всегда принимая на веру, то есть без предваряющей проверки личным опытом. Начиная с этой стадии, с этого уровня наш интеллект сОединяется со знаниями, имеющимися ранее у других, знаниями, накопленными прежними поколениями. Постепенно формируется действительно сОзнание. Не только совокупность знаний, но и соединение с, или восприятие «чужого» знания. Мы начинаем оперировать как достоверной информацией, выведенной не только из личного опыта, но и принятой на веру. Мы переступаем черту, явственно отличающую человека от иных видов живых организмов. Этот способ познания—принятие на веру—свойственен только человеку и предполагает наличие способности интеллекта оперировать образами, символами, ассоциациями, воспринимая новую для себя информацию через аналогии с имеющейся, ранее усвоенной. Возникает и развивается абстрактное мышление. Забегая далеко вперёд, предположим, что чем объёмнее, чем выше способность к абстрактной деятельности, тем выше зрелость сознания, как индивидуального, так и цивилизационного (культуры конкретного общества).

Следует отметить обязательно, возникшую на начальных этапах и  сопровождающую развитие духовной, интеллектуальной составляющей человека, его речевую функцию. Освоение индивидуумом и развитие собственной речи, обладание языком есть не только способ взаимодействия с социумом, но и способ и инструмент мышления. Развитая—опрятная, точная, внятная, ясная речь (не путать с много/пусто/празднословием) есть свойство такого же ясного сознания. Речь, язык, слово, образ, символ, ассоциация и есть ткань, инструмент, строительный материал сознания. Эта информация не может быть воспринята индивидуумом иначе, кроме как из вне, от/или через других, от/или через социум. Отсюда вопрос: что есть «собственного» в «нашем» сознании?
Вернёмся. Таким образом приобретение, развитие речевых навыков, освоение языка знаменует и далее сопровождает переходы к следующим этапам индивидуального развития—вызревания личности.

Любое рассуждение о сознании, мыслительной и познавательной деятельности не будет достаточным без внимания к сущности, определяемой как память. Её назначение много шире, чем просто хранилище информации (ощущений, символов, слов, образов). По существу память почти тождественна собственно сознанию, поскольку оперирование возможно только тем, что содержится в памяти. Это свойство касается и индивидуального сознания и общего. Забегая вперёд, отметим, что неуважительное отношение к сокровищнице общей памяти, игнорирование и умаление её содержания в угоду «современности» есть свидетельство безумия.


В детском и юношеском возрасте обычно происходит освоение основных бытовых потребительских навыков, навыков взаимодействия с простыми и привычными предметами окружающего нас материального мира. Не будет ошибкой отнесение этого знания к группе начальных уровней.

Накопление первичных знаний о предметах и явлениях физического мира позволяет прийти к расширению представлений об устойчивости причинно-следственных связей, о закономерностях, об их объективном характере, изначально пока в материальной среде.

Следующим универсальным познавательным этапом становления юной личности можно отметить накопление теоретических знаний самого широкого спектра, как то по дисциплинам общего среднего образования и из собственной среды общения и доступной культурной среды.

Как на один из значимых последующих уровней знания, полагаем, уместно было-бы обратить внимание на восприятие человеком специализированной информации, касающейся отдельных компетенций материального производства, или исследований, или в сфере оказания услуг, либо в научной деятельности. Этот вид познания позволяет углублённо проникать, то есть собирать, усваивать знания узких/или относительно узких, в любом случае отдельных специализаций. При значительной развитости в этой стадии возникает профессиональная компетенция специалиста в какой-то области деятельности или знания. В мире «приоритета экономики» обладатель востребованных хозяйственных специализаций приобретает значимый социальный статус. Здесь, в качестве очередного отступления и значительно забегая вперёд, тем не менее полезно заметить, что современная, широко распространённая культура, имеющая ценностным ориентиром индивидуальный «успех», критерием которого понимается высокий уровень материального/имущественного достатка, и/или известности «по любому поводу», склонна ошибочно отождествлять общую состоятельность личности, её зрелость с профессиональной состоятельностью, наделяя «признаками  авторитетности» любые, а не сугубо профессиональные, суждения, в том числе широкого мировоззренческого (базового) уровня, лиц, чьи компетенции несопоставимы с этим уровнем. Иными словами и проще говоря, даже состоявшийся (в узкой специальности) профессионал, возможно снискавший себе славу в отдельной отрасли, тем не менее своими профессиональными успехами «автоматически» не приобретает качество житейской и широкой интеллектуальной, тем более духовной зрелости. Способность состояться на отдельном профессиональном поприще может стать лишь ступенью, значимой, но ступенью к следующему уровню восприятия знания.

Наряду с освоением знаний о свойствах материального мира на определённых стадиях присоединяются знания об информационном мире, о свойствах информации, об информационном оперировании и обмене, в том числе, и особенно, в социальном — людском мире. Приобретение знаний о знаниях, об информационных законах, принципиально выводят познание на иные уровни.

Лишь на базе предшествующих этапов формирования индивидуального знания, сопряжённого с многотрудным накоплением собственного практического жизненного опыта, непосредственно связанного с возрастными переходами и множественными реализациями социальных «ролей»/функций, возможно вызревание личности, крепление души, обретение начатков устойчивого мировоззрения—комплексного, системного и «стремящегося в глубину от поверхностей» знания.

Накопленный багаж знаний, «собранный материал», благодаря своим объёму и качеству, позволяет перейти к следующему познавательному уровню, на котором за каждым отдельным предметом, процессом, явлением «видится» лишь частное проявление общих, ранее познанных, закономерностей, сущностей.
Этот уровень можно обозначить, как «переход» от непосредственного восприятия окружающего мира, упрощённо и обобщённо—материалистического, к также упрощённо и обобщённо—идеалистическому, то есть к сознанию, оперирующему преимущественно сущностными категориями. Также на этом уровне любая оценка рассматриваемого предмета, в силу имеющегося знания, «заставляет» «видеть» не столько сам предмет, сколько всю доступную цепочку причин и предполагаемых следствий. Мир начинает проявлять себя всё более как системное явление взаимозависимостей. Начинается путь к всеединству. Такое «зрение» принципиально отличается от офтальмологической категории и такой «слух» от отоларингологической. Это «видение» всё более обусловлено пониманием, становится «внутренним». Каждый цветок понимается частным проявлением всех цветов, и более, всей «Природы», каждый ребёнок, даже свой, являет собою всех детей, бывших, будущих, во все времена и везде, каждая война или смута не может не пониматься отражением любых войн или смут. У всего обнаруживаются свои начала, имеющие, в свою очередь, свои «более глубокие» и общие истоки. Возникает образ мироздания. Так с неизбежностью приходит понимание единого начала. При этом развитая, зрелая душа уже наблюдает и оперирует сущностями преимущественно идеальной природы, видимыми ей и «невидимыми» «детям и подросткам»(неважно какого «паспортного» возраста). Этот уровень зрелости позволяет осознать «другую реальность», более реальную, действительно сущую, надстоящую над предметами и явлениями материального мира, управляющую им.

Пожалуй, настало время для обозначения этого уровня знания и познавательной деятельности.

Имеются разные определения понятия «философия». Классическое, как наука, научная дисциплина, определяемая через предмет и метод. Но мне ближе следующее, исходящее из относительности разделения единого знания по дисциплинам и учитывающее субъективные характеристики типа сознания, особенный характер мыслительной деятельности.

Философия — часть общего знания, доступная сознанию, способному к мыслительным операциям, состоящим из пристального, длительного наблюдения, собирания исходного материала, при предельной его детализации, для выявления развитых, протяжённых цепочек устойчивых причинно-следственных связей явлений и процессов (закономерностей) на высоких и предельных уровнях обобщений и обнаружению/определению нематериальных сущностей над пределами непосредственно осязаемого, визуально наблюдаемого материального мира (абстракций) и/в их системной связи.
Философия — последняя предшествующая «ступень» знания перед богословием, оттого его составная часть.

Великий древнегреческий мыслитель Платон считал, что государством должны управлять философы. Этот знаменитый теоретик государства полагал, что обязательное требование к личности или личностям высшего политического руководства — это способность сознания к наиболее широкому системному видению причин и следствий, взаимосвязей и зависимостей, устойчивых закономерностей.


Конфуций в попытке хронометрировать собственный опыт восхождения по ступеням зрелости, среди прочих этапов, сообщал, что к шестидесяти годам «уже никто не может обмануть тебя». Что означает это, пусть образное, но всё же существенное утверждение? Именно то, о чем мы говорили выше. По достижении уровня зрелости личности, или иначе, уровня развития души, духовного роста, возникает основанная на опыте и приобретённых знаниях способность «видеть» сквозь физические преграды, расстояния и время. По существу это «видение» есть домысел, но домысел верный. Для понимания происходящего нет необходимости «собирать отдельные доказательства», поскольку есть признаки, неуловимые для  незнающих, есть неумолимая логика процессов, доступная лишь проницательному уму и чуткому сердцу. Интуиция, основанная на развитом опыте и чувстве правды, позволяет опосредовать избыточные логические длинноты, предложив сразу финальный вывод. Наверное, Конфуций говорил о возможности узнавать о происходящем, предвидеть/прогнозировать будущее, чувствовать неправду через особое зрение, недоступное тем, кто на путях духовного роста ещё не вызрел. В христианской традиции присутствует выражение о «старческом даре прозорливости», где под «старчеством» понимается не физический возраст, а высокая степень духовной зрелости, мудрости.

Уместно, видимо, выразиться, что у разного уровня зрелости людей отличаются «картины мира». Можно сказать о жизни в разных реальностях. Однако, зрелость всегда видит ту мнимую реальность, из которой исходит молодая или неразвитая душа, поскольку знанием о той «реальности» зрелость уже обладает. Поэтому зрелость, возвышаясь и надстоя, понимает устремления несовершенного мира.

Завершая, подытожим. Мы рассмотрели не все возможные «маршрутные этапы» познания, только основные, достаточные для раскрытия содержания главных линий нашей беседы, вектора становления знания и роста души.

Тот путь развития, вызревания индивидуального сознания, путь приобретения знания, духовного, интеллектуального становления, что был освещён здесь, есть путь естественный и универсальный, то есть единственный для всех людей, живших когда-либо, живущих и будущих. Мир и человеческое естество устроены так, что не все, скажем более, не многие в состоянии преодолеть на этом пути, в рациональной его части, значительное «расстояние».

Недостатки, слабости и ограниченности нашего разума мы можем компенсировать верой. Верой, то есть состоянием и способом, позволяющими без первичной проверки собственным опытом, обрести истинное знание, проверенное и подтверждённое многовековым опытом жизни предшествующих поколений, и крепость духа. Это состояние, позволяющее «подключиться» к общей памяти, соединившись с вечностью, избежав, тем самым судьбы «бабочки-однодневки», спастись. Вопрос лишь в том, что бы обрести веру в истину, а не в её многочисленные подмены.

Юности и молодости в силу естественных причин (при изобилии энергии, требующей выплеска) критически не достаёт осмысленного опыта и других знаний. Одной из особенностей «современности», характерной чертой времени, пожалуй, можно отметить так называемую «седую юность». Это явление глубокого инфантилизма, ярко выраженной духовной, ментальной незрелости лиц, не воспитанных изначально в традиционной культуре, и достигших значимого возраста, но в силу «тепличных» условий жизни и неспособности или нежелания утруждать себя саморазвитием, оставшихся в состоянии сознания, свойственного молодым личностям.

Традиционные культуры тысячелетиями выработали механизмы гармоничного «сотрудничества» поколений, способов передачи и восприятия развитого, глубинного, объёмного и системного знания. Эти эффективные механизмы основаны на институте авторитета. В том числе, как на общем начальном авторитете старших и учителей, так и на особенном авторитете «отцов», «старцев» — особенных по собственным качествам, открытых истине, чистых и проницательных, умудрённых опытом, духовно зрелых источников знаний. Целомудрие в прямом смысле — цельность знания.
Каждая устойчивая развитая культурная традиция, в первую очередь, религиозная, обладает обширным корпусом источников, выраженных в текстах, в частности.

Преобладающая в современном «развитом, информационном, цифровом, свободном» обществе тенденция умаления или отрицания авторитетов традиции при «серийном производстве» мерцающих «авторитетов дня» свидетельствует о глубоком нездоровье, требующем исцеления.

Любая состоятельная, настоящая, честная философия обречена с неизбежностью прийти к идее Бога. В этой точке происходит слияние философии с богословием.

Тем, кому даровано через философский поиск приблизится и ощутить «дыхание Истины», не избежать соединения рационального с чувственным отношением к Истине, как таковой. Если Истина возглавляет иерархию ценностей, то без любви к ней невозможно устройство души. В этой точке Истина—Абсолют, оживает идеей Бога, обогащая  и развивая разум в чувство. Вера в Истину становится живой.

Тому, кто спросит глубокомысленно: а что есть истина? Просто отвечу. Истина есть то, что существует. Существует, как в части познанной, так и непознанной людьми, независимо от этого. Всё сущее. То, что есть (естина). Объективные законы бытия. Неизменные, вечные. Абсолютная естественная власть над всем.

Уже упомянутый нами ранее древнекитайский философ Конфуций в том же высказывании обозначил последний этап своего духовного становления, как умение следовать «зову своего сердца» и признавать первозначимость «Небесного ритуала».

Очень похоже, что все великие мыслители и духовные исполины, представляющие разные цивилизации-«континенты», разными языками при разном понятийном аппарате, тем не менее, находясь на своих «вершинах», свидетельствуют нам о сходных, близких представлениях об истине. Надо только научится их слышать. Истина одна, пути к ней могут быть разными.

***

Через религиозную жизнь единственно возможно одарить сокровищем глубочайшего, системного, истинного, следовательно спасительного философского, по своему уровню, знания тех, кто не снабжён философским мыслительным аппаратом. Тем самым спасти всех.


Послесловие

Подумалось. До первого грехопадения прародители всего человечества Адам и Ева вели жизнь, соединённую с Богом. Возможно, понимается жизнь в гармонии, не много удалённая от «животного» существования, полностью растворённая в природе («саду Эдемском»), созвучная ей — Божьему творению («Будте как птицы небесные», «Будте как дети, ибо их царствие небесное»). Под отступлением от Бога, грехопадением, вкушением плода от древа познания здесь, возможно, понимаются именно начатки «разумной» познавательной деятельности, вернее «умствования». Начало познания, начальная познавательная деятельность и последующая, основанная на рациональном поиске, опирающаяся на собственный эксперимент и основанные на его результатах опытные знания (основной массив которых и сегодня составляют неполные и разрозненные знания), есть путь способный (а изначально, так и неизбежно) увести от истины. То есть встать на путь греха—на ошибочный путь. Ошибки неизбежны, когда часть мнится целым.
Идея Бога, присутствующая в сознании человека, определяющая его мировоззрение, позволяет постоянно помнить и исходить в каждом мыслительном акте, каждом действии, в тактическом и стратегическом целеполагании из представлений об ограниченности, как собственной, так и вообще человеческой природы, человеческого рационального опытного знания, полной всецелой зависимости от сущего, как в познаваемой, так одновременно и в непознаваемой своих частях. Вера есть способ и жизни и познания—прямой   «путь», «мост», «нить», а без образов — просто путь соединения сознания с истиной, позволяющего преодолеть лабиринты, тупики и ловушки человеческого ума/рационального умствования, его (ума человеческого) ограниченность.

1 октября 2022 года


Рецензии