А можно ли посрамить беса на мытарствах - учимся

«Молись за людей и за тебя будут заступники там…»

Закончился еще один день жизни с его суетными делами, одеваю платочек и встаю на вечернее правило. Правда, в последнее время немощи одолевать стали, - и часто сижу, но все равно молюсь.
А боюсь пропустить свое правило не из-за животного страха, а из сознания невыполненного долга:
- Как мои покойнички, - там будут без моей «бандерольки».
Читаю свой многолетний синодик  за упокой родных, и знаемых, которые за многие годы уже прижились в моем диптихе.
Шевелю губами, и как жемчужинки на четках, перебираю имя за именем.
А в следующее мгновение, внезапно подумала:
- Как ты, - ставший мне родным человек, там пребываешь?
- Есть ли польза от моего ежедневного «бормотания»?
- Изменяется ли твоя участь?
Смерть есть предел, которым оканчивается время подвигов человека, и уже невозможно там ни покаяния, ни исправления.
Утешаемся тем, что человек и в ином мире остается со своим именем, не растворяясь в безликое ничто и, не исчезает без следа.
Неожиданно задумалась и о своей участи в загробной мире …
- А на что я могу рассчитывать, если посчитать, что останется в сухом остатке прожитой жизни и придет время испытания дела ...
Оказывается, что и нет ничего:
Талант мой не принес никакого прибытка; даже хуже того:  я и взятого таланта не могу вернуть, хотя бы и без прироста, а, как блудный сын, расточила его в грехах и суете житейской, да еще и других поучаю…
Бедный я человек!
В задумчивости подошла к книжной полке.
Взяла наугад тоненькую книжечку, одетую в тетрадную обложку из целлофана.
Видно, кому-то давали читать. И от великой благодарности… вернули её в таком «затрапезном» виде: вся в каких-то пятнах….
Посмотрела название и ахнула:
- Роман Юлии Вознесенской «Моя посмертная жизнь».
Начала читать стоя, да так, пока не прочитала до конца, - не присела.
Дивны дела, Твои, Господи!
Эту книгу муж приобрел себе в 2006 году.
Надежда Федоровна с подвижниками презентовала роман, как православную новинку на книжном мероприятии в храме.
А потом эта книга пропала, и только благодаря тому, что была подписана, - вернулась на свою родную полочку.
Одна отрада, что все-таки читали и слезы растроганных душ, капая на страницы романа …оставили водяные знаки…
Через все повествование, прослеживается главная мысль писателя:
- мы встречаемся с умершими родными и близкими, - в храме при совершении Евхаристии, - на духовном уровне.
Каждое имя, поданное нами в записке - за упокой, знаменует собой личность:
– его бессмертную душу, ушедшую в мир иной…
Синодик, это то духовный мир, в котором мы невидимо встречаемся с душами усопших.
Поминая имя покойного, надо сердцем прочувствовать, что его уста просят нас о помощи – это беззвучные крики оттуда.
А откуда?
Мы не знаем.
Но человек сам при жизни готовит себе ту или иную участь:
- «Какою мерою меришь, такою и возмерится тебе». (Мф.7,2)
Как надо провести свою жизнь, чтобы наверху, - на Земле, - были молитвенники за твою душу?
Как?
Страшно подумать о участи тех, кто не имеет стоящих в храме родных и друзей с помянником о них…
А многолетняя служба, дела по дому разве не гарантируют рай?
Да разные дела бывают…
- Дошла в чтении до нового имени …, и тошнота аж подступила, - такая туга, как будто бездна открылась, а там безысходность и запоздалые стенания…
К моей маме ходили в гости две тетеньки. Жили они для «себя», как принято говорить в светском обществе.
Не хотели обременять себя заботами о детях, и потому «не заводили соплей», - с их слов.
Отец их был знаменитым революционером, и потому они никогда не бедствовали.
А какая их участь теперь, - в загробном мире?
Бог весть!
Нам не ведомо сиё.
Но мы знаем, и это многократно подтверждалось в откровениях святых, что умершие получают облегчение от нашего молитвенного ходатайства за них.
Правдивая история
У моей крестницы умерла тетя, - совсем не старая еще женщина.
Похороны, хлопоты, - все суетятся, как обычно. А племянницу, которая только покрестилась в Михайловском храме, послали в церковь, сказав:
- «Возьми землицу для кладбища, - да и спроси там, что покойнику надо еще…».
Придя в храм, девушка купила в лавке, что велели. А продавец посоветовала для усопшей тети заказать сорокоуст, и читать псалтирь до сороковин.
Все сделала моя крестница.
В первую же ночь ей, неожиданно привиделось синее лицо покойницы, которое летало по комнате, жутко хохоча. С огромной скоростью подлетало к кровати со словами:
- «Вымолить вздумала?», - и отлетало.
Неделю продолжались эти ночные кошмары. И когда девушка рассказала мне об этом, то я спросила её:
-«А тетя, - то крещенная?».
-«Как и где она умерла?».
Родные не могли вспомнить, крещенная их сестра или нет.
Умерла женщина в квартире одна, и долго пролежала так. Смерть произошла то ли от сердца, то ли еще от чего. Последнее время пила она. Дети её жили в Саратове, поэтому и не схватились сразу.
Сорок дней бес в образе покойницы пугал мою крестницу.
Но она еще усерднее молилась за усопшую.
И на сороковой день, девушка увидела сон:
- Её тетя, - с доброй улыбкой, пришла поблагодарить свою племянницу.
Она, оказывается была крещена водой на дому. До войны многих деток крестили бабушки в тазике, произнося троекратно святую молитву.
-«Тебе за меня крепко досталось, - знаю»,
 - сказала тетя.
-«По бесконечной благости Божией, через молитвы Церкви и благотворения, совершаемые тобою за меня грешную, а особенно силою бескровной жертвы, я прошла мытарства.
Бесы дрались за мою грязную душу, предъявляя на мытарствах списки слов и дел моих, как в кино показывали – все мое сквернословие, все мирские бесстыдные песни, пляски и хохот...
Какой же стыд и ужас я тогда испытала. Злые духи показали мне все мои слова осуждения и клевету, и представили мне все случаи моего пьянства... Все у них было записано: и сколько я выпила, и с кем... Я только плакала, видя такое обличение.
Страшно было очень, воли не было, чтобы оправдать себя и только ангел Хранитель, был рядом со мной.
А на мытарстве немилосердия, Ангел спас меня от мерзких лап чудищ – бесов.
Мытари на этом истязании душ были посрамлены, представленной ангелом одеждой, которую я отдавала людям, во время нужды их.
Родная моя, у нашей жизни есть смысл, и все люди, которые когда-либо жили на земле, не исчезли бесследно.
Смерть — это всего лишь переход в другую жизнь, и она есть, только иная…
Как же нам легчает, когда кто - то молится о нас в церкви на Литургии. Частички, вынутые за имя усопшего, обладают такой силой, что могут вывести душу из ада».
«И куда же вы теперь?» - решилась задать племянница, мучавший её вопрос.
- «Туда, где пребывают до Страшного суда души грешников, о которых нет определенного решения», - ответила на прощание тетя.
Молитва за усопших, исполненная любви и самоотвержения, склоняет Бога на милость по отношению к тому, кто молится, и к исполнению Его просьбы:
- «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21: 22).
Так что синодик, – это копилка духовной милостыни человека …
Белова О.В.
2010 год.
 


Рецензии