Мой друг Eugene Volynsky. Штрихи к портрету

...Я старше своего замечательного друга Евгения Волынского на 14 лет (я родился в 1953 году, а Женя - в 1967). И это не последнее различие между нами. Так, Женя живёт в преуспевающих Соединённых Штатах Америки, а я - в Украине, где идёт освободительная кровопролитная война с российскими захватчиками. К слову, в первые дни войны Евгений, через  специальный фонд в Украинском Культурном Центре Нью Джерси (Ukrainian Cultural Center of New Jersey - UCCNJ), перечислил деньги на поддержку Украины. Спасибо, дружище! Далее. В советское время я был, можно сказать, ничем не выделяющимся среднестатистическим гражданином СССР, а вот Женина жизнь в этот период представляет собой, по моему мнению, триллер с лихо закрученным сюжетом.

Несмотря на такие различия, мы большие друзья и объединяет нас общая страсть к мотоциклам и путешествиям.

Вот и пришло время представить вам своего друга-однодумца из Нового Света. Женя - коренной москвич. Его мама работала медсестрой, а папа - электриком, и когда Жене исполнилось пять лет (в 1972 году), родители купили двухкомнатную квартиру в кооперативе медиков, что рядом с МГУ (Московский государственный университет). - В очень правильном месте мои мама и папа купили "двушку"- как-то произнёс фразу Женя. Я же постараюсь её "расшифровать". Дело в том, что соседями была семья светила мировой науки Владимира Игоревича Арнольда, о котором есть немало информации в Интернете. Приведу лишь одну короткую цитату, ярко характеризующую эту незаурядную личность: "В мире его считали лучшим математиком века, в СССР – лишь евреем. Но уволить с мехмата в силу славы не могли – просто не давали ни премий, ни постов. Владимира Арнольда это мало волновало – он бился над задачами покруче, вроде проблемы мятого рубля". Интересный факт. Отец этого  всемирно известного учёного - Игорь Владимирович Арнольд - тоже выдающийся матеметик и педагог - доктор педагогических наук, профессор. Кстати, он родился в 1900 году в Харькове. Интересная деталь! Когда у И.В.Арнольда в 1937 году в Одессе родился сын, он назвал его в честь своего отца - Владимиром.  Когда у В.И.Арнольда в 1959 году родился сын, он назвал его в честь своего отца - Игорем. А когда у повзрослевшего Игоря родился сын, он не стал нарушать семейную традицию и назвал его Владимиром. Чтобы в дальнейшем не возникало вопросов, заметим, что Владимир Арнольд развёлся со своей первой женой Надеждой - мамой Игоря. Так вот, именно Игорь учил Женю Волынского премудростям жизни и был его ментором. Именно от Игоря Евгений узнал о всемирно известных рок-группах: The Doors, Creedence Clearwater Revival, Pink Floyd, Procol Harum, The Beatles. И хотя в стране Советов эти группы были вне закона, Женя любыми путями находил возможность послушать их музыку. Нужно сказать, что семья Арнольдов, по сути, была диссидентами. Фактически, это была обратная реакция на отношение к ним коммунистического режима. Многие друзья Игоря Арнольда в 80-е годы преследовались властью и были под следствием в КГБ. А спаренный телефон  квартир (с блокиратором - когда разговор вели по одной линии, вторая была заблокирована - величайшее достижение коммунистического режима в  СССР) Арнольда и Волынского прослуживался органами госбезопасности. Поэтому телефонные разговоры всегда велись с учётом этого обстоятельства. Всё это наложило отпечаток и на героя моего повествования, что сыграло свою знаковую роль в жизни Евгения. Об этом речь пойдёт ниже, а пока, - о школьных и студенческих годах моего друга.

Учился Женя в элитной 52-й  школе с математическим уклоном, которая была далековато от дома и он добирался туда общественным транспортом. И хотя в школе акцент делался на математику, Евгений больше любил литературу, историю и физкультуру. Даже собирался поступать в Московский историко-архивный институт, однако вовремя понял, что это направление в СССР - гиблое дело. В классе он подружился со своим ровесником Вячеславом Карповым. Они оба любили музыку, были инициативными и на радость всей школы организовывали дискотеки. А ещё эта дружба сыграла ключевую роль в увлечении Жени мотоциклами,  автомобилями и радиоэлектроникой. Как-то попросил Женю рассказать мне более подробно о начале увлечения мотоциклами,
автомобилями, да и вообще о жизни. Вот его воспоминания. - В школе , после московской Олимпиады 1980 года, нас стал интересовать велоспорт. Все сумели обзавестись спортивными велосипедами, спасибо ХВЗ (Харьковский велосипедный завод)! Мы часто ездили на Олимпийский велотрек - 30 км в оба конца. Велоспорт - это замечательно, но всегда хотелось больше скорости! Тогда у всех продвинутых людей была Ява. Это была запредельная мечта! Славин отец давно развелся с его матерью. Она работала в МИДе и все время была за границей на дипломатической службе. Славка жил с бабушкой, а отец принимал участие в его воспитании. В этом участвовал и его дед по отцовской линии. Поэтому мы часто приезжали к ним обоим на дачи. Примечательно, что отец и дед, как иногда бывает в жизни, практически не общались и соревновались за внимание внука! На обоих дачах для нас со Славой был настоящий рай! Сараи были забиты  старой вело- и мототехникой! У деда мы нашли мотовелосипед «Москва» с двигателем Д1, у отца был велосипед  «Украина» с двигателем Д5, мотороллер «Вятка»  и что-то похожее на «Муравей» - возить дрова из леса! Все это годами не работало и нам было разрешено это разбирать и чинить, если мы хотим! И мы хотели! Отец и дед нам иногда помогали советом, но не часто. У них были другие дела. «Москву» было невозможно восстановить. На ней даже резина истлела, а  вот мотор мы запустили! Нашли у деда в сарае какую-то раму, похоже от трофейного немецкого велосипеда, и собрали первый мопед! Это уже было в конце школы, в 10 классе. С гордостью носились мы по району, вместо подготовки к экзаменам. В 1984 году мы закончили школу и вместе со Славой поступили в МИРЭА (Московский институт радиоэлектроники и автоматики). Я еще думал про МАДИ (Московский автомобильно-дорожный институт), но хотел учиться вместе со школьным другом. Когда мы закончили первый курс, Славкин дед, в тайне от его родителей, купил ему Иж Планета-3 с коляской 1972 года выпуска. Это конечно была не Ява, но  лучше чем ничего! Дед был мудрый, он понимал, что долго этот мотоцикл ездить не будет и мы будем только его ремонтировать. Так оно и было на самом деле! Мама Вячеслава опять уехала на несколько лет работать в посольство в Бонн. Бабушка была все время на даче, квартира у них была на первом этаже, ну и мотоцикл, естественно, был разобран в большой комнате. Моя мама категорически отказывалась слышать про мотоцикл, но дала деньги, чтобы я получил права . Мы с Вячеславом закончили мотошколу при МГУ, учились на «Ковровцах» К-175. Но особо мы не ездили, поскольку ИЖ только чинили и чинили. Потом завертелась другая жизнь... Мотоцикл Слава отдал нашему третьему другу - Питу. Через год или два Слава обменял видеомагнитофон, который ему прислала мать из Бонна, на совершенно убитую
«копейку», которую он стал скрупулёзно ремонтировать. И я ему в этом немного помогал. Между тем, отец Игоря Арнольда отдал ему свою «Шестерку» и поэтому
«Москвич Иж - Комби 2527», на котором ездил Игорь и его мама, остался неоприходованным. Он все время нуждался в ремонте. Надежда Николаевна - мама Игоря  отдала его мне с условием, что я его отремонтирую  и буду ее иногда
куда-нибудь возить. Я нашел нужную книгу и стал его ремонтировать. В результате он поехал, а я много чего научился делать своими руками. Это уже был 1989 год. А потом все пошло быстрее и быстрее. Все вокруг меня стали иммигрировать. У меня на этот счет тоже не было сомнений. Несколько нарушу хронологию событий и сообщу, что 10 апреля 1991 года Славик отвез меня и мою первую жену Лену в Шереметьево. Мы улетели в США по гостевой визе. Вот и все. С тех пор я его не видел живьем, но связи мы с ним не теряли никогда . В декабре 2019 года он умер от рака кишечника. В 1996 году я купил в США Suzuki GS300L, вымыл  карбюратор и поменял аккумулятор. Мотоцикл получился БОМБА! Так началась моя новая жизнь. Мама уже не могла мне запретить это сделать. Пожалуй, ещё дополню, чтобы картина была более полной.
У отца Славы была Ява. Он был заядлым явистом и частенько летом на выходных  мотался на ней в Ялту, чтобы поплавать в море. По сути, он и привил нам любовь к мототехнике.
Слава, как и его отец, имел талант к электронике и мне это тоже нравилось. Поэтому после школы мы  неслучайно поступили именно в МИРЭА. Это было в 1984 году. А в 1987 году женились на двух подругах из параллельной группы. Когда началась перестройка и открыли границы, мы с первой женой Леной решили, что хотим уехать из СССР. Мы не видели перспектив и у меня не было иллюзий, что здесь может стать лучше. В 1991 году, в апреле должны были уехать в Израиль, но особо не горели желанием - это ведь восток, а не запад. Документы на выезд были готовы. И тут помог случай. Жена работала переводчиком у американского театрального режиссера, который ставил спектакль в Москве в театре Марка Захарова. Он от руки написал нам приглашение к нему в гости. В посольстве нам по счастливой случайности дали гостевую визу и мы вместо Израиля  уехали в США. В Америке подали на политическое убежище. В 1998 году я его получил в американском иммиграционном суде. Через 4 месяца пребывания в Америке я расстался с женой. Это жизнь...
Мои многие московские друзья уже к тому моменту иммигрировали в США легально и во многом мне помогли. Спасибо им.

...Помните, я в самом начале  писал, что жизнь Евгения Волынского - это триллер? Думаю те, кто внимательно прочитал воспоминания моего друга, согласятся с такой формулировкой. Евгений - невозвращенец! А на такой шаг, согласитесь, не каждый способен. Прилетев в
Нью-Йорк лишь с чемоданом вещей и небольшим количеством долларов в кармане, Женя сразу же принял смелое судьбаносное решение - остаться жить в Соединённых Штатах Америки. К слову, термин "невозвращенец" был лишь в Советском Союзе. Так называли тех, кто, оказавшись за границей, не возвращался в СССР. Назову лишь некоторых знаменитостей-невозвращенцев. Это танцоры Михаил Барышников и Рудольф Нуриев, фигуристы Протопопов и Белоусова, хоккеисты Могильный и Фёдоров, режиссёр Тарковский... У этих людей тоже не было разрешений на проживание в стране пребывания, контейнеров с вещами из СССР и огромных денег, НО!!! Им так опостылил коммунистический режим страны Советов, что они оставались за рубежом в надежде на лучшую жизнь. И это им удавалось, как и моему другу Жене. Снимаю шляпу перед этими смелыми людьми.
В воспоминаниях речь идёт о первом мотоцикле, который Е.Волынский приобрёл в Америке. А теперь у него восемь раритетных мотоциклов и два автомобиля! Называю их.
Мотоциклы:
Honda CB450 Black Bomber 1966,
Honda CBX1100 1980,
Kawasaki GPZ 550 1984,
Jawa 354/06 1963,
Jawa 360/00 c коляской Velorex 560-1 1972,
Jawa 362/04 Californian 1974,
MZ Saxon Country 500 1995,
Jawa 634/00 1974.
Авто: Sааb 96 Deluxe 1968 год.
Sааb 900s 1989 год.
Внушительная коллекция, спору нет! Чтобы вы знали, всю эту технику Евгений тщательно реставрировал своими руками!
Мне легко писать об этом. А вот реанимировать ретро автомототехнику - это очень-очень сложный процесс. Вот слова Жени об этом: - Еbaу все время используется для поиска редких деталей. Это неотъемлемая часть работы! Или другой вартант - поиск по клубам энтузиастов. Для мотоцикла Нonda СВ 450 много деталей шло из Таиланда. Это обычно очень долго...
Кстати, свою коллекцию Е.Волынский регулярно демонстрирует на соответстаующих тематических слётах. Молодец!
Есть вопросы, которые Женя не может решить сам и поэтому  обращается к специалистам. Например, покраска автомобиля или ремонт коробки переключения передач на Saab 900s, требующий её полной переборки. Не буду грузить вас тонкостями этого дела. Вы уже и так поняли, что хобби Евгения требует не только соответствующих знаний и навыков, а и целеустремлённости, терпения и, конечно же, немалых денег. Именно это обстоятельство и постоянная работа с реставрацией техники не даёт моему другу много путешествовать. Это право он предоставил жене Наташе. А сам отправляется в туры не так часто. Вот и подошли мы к ключевому моменту жизни Е.Волынского в Америке. Женя и Наташа вместе с сентября 2003 года.
Наташа - художник по образованию, закончившая Санкт-Петербургскую художественно-промышленную академию имени А. Л. Штиглица.
И это чувствуется во всем! Она работет учительницей в школе, где преподаёт   историю искусств, рисование и графику, керамику и цифровую фотографию. А на каникулах ездит по миру, не расставаясь  с фотоаппаратом. Сначала у нее был Nicon, но она женщина очень продвинутая и переключилась на зеркальный Оlimpus ML1,  когда он появился в продаже. Он значительно легче и выдаёт отличное качество снимков. Я видел Наташины работы и был восхищён. Чувствуется рука мастера -
художника-профессионала. Вы можете в этом убедиться сами,  пройдя по ссылке:
https://nataliamaks.wordpress.com/
Честно говоря, жена не очень-то понимает сколько в коллекции  техники и какой, при этом безусловно поддерживает хобби своего мужа. В семье царит гармония. Кстати, в июне 2022 года Евгений летал к своим родителям в Германию. Оттуда он сделал бросок в Вильнюс. Сказалась его страсть к путешествиям. Это было его первое посещение бывшей республики СССР за 31 год, что он живёт в США.

Такой штрих к портрету моего друга. Живёт Евгений в городе Fort Lee штата New Jersey. Даже многие американцы не знают, что на рубеже XX века именно в Fort Lee зарождалась киноидустрия США и лишь потом переместилась в Голливуд. Этот город расположен на берегу реки Гудзон с мостом Джорджа Вашингтона через неё. А на другом берегу находится знаменитый район Нью-Йорка Манхеттен, куда и ведёт этот мост. Славное место жительства у Жени, согласитесь. Как признаётся Евгений Волынский, когда его нога стала на американскую землю, он ощутил огромный прилив адреналина, был рад и счастлив, НО!!! Уже вскоре адреналин перестал зашкаливать и эйфория прошла. Нужно было решать чисто житейские вопросы - где жить и работать, как узаконить своё пребывания в стране и многое другое. Добавлю, что Женя довольно быстро адаптировался к разнице во времени и к новой стране, где намерился жить. Он вообще человек коммуникабельный и лишенный комплексов. Как все было 31 год назад, лучше всего знает Женя. Предоставляем ему слово. - Я помню все хорошо в деталях. Первые несколько дней жили у только что приехавших родственников первой жены в Бенсенхерсте. Это район Бруклина. Потом месяц жили на квартире, которую снял знакомый жены, но не переехал в нее (что-то его задержало).  Мой знакомый по двору из Москвы уже несколько лет жил в Нью-Йорке. Я ему позвонил и спросил насчет работы. Он мне сказал через несколько дней приехать на угол 42 улицы и 9 Авеню в Манхэттен в 8 утра . Меня будет ждать машина. Я приехал, машина ждала. Привезли на склад в Нью- Джерси. Это было 3 мая 1991 года. Так я и начал работать подсобным рабочим в известной  компании МВL Іntrernational. Это были очень известные люди в русскоязычной общине (Миша, Боря, Леня-
фантастические
гешефтмахеры!). Торговали всем! У них была большая компания CоmputerLand, которая продавала компьютеры IBM в Америке и также они собирали из китайских деталей компьютеры для России. Люди из Москвы знают этот магазин на Кутузовском проспекте, там во времена СССР был магазин
«Дом Игрушки». Работал помощником на складе. Начальником был отец презедента компании Миши. Его звали Лазарь, бывший слесарь из трамвайного депо в Ленинграде. И тут я со своим образованием и
московским снобизмом! Приходилось приспосабливаться. Права на работу у меня еще не было. Платили наличными. Делал все, что говорили. Там были одни родственники или друзья владельцев. Познакомился с интересными людьми из  Москвы, Ленинграда и Гомеля. Потом у человека, который меня туда устроил, сломалась машина и он купил себе новую. Старую я починил за пару дней прямо перед складом. Вымыл карбюратор и соленоид стартера. Так у меня появилась машина через полтора месяца после приезда. Жизнь налаживалась!
За месяц до нашего отьезда, двоюродный брат моей жены женился. На свадьбе его невеста сказала нам , что ее сестра с мужем уже 2 года живут в Нью-Йорке и дала нам их адрес. Мы приехали к ним в гости через месяц или два после приезда в Штаты и это было чудо! Саша и Марьяна предложили переехать к ним и делить квартиру пополам. Это были люди нашего круга. Саша -доктор медицинских наук - онколог, сын главного архитектора Москвы, а его жена - дочь профессора Айвазяна - главного в СССР по статистике и правнучка художника Айвазовского. Они нам очень помогли! Скажу, что все прежние регалии были забыты! Сашка учился, чтобы сдать экзамен на врача в США, я подметал пол на складе и грузил контейнеры с компьютерами для отправки в Россию. Мы собирали пустые пивные банки с Сашей по дороге с метро, чтобы купить сигареты. Были молоды, счастливы и полны надежд! Все надежды оправдались! Саша теперь - главный судебный мед.эксперт штата Род Айленд.  Ему надоели живые пациенты (смеюсь!).
Понимаю, что это мое невероятное везение на хороших людей! За что я очень благодарен судьбе! В МBL я проработал 4 года. За это время я развелся, переехал, сменил несколько адресов, познакомился с ещё большим количеством интересных людей, переехал в через реку Гудзон в штат Нью-Джерси. В этом уже помогли новые друзья из Риги. Когда  меня уволили, было нелегко морально, но пособие по безработице я получал и читал много книг. Потом меня устроили те же рижские друзья работать грузчиком в мебельный магазин в Бронксе к своим родственникам. Это была интересная школа жизни! Там я проработал два года, продавая и доставляя мебель. А потом мой друг Марик, в 1996 году ушёл из Allied Signal и пристроил меня туда техником. То есть, принес им мое резюме , меня интервьюировали 7 человек и взяли! Это была первая работа в настоящей большой американской корпорации. С тех пор там и работаю, нас уже три раза перепродавали. Сейчас я начальник отдела по тестированию пластиковых материалов для автомобильной и других промышленностей. Вот и вся моя жизнь, - заканчивает свой интересный рассказ Женя. Я же его несколько дополню. Дело в том, что вся работа Евгения с 1996 года связана с тестированием различных материалов, под началом
таких видных  ученых с мировым именем, как Игорь Палей и Валерий Коган. Игорь - это один из очень известных изобретателей материалов. Allied Signal, Honeywell и ВASF - крупнейшие технологические компании мира.  Игорь Палей придумал и запатентовал материал SpectraShied - пуленепробиваемый легкий материал, используемый для бронежилетов и  касок. У этого материала огромное применение. От лески и рыболовецких сетей, до защиты личного состава, кабин самолетов, вертолетов и самоходного оборудования от пуль и осколков.
Главный конкурент Спектры  это Кавлар, но он тяжелее. Вот такая вам дополнительная информация.

Скажу, что мой друг Евгений Волынский - это обобщающий образ невозвращенца того времени. Ведь такой нелёгкий путь прошли большинство из них. И снова прямая речь Евгения. - Америка по прежнему это край неограниченных возможностей! Конституция США гарантирует
«возможность добиться счастья». Это было написано в 1776 году и остается правдой до сих пор! По крайней мере, для меня и всех моих друзей, которые приехали сюда в разные годы.

Без преувеличения скажу, что я горжусь Женей - замечательным человеком с удивительной судьбой. Заканчивая этот материал сообщу, что в 2021 году вышла из печати моя уникальная книга "История мотоспорта Александрии в фотографиях", в которую вошли 559 исторических снимков, начиная с 23 мая 1954 года и до наших дней. Эта книга успешно пересекла самолётом океан и оказалась в руках Евгения Волынского. Он был в числе первых обладателей этого хроникально-документального издания. А наша дружба продолжается, друзья!


Рецензии