О рассказе Натальи Брашкиной Отче наш

       В рассказе Натальи Брашкиной «Отче наш» представленном на обсуждение ЛитО первого октября, несмотря на небольшой объем, затронуты настолько важные вопросы что, по-моему, его следует отнести к жанру философской фантастики. Это не бросается в глаза видимо оттого что, принимаясь за фантастический рассказ, читатель обычно ищет развлечений и не настроен на серьёзные размышления о судьбах человечества. А не найдя головокружительных сюжетных поворотов он может испытать разочарование. По-моему рассказ «Отче наш» требует неоднократного прочтения и вряд ли может рассчитывать на безусловный успех у широкого круга читателей.
 
       Субъективно мне показалось, что довольно сложно сразу выделить основную идею или идеи произведения. Отвлекает сеттинг и элементы антуража.
       Первое что бросается в глаза – это тема взаимоотношений между искусственным человеком и создавшими его людьми. Изначально робот был задуман помощником человека, но вследствие разнообразных обстоятельств их отношения могут переходить в неожиданные плоскости и носить непредсказуемых характер. Об этом писали многие фантасты и в результате теперь довольно сложно сказать на эту что-то принципиально новое. Но нужно отдать автору должное. Наталья Брашкина ни разу на протяжении всего произведения не называет искусственного человека роботом, андроидом или кем-то ещё подобным. У неё это ИИ – искусственный интеллект, который предстаёт в образе голограммы и по всей вероятности не имеет реального физического воплощения. Таким образом, известная проблема переноситься в несколько иную, более соответствующую современности плоскость. На сегодняшний день наиболее интересным, по-моему, является вопрос: «Может ли ИИ когда-нибудь осознать себя и стать личностью?» И он пересекается с ещё более важным вопросом: «Насколько осознанно живёт и поступает сам человек?

       Обращает на себя внимание и другой вопрос, поднятый в рассказе «Отче наш» – это отношение людей будущего и созданного ими подобия человека к религии. Невозможно, даже просто перечислить писателей-фантастов, обращавшихся к этой теме. Но в рассказе «Отче наш», пожалуй, можно говорить лишь о неком варианте псевдорелигии. Она проявляется лишь в том, что ИИ с лёгкой руки Эрдана назначается вершителем судеб человечества.

       Следующий интересный, на мой взгляд, вопрос – это личность главного героя Эрдана. По сюжету он перестал интересоваться делами человечества и фактически покинул его, погрузившись в состояние «стазиса». Но хотя он и разочаровался в человеческой цивилизации, всё же продолжает интересоваться вехами её развития. Эта тема далеко не нова. Герои-одиночки, противопоставляющие себя обществу, обычно вызывают сочувствие у читателей. И часто именно такие персонажи фантастических, и не только, произведений оказываются востребованными в критических ситуациях. Зачастую они оказываются спасителями человечества.

       Все вышеперечисленное настолько занимает внимание, что автор был вынужден в ходе обсуждения на заседании ЛитО напомнить, что рассказе поднимаются и другие темы, на которые никто не обращает внимания. Например: необходимость в будущем повсеместного контроля над рождаемостью.
       Тогда, если учесть замечание автора, отвлечься от сеттинга и элементов антуража, можно попытаться выделить и сформулировать основные идеи рассказа: «Опасность перенаселения планеты Земля, связанные с этим проблемы и необходимость космической экспансии человечества».
       Это, на мой взгляд, вполне актуальная проблема, и здесь, видимо, уместно упомянуть великого учёного Константина Эдуардовича Циолковский, которого заслуженно считают «отцом русской космонавтики». Он поднимал упомянутую проблему ещё более ста лет назад. По совокупности содержания своих философских сочинений сам Циолковский называл их «Космической философией».

       Главный герой рассказа Натальи Брашкиной «Отче наш» Эрдан пытается спасти человечество, сомневаясь в том, что оно способно решить свои проблемы самостоятельно. Но, по-моему, он не выглядит ярким, харизматичным персонажем вызывающим сочувствие у читателя. Да и перекладывание главным героем произведения ответственности за судьбы человечества на ИИ выглядит, по-моему, по меньшей мере печально. Поэтому в целом я рассматриваю рассказ «Отче наш» как предупреждение о том, чего нельзя допустить, и что человечество должно постараться избежать возникновения описанных ситуаций.


Рецензии