Операция Аргонавт. Подготовка

Сегодня мы вспомним об одном из ключевых событий зимы 1945 года. В это время Красная армия уже вела боевые действия на территории Германии. Оставались считанные месяцы до падения гитлеровского рейха. Что будет с Европой после войны? Лидеры союзных держав – США, Великобритании и СССР – все чаще задумывались об этом. В это время в строжайшей тайне уже полгода готовилась их очередная встреча. На этот раз в Ялте. Именно она должна была решить будущее послевоенного мира. Учитывая, что именно на этой конференции были решены многие вопросы послевоенного устройства на планете Земля, я решил разделить свою статью на несколько частей.  Сегодня речь пойдет о подготовке к конференции в Ялте.

Последние месяцы Великой Отечественной войны были богаты знаменательными событиями, которые оказали серьезное влияние на последующее переустройство мира. Капитуляция фашисткой Германии — самое знаменательное из них. Заключительные крупные наступательные операции советских войск и занятие Берлина оказали решающее влияние на исход войны.

Франция и Польша: Освобождение

6 июня 1944 года началась крупнейшая в мировой истории десантная операция. К берегам оккупированной немцами Франции подошли семь тысяч боевых и транспортных судов. В небе над Ла-Маншем кружила британская авиация. Операция под кодовым названием «Нептун» началась ночью 6 июня. На берег сошли 156 тысяч солдат и были заброшены 24 тысячи десантников-парашютистов. На земле их ждала вооруженная до зубов седьмая армия вермахта, встретившая военных перекрестным пулеметным огнем. Командующий 1-й американской армией генерал Брэдли готовился отдать приказ об отступлении. Только на следующий день, 7 июня, отдельной группе десантников все же удалось захватить береговую полосу. Так началось освобождение северной Франции.

Высадка в Нормандии стала первым этапом стратегической операции «Оверлорд». К концу июля был захвачен глубокий плацдарм на побережье, а уже 25 августа был освобожден Париж. Немецкие войска отступили из северной Франции и заняли оборону на укреплённой линии Зигфрида в Бельгии. Здесь союзники увязли в тяжелых боях. Наступление было остановлено практически на 4 месяца. 16 декабря 1944 года немецкие войска перешли в наступление в Арденнах. Впоследствии его назовут атакой отчаявшихся. Немцы бросили в бой последние силы, всего за неделю они прорвали фронт союзников и оттеснили их на 90 километров. Было разгромлено несколько американских дивизий. Под угрозой оказалось само существование западного фронта. В этот момент Черчилль, переступив через самолюбие, пишет письмо Сталину с просьбой ускорить сроки наступления.

В январе 1945 года Красная армия освободила большую часть Восточной Польши и стояла на подступах к Варшаве. Шла перегруппировка войск и пополнение резервов. Дальнейшее продвижение войск было запланировано на 20 января. Получив телеграмму от Черчилля, Сталин отдал приказ начать наступление на неделю раньше. В операции по форсированию Вислы и Одера участвовало более двух миллионов солдат. За 20 дней армия преодолела 500 километров. Чтобы остановить русских, Гитлер отдал приказ срочно перебросить из Арденн на восток несколько свежих дивизий. Так, благодаря Красной армии, Западный фронт был спасен.

В Лондоне и Вашингтоне с тревогой наблюдали за успехами Красной армии. Союзники боялись потерять контроль над Восточной Европой. Нужно было срочно договариваться со Сталиным о послевоенном мире. Летом 1944 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт настойчиво приглашали Сталина приехать на мирную конференцию. Черчилль предложил назвать эту встречу кодовым словом «операция Аргонавт».

В начале 1945 года, когда успешный исход войны уже был предрешен, действия союзных армий и авиации еще нуждались в координации и более того возникла необходимость организовать встречу глав правительств Советского Союза, США и Англии.
 
Предстояло наметить решения политических проблем, которые уже вырисовывались в ожидании скорого окончания войны с Германией, на пороге завершающего этапа борьбы с Японией на Дальнем Востоке.
 
Для решения вопроса послевоенного устройства мира лидеры СССР, США и Великобритании решили в феврале 1945 года собраться в Крыму.

16 сентября 1944 года военные действия на Черном море завершились и Черноморский флот был исключен из состава действующих. За время боевых действий флот потерял крейсер, 14 эскадренных миноносцев и лидеров, 28 подводных лодок, 2 сторожевых корабля, 20 тральщиков, 54 охотника за подводными лодками, 60 торпедных и 43 сторожевых катера, 1126 самолетов.

Безвозвратные потери составили 8144 офицера, 12 596 старшин и сержантов и 61654 матроса и солдата. 83 соединения и части Черноморского флота были удостоены правительственных наград и отличий, более 50 тысяч награждены орденами и медалями, а 227 черноморцев стали Героями Советского Союза. В ознаменование 20-летия Победы в Великой Отечественной войне Черноморский флот был награжден орденом Красного Знамени.
 
В начале февраля 1945 года Черноморский флот снова привели в повышенную боевую готовность. Ему предстояло обеспечить встречу Сталина, Рузвельта и Черчилля в Ялте. Флот был готов к отражению внезапных налетов авиации противника. Пока шла встреча, в немедленной готовности к вылету находилась вся истребительная авиация. Была повышена готовность зенитной артиллерии, а в море патрулировала крупная группировка надводных кораблей.
 
В начале 1945 года, руководители трех союзных держав со всей серьезностью начали готовиться к предстоящей конференции. Предусматривались все сколько-нибудь значимые детали, включая и кодовое название.
 
У. Черчилль направляет И. В. Сталину личное и строго секретное послание. Я жду этой важнейшей встречи, пишет он, и я доволен, что Президент Соединенных Штатов готов предпринять это далекое путешествие. Мы договорились, если Вы согласитесь, о том, чтобы в качестве кода предстоящей встречи в Ялте было выбрано слово «Аргонавт».
 
Сталин ответил согласием «незамедлительно и безусловно». Ф. Рузвельт, составляя письмо в Лондон, не удержался от комментариев: «Ваше предложение — «Аргонавт» — приветствую. Вы и я их прямые потомки». Ясно, что тем самым в секретное название конференции вкладывался определенный смысл, вполне понятный «прямым потомкам».

Для обеспечения безопасного проведения этой исторической встречи были привлечены тысячи русских, американских и британских сотрудников служб охраны и безопасности, солдаты и матросы стран участников конференции. Принимали в этом участие корабли и личный состав Черноморского Флота.
 
2 и 3 февраля 1945 года советские эсминцы и три американских морских тральщика обеспечивали перелет американской и британской делегаций в Саки. В Севастополь прибыл штабной корабль Средиземноморского флота США «Катоктин».

К выполнению правительственного задания, которое было поручено Черноморскому флоту, готовились тщательно и скрытно. Подготовка кораблей группы обеспечения проходила под контролем исполняющего обязанности Командующего ЧФ вице-адмирала Басистого - начальника штаба ЧФ. Предварительно с каждым командиром корабля была проведена индивидуальная беседа. Первого февраля 1945 года отряд военных кораблей ЧФ для обеспечения перелетов президентских самолетов уже находился в море, каждый командир корабля имел боевое распоряжение и инструкции о порядке взаимодействия сил флотов и авиации.
 
Корабли были рассредоточены на 300 километровом отрезке по маршруту Бургас — Саки с интервалом 30-40 миль. В эти дни погода была очень плохая — низкая облачность и дул сильный ветер. Различить самолет на фоне затянутого облаками неба было не возможно. Точное время перелета президентских самолетов из болгарского города Бургас до советского города Саки держалось в тайне

8 января 1945 года народный комиссар внутренних дел Л. П. Берия подписал сов.секретный приказ № 0028 «О специальных мероприятиях по Крыму», которым предусматривалось приведение в готовность зданий и оборудования, организация связи и чекистско-войсковая охрана объектов, предназначенных для размещения участников Крымской конференции. Вскоре он подписал еще один приказ — «Об организации и обслуживании связи между Москвой и Крымом».
 
А уже в конце месяца, 27 января, Берия направил Сталину докладную записку об окончании подготовительных мероприятий по приему, размещению и охране участников Крымской конференции.

 В докладной Л. Берии от 27 января 1945 года И. В. Сталину аэродрому Саки было отведено значительное место. Аэродром Саки располагался в 65 километрах северо-западнее Симферополя. Он имел две бетонные взлетно-посадочные полосы, одна длиною 1400 метров, другая 1000 метров и мог обеспечить прием самолетов всех типов. Наряду с этим были подготовлены аэронавигационное оборудование, метеослужба, связь и места стоянки самолетов. Проведен подбор и укомплектование обслуживающего персонала и переводчиков.
 
В качестве запасных аэродромов, на случай закрытия туманами аэродрома Саки, планировалось использовать аэродромы: Сарабуз (Крым), Геленджик (район Туапсе) и Одесса.
 
Далее Берия сообщает вождю, что для заправки самолетов доставлено на место 1500 тонн авиабензина «Б-100» и соответствующее количество авиа масел.

20-го января т. г. аэродром Саки посетил американский генерал Хилл, который заявил, что аэродром полностью подготовлен к приему самолетов английской и американской делегаций, а отдельные помещения обеспечивают нужды летно-технического состава.

В начале 1945 года, несмотря на то, что советские войска подошли к границе Германии, враг еще был силен и коварен. Планируя встречу глав союзных держав на аэродроме Саки, командование знало, что Крым находится в радиусе действия немецкой авиации, находившейся в Северной Италии и Австрии, поэтому нападение с воздуха не исключало.
 
Для противовоздушной обороны Крыма было выделено 160 истребителей ВВС Военно-Морского флота и истребительной авиации ПВО Красной армии, которая дислоцировалась на аэродромах Альма-Тамак, Качи, Куликово поле, Херсонесский Маяк. Самолеты должны были действовать на перехвате противника в море на расстоянии 100-150 км и на всей территории Крыма, а ночью вне зоны зенитной артиллерии.
 
Для прикрытия аэродрома Саки и обеспечения базирования англо-американских самолетов на аэродроме имелось 155 зенитных пушек, в том числе 7 батарей 85 мм, 2 батареи 40 мм и 4 взвода 30 мм пушек, ПВО аэродрома оснащена одним прибором «СОН-2»и одним «РУЗ-2».
Батареи ПВО аэродрома были рассчитаны на ведение семислойного огня на высоту до 9000 метров прицельного огня на высоту 4000 метров и заградительного огня на расстояние до 5 километров до аэродрома.
 
Истребительная авиация ПВО аэродрома Саки состояла из 32 самолетов, из них — 6 ночников «Китихаук» . Кроме того, на аэродроме Сарабуз базировалось два полка истребительной авиации в составе 55 самолетов «ЯК-9» ПВО страны, которые одновременно могли быть использованы и для защиты аэродрома Саки.
 
Для усиления противовоздушной обороны аэродромов Саки и Сарабуз Командованием ВВС Военно-морского флота были вызваны из других авиачастей 90 истребителей и полк защитной артиллерии в составе 24 пушек 85 мм и 30 пушек мелкокалиберной зенитной артиллерии.
Начальником ПВО аэродромов приказом Наркома Военно-морского флота был назначен командующий ВВС Черноморского флота генерал-полковник Ермаченков.
 
Ответственными за обеспечение должностного порядка на аэродроме Саки приказом Берии были назначены генерал-майор В. М. Новиков — заместитель начальника 1-го отдела Главного управления контрразведки «Смерть шпионам» (СМЕРШ) Наркомата Обороны СССР и полковник Г. С. Ананов из 3-го управления НКГБ СССР .
 
Забегая вперед, отметим, что после успешного завершения Крымской конференции, 1021 человек были представлены к награждению орденами и медалями, из них 782, т. е. 76 % сотрудники комитета госбезопасности и комитета внутренних дел.
 
Несколько лет спустя посол СССР в Великобритании Ф. Т. Гусев рассказывал: «Помню, с каким большим волнением ожидали мы прибытия союзников на аэродром. Каждый из нас ощущал себя причастным к событию огромной исторической важности. От исхода встречи в Крыму зависели судьбы мира»
 
Для того, чтобы провести встречу руководителей великих держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании на крымской земле, требовалась большая организационная работа.
 
Организация и руководство на месте всеми подготовительными работами были возложены на первого заместителя наркома МВД СССР Круглова С. Н.
 
Предусматривались работы по ремонту дворцов и зданий в Ливадии, Кореизе и Алупке. Круглову С. Н. предписывалось организовать работы таким образом, чтобы каждый объект (имелись в виду Ливадия, Кореиз, Алупка) представлял собой законченное самостоятельное хозяйство.
 
То есть, каждый объект должен быть обеспечен электроэнергией, водоснабжением, продовольствием, связью, автотранспортом, топливом, горючим, продовольственными складами, холодильными установками, необходимыми запасными частями и материалами.
 
В течение двух месяцев (декабрь 1944 г. — январи 1945 г.) были проведены работы большого объема. Достаточно сказать, что для этих целей в Крым было доставлено более 1500 вагонов различных материалов, оборудования, мебели. Только на приведение Ливадии в порядок было затрачено 20 тысяч человеко-дней.
 
27 января 1945 года на имя Председателя ГКО И.В. Сталина поступила докладная записка от наркома МВД СССР об окончании подготовительных работ для приема, размещения и охраны участников Крымской конференции.

В документе сообщалось, что на данный момент подготовлены и соответственно оборудованы три дворцовых здания (Ливадийский, Алупкинский, Кореизский), шоссейная дорога, которая их связывает, приведена в должный порядок.

В бывшем Юсуповском дворце, который был определен для советской делегации, в его главном корпусе было подготовлено 20 комнат площадью 610 м2, в том числе прием зал в 77 м2. Подготовлены были три корпуса, прилегающие к основному зданию дворца, из 30 комнат площадью 550 м2. Все помещения оборудованы мебелью, постельными принадлежностями, сервировкой и другим инвентарем. Помещения были обеспечены автономным электроосвещением, водоснабжением, отоплением, вентиляцией, горячей водой, холодильными установками.
 
Во дворце был организован узел связи: станция ВЧ, телеграф «Бодо», которые обеспечивали связь с Москвой, фронтами, со всеми пунктами страны. АТС, которая действовала внутри дворца, а также с английской и американской делегациями, с портами и аэродромами.
 
Было сооружено бомбоубежище 1-й категории, где в качестве защитного устройства уложен железобетонный тюфяк 2-метровой толщины, покрытый слоем песка в один метр, а против действия взрывной волны — здание на глубину до 5 метров было обложено бутовым камнем. Бомбоубежище расположено в 100 метрах от дворца, состояло из 3 комнат площадью 61 м2, имело два самостоятельных хода, обеспечивалось электроэнергией и необходимыми средствами связи.
 
Дли размещения главы американской делегации и его ближайшего окружения был подготовлен Ливадийский дворец с 43 комнатами площадью 1902 м2. Для сопровождающих лиц 48 комнат площадью 1203 м2 в бывшем свитском корпусе. Кроме этого, для обслуживающего персонала в Ялте было организовано общежитие с самостоятельной кухней и столовой на 60 мест. При необходимости в общежитии можно было разместить 100 человек.

В Ливадии была налажена работа отопительной системы, водопровода, электроосвещения, горячего водоснабжения. Во дворце была установлена АТС на 20 номеров, которая связывала с помещениями советском и английской делегаций, а также с портами и аэродромами. В подвале дворца было оборудовано бомбоубежище 2-й категории (гарантировавшее здание от обвала). Были приведены в порядок парк и подъездные пути к дворцу.
 
20 января американский адмирал Олсен осмотрел помещения американской делегации и дал хорошую оценку.
 
Для размещения главы английской делегации и его ближайшего окружения в главном корпусе бывшего Воронцовского дворца были подготовлены 22 комнаты площадью 600 м2, в том числе три отдельные трехкомнатные квартиры со всеми удобствами.
 
В бывшем Шуваловском корпусе дворца были подготовлены 23 комнаты площадью 899 м2 для участников конференции, в 2 километрах от дворца были подготовлены два здания из 23 комнат площадью 546 м2, а также 24 комнаты в доме отдыха военного округа как общежитие на 100 мест. Были приведены в порядок парк и подъездные пути. Организована АТС на 20 номеров, которая давала возможность поддерживать связь с советской и американской делегациями обеспечивать связь с портами и аэродромами.
 
В распоряжение американской и английской делегации выделялись до 15 легковых автомашин, 20 автомашин «виллис» и 5 грузовых автомашин. Ко всем телефонным станциям были прикреплены сотрудники, владеющие английским языком. Было налажено продовольственное обеспечение для всех делегаций. На объектах созданы запасы живности, дичи, гастрономических, бакалейных, фруктовых, кондитерских изделии и напитков. Из ближайших районов организована доставка различной живности, дичи, свежей рыбы, вин, фруктов и других продуктов. Специально была оборудована хлебопекарня с квалифицированными работниками хлебопечения, на месте была организована ловля свежей рыбы.

 Для обеспечения своевременной доставки корреспонденции из Москвы на время работы конференции выделялось 10 самолетов. Для выполнения специальных заданий главы советской делегации на месте стояли в готовности два самолета дивизии особого назначения ВВС КА, пилотируемые генерал-майором авиации Грачевым и подполковником Асафьевым.

Для обеспечения охраны и безопасности участников Крымской конференции и обслуживающего персонала весь район пребывания и передвижения участников был разбит на пять оперативных секторов.

Первый сектор — аэродром Саки — город Симферополь;
Второй сектор — город Симферополь;
Третий сектор — город Симферополь — Алушта включительно;
Четвертый сектор — город Алушта — Ялта — Байдарские ворота включительно;
Пятый сектор — Байдары — город Севастополь.

Для регулирования движения на шоссейных дорогах Саки — Симферополь — Алушта — Ялта — Севастополь — Симферополь был задействован специальный батальон (120 чел.), прикомандированный из Москвы. Были проведены все необходимые мероприятия, обеспечивающие прием тяжелых самолетов, судов и пропуск литерных поездов, с организацией в аэропортах необходимых помещений для устройства личного состава экипажей самолетов и их питания.
 
20 января 1945 г. аэродром Саки посетил американский генерал Хилл, который отметил, что аэродром полностью подготовлен к приему самолетов английской и американской делегации, а отведенные помещения (на 500 мест) обеспечивают нужды летно-технического состава.
 
Для стоянки английских и американских судов был выделен порт Севастополь. Здесь были созданы запасы топлива, питьевой и котельной воды. Приведены в должное состояние причалы, маяк, навигационное и противолодочное оборудование, проведено дополнительное траление в бухтах и по фарватеру, подготовлено достаточное количество буксиров и других плавсредств.
Аналогичные работы проведены в порту Ялта, который при хорошей погоде мог быть использован для стоянки кораблей.
 
Учитывая обстоятельства военного, периода и то расстояние, на котором находился Крым от линии фронта на период Крымской конференции, были приняты меры по обеспечению района Ялты — Ай-Тодора — Симеиза противовоздушной обороной средствами ПВО. Сюда было доставлено 70 орудий среднего калибра, 120 орудий мелкокалиберной зенитной артиллерии, 99 зенитных пулеметов и 25 зенитных прожекторов. Для прикрытия Крыма с воздуха было выделено 160 истребителей ВВС ВМФ и истребительной авиации ПВО Красной Армии. Это были самолеты ЯК-3 и ЯК-9. Экипажи самолетов в основном — «ночники». Предполагалось, что днем самолеты будут действовать на перехвате противника в море на расстоянии до 100—150 километров и на всей территории Крыма, ночью вне зоны зенитной артиллерии. Командующим всех средств ПВО на территории Крыма был назначен начальник ПВО особого района генерал-лейтенант артиллерии Лавринович Л. П.
 
Советским руководством принимались особые меры по обеспечению охраны конференции как общего плана, так и каждой делегации в отдельности.
 
НКВД СССР заблаговременно, до начала конференции направило в Крым четыре полка войск НКВД, в том числе полка специально подготовленных для несения охраны 500 человек особо отобранных офицеров охраны, 1200 человек оперативных работников, мотоциклетный отряд в 120 человек.
 
Для охраны главы советской делегации, кроме имеющейся охраны, дополнительно было выделено в распоряжение т. Власика Н. С. (нач. охраны Сталина) 100 оперативных работников и отряд охраны из 500 человек бойцов сводного полка НКВД.

Для американской и английской делегаций были назначены начальники охраны и коменданты помещений.
 
Был установлен строгий пропускной режим и для обслуживающего персонала. Вокруг помещений глав делегаций были установлены дна кольца войсковой охраны, а с наступлением темноты организовывалось третье кольцо войскового дозора со служебными собаками.

 Для охраны шоссейных дорог Крыма, разбитых па 5 секторов (которые упоминались ранее), где было организовано семь контрольно-пропускных пунктов, было выделено 1800 бойцов и командиров и 783 оперативных работника, а также 10 переводчиков. Каждый сектор охраны действовал в радиусе 20 км.
 
Для доставки советской делегации в Крым во главе со Сталиным был подготовлен специальный поезд, была разработана специальная система его охраны.

 Надо заметить, что советская делегация па Крымскую конференцию прибыла поездом из Москвы в Симферополь 1 февраля 1945 года. И. В. Сталин на легковой машине сразу отправился на Южный берег Крыма, а В. М. Молотов остался на некоторое время в Симферополе. Затем выехал в Саки, чтобы встречать американскую и английскую делегации.


Рецензии