Кто родня хазар?

Scythia Hyrcanica

"Но самым ходовым, прибыльным товаром были рабыни, белые женщины.На севере простой меч стоил 40 дирхем, копьё 35 дирхемов,  рабыня (на севере)- 70 дирхемов, рабыня (на востоке) - 2.250- 15.000 дирхемов. Прибыль,которую получали при этих операциях была совершенно непомерной. Поэтому эти дальние путешествия были оправданы".
Вероника Мурашева.

Вверху: Генетическая диаграмма, выполненная международным коллективом генетиков, показывающая соотношение между европеоидами/кавказоидами (West Eurasian) и монголоидами (East Asian) в генетическом пуле современных народов Средней Азии и Синьцзяна (Китай). Все данные касаются mtDNA линии происхождения. Условные "претенденты" на еврейское происхождение среди представителей Хазарского каганата  должны были иметь  низкий процент East Asian и относительно высокий West Eurasian. В зонах межрасовых контактов такое явление предсказуемо. Даже в тюрьмах США, например, принцип землячества до сих пор выстраивается по расовым признакам. Нетрудно заметить факта возрастания монголоидности по мере приближения к Монголии, древнетюркскому региону (Зап. Монголия, Саяно-Алтай) и Китаю и наоборот уменьшения по мере продвижения к регионам, где коренное население было связано в первую очередь с индоевропейскими популяциями или теми, чьё этническое прошлое имеет отношение к народам древней Анатолии, доиндоевропейским насельникам Ирана и жителям стран Леванта. Что же касается, напр., пуштунов Афганистана и Пакистана, то для их накопления в историческом Хорасане характерна ситуация наличия всё же собственных женщин, а не заимствования чужих. Оттуда, откуда они пришли- Конфедерация Дахистан/Dahaestan на Южном Урале и прилегающих территориях- не было тех монголоидных представительниц женского пола, процент которых очевиден среди современных тюркоязычных и отчасти ираноязычных популяций,напр. таджиков. У них процент монголоидности со стороны материнской линии происхождения такой же как у туркмен. Последние однако по отцовской линии почти на 100 % West Eurasian. Туркмены вообще должны быть - аугасии (augasioi) античных источников и этот этноним,возможно, присутствует в орониме "Афганистан" и этнониме "auga" среди части монголов. При естественном положении дел- Средняя Азия и Синьцзян должны были сохранять свой прежний антропологический облик. Судя по диаграмме, популяции Ср. Азии и Синьцзяна в результате не до конца выясненных исторических коллизий испытали резкую нехватку собственных женщин и оказались в зоне контактов с более доступными и многочисленными женщинами East Asian происхождения. И эта эпоха избытка монголоидных женщин с одновременным угасанием показателя процентного соотношения собственных не могла набрать обороты в период доминирования племён ираноязычного круга. А те потомки арийских племён, которые из Гиндукуша, Памира и Гимилаев, устремившиеся в глубину полуострова Индостан на фоне такой же нехватки собственных женщин получили в свой генетический пул менее, так сказать, "дефицитных" и более доступных местных дравидок, хотя индоарийские религиозные представления не приветствовали подобные браки. Обратите внимание насколько сушественный процент европеоидных женщин набрали дунгане- китайцы по языку и происхождению. Престиж мусульманской религии должен быть связан с этим показателем у дунган. Идея принадлежности своего клана к "потерянным коленам Израиля" могла стать  навязчивой и привлекательной  среди представителей одной из популяций с выраженным компонентом West Eurasian, причём, в первую очередь тех, кто мигрировал в Вост. Европу и Сев. Кавказ, где на фоне явного преобладания европеоидов они оказались как-бы "своими". Абрахамитство этими мигрантами должно было восприниматься как духовное наследие европеоидов/кавказоидов, причём гораздо более "продвинутое" и престижное, чем их собственные традиции язычества. В результате им осталось лишь сделать правильный для своих интересов выбор.


КТО РОДНЯ ХАЗАР?

Русскоязычная Википедия (Статья "Рахдониты") об одном из четырёх основных торговых маршрутов еврейских странствующих купцов рахданитов: "Через Центральную Европу в земли славян и Хазарский каганат, в акваторию Каспия, затем в Балх (в пригороде Балха существовала еврейская колония Яхуданак), затем в Мавераннахр (Среднюю Азию) и Китай".

Разберём эту цитату из Википедии. Араб. "Мавераннахр" (ивр. Ma'avar le-nehar) - "Заречье", где элемент "ma-" не будучи основой, не несёт смысловой нагрузки. Уточним,-  ma'avar есть производное от ивритско-арамейского 'ever (гIевер) "side/bank of river" и 'avar (гIавар) - "the Land beyond/across of..". Название еврейской колонии "Яхуданак" носит следы парфянской речи (ср. Aparnak "апарские", "апаровы") и переводится как "иудейские/иудеевы".  Упомянутый Балх- это Хорасан. Как мы видим в Ср. Азии имелось своё собственное "Заречье", сам факт наличия которого в интерпретации заинтересованных лиц, при необходимости, могло преподноситься как "Заречье" Сиро-Палестины и соответственно "заселено" "потерянным коленом Израилеевым". Напомним, что в письме к хазарскому кагану Хасдай обращается к нему как к представителю именно этой категории евреев.Спрятав свои реальные этнические корни в каком-нибудь "Заречье", а затем добавив сюда же пару необходимых штрихов,- всё это, в принципе, без труда можно было преподнести как "доказательство" принадлежности к "потерянеым коленам", особенно когда подобные претензии исходят от зажиточных и влиятельных лиц. Сегодня для признания всякого рода нестандартной экзотики "потерянным коленом Израилеевым" требуется решение раввинского суда Израиля, но в средневековье не существовало ни государства Израиль, ни его религиозного суда.

Ещё одна немаловажная деталь- в иудаизме, в отличии от арабо-мусульманских канонов, Б-г не требует от рядовых иудеев строгого соблюдения каждодневных молитв- кашрут, шаббат достаточны. В иудаизме вообще никогда не было столь любимых молящимися мусульманами цитат как "верующего от неверующего отделяет молитва".

Общая картина складывалась так: "Не смейте нас третировать как поганых, мы тоже абрахамиты и даже "круче вас", ваши представления о Б-ге нас не интересуют, мы сами представляем его "избранный народ"". А для своих из немусульманского и нехристианского населения хазарская верхушка оставила в силе условие продолжения  лояльности к "клану Ашина"". 

Балх..Где он ещё фигурирует в хазарской зоне влияния? О переселении Сасанидами воинского контингента из Балха в дагестанский Агран (Ихран)- на самую границу подконтрольной тогда Хазарскому каганату территории упоминает, в частности, хроника Тарих-и Дербенд-наме. Именно "Балх",возможно, фигурирует в названии аварского села "Балахуни", жителей которого называли "бельхал". Воинский контингент Сасанидов должен был содействовать прикрытию обходного пути дербентского прохода ("Стражи Хонов") со стороны горного Дагестана. Сасанидский Иран встретился с натиском племён т.н. гуннского круга, в том числе -хазарами- раньше чем арабы. Мощные укрепления Дербента, возведённые Сасанидами должны были сдерживать их на западе, а другая стена Сасанидов ("Красная змея") на северо-востоке, в нынешнем Персидском Хорасане. Еврейская странствующая гильдия купцов-рахданитов (Jewish Rahdanite) контролировала торговую сеть от Индии и Китая до Зап. Европы и,естественно, была заинтересована в своём присутствии в центре одного из самого стратегически выгодного отрезка Шёлкового пути.

СТАЯ. ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Легко заметить, что как советские, так и российские историки всячески избегают дать ясный ответ на вопрос "кто родня хазар"? Попытаемся на него ответить. Кроме того, они постоянно акцентируют на малочисленности иудеев в каганате, признавая однако факт того, что они принадлежали к правящей верхушке, а это позволяет в корне пересмотреть их взгляд на историю Хазарского каганата. В Кавк. Албании, напр., апарно-дахов (парфян) должно было быть заметно меньше, чем местного кавказоязычного населения, говорившего преимущественно на языках лезгинской группы, источники же указывают на почётное место албан/агван в войнах, которые вели персы-рядом с персами. И не потому, что они являлись самыми храбрыми и стойкими (как пишут, напр., дагестанские историки), а просто потому, что так требовали субординация и этикет: твоё место в бою там, где положено находиться твоему законному правителю.То же самое можно сказать о русах, если принять гипотезу об их варяжском происхождение. Если правящий клан, действительно состоял из варягов, то в бою и всей дружине должно быть отведено место рядом с викингами/норманнами/данами. Совсем другое дело, если правитель отрёкся сам от своей этнической принадлежности.Поэтому историкам надлежит не пренебрегать вглядом из внутренней структуры, из иерархии в самой, так сказать, "стае". Это, кстати, одна из причин по которой призывали чужих на царство. Советские же, как и российские историки слишком увлеклись абстрактными рассуждениями со стороны, тогда как хазар, как и любой народ той эпохи, следует прежде всего рассматривать изнутри- как у них было принято, как они сами считали.Причём так считали не только они одни, но и их современники. Подсказчиками в вопросе к кому и куда им примкнуть, судя по всему, оказались странствовавшие во Шёлковому пути еврейские купцы.

Для того, чтобы найти логичный ответ на  вопрос "кто родня хазар", следует вначале правильно сформулировать, а чем собственного говоря, являлся Хазарский каганат? Союзом племён, конфедерацией или т.н. "степной империей"?

1. Правильный ответ- "степная империя". И здесь не имеет значения географическое местоположение. Все подчинены одной воле. Её воплощала личность с жужаньско-сяньбийским титулом "каган/каан".

2. Кем себя считала правящая верхушка хазар? Она приняла иудаизм, а из этого вытекает, что они являлись евреями, причём переход в иудаизм сопровождался регулярными браками с еврейками. Таким образом, галахические препятствия снимаются.Без разницы кем хазарская элита себя считала, переход в иудаизм с соблюдением иудейских предписаний обрезания, кашрута и субботы уже сам по себе достаточен для признания того или иного лица - евреем.А потомство от браков с еврейками- окончательно снимает все абсолютно препятствия и не даёт никому права в еврейском обществе сомневаться в еврействе детей евреек. Таким образом, правящая верхушка хазар с полным на то основанием может быть призана национально-еврейской.Если добавить к сказанному географический фактор, то получится, что БЛИЖАЙШЕЙ РОДНЁЙ ПРАВЯЩЕЙ ВЕРХУШКИ ХАЗАР СЕГОДНЯ ЯВЛЯЮТСЯ АШКЕНАЗЫ И КАРАИМЫ. Последние не проявляли особых симпатий к хазарам, но всё же и те, и другие - наследники хазар первой очереди. Верхушка хазар проделала путь от "квазиеврейства" к еврейству. Да, какой-то период они скорее "изображали" из себя иудеев, чем реально ими были, но со временем ситуация изменилась. Познакомившись в Вост. Европе с авраамитическими религиями, они пожелали, в рамках своих прежних языческих представлений как бы впитать их силу, приобрести то, чего им не хватает, но есть у других. И для них должно было быть очевидным, что их реальное происхождение на новом месте, среди других племён и народов не котируется вовсе- никто их не знает и не признаёт, а плыть против течения не каждому по душе. Это всё равно, что вы прибыли в Калифорнию со "славным" прошлым в образе почётного, всеми уважаемого оленевода с медалями из одного из стойбищ нганасанов и которого однажды показали по I Каналу Гостелевидения. Никто этого на новом месте не оценит и даже даст пищу для насмешек. Проще себе придумать новую родословную в соответствии с вашими антропологическими и культурно-языковыми особенностями. Известно, напр., что некоторые индивиды в процессе генетических исследований пуштунов Афганистана представились как "арабского происхождения", но генетика однако указала на индусов. То есть чужаки на новом месте проживания склонны пристраиваться к новым реалиям, предпочтениям, к уже сложившейся системе взглядов. Цепляться постоянно за старое для хазар не имело смысла. Никому их "славные" предки среди их соседей, с теми с кем им приходилось общаться- были не нужны. Обращение в иудаизм автоматически выводило их на совершенно другой уровень, хотя и очень сильно разделяло правящую верхушку от народных масс, но тогда они не придали этому значения и их всё устраивало, ведь и сам их каган тоже был табуирован, добавления новых ограничений и табу их не смущало, они к такому повороту дел привыкли. Реальный накал страстей среди народных масс начался лишь с полосой военных неудач хазар. Им не нужен был правитель, который часто проигрывает, принося им убытки и который не может на понятном для хазар магическом уровне обеспечить им покой и процветание, без разницы кто он есть в реальности- Моше Даян, Ясир Арафат или даже тов. Хрущёв.

ХАЗАРЫ ОБЩИЕ И ВНУТРЕННИЕ

3. У монголов было понятие "хамаг монгол" (общие монголы) и "нуьруьн/нирун монгол". Если использовать этот термин, то родня хазарской правящей верхушки автоматически должна попасть в категорию "истинных хазар" и это "еврейство", в первую очередь- евреи Вост. Европы. И никакой сложности в определении потомков хазар нет. Это логически вытекает из факта обращения правящего слоя кочевой/полукочевой орды в иудаизм. Гораздо сложнее, например, вопрос куда определить т.н. "митаннийских ариев", которых в нацистской Германии более правильно называли "хурритскими ариями". Они имели индо-арийские имена, клялись арийскими богами, но при этом их языком был хурритский и сами себя они считали хурритами. В данном случае, мы видим, что они- хурриты ("хурри/хурру", "хурлили", "хурвухэ") де-факто. И их первочередные наследники, естественно, - народ хурритов, а дарды-чей язык близко отстоит от того языка, который зафиксирован в именах личных и богов- это уже наследники более дальние. Поэтому без разницы, на каком языке говорили хазары, их правящая верхушка законно вошла в еврейство через принятие иудаизма и браки с еврейками. Последними их всегда могли обеспечить "с доставкой на дом" странствующие еврейские купцы-рахданиты. Иудейская Хазария - вполне самодостаточный коллектив, и если кто-то из археологов не находит их следов на раскопках, и не все современники хазар сталкивались с рахданитами в Итиле, то это вовсе не означает, что их не было.

Так как еврейская Хазария была более примитивное государство чем, напр., Арабский халифат, то мы фиксируем и использование арабских легенд на подражательских монетах Хазарии. Сам процесс смены этничности начал набирать обороты. Здесь всё логично вытекает одно из другого- арабский мир религиозным хазарам виделся более близким чем, напр., Византия. И именно на арабском они без труда сформулировали своё кредо, которое адекватно воспринималось как арабами, так и иудеями: Moussa Rasulallah (Муса- посланник Б-а). На древнегреческом или латинском то же самое им сделать без ущерба для качества перевода  бы не удалось, потому что пришлось задействовать термины, ассоциировавшиеся с язычеством и даже врагами еврейства. "Теос, диос" и т.п.- так на Востоке могли писать лишь селевкиды или парфяне. В античном мире было достаточно правителей, претендовавших на титул "Б-а". А арабское Allah гармонично согласуется с ивритским и арамейским и оно к тому же было  свободно от каких-либо ассоциаций с язычеством. От легенд на арабском хазарский чекан при благоприятных условиях мог перейти лишь на арамейский или древнееврейский, но не на другой, напр., древнегреческий или даже тюркские языки. Хазарская верхушка вполне определилась - они Сыны Заречья и их языковая родня соответственно насельники того региона. Известно, что личная гвардия кагана - лариссии- набирались из аорсов мусульманского Хорезма, т.е. даже здесь мы видим, что хазарский каган воспротивился нахождению рядом с собой язычников, и сделал выбор в пользу всё тех же абрахамитов - обрезанных и не едящих свинину.

4. Все остальные хазары обрели в лице иудеев правящую верхушку, но сами иудеями, а рано евреями не являлись, т.е. нет потомства от браков с еврейками, не соблюдается обрезание, кашрут, суббота. Более того, в захоронениях присутствуют языческие амулеты. Никаким еврейством подобные лица считаться не могут. Среди этой категории можно выделить две относительно многочисленные группы - булгары (протоболгары) и аланы. Для тех и других вполне подходит монгольское определение "хамаг хазар" (общие хазары). Для булгаров безконкурентная родня- современные чуваши. Для алан среди хазар - наследники первой категории- пуштуны Афганистана, грные таджики (рушанцы, шугнанцы, ягнобцы). Почему именно они? Потому что это не только восточноиранский этнос по языку, но и по-происхождению.

Булгары волжские пристали к мусульманскому берегу, осколок аланского мира в лице осетин к православным и мусульманам, а хазары попали под влияние иудеев. Можно только предположить, что их привлекло в иудаизм: смена этничности на более "престижную" с одновременным законным правом быть выше и стоять как-бы над всеми своими подданными. Изначальные истоки этого выбора - в "каганстве", хазарский правитель провёл черту за ступнями лиц своего круга, а от старого отрёкся. С новой для хазар религией он уже мог претендовать на место равного при, напр., династических браках. Презрение к ним как к "поганым", "язычникам" перестало висеть над хазарами как дамоклов меч. У мусульман нет, напр., брезгливого отношения к евреям и их мясу, так как иудейский забой скота считается соответствующим мусульманским канонам, но вот править как мусульманин каган не желал и вовсе не по тому, что его мог кто-то призвать под зелёными знамёнами к борьбе с иноверцами. Такое ему точно не грозило, но целый букет новых проблем он всё же получал в придачу.

Вместе с тем, опираясь на факты мы видим, что Хазарский каганат не желал сориться с мусульманами, просто правитель хазар пытался отстоять своё отдельное, абсолютно независимое и не подвластное юрисдикции исламских законов место. Иудаизм способствовал тому, что иудейская верхушка просто дистанцировалась от языческого большинства и не вынашивала плана всеобщей иудаизации жителей каганата, а с обращением в ислам каган уже должен был быть обязан увеличить ряды правоверных и ввести "джизью". "Я- законный правитель всех и вся в каганате, а остальные в праве молиться так как они того желают"- такое явление абсолютно чуждо мусульманам. И тем более, каган не был в силах обложить собственное население, отказавшееся принять ислам податью для иноверцев - "джизьёй". Но вражда между хазарами и арабами вообще-то, изначально началась с того, что арабы претентовали на все военно-инженерные сооружения Сасанидов. Арабы считалы, что  раз они - победители Сасанидов, то и то, что принадлежало последним должно отойти к халифату.

Создать новых мусульман среди хазар, подтянуть "джихадистов" из мусульманских стран и продолжить существование Хазарии как мусульманской страны- т.е. начинать всё заново- было непосильной задачей и окончательно взбесило бы большинство поданных каганата. Более того, это могло привести к нарушению связей с еврейской купеческой гильдией рахданитов. Но каган очень даже был не против опереться против угрозы с северо-запада на военную помощь мусульман,но они при этом выставляли такие условия, что  ставили под удар Хазарию как независимое государство. И всё же когда каган попав окончательно в безвыходную ситуацию, согласился и в Хазарию прибыли отряды хорезмийцев, то это не вырвало каганат из состояния агонии. Его судьба оказалось предрешённой - слишком окрепли враги и слишком ослаб каганат, а время было упущено.   

Здесь мы привели логичную схему, вытекающую из самого характера каганата, его особенностей. Мы раскидали всю родню по группам исходя из фактов религии и языка, отчасти генетических данных. Одно с другим хорошо согласуется. Естественно, какие-то отдельные группы населения, скажем, того же Поволжья может реально быть весьма близкими родственниками хазарского населения, но эти исключения не портят общей картины. В целом всё так как мы изложили. Дальнейшая степень родства может выстраиваться по степени близости к евреям, чувашам и пуштунам. Для евреев - родство может быть возведено по принадлежности к иудаизму или генетике, историческому прошлому. Оговоримся сразу, что хазарское еврейство,это прежде всего ашкеназы и караимы, затем горские евреи (таты), далее - бухарские евреи (Хорасан). Для чувашей- тюрки с ротаицизмом, ламбдаизмом в языке. Кипчаки и азербайджанцы в ближайшую языковую родню к чувашам (чаваш халк) не попадают. Тюркоязычных наследников хазар на Кавказе давно уже нет. Эта страница исторического прошлого Сев. Кавказа захлопнута навсегда. Генетика здесь также мало что даст, за исключением очень уж углублённой, детально проработанной. И даже если она что-то и даст, то может опредилить лишь близкую чувашам, а не хазарам популяцию. Примерно то же самое и в отношении пуштунов (паштана/пахтана)- наличие восточноиранского языка и генетики, близкой пуштунам выведет на круг родственных пуштунам популяций. Вдобавок ко всему, пуштунские R1, G2 гаплогруппы имеются среди ашкеназов. Да и сам менталитет пуштунов вполне подходящий для авраамитизма и древних евреев- ярко выраженный пиетет по отношению ко всякого рода суровым семитским запретам и ограничениям, где всё это декларируется письменно и имеет за собой многовековую традицию. 

В хазарское объединение какой-то период входили хоны армянских хроник, с ними вместе должны были входить также традиционные для Зап. Выркана (Прикаспия) и ираноязычные маскуты. Но, после того как на Сев. Кавказ пришли тюркюты (древние тюрки) хоны покинули свою прежнюю дислокацию. Под тюркютскую "крышу" они не пошли и их следы теряются.

Весь же остальной условный "Хамаг Хазар улс" особой погоды не делает- это просто те или иные этнические группы, которые входили или могли входит в каганат на определённом этапе его исторического прошлого.



5.X.2022


Рецензии