Дополнительные тезисы, вторая часть

 - [однозначные противопоказания]: вывих плеча теоретически делает невозможной ходьбу на классических и подлокотных костылях, а также применение трости (исключение составляют случаи, когда используется только один костыль или трость со стороны здоровой руки)
 - [предупреждения]: не тренированную спину можно сорвать в области поясницы, бегая по лестнице. Возможно, костыли не оказывают прямого вреда спине, однако и не способствуют её развитию. Спина, если не проводится её специальная тренировка, как бы консервируется в некоторой степени своего развития и приспосабливается под сильно ограниченный набор движени
 - [предупреждения, предположение]: не тренированную спину можно сорвать в области груди, энергично вращая колёса инвалидного кресла
 - [предупреждения]: не опирайтесь подмышкой на возвышенные концы ("рога") подмышечной перекладины классического костыля: это резко увеличит давление на нервы и, вероятно, вызовет онемение отдельных пальцев или всей руки, к тому же такая установка костыля делает его нестабильным
 - [предупреждения]: инвалиду-колясочнику может быть крайне неприятно, когда его катит человек, даже родной: это рефлекторный страх перед непреодолимым воздействием постороннего, возможен также страх перед скоростью движения коляски. Поэтому перед началом оказания помощи в передвижении сообщите о своих намерениях и действуйте предсказуемо
 - [предупреждения]: при некоторых заболеваниях костей алкоголь становится сильным катализатором в их разрушении, поэтому к запрету врача на употребление алкоголя в этом случае нужно отнестись со всей серьёзностью. Когда я был мелким, один здоровый на вид сосед, без проблем перемещавшийся на обеих ногах, весело рассказывал мне о полученном им предупреждении врачей о возможной потере ног в случае употребления алкоголя. Он не следовал запрету, и уже примерно через год или два я услышал его жалобы из окна его квартиры: ему ампутировали обе ноги, и он не знал, как жить дальше. Мне было ужасно горько слышать этот крик души, но мне нечего было сказать в ответ, и мне остаётся только предупредить вас в этом руководстве: как и многие другие специалисты, врачи склонны давать пациентам универсальные запреты и ограничения, потому что каждый организм индивидуален и они попросту не могут всесторонне узнать его и нести ответственность за все возможные последствия каких-либо воздействий конкретно на него, однако запрет на употребление алкоголя при угрозе разложения костей нужно обязательно учесть и соблюдать! Недавно я встретил на аллее возле дома мужичка на костылях, которому врачи также запретили пить, однако он, уже будучи на костылях, отнёсся к их словам с иронией и предложил мне составить ему компанию. Он пожаловался мне на неудобства, доставляемые костылями его подмышкам, но, как следует из опыта первого случая, эта проблема в сравнении с тяжестью возможного исхода ничтожна
 - [предупреждения]: исключительную осторожность следует проявлять вблизи опор линий электропередач, зон охраны кабелей, вблизи силовых кабелей электротранспорта (трамваев, троллейбусов, электропоездов). При нахождении в зоне ЛЭП не следует поднимать костыли выше уровня, необходимого для передвижения (например, пытаясь указать на что-то), и тем более поднимать их над головой или вращать в руках. Кроме прочих случаев, опора ЛЭП представляет опасность при испарении с поверхности почвы влаги. Теоретически (этот вопрос требует уточнения у специалиста), при попадании в зону шагового напряжения наилучшим вариантом разрешения ситуации я считаю немедленное избавление от костылей и покидание опасной зоны прыжками на одной ноге. Дело в том, что для здорового человека существует два сценария развития подобной ситуации: в первом он имеет вертикальное положение тела и может покинуть опасную зону "гусиным" (приставным) шагом (прыгать при этом не рекомендуется из-за риска падения и перехода ситуации ко второму сценарию); во втором - человек упал на землю и подвергается постоянным ударам тока (разница потенциалов в этом случае такая, какая была бы при попытке покинуть опасную зону шагами длины, равной высоте этого человека), который проходит от рук к ногам. Высоковольтные провода поражают на расстоянии, поэтому резиновые наконечники костылей не спасут от напряжения, а способ опоры, при котором с опасной поверхностью одновременно взаимодействуют плечевой пояс и таз человека, представляется равноценным случаю, когда человек уже упал на землю; кроме этого, максимальное приближение наконечников костылей к подошве обуви опорной ноги резко снижает устойчивость и затрудняет передвижение
 - [теория]: сколько поз способно принимать человеческое тело? Ответить трудно, однако очевидно, что все они являются результатом комбинаций положения конечностей в контексте единой системы. Ответить, сколько уникальных положений могут принимать конечности, уже проще (с той оговоркой, что изменения углов будут учтены условно). На этом подходе можно строить и методику выявления всех возможных приёмов ходьбы на костылях с их дальнейшим описанием и отбором; она позволит динамически подбирать методы ходьбы под обстоятельства и задачи, потому что нельзя однозначно назвать тот или иной комплекс приёмов походки универсально наилучшим. Зная, что может и что не может (включая сюда этические ограничения) выполнить тело в тот или иной момент, получаем своего рода конструктор поз и движений
 - [теория ходьбы]: важнейшим различием между нормальной ходьбой и ходьбой на костылях является задействование в последней плечевого пояса. Его использование принципиально отличается от действий таза; комбинации движений костылей и ноги дают различные преимущества и недостатки и должны меняться от ситуации к ситуации. Спина, - связующее звено обоих поясов, - также задействована и важна для процесса
 - [теория ходьбы]: использование классических костылей значительно ограничивает возможности активного и разнообразного участия спины в процессе ходьбы. Полную свободу она получает только тогда, когда наконечники костылей не упираются в землю (фаза опоры на ногу во время шага, наклоны), влияя на происходящее лишь косвенно в остальное время (управление инерцией корпуса, управление тазом)
 - [теория ходьбы]: первостепенная теоретическая задача заключается в том, чтобы сформулировать походку, максимально повторяющую естественную: это позволит легче переходить на костыли и обратно возвращаться к двум ногам, а также пользоваться протезами; сохранит здоровье и структуру тела. В более широком смысле - необходимо обеспечить естественное движение всего тела, такое, будто костылей вовсе нет в его составе. При этом попытка вввести какую-то одну универсальную походку, эффективную во всех обстоятельствах, тщетна, так как в разное время в зависимости от обстоятельств (конфигураци поверхности, состояние организма) должны применяться разные приёмы передвижения
 - [теория ходьбы]: есть мнение, что костыли заменяют собой больную/отсутствующую ногу. Это мнение оспаривается некоторыми людьми. Из учебных роликов по четырёхопорной ходьбе видно, что по крайней мере один костыль действует (выносится, устанавливается) вместе с больной ногой. И если костыль всего один или пара костылей действует рассинхронно, то взгляды не технику в этом случае тоже различаются: одни считают правильной установку костыля со стороны больной ноги, другие предлагают ставить его с противоположной. Я думаю, что костыли действительно заменяют больную/отсутствующую ногу, однако, имея принципиально другие устройство и возможности, имитация выходит сильно искажённой, отчего, собственно, умеющий ходить на ногах человек необязательно умеет ходить и на костылях, поэтому же и возникают споры при попытке сравнить и обобщить ногу и костыль. Относительно выноса костыля при наличии второй ноги могу лишь предположить, что сторона его установки зависит от стадии реабилитации: если на больную ногу нельзя наступать (или она отсутствует), костыль ставится с противоположной ей стороны и берёт на себя всю предназначавшуюся ей нагрузку, а когда на ногу можно будет частично наступать, костыль выносится с её стороны и служит вспомогательным средством (внешняя "кость"; ещё один прут, укрепляющий веник)
 - [теория ходьбы]: в процессе естественной эксплуатации пары некачественных костылей одной модели я установил, что при относительной сохранности вспомогательного костыля (начиная с наконечника) на основном сначала была уничтожена подошва наконечника, а затем кнопка настройки высоты частично прорезала канал телескопической системы и наполовину разрушилась сама, при том что низ нижней стойки оказался стёрт асфальтом примерно на два с половиной сантиметра. Это либо характеризует конкретно мою походку, либо означает, что основной костыль испытывает гораздо большие нагрузки чем вспомогательный
 - [теория ходьбы]: предполагается, что в большинстве случаев удар от поверхности направлен вверх (строго или менее строго), и обратите внимание: конечнче точки клюшек и костылей, которые передают этот удар непосредственно человеку, обычно имеют горизонтальную ориентацию, контрящую вертикальное направление силы, и зачастую расположены отстранённо от оси передачи (ось трости, "канадки"; у классических костылей под центром поперечной перекладины ничего нет, а энергия направляется как бы спереди от подмышки и сзади от неё)
 - [теория ходьбы]: степень нагрузки (неполной, нормальной или перегрузки) зависит в первую очередь от того, какую работу и в каком объёме выполняет "орган" опорно-двигательного аппарата, во вторую - сколь долго он является опорой по отношению ко времени применения другого "органа". Если человек хромает, то есть один из "органов" опоры является таковой слишком недолго по отношению ко второму в рамках шага, тогда второй "орган" испытывает перегрузку, а первый - недостаточо нагружен. Если человек, едва коснувшись костылями земли и оперевшись на них, спешит перескочить на ногу, то она также перегружена. Если же костыли, ведомые руками и инерцией, активно участвуют в движении, тянут вперёд и нагружены по времени поровну с ногой, то о перегрузке ноги речь не идёт. Когда человек, имея возможность наступать на обе ногни, пользуется также костылями ("четырёхопорная ходьба"), все четыре "опоры" испытывают недогруз. Если же человек прыгает на одной ноге, совершенно неважно, как долго его тело находится в воздухе: прыжок полностью обеспечен ногой, поэтому она явно перегружена. Так как поначалу нагрузка на подмышки является для них шоком, формируется ковыляющая походка, когда костыли задействованы крайне мало при каждом шаге, что и создаёт негативное впечатление новичка от использования костылей: подмышки натёрты, нога устала. Если новичку удаётся делать затяжные перелёты на костылях, это ещё хуже, потому как не привычные подмышки пострадают куда сильнее. Оценивая загруженность "органов" следует учитывать также отличия физических возможностей рук и ног, понимая, что, например, одна среднестатистическая рука в обычных условиях не может быть нагружена поровну с одной ногой по весу и времени. Также следует помнить, что классические костыли вводят возможность распределять нагрузку в рамках каждой руки между её подмышкой и её кистью, поэтому человек с одной ногой и парой классических костылей в руках имеет <(две точки упора руки умножить на два костыля) плюс опора стопы равно пять точек опоры>. Пара "канадок" вкупе с одной ногой дают три точки опоры: упор под локоть является по сути только стабилизатором, не позводляющим костылям произвольно вращаться вокруг своей оси (особенно это заметно в модели "Кенни"). Упор же классического костыля подмышку является упором в корпус, что и определяет возможность применения таких костылей людьми со слабо развитой мускулатурой рук
 - [общие положения]: "сустав" в области подмышки - это малая шестерня, движения в которой, однако, происходит меньше, чем на кончике костыля. Необходимо определить наилучший баланс между скоростью, ресурсоёмкостью
 - [общие положения]: даже спустя годы, когда кожа подмышек привыкнет к нагрузке, а ваши руки научатся удерживать подмышечные перекладины от лишних движений (в идеале их расстояние от подмышечных впадин неизменно или почти неизменно, а движение костылей напоминает движение костей относительно сустава), раздражение при длительных прогулках или пересечении непростых участков будет проявляться в той или иной степени. Оно выражено в сильном пощипывании и жжении во время удаления костылей из подмышечных впадин. Чтобы избежать лишних проявлений эффекта и сохранять возможность продолжать движение не пытайтесь дать подмышкам возможность "отдохнуть", убирая костыли на время в процессе пути; также не следует позволять подмышкам остывать. Вместо этого можно снизить темп ходьбы, изменить длину шага или попробовать другие виды походки. Правило "запрета промежуточного отдыха" действует и при натирании мозолей на кистях рук и/или стопе: если прекратить воздействие на мозоль и освободить её поверхность от раздражителя, при возобновлении нагрузки боль заметно усилится, равно как и при остывании мозоли
 - [общие положения]: следите за чистотой обуви внутри: грязь раздражает и повреждает кожу, влажность может быть причиной появления мозолей (особенно в сочетании с грязью), мелкие предметы вроде хлебных крошек или осколков камней режут кожу, а твёрдые предметы вроде застрявших в пробитой подошве круглых камешков наносят вред уже и костям стопы. Кроме того, грязь может усугублять проблемы, вызванные неправильным ростом ногтей на пальцах стопы
 - [общие положения]: необходимо научиться соотносить тип шага, темп и предстоящее расстояние, как это делмется в спорте, когда, например, марафонцы на основном промежутке дистанции экономят силы, а к рывку переходят незадолго до финиша. Однако учтите, что слишком низкий темп не позволит пользоваться инерцией и, следовательно, увеличит расход сил
 - [общие положения]: при использовании классических костылей доступен поперечный контроль: опираясь на костыли, оттолкнитесь одной рукой от ручки, а ручку другой, наоборот, потяните на себя. Этот приём нежелателен, так как повышает нагрузку на подмышки, однако может быть использован для экстренной стабилизации равновесия и направления
 - [влияние на организм]: ходьба на костылях не обязательно приводит к перегрузкам и чрезмерному развитию ноги. Отклонение её состояния напрямую зависит от стиля ходьбы: если руки (и также подмышки, если речь идёт об использовании классических костылей) способны удерживать вес тела поровну с ногой, то отклонений от естественной нормы быть не должно, а если нет (сравнить с прихрамывающим из-за боли в одной из ног человеком), тогда, разумеется, нога будет иметь дело с перегрузками
 - [влияние на организм, теория]: не могу сказать точно, с чем это связано, - с тем что я левша или с ем что у меня нет правой ноги, - однако "живу" я "с левой стороны". То есть правая половина моего тела практчески никак не использутся (за сключением правой руки) и не развивается
 - [выбор костылей]: если вы часто пользуетесь легковым автомобилем, это обстоятельство может повлиять на выбор конкретной модели костылей и даже их типа. Например, если вы предпочитаете ездить без костылей в руках и по тем или иным причинам нет возможности расположить их на полу перед диваном, они должны помещаться в багажник автомобиля, для чего они должны быть либо короткими либо иметь телескопическое устройство нижней стойки для быстрого изменения длины. Однако в последнее время появилось немало взрослых классических костылей с очень длинныи боковыми стойками, что практически сводит на нет мобильные функции телескопической стойки и может подтолкнуть активного путешественника к покупке костылей с опорой под локоть. Однако исключительная мобильность "канадок" не должна служить основным фактором выбора этого типа костылей, ведь в удобстве передвижения и по своим низким бытовым ограничениям, а в некоторых случаях - по физическим возможностям пациента и его предпочтениям - они безнадёжно отстают от классических костылей и не могут их полностью заменить. Как бы там ни было, "канадки" следует рассматривать в качестве опционального дополнения к классическим костылям, а решение об их использовании в той иоли иной ситуации должно приниматься после тщательного планирования всех деталей предприятия: есть ли на пути открываемые вручную тяжёлые двери, потребуется ли тащить в руках объёмный и/или тяжёлый предмет, потребуется ли вообще делать что-то руками, оставаясь в вертикальном положении. Разумеется, возможные неудобства транспортировки костылей ведут сначала к желанию приобрести пару "канадок", а ещё лучше - одну трость, затем приходим к выводу, что лучше всего вообще обходиться без каких-либо подпорок (или даже "лишних" пассажиров), однако компромисс следует искать исключительно среди моделей удобного пациенту типа костылей. Повторю: для пользующегося легковыми автомобилями человека, не имеющего возможности опираться на вторую ногу, лучше всего подойдут классические костыли (с опорой подмышки) с наиболее короткими боковыми стойками и телескопическим устройством нижней стойки (при условии, что она сохраняет возможность двигаться внутри содержащего её ствола, для чего её необходимо регулярно чистить и смазывать машинным маслом), однако такие костыли недостаточно надёжны при повышении нагрузок и передвижении по пересечённой местности из-за значительного выступания нижней стойки. Как видим, для разных случаев имеет смысл обзавестись разными по своему устройству костылями, особенно если для пациента важна особенная надёжность опоры
 - [выбор костылей]: ручки некоторых моделей "канадок" оборудованы светоотражателями (катафотами), устанавливаемыми чаще всего в передней части и лишь в единичных случаях - сзади. На это следует обратить внимание, если использующий костыли человек планирует часто выходить на улицу после захода солнца, причём самым удачным является расположение светоотражателей в задней части ручек (расположение их впереди не имеет смысла, если только человек не идёт против движения). Модели классических костылей со светоотражателями мне неизвестны
 - [экипировка, сравнение классических костылей и "канадок"]: для решения многих бытовых задач возникает необходимость поднять руки (вытянув вверх или согнув в локтях), и "канадки" не приспособлены к их решению, ведь кисть руки - это единственное, что удерживает их в вертикальном положении путём прижимания к полу. Усугубляет проблему неустойчивости этих костылей их смещённый центр тяжести. Некоторые люди привязывают "канадки" к рукам верёвками, однако такая мера позволяет лишь не терять выпущенный из руки костыль. Классические же костыли и без участия кистей рук способны сохранять своё вертикальное положение (если только не стремятся вверх подмышки), дают опору телу и даже позволяют наклоняться вперёд
 - [экипировка]: если вы используете "канадки", избегайте свободно болтающейся одежды вроде расстёгнутой куртки, которая могла бы помешать движению костылей. Как малая шестерня в сравнении с большой, частота движения "канадок" стремится превышать таковую у классических костылей, а сила рычага у них гораздо меньше
 - [экипировка]: если твёрдый пластикообразный наконечник имеет скошенную подошву, опираться на него небезопасно
 - [экипировка]: мягкая резиновая оболочка рукоятей классических костылей при нагревании может стать вязкой, растекается и натирает мозоли на ладонях
 - [экипировка, резиновый наконечник]: почитав на одном сайте отзывы о костылях и тростях, с удивлением узнал, что некоторые люди считают резиновый наконечник едва ли не частью конструкции и даже значительно снижают оценки тем или иным моделям костылей или тростей в том случае, если к моменту написания отзыва "специальный набалдашник" (иногда само его наличие указывается в графе "Достоинства") "развалился" (ещё их называют "упорами против скольжения", "каблуками" и даже "копытцами"). Некоторые люди подозревают, что резиновые наконечники должны продаваться отдельно. Полагаю, подобная неосведомлённость об устройстве костылей и тростей связана не только с естественным безразличием здоровых людей к вопросу, но и с распространённым суеверным страхом перед средствами реабилитации
 - [экипировка]: на практике установлено, что завязывание узлов на концах лямок переносимого на спине рюкзака во избежание их выскальзывания из крепежа (фурнитуры) не является достаточной мерой для надёжного крепления рюкзака, если фурнитура выполнена из пластика, а рюкзак перегружен: достигнув фурнитуры, узел под весом переносимого груза продолжает движение, ломает пластиковый крепёж и лямка окончательно выскальзывает. Однажды по возвращении из магазина у меня выскочила сначала правая лямка (перегруженный рюкзак (школьный, торговая марка Xinhuaju) повис на левом плече и упёрся в локоть левой руки), а затем и левая, рюкзак упал на асфальт и часть закупок была уничтожена (полулитровая стеклянная бутылка пива, литровая пластмассовая бутылка пива и баночка с облепиховым вареньем (вот его-то только и жалко по-человечески)). Самым надёжным методом для укрепления рюкзака является многократная прошивка лямок, снимающая ответственность с фурнитуры, но и отбирающая возможность регулировать их длину. Перед окончательным креплением лямок следует убедиться в том, что при выбранной длине в них всё ещё удаётся просунуть руки при набитом рюкзаке, а также следить за одинаковой длиной обеих сторон, чтобы рюкзак во время переноски не перекашивало. Теоретически, если фурнитура рюкзака выполнена из крепкого металла, узлов на концах лямок будет достаточно
 - [матчасть]: замечена психологическая блокировка движения в ряде случаев. В частности, если оба костыля установлены очень низко, плечи опущены до их уровня (в смысле, подмышки касаются подмышечных перекладин, если используются классические костыли), сильно согнута спина и колено образует угол примерно в девяносто градусов, тело инстинктивно сопротивляется движению вперёд, а колено не разгибается, не позволяя кинуть ногу в яму (особенно сильно противодействие в незнакомых местах, тем более если точка назначения ненадёжна (покрыта водой или скрыта высокой травой))
 - [матчасть, "канадки"]: энергичные и затяжные шаги со значительным наклоном "канадок" могут приводить к сползанию резиновых оболочек (именуются также "грипсами") с пластиковых рукояток, а процесс обратного их натягивания требует серьёзных физических усилий
 - [матчасть, дезинфекция]: привожу прямую цитату из руководств к металлической (алюминиевый сплав) трости и деревянным костылям фирмы "Аверсус": "При необходимости проведения дезинфицирования используются следующие средства: 3% раствор перекиси водорода с добавлением 0.5% моющего средства типа "Лотос" или другой раствор по ОСТ 42-21-2-85". Данная формулировка мне абсолютно непонятна. Алюминиевые костыли я без видимого вреда для них мыл в водном растворе "Доместоса" или "Санфора" (дезинфектор лил безсистемно, довольно много). Разумеется, качественная и бережная дезинфекция деревянных костылей - задача сложная, её решение мне неизвестно, однако облегчить вопрос можно путём покрытия только что купленных деревянных костылей лаком
 - [типы поверхностей]: грязь можно разделить на два типа: твёрдая сухая земля, покрытая грязью, и глубоко смоченая земля
 - [быт]: когда вы стоите на костылях с прямой ногой, рукам удобнее действовать ниже плеч. Чтобы оперировать чем-то на уровне выше плеч, необходимо присесть на ноге
 - [быт]: при волочении груза, который удерживается на рукоятке одного из костылей на цепи или верёвке, значительная нагрузка на мышцы руки при использовании классических костылей даётся только при перемещении наконечников костылей вперёд (при этом происходит и перегрузка подмышек), тогда как последующий наклон верха костыля осуществляется в основном за счёт веса тела с упором на подмышки. Смещая крепление цепи/верёвки вниз по костылю, увеличиваем нагрузку на мышцы руки (и на подмышку), уменьшая роль веса тела и инерции, и наоборот: при подъёме крепления цепи/верёвки по костылю уменьшаем нагрузку на мышцы руки (вплоть до полного её отсутствия), увеличивая значение веса тела и нагрузку на подмышку. В случае использования "канадок" вся нагрузка при волочении грузов подаётся на мышцы руки; значение этих костылей как рычага ничтожно. Кроме того, дополнительно усугубляется задача поддержания плоскости тела, которой практически не существует при использовании классических костылей
 - [на одном]: вообще, перемещаться на одном классическом костыле на регулярной основе я не рекомендую, особенно тем, кому нельзя наступать на вторую ногу. Если вторая нога есть и на неё рекомендовано давать частичную нагрузку для восстановления, лучше всего изыскать иные меры дать эту нагрузку, чем ходить с одним классическим костылём: например, заниматься физическими упражнениями или использовать "канадку" или трость. Если вы по тем или иным причинам ходите на одной ноге и опираетесь на один классический костыль, избегайте часто встречающейся ошибки держать его двумя руками: это сковывает движения и значительно повышает воздействие на занятую костылём подмышку, и без того значительно перегруженную. Вместо этого лучше размахивать свободной рукой, используя её вес и инерцию для помощи движению, но нужно следить за тем, чтобы не ударить случайно прохожего
 - [проблемы в пути]: при больной спине (если она сорвана, например) больно прыгать и перемещаться переступанием на одной ноге (елозить)
 - [лестница]: при спуске ныряние вперёд должно быть минимальным, вместо него для соприкосновения наконечников костылей с поверхностью лучше использовать приседание на колене. Само же приседание на колене требует особой координации, поэтому его лучше тренировать отдельно от задач спуска по лестницам: начинать следует с приседания во время ходьбы по ровной местности (это неудобно и не позволяет делать длинных шагов, но на лестнице главной опасностью является как раз чрезмерная длина шага), затем практиковать его, спускаясь с кочек на пересечённой местности. Самой сложной тренировкой является глубокое приседание на одной ноге без использования костылей, однако такое упражнение сильно нагружает колено, поэтому его применение ограничено или запрещено (для помощи ноге во время разгибания колена используйте взмах руками)
 - [лестница-стремянка]: если у лестницы верхние ступени нависают над нижними, по ней вряд ли удастся забраться на костылях, и дело не только в необходимости при каждом шаге "вынимать" стопу из-под ступени, отводить её назад и затем вверх и вперёд, - нависающая ступень просто не позволит стойкам костылей наклониться вперёд, поэтому плечи и корпус во время действий стопы всегда будут опасно отставать от неё
 - [быт, посадка в автомобиль (общие положения)]: если вы хотите сесть на заднее сидение и у вас в руках есть объёмный предмет (сумка, рюкзак), после открытия дверцы его нужно забросить на диван как можно дальше от неё, чтобы он не помешал посадке. Перед высадкой этот предмет нужно расположить как можно ближе к рабочей дверце, чтобы вы, покинув автомобиль, могли чуть наклониться и забрать его
 - [быт, посадка в легковой автомобиль при отсутствии второй ноги и использовании классических костылей]: прежде всего, чтобы успешно и без проблем садиться в легковые автомобили, вам потребуется умение уверенно стоять на одной ноге и приседать на ней, поэтому попрактикуйтесь заранее в свободное время (для этого вам пригодится стул или диван). Садиться нужно с той стороны автомобиля, с которой у вас расположена отсутствующая нога: если нет правой, то садиться нужно на правое кресло или правую часть дивана, если нет левой - на левую часть дивана. При посадке на кресло: откройте дверцу до упора (у современных моделей она фиксируется в предельном положении, что очень удобно, на старых вам придётся следить за ней и при необходимости придерживать), встаньте поближе к проёму (но не впритык), установите основной костыль рядом с ногой, вытащите вспомогательный костыль и прижмите его к основному (удерживайте оба костыля за боковые перекладины над ручкой (не обязательно прямо над ней, - по мере опускания тела рука должна скользить вниз по перекладинам, но не ниже ручки)), развернитесь спиной к проёму дверцы (если на спине висит рюкзак, убедитесь в том, что он размещён в проходе и ни за что не цепляется), после чего начинайте приседать, параллельно наклоняя спину и подавая торс назад; руки плавно скользят по боковым перекладнам вплоть до ручки. Не допускайте сильного наклона костылей в вашу сторону: если вы установили их правильно и уверенно выполняете движение, они будут служить всего лишь избыточной страхующей опорой. Оказавшись на диване, разверните торс, осторожно затяните ногу и установите стопу в районе стопы отсутствующей ноги, затем наклоните костыли таким образом, чтобы подмышечные перекладины свободно проходили под верхней кромкой дверцы (если они не проходят, вам придётся дополнительно вытянуть руку и установить костыли подальше от дверцы), и аккуратно втяните их в салон. Костыли во время поездки удерживаются одной рукой (основной) в диагональном положении: наконечники упираются в пол рядом с дверцей (но не в неё!), подмышечные перекладины располагаются со стороны ноги; вторая рука должна быть свободна и помогает удерживать позицию тела на поворотах (в зависимости от обстоятельств либо кисть упирается в основание дивана, либо локоть - в его спинку). Во время движения категорически нежелательно пытаться что-либо делать руками; необходимо следить за тем, чтобы костыли уверенно держались на расстоянии от вашего лица, а также предупреждать манёвры автомобиля, наблюдая за окружающей его обстановкой; стопу можно двигать вперёд для лучшего упора. Если рядом с вами на диване едет ещё один пассажир, внимательно следите за тем, чтобы костыли не ударили его; будет лучше в этом случае, если вы сядете первым и переместитесь к противоположной от посадки дверце, чтобы второй пассажир сидел со стороны резиновых наконечников костылей, но вам по-прежнему нужно внимательно следить за подмышечными перекладинами, которые могут повредить стекло. Если вы садитесь на переднее сидение, то костыли придётся сдать в багажник или положить на полу перед диваном. Отсутствие костылей при посадке лишь на первый взгляд даёт вам большую свободу действий, однако фактически вы лишаетесь страховочной опоры и полагаетесь в первую очередь на своё равновесие. Сев на переднее кресло, не забудьте пристегнуться!
 - [быт, высадка из легкового автомобиля при отсутствии второй ноги и использовании классических костылей]: высадка осуществляется в обратном порядке, но имеет особенности. Если вы ехали на заднем сидении с костылями в руках: откройте дверцу, сядьте как можно ближе к ней, аккуратно вытащите наружу костыли (наконечниками вперёд, разумеется) и установите их вертикально на некотором удалении от дверцы с учётом пространства для вашего тела, повернитесь в сторону дверцы и установите стопу перед ней. Если у вас за спиной есть рюкзак, перед продолжением движения убедитесь в том, что он висит ровно и свободно пройдёт в проём. Энергию при посадке создавал вес тела, который тянул вас на кресло; во время высадки он, наоборот, является некоторой помехой манёвру, а энергия движения обеспечивается опорой на костыли и работой колена ноги. Пригнув голову, обопритесь на костыли (для лучшего рычага их можно немного наклонить в сторону от автомобиля), одновременно подайте тело вперёд и разгибайте колено. Если сила рывка окажется недостаточной, вас потянет обратно на сиденье, а этого допускать нельзя, равно как и избыточной инерции, которая приведёт к падению на асфальт. Как и в случае с пересечением лестниц, посадка в легковой автомобиль и высадка из него требуют некоторого опыта, дающего способность правильно дозировать энергию движения при том или ином расположении точек опор. Если вы ехали на переднем сидении, задача по высадке немного осложнится, так как единственным движителем останется колено ноги и не будет дополнительных опор, что потребует от вас лучшего умения ловить равновесие. Не держитесь за дверцу чтобы не оторвать её! Если вам нужна опора в ожидании костылей, держитесь за крышу автомобиля в районе открытой дверцы, установив тело между дверцей и рукой
 - [теория, быт, посадка в легковой автомобиль/высадка из легкового автомобиля с использованием "канадок"]: так как костыли с опорой под локоть не дают достаточной опоры и достаточного рычага и учитывая их аутонеустойчивость, я не представляю, каким образом они могли бы помочь при посадке в легковой автомобиль или высадке из него; наоборот, считаю их серьёзным балластом в этом деле. Поэтому единственное, что могу предложить на такой случай, - при посадке первым делом избавиться от "канадок" (просунуть их в салон как можно дальше от области манёвра или сдать в багажник) и далее действовать самостоятельно, по схеме посадки на переднее сиденье. Следовательно, в процессе высадки их придётся ложить на землю возле автомобиля, что создаст помехи другим действующим рядом транспортным средствам и/или людям, а также некоторую опасность для пациента, которому, покинув автомобиль, придётся наклоняться за ними в непосредственной близости от транспортного средства (не лишним будет попросить водителя подождать завершения этой процедуры перед началом движения)
 - [быт, магазин]: если вы переносите покупки в заплечном рюкзаке и ещё один рюкзак или пакет несёте в руке, прежде всего комплектуйте заплечный рюкзак, помещая в него наибольший вес: так больше веса будет передаваться на корпус, вам легче будет нести груз в руке и ручка удерживаемого в ней рюкзака/пакета сохранится гораздо лучше. Однако прежде ознакомьтесь с приведённым в разделе "Экипировка" советом по укреплению рюкзака
 - [БЫТ, МАГАЗИН, ТЕОРИЯ]: проверить перевешивание костыля нагруженным пакетом при наклоне
 - [костыли и животные]: перемещающемуся на костылях человеку, являющемуся хозяином собаки (осуждаю!) и желающему самостоятельно её выгуливать, следует учитывать следующее: выгуливать собаку имеет право только человек, физически способный с нею справиться; за пределами собственного периметра собака обязана быть подключена к поводку; особенности ходьбы на костылях изменяют ритм движения поводка, что может представлять серьёзную опасность для животного. Первые два пункта я комментировать не стану: они, на мой взгляд, совершенно понятны и справедливы, хотя, к сожалению, игнорируются немалым количеством хозяёв, поэтому мы не станем сейчас заниматься этим тяжёлым случаем и рассмотрим непосредственно третий пункт. Если собака оказывается позади хозяина, а он резко выбрасывает костыли вперёд в начале нового шага, поводок тоже резко натягивается и рывком подаётся вперёд, что может привести к повреждению шеи собаки (если поводок крепится к ошейнику) или сильному её ушибу в результате сбивания с лап, подскоку и падению (если поводок крепится к ошейнику); разумеется, всё это исключается при выгуле инвалидом крупной породы, что, впрочем, вступает в конфликт с одним из озвученных выше требований закона и к тому же может представлять физическую опасность для хозяина: рывки поводка и контакт с костылями могут спровоцировать пса на агрессию. Относительная безопасность для собаки обеспечивается только в том случае, если она привыкла следовать строго сбоку от хозяина; следование её впереди на натянутом поводке также не безопасно, потому что в фазе завершения шага, когда резиновые наконечники костылей под весом переносимого вперёд тела фиксируются на месте, поводок теряет возможность двигаться вперёд и собака под воздействием собственной инерции может быть придушена ошейником или отброшена назад на спину. Даже если собака стабильно идёт сбоку от хозяина-инвалида, в любой момент она может отвлечься на самый не очевидный для человека раздражитель и оказаться сзади, перестав при этом следить за поводком. В любом случае хозяин может случайно наступить на поводок резиновым наконечником или намотать его на костыль, что приведёт к неожиданному для собаки изменению длины поводка. Итак, если человек на костылях взялся за выгул собаки, поводок следует крепить к шлейке, а не ошейнику, и по пути постоянно тщательно и с опережением следить за натяжением поводка, отсутствием коллизии костылей с ним, позицией собаки и воздействующими на неё раздражителями. Если же выгуливающий собаку человек идёт с опорой на один костыль (осуждаю!) и поводок удерживается свободной рукой, то вышеперечисленные проблемы исключаются; единственное, поводок следует держать в опущенной по швам руке чтобы иметь возможность при необходимости вытянуть руку вперёд или назад: это обеспечивает резервный запас длины, так как движение на одном костыле тоже не вполне равномерно вплоть до наличия регулярных остановок тела. Однако неправильно было бы держать поводок в свободной руке, расположенной со стороны проезжей части; выгул же собаки на одном костыле с удержанием поводка в держащей костыль руке крайне нежелателен!
 - [этика]: существует совершенно дурацкий приём "психологической поддержки" инвалида, заключающийся в постоянном преувеличении его способностей с одновременным занижением способностей здоровых людей. Например: "Ты так быстро идёшь, что я едва поспеваю". Инвалид знает или хотя бы подозревает о том, что подобная лесть - всего лишь обман, и от этой лжи ему может быть тяжелее. На самом деле быстрый бег на костылях, требующий значительного физического напряжения, является лёгким ускоренным шагом для здорового человека. Если человек на костылях способен пройти около двух-трёх километров в день, то здоровый пробегает десять или проходит пешком до пятидесяти. Если человек с раннего детства лишён возможности ходить на двух ногах или так или иначе утерял естественные чувства ходьбы, у него, вероятно, нет никаких сожалений об ограничениях ходьбы на костылях, и окружающие не должны напоминать ему об утрате, в том числе пытаясь спрятать от него здоровых людей или доказывая их мнимую ограниченность. Гораздо труднее сознательно примириться с потерей былых способностей, перестроив жизнь под новый темп
 - [этика]: человек на костылях не видит себя со стороны и склонен отождествлять себя со здоровыми окружающими людьми, забывая о том, что действует и выглядит в той или иной степени иначе. Это естественный приём психики, позволяющий индивиду сохранять своё достоинство и продолжать функционировать в обществе. Большой проблемой при некоторых видах инвалидности или психическом состоянии того или иного человека становится отказ от отождествления себя с окружающими, влекущий за собой патологическое избегание людей и одичание. Это - "горе от ума". Страх всегда старается притянуть человека к своей сути, самовоплотиться, поэтому нелюдимый человек в некоторый момент действительно начинает позорить себя и человека как такового, окружающие принимаются осуждать его и избегать. Сила страха заключена в правде, на которой он паразитирует. Если говорить о перемещении на костылях, оно в некоторой степени противоестественно, а некоторые приёмы и движения выглядят пугающе даже с точки зрения такого же инвалида, наблюдающего со стороны. И вот тут мы подходим к необходимости уметь ловить тонкий баланс как обществом так и инвалидом, при котором инвалид избегает ряда исключительно вульгарных и противоестественных поз и движений, а также всегда чётко представляет себе свои возможности (с которыми прежде ему необходимо смириться, если возникает такая проблема) и не пытается брать на себя слишком много, а общество воспринимает его как равного, но учитывает при этом его возможности и не пытается взвалить на него слишком много. Ключи к успеху - скромность, строгость, благородство и равномерность: например, идти по улице города на костылях нужно примерно с одной и той же скоростью, избегая перехода на предельные ритмы, которые трудно будет удерживать; костыли не должны занимать по бокам слишком много места (если они не помещаются, лучше понизить их высоту) и не должны слишком высоко задираться, а также излишне шуметь и тем более портить покрытие. Опорная нога также движется однотипно и на одной и той же частоте; без объективной необходимости её не следует слишком высоко задирать или сгибать в колене до девяноста градусов. Равномерное движение маятника, как известно, успокаивает зрителя и даже погружает его в транс. Важнейшим фактором является вертикальное положение тела, поэтоу не следует сутулиться, наклоняться вперёд, "лежать" на подмышечных перекладинах. Противоестественность ходьбы на костылях обнажает также видимое усилие рук во время опоры на ручки костылей: чтобы не смущать окружающих и не нагружать себя, учитесь использовать инерцию движения. Сильно согнутые в локтях руки смотрятся также нехорошо. Обязательно нужно быть предупредительным, чтобы не толкнуть другого человека, не наступить ему на ногу, не помешать его траектории. Не должно быть и намёка на принцип "я - инвалид, поэтому мне всё можно и мне положено лучшее": существует только один вид человека, которому все мы обязаны стараться соответствовать. Всем инвалидам, кроме детей, следует избегать ужимок и трюков вроде прыжков, вращений или перемещения на одних только костылях (вот мне уже тридцать три года, а я иногда забываюсь и начинаю ребячиться!). Исключительно отвратительно смотрятся пошлые танцы на костылях, доступные в тырнете: пусть некоторые из них и включают в себя сложные движения и трюки, костыль (равно как и инвалидная коляска) не приспособлен для процесса танца, не вписывается в движения "танцующего" и даже мешает им. Окружающие, в свою очередь, должны формировать свой взгляд на инвалида индивидуально, соотнося его возраст и физические способности. Понятно, например, что старику трудно ходить на костылях, поэтому его движения будут резкими (или, наоборот, заторможенными) и неравномерными, и ни у кого нет права осудить его за это или назвать "неряхой". Если у молодого человека трясутся руки или даже всё тело, случайный прохожий, не знакомый с ним, не должен считать его алкоголиком или наркоманом. Я вот что пытаюсь сказать: если слабая девушка идёт на костылях "как получится", то способные на понимание окружающих люди продолжают видеть в ней человека, но если она начнёт костылями отпихивать от себя прохожих, переходить дорогу на красный свет и не по зебре, требовать помогать ей на каждом шагу, то окружающие поневоле начнут видеть заключённые в ней искажения человеческого образа, может, соотнесут обнаруженное с другими инвалидами. Следует помнить о том, что ещё в начале двадцатого века многие здоровые люди относились к инвалидам как минимум нейтрально-пренебрежительно, кто-то даже грубо и прямолинейно, а кое-кто и сегодня называет нас "шайтанами". Следует помнить про "цирк уродов" и нравственный облик самих этих "уродов". Из этого неприятного исторического экскурса следует, что нынешнее доброжелательное отношение к инвалидам - это не чёткий духовный закон, не неписанная истина, не доказанная теорема и уж тем более не заслуга инвалидов, - это достижение общества двадцатого века, обеспеченное трудом воспитателей и педагогов, и сейчас, в период политических и экономических кризисов, повсеместной тенденции к падению нравов и упадка педагогики перед обществом (и инвалидами, являющимися его частью) стоит важная задача хотя бы сохранить достигнутый уровень


Рецензии