19 04. За сапёрами

На фотографии, внизу, идут маленькие букашечки. Это взвод «тяжелой пехоты» и сапёры со щупами и с собакой. В 1985-ом нашу роту направляли в скалы для прикрытия этого участка дороги. Кто-то из пацанов сделал фотографию с душманских позиций.


         После мер, принятых Майором Зиминым, душманы в нас стрелять не стали. Так и не рискнули. Сапёры под прикрытием нашего огня заложили заряд под завал. Подорвали. Камней полетело много, но все они упали в реку, не на колонну. Потом выполз танк без башни с навешенным спереди бульдозером. Он разровнял остатки завала, сделал вполне приличный проезд. Колонна снова двинулась вперёд.
  - Второй взвод, спешиться с техники, выдвинуться в прикрытие сапёрам. – Рация у меня на боку заговорила голосом Рязанова.
 - Есть выдвинуться за сапёрами. – Ответил я в рацию.
 - Так, ребзя! – Скомандовал я пацанам своего взвода. - Сгружаемся с оружием с БэТэра и валим пешком за сапёрами. Шевелите поршнями!
       Пацаны с оружием полезли через люки из-под брони. Первым с морды БТРа в дорожную колею спрыгнул я, пошагал в голову колонны. Второй взвод двинулся за мной. Через пяток минут мы дошли до БТРа Рязанова. Рязанов сидел в люке на своём командирском месте. Он поставил мне задачу:
- Перед каждым поворотом стреляйте. Когда повернёте с сапёрами и скроетесь из виду у колонны, тоже стреляйте. На морде БМРки стоят цинки с боеприпасами. Это для вас. Патронов не экономить, особенно гранат к подствольнику. Пусть гранатомётчики навесом обстреливают каждый поворот. Понял?
 - Так точно.
 - Тогда вперёд!
 - Есть. – Я потопал мимо Рязанова к сапёрам.
 
       Сапёров было человек десять. Кто-то со щупом, кто-то с металлодетектором. Один пацан держал на поводке большого серого барбоса. Он водил свою зверюгу галсами поперёк дороги. Из-за такого метода перемещения вся группа двигалась очень медленно.
       В момент, когда мы нагнали сапёров, у меня так и не появилось командира взвода. Раньше был Рогачев, но его куда-то перевели, а на его место никого не назначили. Получалось, что я должен был командовать взводом на боевом мероприятии. А я не умел этого делать. Сержантской учебки не заканчивал, командовать не обучался. Как я должен был вести себя в такой ситуации? Мне следовало бы вспомнить, как вёл себя умный, опытный Рогачев. Однако, вместо Рогачёва в моей голове всплыл образ Капитана Олялина из киноэпопеи «Освобождение». Он был мой любимый киногерой, потому что его кинематографическая судьба полностью повторяла боевой путь моего Деда. Всю войну он прошел в ИПТАПе (истребительный артиллерийский противотанковый полк) на артиллерийских орудиях ЗИС-3. Закончил войну в звании капитана. Как он подавал команды на войне я не видел, потому что ещё не родился. Зато методом кинематографа мне показали Капитана Олялина. В декабрьский день на Панджшерской дороге, моя память четко отобразила эпизоды из патриотического фильма «Освобождение», и я стал «Капитаном Олялиным». Надвинул себе на брови советскую каску СШ-40, сделал угрюмое выражение лица, принялся раздавать команды:
 - Чупахин, Раджапов, Хайдаров – вперёд! Азамат, Бахрам, Кудров - в центре! Стрижевский и Носкевич со мной в замыкании. Боеприпасы пополнять из открытых ящиков, расположенных на первой БМРке. Вперёд шагом-марш!
       Пацанов я расставил так, чтобы в каждой тройке был снайпер и два автомата с подствольниками. В первой тройке поставил младшего сержанта Колю Чупахина. Это земляк Женьки Филякина. Колю недавно перевели к нам откуда-то. Я бы хотел направить вперёд самого Филякина потому что у него опыта побольше. Но, Филя оказался с разбитыми яйцами в Баграмском госпитале. Поэтому впереди пошел Коля, а я занял место в замыкании, как положено «замку». В середине взводной колонны я разместил двух наших особо ценных дембелей. Их надо было сберечь, потому что им скоро домой. Если грамотно держать дистанцию между бойцами, то серединка — это самое безопасное место.
После того как расставил бойцов, я должен был дать команду на открытие огня. А как её надо подавать? Конечно же как Капитан Олялин в фильме «Освобождение». Теперь он – это я!
               Своим корпусом я нагнулся вперёд, широко открыл рот и заорал хриплым голосом:
  - Второй взвод! По замаскированным вражеским позициям! – Я качнулся вперёд и вперёд же махнул рукой, точно так, как махал мой любимый киногерой. - НА БЛИЖНЕМ СКЛОНЕ! ЗАРЯД СЕМНАДЦАТЬ! ТРУБКА ДВАДЦАТЬ! ИЗ ПОДСТВОЛЬНИКОВ! БЕГЛЫМ! ОДНОЙ ГРАНАТОЙ! ОГОНЬ!!!
 
  - Чпок-чпок-чпок-чпок-чпок-чпок! - Шесть подствольников моего взвода выплюнули из стволов гранаты.
 - Бах-бах-бах… - Там и сям по склону ударили разрывы.
       На БМРке заржали танкисты и сапёры. Они покатывались со смеху. Видимо, им очень понравился изображенный мной популярный киноактёр.
       Мы пошли за сапёрами, на ходу вели беспокоящий огонь. Всё время, пока мы топали, я выискивал на склоне какую-нибудь скалу или расщелину, давал команду поразить её гранатами из подствольников. Либо выстрелом из снайперки.
Вскоре сапёры по какой-то причине прибавили шагу. Нам тоже пришлось ускорить движение. Идти размашистым шагом в бронежилете и каске, в бушлате и ватных штанах, было достаточно напряжным занятием. Дорога в Панджшере представляла из себя набор рытвин и колдобин, полосу препятствий. Соответственно, мы задышали, как на полосе препятствий.
- Слыш Димыч, а у меня первыми ладошки начинают потеть, если становится жарко. – Петя шагал рядом со мной. Он стянул с рук армейские варежки. – Вот уже вспотели. Значит надо расчехляться.
 - Расчехляйся, Петя. Топать нам далеко.
               Вскоре у бойцов начал подходить к концу запас гранат к подствольным гранатомётам. Я просёк эту ситуацию, подал команду:
 - Второй взвод, пополнить боекомплект к подствольникам из ящиков на БМРке!
        Гранатомётчики потопали за боеприпасами. Механик-водитель БМРки, чтобы не раздавить гранатомётчиков, остановил свою зверюгу и сбросил обороты движка. В эту небольшую паузу я решил шмальнуть из Петиной винтовки точно, как Ваня Грек из Вовкиной. Взял винтовку у Пети, вскинул, прижал приклад поплотнее к правому плечу и нажал на спуск. От этого нажатия Земля перевернулась, бросила меня плашмя на спину в грязищу обочины. Каска съехала мне на переносицу и закрыла глаза.
       На БМРке заржали.
       Правой рукой я приподнял с глаз каску, принял сидячее положение, начал оглядывать место происшествия. Снайперка валялась в полутора метрах от меня. Она опрокинула меня потому что я стоял в колее в позиции пятки вместе, носки врозь. А кому ты теперь что-нибудь докажешь? На БМРке изо всех сил смеялись герои-танкисты вместе с героями-сапёрами.
«Ну и хрен с ним, они всё равно меня не знают.  – Подумал я с небольшой с досадой в интонации. - Может быть внутри я белый и пушистый. Как облачко».
       После того как все проржались, мы снова двинулись вперёд. Растянулись метров на двести. Через пару часов марша мы вышли в район кишлака Тавах. В полотне дороги стали появляться вдавленные в грунт крупнокалиберные снаряды. Я перешагнул через один, перешагнул через другой. Решил, что очень хочу задать вопрос сапёрам зачем они оставляют в полотне дороги опасные взрывные устройства. Даже моей подготовки «по верхам» хватило бы для быстрого приведения любого снаряда в боевое положение. Достаточно было ковырнуть под ним пару раз лопатой, заложить тротиловую шашку с электродетонатором, размотать проводки и замаскировать их. Всех делов-то! Ни шурф для фугаса долбить не надо, ни «подушку» забивать. Для восстановления справедливости я обогнал бойцов нашего взвода, подскакал к сапёрам.
  - Пацаны, чего вы снаряды пропускаете?
  - Ты посмотри сколько их тут! – Старший сапёров рукой очертил воображаемый круг по окрестностям. – Тут духи царандойскую колонну раздолбили, тут этих снарядов валяется два вагона. Хочешь их все собрать? Собирай. Тогда колонна в Джабаль не приедет.
 
 - А как же ваша собака отличает старые царандойские снаряды от новых душманских?
 - Нормально отличает. Она не дурней тебя.
         «Что спросил, что музыку послушал». – Подумал я и вернулся на своё место в замыкании нашего взвода. Мне было приказано охранять этих сапёров, я охранял изо всех сил, аж вспотел. А за снаряды переживать мне приказа не отдавали. Поэтому я занял своё место и пошел дальше.
         Так мы дошли до Анавы. В Анаве ненадолго тормознулись. Что-то там происходило, но, мне как всегда не доложили, что именно. Потом Рязанов дал команду нашему взводу оставить сапёров, вернуться на свой БТР. Мы заскочили на БТР, колонна пошла вперёд на большой скорости. Значит сапёров тоже погрузили на технику. Не знаю почему так было сделано. Допускаю, что десантура из Анавы провела инженерную разведку и доложила, что «путя свободна, мин нет». Для разграждения этой дороги командование постоянно выделяло наряд сил и средств.
Рассказывает Мампель Михаил Леонидович, Седьмая рота, рядовой, водитель БТР-70В:
 
 - Зимой духи стали минировать Рухинскую дорогу. Тогда сапёров каждый день стали отправлять проверять дорогу и снимать мины. В прикрытие им давали то мой БТР, то ещё один, из восьмой роты. В декабре несколько дней подряд отправили меня, я каждый день тогда ездил. Во время одной из поездок сапёры нарвались на фугас, а он как долбанул! Их всех восемь человек там и убило. На дороге остался один мой БТР, а в нём я да стрелок. Не помню кто у меня стрелком тогда был. Духи по нам стрелять стали, а он по ним в ответ. Он не мог вылезти из-за пулемётов, поэтому вытаскивать сапёров полез я один. В одиночку я поднял на броню этих восемь убитых. Вернее, не убитых, а просто куски мяса. Это не трупы были, а просто развороченные куски. Помню, рука была с часами. Я так её на БТР и положил. Чтобы сослуживцы опознали пацана по часам. Духи стреляли с гор, я под пулями сложил на броню то, что осталось от сапёров. Вышел на связь: – «Что делать»? – говорю. Мне в ответ: – «Вали до Анавы, пока не стемнело». Я на Анаву покатил, приехал уже по темноте. А ещё снег пошел, зима же. В Анаве мне офицер говорит: – «Теперь до утра ничего не сделаем. Ни вертолёт не прилетит, ни тебе никуда не надо ехать. Так что ночуй, а утром разберёмся». Ну и лёг я спать. Тоже, нервы ещё крепкие были. Сейчас попробуй бы уснуть, когда над тобой на броне лежат восемь трупов. Ну не трупов, мясо, но убитые люди же. В общем, я лёг спать в БТРе, а утром проснулся… Ма-а-а-ать честная! Снег прошел, потом растаял. А люки у БТРа протекли. Вся эта вода с кровью от мяса, она вся оказалась на мне. Я весь в крови, она завонялась. Никогда не забуду той вонищи. Как будто из преисподней вылез. И запах сожженного тротилом мяса не забуду. До сих пор как вспомню, так у меня на коже все волосинки дыбом.

https://youtu.be/RSlbfcyDHrs
      


Рецензии