Маленький Санька

     Саше год и восемь, он недавно пошел в ясли. В выходной сидит в комнате на полу, занимается с игрушками. Вдруг, как будто включился магнитофон: «Галя, у тебя спички есть?», – узнаю голос и интонации воспитательницы бабы Тони, а дальше ответ няньки Гали, – «Посмотрите в кабинке!», – и снова Тоня, – «Принеси, в кабинке одни горелые!»… Магнитофон выключился – Санька играет.
*  *  *

     Вениамин после работы зашел за сыном в ясли, своей кошачьей походкой подобрался к дверному косяку, заглянул в игровую комнату: в дальнем конце на ковре играют маленькие ребятишки ходячие и ползучие. А в ближнем углу (сразу за косяком) на детском стульчике сидит баба Тоня. Между ног у неё стоит Санька и громко вещает ей подряд все стихи и сказки, какие знает. Бабка хохочет, слезами заливается, для неё он отдушина среди ещё не разговаривающих детишек, а ребёнок жестикулирует как актёр на сцене, выдавая следующий номер программы.
*  *  *

     Саше около двух лет, мне остался месяц до родов. Муж решил усилить протопанную сыном деревянную кроватку для ожидаемого младенца. Разобрал, укрепил днище кроватки и начал сборку. Сын крутился рядом с явным интересом; папа попросил его подать ключ. Санёк, подавая ключ, выдал стих: « … ключ, напильник и ножовка, а всего нужней СНОРОВКА!». Саня эмоционально выделил последнее слово голосом, заливисто захохотав. Папа принял на свой счет.
*  *  *

     На Сашу ещё до года магическое действие производили позывные Интервидения; он пока не ходил, но вставал в кроватке столбиком, размахивал руками с огромным воодушевлением, распевая «бим-бум!».

   До двух лет Саня обожал песню группы «Земляне», которая в его исполнении звучала так: «И сница к нам не рока каснадрома, не эта ледяная синева…». Потом был Юрин Натонов – «Крыша дома…».

   К трём годам он бежал к радио или телевизору при первых звуках песни Александра Барыкина «Букет». Как-то на кухне взял в руки вилку со шнуром от чайника, на манер микрофона на шнуре, и с выражением конферансье в советских концертах объявил: «Выступает артист ССР», – потом запел, – «Я буду долго гнать велосипед ...».

     В новогодние праздники ночью смотрели «Песню года», дети давно уже спали в своей комнате. Но когда запел Барыкин, сын мгновенно оказался перед телевизором, исполнил песню до конца и сразу удалился спать.
*  *  *

     Сидим с сыном за столиком на кухне, пьём чай с пряниками. Санька достаёт их сам из пакета, лежащего рядом. Он делает круглые глаза, достав двойной: «Мама, пряники прибитые!».
*  *  *

     Саша с раннего детства боялся собак. Причина, конечно, была в моей реакции на нападение маленькой зловредной собачонки. Я несла полугодовалого сына на руках. Собака неожиданно рванула с откоса сзади, злобно лая; я вздрогнула – ребёнок воспринял мой испуг. Лет с двух, когда мы жили уже в другом дворе, сын, увидев собаку в любом его конце, лез на меня как на дерево, ища защиты.
 
     Как-то, выйдя гулять с моей сестрой, он попытался проделать то же упражнение и с ней. Но этот номер не прошел. Рациональная тётка логически доказала ему, что бояться нечего.

     В другой раз, выпрыгнув из подъезда, Санёк увидел в дальнем углу двора собачку; он, было, дёрнулся, но сработало что-то в мозгу, и сын слово в слово повторил успокоительный довод тёти: «Ну, подумаешь – собака! Что её бояться, она идёт своей дорогой. Ты её не трогаешь, и она тебя не трогает!». После этого ребёнок спокойно продолжил свой путь по двору. С тех пор с этой проблемой было покончено.

                Иркутск, октябрь 2022 года.


Рецензии