Благодарность, как индикатор уровня интеллекта

Вспоминаю  ТВ  передачу,  там  журналист  говорит,
что  Россия,  освобождая  Польшу  от  Гитлеровского  нацизма,
потеряла  600 (Шестьсот!)  тысяч  своих  сынов,
на что  поляк отвечает: - И что,  мы  теперь должны быть  всю жизнь  вам  благодарны?

А  действительно,  должны ли?
Человечество  идёт  из  тьмы  веков  к  свету.
Причём  тут  благодарность?
Если Человек  мало чем  отличается от  животного,  то о благодарности
и  речи нет,  животное  никому ничего  не должно.
Человек разумный -да,  должен быть  благодарен  своему  спасителю
всю  свою жизнь,  более того, он должен завещать эту  благодарность своим детям и внукам...
***
Так  что же такое,  благодарность?

Благодарность — признак благородства души (Эзоп)

Чувство благодарности – вещь непростая.

Оно непросто нам дается, особенно когда нужно благодарить за то, что получаешь. Особенно когда благодеяние велико. Сравнительно просто быть благодарным за мелкие услуги, но достаточно непросто быть искренне благодарным за большие.Когда нам дают то, что для нас очень важно. Как заметил еще Ларошфуко

Практически все люди расплачиваются за мелкие одолжения, большинство бывает признательными за незначительные, но почти никто не чувствует благодарности за крупные.
Есть люди, для которых от рождения благодарность естественна и легка; нам остальным приходится ее воспитывать и культивировать в течение жизни.

Что нам мешает быть благодарными? Нам кажется, что принимая что-то (любовь, заботу, услуги или нечто материальное), мы тем самым ставим себя ниже того, кто нам дает. Ощущение, что мы неудачники, раз не смогли добиться этого сами, и вынуждены брать у других. Или ощущение того, что мы попадаем в зависимость, принимая это что-то. Теряем часть свободы.

Истинная благодарность – это признание того, что не вся наша жизнь находится под нашим контролем. Что есть другие люди, от к-х мы зависим. Что есть Высшие Силы, к-е нас ведут. Что мы многого не можем достичь только своими силами. Что что-то очень для нас важное может к нам прийти извне,от других, и мы никак этим не можем управлять.

Иными словами, быть благодарными нам мешает излишняя гордость. Или лучше сказать – чувство собственной важности (ЧСВ) – термин, взятый из книг Кастанеды.

Когда ЧСВ уходит, тогда возникает благодарность. Тогда парадоксальным образом в сознании своих ограничений можно найти внутреннюю свободу. Увеличивается (а совсем не уменьшается) ощущение своей ценности. А вот когда нет свободы (особенно когда мы слишком зависимы от мнения других людей), тогда благодарность становится в тягость. Чем меньше в нас внутренней свободы, тем тяжелее нам брать и благодарить. В какой-то момент мы даже можем начать ненавидеть того, кто нам дал слишком много. Забыв, что мы сами это у него взяли по доброй воле.

Но мы постепенно развиваемся. И в какой-то момент мы осознаем, что тот, кто дает, и тот, кто берет, с высшей точки зрения равны, никто из них не выше и не ниже другого, и дать что-либо нам возможно лишь при нашем желании и согласии это взять.Также как и мы можем дать другому человеку что-либо только, если он желает и готов это принять.

Но этому осознанию приходится учиться. Всю жизнь.

Зачем учиться быть благодарными? Похоже, это самый короткий путь к счастью.
***
Неблагодарность,  это  не  порок,  за который  можно  осуждать  его
владельца,  это  его  беда, это нечто  болезни в которой  он не  виноват,
но страдает от нее.
Страдают  отдельные  люди и целые  народы...
Так например, страдают  те  дебилы,  кто  поливают  краской и уничтожают  памятники  освободителям, тем  самым  доказывая,  что  Гитлер был  прав,
когда  говорил,  что  поляки,  это  недочеловеки, подлежащие полному   уничтожению...


Рецензии