Фануза часть2

          Лето проходило, и наступала осень. Все ребятишки собирались в школу. Сколько было разговоров у них про учебу! Родители покупали им новую  одежду и школьные принадлежности и только мне ничего не покупали. От брата я узнала, что  мать не хочет отдавать меня в школу. А мне очень хотелось, ведь все ребятишки туда ходят, и я хочу научиться читать и писать, а особенно считать деньги, которые мне иногда давали за рыбу.  И я решила сама пойти и записаться в школу.  Дорогу в село, где была начальная школа, я знала,  часто туда носила продавать рыбу. И вот я пошла туда сама. По дороге надо было переходить речку  по брёвнышку, которое положили с одного берега на другой. Она  текла с холмов, была быстрой, но мелкой. Иногда её переходили вброд. Вода в реке была очень холодной. А тут установились холодные, дождливые дни. Речка бурлила и стремительно  текла с возвышенности  вниз. Она разлилась и стала шире в два раза. Брёвнышко куда - то унесло течением, и мне нужно было переходить её  вброд.  Мне надо бы  спуститься вниз по течению, где она была  спокойней и мельче, а я по незнанию и малолетству, пошла через самую стремнину.  Конечно не устояла на ногах, и меня понесло вниз по реке.  Я барахталась изо всей силы. На мне была телогрейка, и она быстро намокла и тянула на дно.  На мое счастье на берегу росла большая раскидистая ива. Она склонилась над водой. Одну толстую ветку  уже залило водой. Я ухватилась за неё и животом легла на эту ветку. Так я долго  лежала обессиленная, и не могла выбраться на берег. Я совсем замёрзла от холодной воды и стала уже засыпать от холода. Наверное, я так бы умерла на этой ветке от переохлаждения. Но на моё счастье ехал односельчанин, верхом на лошади. Он сначала увидел телогрейку на дереве, и подумал, вроде бы ничего, заберу её себе, в хозяйстве пригодиться.     А когда подъехал ближе, то увидел меня. Вай! Да это же наша « башкирская цыганка»! Он снял меня с ветки. Я не подавала ни каких признаков жизни. Быстро, повез меня домой  в деревню. У меня поднялась высокая  температура.  Я заболела воспалением лёгких и долго болела,  все думали, что я  скоро умру. Но я выжила! Меня вылечил дедушка, какими – то народными средствами.
           Я проболела весь сентябрь. Вскоре брат принёс записку от учительницы, в которой говорилось, что все дети должны посещать школу, в том числе и я в обязательном порядке. Денег в семье на меня, как всегда не хватало. Дедушка купил мне со своей пенсии новую одежду и школьные принадлежности. А котомку для книг я сшила себе сама. Таким образом, меня собрали в школу. Я была сообразительной не по годам и быстро догнала сверстников. Не знаю за что, но учительница полюбила меня, наверно за не посредственность и  бесхитростность. Ходить в начальную школу  приходилось семь километров. Зима в этот год выдалась на редкость холодной. Иногда в лютые морозы или ненастные дни, она оставляла меня ночевать  прямо в школе, либо я шла на окраину села к тете Розе. Школа была не большая, всего  на два класса.  Она отапливалась дровами, и это входило в обязанности  моей учительницы. И когда я оставалась  ночевать при школе, то помогала ей в этом.  Дома за меня не беспокоились, зная мой находчивый характер, приспосабливаться ко всему.  Учительница оценила мою помощь  так, на Новый  Год сделала мне подарок, купила мне портфель. Я не поверила своему счастью! Новенький портфель,     сверкающий  замок, теперь книги не надо прятать в ненастье за пазуху, что бы они не промокли от дождя. Я бросилась ей на шею и поцеловала, Она смутилась и сказала: - « Ну и хорошо. Носи на здоровье!» Домой я пришла радостная и счастливая! Даже у Анисы, маминой любимицы, был старый портфель, доставшийся ей от братьев! Вот в это время, я почувствовала злобу  и зависть сестры.  Она так - то меня не любила, а тут эта не любовь проявилась в полной мере. Я торжествовала  на конец - то  у меня появилось то, чего у неё нет!  Мать даже однажды посетовала, что у любимой дочери, не было тех качеств характера, какие были у меня. Моя сестра была избалованная матерью, и ни - когда не перечила ей. Я  могла и не послушаться мать, сделать по -  своему. Делала всё, как   мне самой хотелось. Хотя не раз за это была бита матерью. Я была слишком даже самостоятельным ребёнком. И как мне поступать в той или иной ситуации, решала всё сама. Первый класс  я окончила не хуже других детей, и перешла во второй класс. 
            Как - то раз учительница спросила меня: « Вот окончишь  четыре начальных  класса, а дальше что?» -  « Буду дальше учиться в русской школе. Окончу семь классов, потом уеду в Уфу жить».- Учительница покачала головой: - « Ты после четвёртого класса национальной школы не сможешь учиться в русской школе. Если дальше думаешь учиться, тебе сейчас нужно переходить в русскую школу и окончить её».- Я задумалась и рассказала о нашем разговоре дедушке.  Тот поддержал учительницу, но опасался, что мать будет  против этого.  А мы ей ничего не расскажем, решили мы с дедом. И я на другой год перешла в русскую школу, но опять в первый класс. Я уже хорошо  научилась  разговаривать  на русском языке.  Спасибо моей учительнице первого класса в начальной школе, которая занималась со мной, когда я оставалась там из-за непогоды. При русской школе был интернат, и я зимой жила там, летом ходила домой, хоть это было далеко. Матери мы так ничего не сказали, иначе бы она закатила скандал и не пустила бы меня в школу. Братья и сестра совсем мною не интересовались. Они были старше меня и уже окончили начальную школу, а учиться дальше у них не было желания, да и мать была довольная.  Поэтому мать долго была в неведении, где я учусь и как я учусь. Прошло три года, когда она сказала мне. - « Всё дальше учиться не будешь, читать, считать, и писать можешь и ладно »!-  Я ей ничего не возразила, но первого сентября  снова ушла в школу. Она, пошла в начальную школу и там узнала, что туда я уже давно не хожу,  а посещаю  русскую школу. Разъярённая, она пошла туда и поскандалила там, сказав,  что дочь в русской школе учиться не будет! За меня заступились все учителя и мать сдалась. Так я осталась  учиться в русской школе и окончила её. Дома мать устроила нам с дедушкой большой разнос. Кричала, что мы  её опозорили перед людьми, поставили её в глупое положение перед ними. И что она, мать и не знала, где учится, её дочь? Обычно  дедушка никогда не возражал ей, а тут высказал ей все, её наплевательское отношение  ко мне. Слушать он её не стал, а хлопнув дверью, ушёл на подворье. Я выскочила следом за ним. Домой мы вернулись поздно, поели, чем бог послал, и молча, легли спать. Долго ещё мы с дедушкой не разговаривали с ней, но потом, как  - то всё утряслось. Но тепла между нами так и не было.
          В сезон рыбалки я, по – прежнему, продавала рыбу. Ходила  в близлежащие деревни, но особенно мне нравилось ходить в районный центр. От нашего села это  тридцать километров  Далеко, но за день обернуться можно!  Мне было всё там интересно! Большие дома, машины, магазины и конечно базар.  Я старалась больше разговаривать с людьми, осваивая все больше разговорную русскую речь и чтобы не было акцента. Наблюдала за поведением русских людей и то, как они разговаривают между собой. Домой приходила очень уставшая, но довольная!


Рецензии