Христос против дарвина

25 апр 2021

Интересный зашёл разговор о мотивации крестовых походов. Я бы предложил расширить тему, поговорить об общей мотивации поведения человека.
Наука биология учит нас, что нами движут три базовых инстинкта — голод, размножение и доминантность. Доминантность у стайных, пожалуй, важнее еды и размножения, поскольку гарантирует и то и другое. Знать своё место в стае и исправно выполнять свою работу в стае — залог сытости и благополучия.
Все древние религиозные документы не очень ломают биологическую парадигму, разве что первый — Ригведа, и то фрагментарно. Мой любимый гимнограф Ригведы старый Васиштха говорит — «стою по колено в воде и мучим жаждой». Такая космическая тоска не часто встречается в древних документах. В древних документах в основном размышления, как поудобней устроиться, чтобы небо не прогневалось, и чтобы полегче жилось.
Исключения только Палийский Канон и Евангелия. Будда не испытывает космической тоски, но и здесь его мало что интересует. Будда вообще тотально разочарован в принципах организации жизни, любой жизни. Будда объявил любые формы жизни болезненной иллюзией. Даже высшие небеса Тушита полны дукхи. Там ништяк, но тоже накапливается энтропия, рано или поздно заслуги кончаются, и сущности с тихим плачем сыпятся обратно в мясорубку сансары. В общем любая жизнь — попадос.
У Христа всё иначе. Христос не объявляет жизнь попадосом, он предлагает ценить жизнь, но говорит, что жизнь — это не главное, есть вещи поглавнее, чем жизнь. Есть ситуации, в которых надо выбрать смерть. Это первый его посыл против базовых инстинктов природы. Природа говорит нам — нет ничего ценнее, чем жизнь, инстинкт самосохранения выжжен у каждой твари на лбу ржавым гвоздём.
Дальше — больше. Дедушка Дарвин, понаблюдав за жизнью галапагосских вьюрков, родил мысль — в этой жизни успешнее тот, кто лучше приспособлен к среде обитания. Чем ты ловчее и поворотливее, чем ты наблюдательнее и мобильнее, тем больше у тебя шансов поудобней устроиться. Христос говорит — это мелочи, не обращайте внимания.
Христос везде идёт против законов природы, Христос предлагает в нюх топтать базовые инстинкты, Христос везде наступает на базовые поведенческие мотивации. Природа говорит — экономь энергию, оптимизируй жизнь. Убить проще, чем договариваться, украсть проще, чем вырастить, рвать клыками живую плоть экономнее, чем щипать ботву. Христос говорит — убивать и грабить и думать не моги, чем брать чужое, лучше своё отдай. Христос отменяет даже инстинкт размножения. Природа говорит — кузюкайся всегда и везде, при любой возможности везде оставляй свой генотип. Христос говорит — контролируй сексуальную энергию, а на чужого самца или самку даже и смотреть не моги с вожделением. Опять всё против природы. В христианской монашеской аскетике вообще принят мораторий на яйца — не размножайся, не оставляй здесь генетические следы. Биология сходит с ума от такого посыла. Биология говорит — если ты не оставишь здесь свой генотип, то нахрен ты вообще здесь нужен?
Христианская мысль идёт дальше. Наши отцы доехали до того, что человек вообще внеприроден. Ты только с виду стайный примат полупустынно-саванного типа, а на самом деле ты что-то другое. Что ты такое — это главный вопрос, который и надо решить в этой жизни. От этого зависит твоя дальнейшая, внебиологическая жизнь.
Кто-то может в это поверить, кто-то не может. Отсюда постоянный и общественный, и внутренний конфликт христианина с окружающим миром, и даже с собой. Каждый христианин рано или поздно сталкивается с этим конфликтом — как мне перестать быть обезьяной? Разве это возможно? Как мне наплевать на базовые инстинкты, как мне изменить мотивацию поведения? Нереальность задачи сводит с ума.
Отцы говорят — не бойся. Это нереально, но возможно. Есть даже люди, у которых это получилось. Держи ум свой во аде и не отчаивайся.
От этого колоколенка кренится ещё больше.
Христианство ломает базовые инстинкты природы. Это весьма травматично. Многие не выдерживают, многие перестают надеяться и начинают играться в якобы христианство. Происходит или формализация, ритуализация без внутренней работы, или другой вывих — воспитание комплекса вины. Я чмо болотное, я ничтожество, я ничего не умею. Происходит тотальное схлопывание мотиваций — я уже и успешной обезьяной быть не хочу, и на небе ни на что не гожусь. Если ты впал в такое состояние, ты пропал. Добро, если тебе встретился по жизни умный человек и подсказал — не прыгай через ступеньку, не торопись сразу из обезьяны стать богом. Есть очень важная ступень — стать человеком, обезьян на небе не особенно приветствуют.
Ты изумлённо спрашиваешь — как? Как стать человеком?
Тебе говорят — потихоньку. Не торопись, научись смягчению нравов. Чтобы стать человеком, нужна культура. Элементарная бытовая культура. Не пихайся локтями, помойся, не сморкайся в рукав, не закидывай шлюх камнями, не совершай резких движений. Многие посылы Христа внерелигиозны, чисто культурны. Не считай себя лучше других, ты сам часто такой же козёл. Не торопись обвинять ближнего во всяких несовершенствах, ты сам несовершен, занимайся своими делами. Прежде чем осудить человека, пройди его путь в его обуви.
И всё потихоньку как-то успокаивается. Невыполнимость главной задачи прячется за обилием повседневных мелких задач. На свои базовые звериные инстинкты начинаешь смотреть как на простые школьные уроки, и когда мальчик в кафе спрашивает —
— Дяденька, ты десантник?
ты улыбаешься —
— Как ты догадался?
— А мой папа тоже чай ножом мешает.

И ты начинаешь понимать, что единственный путь стать из обезьяны человеком — это простая культура.



26 апр 2021

Пришли господа атеисты. Господа атеисты пишут раздражённые памфлеты.
Зачем? Поверь, брат атеист, я и без того уважаю твою веру.
Мы все верующие люди. Я верю, что Творец у всего сущего есть, ты веришь, что Его нет. Вера твоя достойна уважения. Для веры в Творца никаких усилий не нужно, для веры в отсутствие Творца нужны большие усилия воли.
Поверь, я уважаю твои усилия. Нужны большие усилия воли, чтобы верить — мёртвой материи с какого-то перепугу вздумалось воспроизводиться, что оно всё как-то само собой закузюкалось. Я уважаю эти усилия, тем более, что никаких научных обоснований для твоей веры нет.
Твоя вера меня ни разу не раздражает. Мне абсолютно пофигу, во что ты веришь или не веришь, и если веришь, то во что. Мне важно, можно ли подставить тебе спину в разведке, и можно ли занять у тебя три рубля до получки. Почему же моя вера раздражает тебя? Может быть, потому, что государствие смастырило из РПЦ идеологический свой департамент? Но поверь, у меня от этого больше геморрою, чем у тебя. Если тебя просто раздражает, что это псевдохристианство лезет из каждого утюга и ездит тебе по ушам, то христианам это геморрой конкретный.
Вера — не повод для публичной дискуссии. Вера — интимная вещь. Вера — это вектор воли, а кто куда направляет свою волю, на то его воля.
Я знаю, что ты у меня спросишь, а ты знаешь, что я тебе отвечу. Ты спросишь, есть ли суслик в степи, если ты его не видишь, а я тебе отвечу словами чёрта Булгакова — «у вас чего ни хватишься, так того и нет». Давай лучше выпьем и поговорим за женщин, за футбол, за плохое качество бензинов, за незаконную помойку под окном. Нам есть о чём поговорить. Давай уважать чужое пространство, давай никто никому не будет давить на мочевой пузырь.
Как говорил один достойный атеист, брат твой по вере Вольтер — моя свобода заканчивается на твоём кончике носа. Твоя свобода находится там же. Давай уважать чужое пространство, давай уважать веру друг друга.
И будет нам щщастье.



--------------------------------------------------
(с) https://vk.com/id128128417


Рецензии
"У Христа всё иначе. Христос не объявляет жизнь попадосом, он предлагает ценить жизнь, но говорит, что жизнь — это не главное, есть вещи поглавнее, чем жизнь. Есть ситуации, в которых надо выбрать смерть."

Не совсем так, Артур.

Еще до появления Христа, в Древнем Египте и в Древней Греции существовали суеверные представления о загробном мире. У египтян - Аментес, описанный в древнеегипетской «Книге мёртвых». У греков - царство Аида. У древних египтян, в связи с этими представлениями, существовали ритуалы и обряды проводов усопших в загробный мир, под власть бога Осириса, в соответствии с их поведением при жизни. От имени усопших проводилась т.н. исповедь отрицания ( отношение к заповедям), проходил т.н. суд Осириса... И со временем эту культуру переняли древние евреи, которые потом бежали из египетского рабства.

В рамках этой культуры не "смерть выбирали", как выразились вы, а старались вести себя при жизни так, чтобы попасть в т.н.Рай.

С многими другими вашими мыслями вполне согласен. И особенно с тем, что "Вера — не повод для публичной дискуссии. Вера — интимная вещь. Вера — это вектор воли, а кто куда направляет свою волю, на то его воля."

Надеюсь, что Вы отнесётесь к моей реплике с пониманием. Это ведь не я придумал, это - история.

С уважением,

Владимир Щеблыкин   08.10.2022 21:03     Заявить о нарушении