Неверный супруг

       Эдиту Пьеху помните? А ее песню? Как какую? Про соседа:
 В нашем доме поселился
Замечательный сосед.
. В первый день, когда наш сосед Роман пришел в свое новое жилье, он перезнакомился со всем подъездом и выяснилось, что он невероятно словоохотлив, ну, то есть, попросту болтлив. Позднее  оказалось, что Рома не только болтлив, но и оказался существом невероятно энергичным, общительным и жизнерадостным. Практически каждый вечер после работы Роман приходил ремонтировать квартиру и практически всегда заглядывал к нам попить чайку. Потихоньку, понемногу он стал чуть ли не членом семьи. Дети обожали дядю Рому, после того, как получили в подарок превосходный воздушный змей, жена - за то, что наконец-то можно было выбросить консервную банку, которая стояла под протекавшим вентилем в туалете.
- Учись, студент! - погрозила мне жена, - вот уйду к Роме, будешь знать.
Однако, через недельки две жена поняла, что при всем желании уйти к Роме не получится, поскольку наш сосед пришел в гости не один, а с семьей - с годовалым, смешным карапузом и женой-красавицей, коим фактом жена была неприятно удивлена. Не то, чтобы она действительно имела виды на Рому, но то, что в доме, нашем доме!), будет женщина красивее ее... - ну скажите на милость, какой жещине это понравится? Однако, очень скоро этот барьер был преодолен, ибо красавица оказалась очень непростой, а именно, весьма умной красавицей. Это выяснилось после того, как на кухне жена тараторила, а красавица молча слушала и время от времени поддакивала. Жена была в восторге обрести благодарного слушателя, а это друзья - первейшее условие понравиться человеку вообще и женщине в частности.
- Господи, ну хоть кто-то будет в этом доме слушать, - произнесла женушка, бросив на меня презрительный взгляд.
Разумеется я благоразумно промолчал и сделал вид, что не слышу.
А через пару дней Рома заявился к нам с небольшим чемоданчиком.
- Дай-ка угадаю, тебя выгнала жена?
- Типун тебе на язык. Вот это я обнаружил на антресолях. Если есть желание - просмотри. Ты, вроде бы, что-то пишешь, читаешь, вон, сколько книжек понабрал. Вот и просмотри, что тебе может пригодиться, а нет - так выкинь и все дела.
В ящике действительно обнаружились интересные раритетные книги, в частности, "Антология армянской поэзии", "Грузинские сказки" и "Сказки " В. Гауфа. Остальное интереса у меня не вызвало, уж больно специализированны эти книги были, плюс к тому же послевоенного издания. Хотя, на дне чемоданчика обнаружилась стопка тетрадок, которые я бегло просмотрел. Это были конспекты лекций на курсах. Лекций по Теории КПСС, которые записывал наш старый сосед, Иван Рубенович, после смерти которого в квартиру вселился его родной племянник Роман.
       У Ивана Рубеновича родичей было мало и общаться с ними он не любил. Да и они сторонились его. Во всяком случае, лично я помнил только его сестру, значительно моложе его, которая пару раз посещала брата, когда тот болел. Этот бирюк не дружил и с соседями, хотя исправно здоровался и в незначительных просьбах не отказывал. Ходили слухи, что Иван Рубенович служил в известном заведении под кодовым названием "контора" и даже имел звание капитана.
Похоже, что он на самом деле имел отношение к этому заведению, поскольку был донельзя аккуратен, взгляд имел пронзительный и недобрый, всегда был тщательно выбрит и причесан, да к тому же жил по некоему, раз и навсегда установленному порядку. Даже когда подошла пора, так сказать, попрощаться с жизнью, бравый капитан ухитрился скопостижно скончаться, избавив наследников от ненужнух хлопот.
 Еще до своей кончины Иван Рубенович прописал в ней племянника, которому несказанно повезло без всяких на то усилий приобрести прекрасную двухкомнатную квартиру в хорошем, добротном доме. И вот, пожалуйста, новые соседи, новые знакомства, а у меня в руке тетрадка с записями. По всей видимости, сосед вел дневник, а попавшая мне в руки тетрадь оказалась неким фрагментом, частью чего-то общего, которое, чувствуя кончину, Иван Рубенович уничтожил, но по какой-то причине, может, из-за старческой рассеяности, как-то упустил. Однако, что есть, то есть и в тетрадке, было описание допроса одной женщины, с дальнейшими рассуждениями о ее дальнейшей судьбы. Написан текст был очень неровно, коряво, поэтому мне пришлось его "причесать" и облечь в удобоваримую форму, которую ниже привожу.

Разбирая ежедневную переписку, в числе прочих я обратил внимание на одно письмо, выделявшееся среди остальных тем, что оно не было анонимным, а было подписано вполне конретным человеком. Это меня немало изумило, поскольку тогда все письма-доносы в то время были анонимными - мало ли как повернется колесо судьбы. Кроме это, в письме был указан адрес проживания и даже адрес места работы адресата - женщины двадцати восьми лет, учительницы одной из школ северного района столицы.
       Маргарита, она же Мара, она же Марго, родилась в глухом селе на юге Армении. Конечно, места были очень красивые, но увы - молодежь мечтает не о красоте гор, а об огнях большого города. Окончив школу с серебряной медалью (ох, уж эта математика!) девушка получила право попытать счастья, то есть поступить в институт, чем и воспользовалась. И поступила. В Армпед, то есть Армянский педагогический институт. И на четвертом курсе попала в обьятия преподавателя армянской литературы некоего Хзмаляна, который собирался писать диссертацию, а потому уже сейчас при знакомстве именовал себя не просто Хзмаляном, а доцентом Хзмаляном. Дальше - обычная история, Девушка забеременела, а поскольку доценту для карьеры требовалось иметь билет члена партии, то волей-неволей пришлось жениться. Жениться и привезти невесту в свою комнату в коммуналке. А дальше дела пошли вкривь и вкось.
Разумеется полностью содержания письма я не помню, но приблизительный текст его следующий.
- Довожу до вашего сведения, что мой муж, Хзмалян Андраник Карапетович, 1918 -го года рождения, в последнее время каждый вечер слушает передачи на иностранном языке. Более того, после этого он обсуждает положение в нашей стране осуждающим образом. Должна сказать, что раньше за ним этого не наблюдалось, однако несколько месяцев назад мой муж привел домой незнакомую женщину, представив ее как Лиду и предупредил меня, что отныне она также будет являться его женой, после чего предложил мне свыкнуться с его двоеженством.
- Я не являюсь коммунисткой, но всецело разделяю идеалы и цели родной партии, а потому никогда не смирюсь с тем, что у нас в стране все еще существуют пережитки прошлого.
- Прошу понять меня правильно. Я мыслю не допускаю, что даже если мой муж разорвет отношения с этой женщиной, я смогла бы вновь с ним сойтись, особенно теперь, когда узнала, что он слушет вражеское радио и за спиной родной страны строит козни.
- Я считаю, что вышеперечисленные поступки моего мужа являются преступлением как политического, так гражданского порядка, о чем считаю своим долгом донести до руководящих органов.
- Прошу вас принять меры в отношении моего мужа, который преподает в Армянском педагогическом институте.
Маргарита Хзмалян
Далее следовал адрес дома, должность и место работы.
Опыт предыдущей работы говорил мне о том, что это - обычный метод избавления от неугодного мужа путем поклепа. Однако тогда слушать голос врага было делом серьезным, а склонение к двоеженству - вообще уголовным преступлением. Поэтому я дал этому делу ход, затребовав из Армпеда личное дело этого типа, а заодно уж личное дело этой Маргариты. Через несколько дней я прочел личное дело двоеженства, поговорил с начальником отдела кадров института.
- Как лично вы оцениваете товарища Н.?
- Как специалиста у руководства к нему претензий нет. Но в личном плане есть мнение, что это ненадежный человек.
- Что заставило вас так полагать?
- Дело в том, товарищ Хзмалян участвовать в общественной жизни коллектива не хочет, жалуется, что его заставляют ставить интересы коллектива выше его собственных интересов. Есть конкретные случаи, когда он отказывался вносить вклад в дело поддержки...
- Ладно, с этим понятно. А на личном фронте?
- У него есть жена и все это знают. Но с год назад он завел себе любовницу, кстати, она тоже у нас работает. Преподавательница английского языка.
- А почему не разводится?
- Говорит, что жена развода не дает.
При изучении личного дела Маргариты я с удивлением узнал, что она родом из тех же мест, что и я, то есть, она из Артавана, а я из Кочбека - это в нескольких километрах в горы. Не знаю, отчего, но у меня сразу же вспыхнула симпатия к этой женщине. Как же, сколько раз мы ватагой бежали в Артаван, по дороге собирая спелые ягоды шиповника! Купались в тамошней речке. Эх, детство, детство. Конечно же, я полностью отдавал себе отчет в том, что опираться на личную приязнь или неприязнь нельзя, но - человек существо иррациональные и не всегда следует логике. А потому я решил поговорить и с ней, и с этим типом (у меня уже появился стойкая к нему неприязнь).
 
Во второй половине дня мне позвонили из приемной и сказали, что там ждет какая-то женщина пришедшая по вызову.
- Присаживайтесь. Расскажите обо все подробнее.
Маргариту прорвало. Всхлипывая и размазывая слезы по лицу, бедняжка рассказала, что у нее двое детей, девочка и мальчик, как ей трудно их содержать, как не хватает денег, а муж не только не помогает, но привел женщину в их комнату, поставил перегородку и теперь они живут в одной комнате впятером. Она с двумя детьми трех и пяти лет, да муж с новой пассией. А вечерами они включают радиоприемник, слушают иностранные голоса, а потом шепчутся, обсуждают все это.
- А почему не разводитесь?
- Я бы рада, да он развода не дает.
- А почему на работу не писали?
- Боялась. Он грозился, что убьет.
- А нас не боитесь?
- Вас не боюсь. Вас пусть он боится.
Ответ мне понравился. В общем, мои симпатии подтвердились. Осталось поговорить с мужем
многоженцем. Внешне тип выглядел очень внушительно. Правильный, благородный овал лица, густые темнорусые волосы, большие темнокарие глаза с удивительно длинными ресницами - неудивительно, что женщины сходили по нему с ума. Положа руку на сердце, тут я его возненавидел еще больше (потому как подобными чарами не обладал) и про себя решил, что при малейшей возможности отправлю его валить лес в тайге.
После протокольных вопросов я приступил к делу.
- Скажите, вы слушаете заграницу?
Доцент побледнел и схватился за сердце.
- Слушает! - удовлетворенно подумал я.
- Эттто, этто, моя подруга слушает, практикуется в разговорном английском.
- А вы в это время спите? Читаете? Или как?
- Нет, нет, я же английский не понимаю.
- Значит, ваша подруга слушает вражеские голоса, а потом вам переводит. Так, что ли?
- Нет, нет, нет. Она переводит, только когда говорят что-то интересное.
- С вами все ясно. С вашей подругой тоже. Почему вы не разведетесь?
- Собираюсь.
- Понятно. Подпишите протокол допроса и подписку о невыезде. Можете быть свободны. Пока.
Далее я составил дело и передал его в суд. Наш, советский суд, который был краток и суров. Статья 58, пункт 10. Враг народа. Поехал! А вот эту пресловутую любовницу Лидку посадить не удалось. Шустрая баба была, обивала все пороги и действовала передком, а потому делу хода не дали. В общем, я был рад, что удалось помочь землячке. Правда, были у меня мысли продолжить знакомство, но в это время активизировалась преступность и стала не до этого.
А потом в стране развернулись эпические события. Умер Вождь, расстреляли Берию, к власти пришла лысая свинья и пошло и поехало. Полконторы сократили, а меня перевели в другое ведомство. И вот через несколько лет я его встретил - этого типа. У нас, работников "конторы" не только профессиональная память. Мы умеем также распознать человека через какое-то количество лет. Да, это был он, тот красавчик лектор. Но боже мой, как же он изменился. Он сильно хромал, был совершенно седой, весь в морщинах, с выбитыми зубами. Наши взгляды встретились и тут его глаза вспыхнули! Он узнал меня! О, с какой ненавистью он на меня смотрел! Если б он мог убить взглядом, я тут же, на месте, вспыхнул бы синим пламенем. Впрочем, одномоментная вспышка прошла и он, еще больше сгорбившись, проковылял дальше. А вечером, сидя за письменным столом, я впервые задался вопросом: "А был ли я прав"? И чем больше я размышлял, тем сильнее мне не нравился сам вопрос. Нутром я чувствовал, что ни к чему хорошему эти рассуждения не приведут, а потому заставил себя переключится на другие дела и временно на эти темы не думать.
На этом записи внезапно обрывались
Кончив читать, тем же вечером я рассказал эту историю жене.
- Видишь, какие были времена. Полстраны сидела, остальная половина тряслась.
- Погоди, так как же ее звали?
- Кого?
- Эту женщину. Маргарита? Постой, постой, так ты говоришь, что у нее было двое детей? Девочка и мальчик?
Я вспомнил, что покойную тещу величали Маргаритой.
- Успокойся. Ты же не Хзмалян.
- Да, не Хзмалян. Но это была фамилия моего отца.
- Как? Ты ж Ншанян.
- Да, после развода мать взяла обратно свою фамилию, а заодно дала ее мне. По закону я сама могла выбрать фамилию, вот и выбрала. Ну, посуди сам - Хзмалян и Ншанян. Ты-то что бы выбрал? Так вот как все было...
Жена долго не могла успокоиться и, кстати, больше беднягу Рому не привечала, считая его косвенным виновником своих переживаний. Позже я узнал, что она сделала несколько попыток узнать судьбу отца, не безрезультатно. И я тогда подумал, что оно, может, и к лучшему. Бог знает, к чему это могло привести.


Рецензии