Восхождение Ларисы

Восхождение Ларисы.

...почитайте Библию и поймите, что основой человеческой личности является духовность. Духовность – центр личности.
Стадная нравственность нашего времени, в стране, где от Бога отказались, поверхностна...

                Лариса Шепитько, кинорежиссёр.


Её смело можно было бы назвать «несвоевременным» режиссёром.
Своим духовным озарением она опережала время. В те застойные годы, когда многие из нас допоздна «засиживались на кухнях» в страстных спорах, она выплеснула на экраны страны и зарубежья Библейские истины, которые потрясли мир кино.

Кто из советских женщин-режиссёров мог в те годы похвастаться Гран-при «Золотой медведь», или призом католического и евангелического жюри? Ответ прост: « НИКТО!»
Талант всегда проявляется сам, в независимости от образования. Но я считаю не случайным, что талант Шепитько дал свои «ростки» на благодатной почве мастерской Александра Довженко и Михаила Чиаурели, преподавателей ВГИКа. Один был представителем философской лирики на экране, другой – патриотом, певцом сталинского ампира.
Однако, её режиссёрский стиль был рождён в неординарных условиях...
Весной 1962 , первая красавица режиссёрского факультета, Лариса Шепитько, отправляется в Киргизию на съёмки своего дипломного фильма «Зной» по рассказу Чингиза  Айтматова. Её сразу покорила суровая красота пустыни. В этих, жестоких для выживания условиях, принципы морали приобретают совершенно другие оттенки.
Пустыня не только отразила внутреннюю жизнь персонажей, но и стала стартовой площадкой для проверки на профессиональную и духовную прочность самой Ларисы.
 Во время съёмок, она, как и члены её группы, стала жертвой вспышки инфекционного заболевания.
Врачи предупреждали, что нужно срочно всё бросать и возвращаться в Москву для серьёзного лечения, иначе вирус останется в организме и будет методично разрушать его. Однако, она не поддалась на уговоры, и руководила съёмками, не вставая с носилок. Так на фоне непридуманной физической боли возникла жестокая история про мальчика, попавшего в пустыню взрослой жизни.

Болезнь настолько подкосила Ларису, что в ней, почерневшей и похудевшей, было трудно узнать роскошную украинскую красавицу.
Вирус остался в ней навсегда, подтачивая организм.

В это время в её жизни появился  Элем Климов, который помогал ей  с монтажом картины.
В 1964, в Карловых Варах, «Зной» был удостоен премии за лучший режиссёрский дебют.
Шепитько ничего не давалось легко. Уже следующий фильм «Крылья» шёл в ограниченном прокате. «Наверху» были не в восторге от выбора на роль главной героини Майи Булгаковой, с её далеко не звёздной внешностью и расшатанной нервной системой. Но именно такой и хотела видеть  режиссёр бывшую военную лётчицу, ставшую по иронии судьбы директором школы. Чинушам не понравилось, что слишком горестной представала в фильме участь победителей. Но Шепитько, отрабатывая с Майей эту роль, «лепила» свою мать, поднимавшую без отца четверых детей.

Но больше всего не повезло Ларисе с третьим фильмом «Родина электричества» по повести Андрея Платонова. В1967 году оттепель подошла к концу, и Платонов был запрещён. Копии фильма были уничтожены. Шепитько была в отчаянии: именно здесь, на любимой киргизской натуре, она решила снимать широкоугольной камерой. Это создавало ощущение обзора земли «божьим глазом». Она считала этот фильм одним из лучших своих работ. Но спустя двадцать лет, была найдена чудом сохранившаяся копия фильма, и в 1987 году состоялась его премьера, на которой Ларисы уже не было...В этом фильме отчётливо воплотилось религиозное видение мира Шепитько, сближающее её стиль с минимализмом французского режиссёра Брессона.

Был ещё фильм «Ты и я», который мог бы стать для Шепитько тем, чем стало «Зеркало» для Тарковского. Но цензура так искромсала ленту об учёных-медиках, что теперь уже трудно докопаться до замысла режиссёра. О чем можно говорить, если по приказу «сверху» пришлось заменить самобытную, неординарную Ахмадуллину (за два дня до съёмок!) Аллой Демидовой. А ведь это – иное прочтение женской линии.

В 1974 году Ларисе было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Удача пришла с фильмом «Восхождение» повести  Василя Быкова «Сотников». Шепитько увидела в сюжете историю Христа.
Два партизана попадают в гестапо. Прагматик и умница соглашается на предательство, тогда как другой, не от мира сего, молча выносит все пытки и идёт на Голгофу. Шепитько сняла виселицу так, чтобы напомнить зрителям о крестных муках.
Не удивительно, что режиссёра обвинили в мистицизме и в использовании «религиозной музыки».
- Это вы что же, Лариса Ефимовна, Иисусика на советский экран протащить хотите? Нам нужен герой, в которого дети будут играть! Нам Чапаев нужен! А вы... И фамилия у актёра какая-то... Плотников... Не еврей?
На съёмках «Восхождения» открылся мощный духовный магнетизм Ларисы, с помощью которого она воздействовала на всех членов съёмочной группы. Все повторяли «заповеди Шепитько».

Чтобы «зарубить» фильм, его послали на закрытый просмотр Первому секретарю ЦК КПСС Белоруссии Петру Машерову. Старый партизан, пускавший под откос немецкие составы, плакал навзрыд...

В результате, фильм  был представлен на всех мировых кинофестивалях, и на каждом из них Ларису ждал приз.
Последним фильмом Ларисы, который она так и не успела закончить стал «Прощание с Матёрой». Она трагически погибла в автокатастрофе с другими членами съёмочной группы. Это произошло по дороге на озеро Селигер, где были запланированы съёмки. Она была инициатором этой утренней поездки, упрямо двигаясь навстречу своей трагической судьбе, которую ей предсказала ясновидящая Ванга...
За свои 42 года она сделала больше, чем некоторые за целую жизнь.

Она несколько раз оказывалась перед лицом смерти и искала свою формулу бессмертия. Она откуда-то знала, что перерастёт границы своего времени, что её будут чтить через много лет.
Шепитько осталась вне времени как человек-художник, воплотивший на экране вечные общечеловеческие истины.

6-го января ей бы перевалило за 70-ть, что не трудно представить по причине её глубокой духовной мудрости.

«Две тайны в жизни неразрывны – тайна рождения и тайна смерти. Прожить жизнь, только воспроизведя себя, - небольшое дело....
если мы какую-то часть нашей энергии оставляем на благо людей, значит , мы уже не напрасны...»


Рецензии