Наша-Бригада. Арское. Часть восьмая
Есть такое за лесами, холмами, полями неблизко от любимого Ярославля. И из него в один прекрасный день появилась на пороге нашего офиса крепкая старая казачка в длинных юбках, старомодном шушуне, тёмном платке с розами и спасением сахарным на устах. Звали казачку Галина Степановна Ивлева и представляла она христианскую общину села Арское. В стародавние времена казаки, при надобности, отправляли в Россию посланцев ко дворам всяким административным. Звалось это дело лёгкой станицей, почти как и поселение казачье. Так вот, станичница Галина Степановна.Мы её для памяти ,чтоб неудобно не вышло, запомнили, как ГоленоСтоповну (это Славка Михалыч придумал, как-никак, от медицинского корня отросток) и никогда не путали ФИО. Так вот, дорогая Галина Степановна привезла нам из Ульяновских степей заказ на реставрацию храма в дальнем селе Арское, или Арская Слобода, как оно встарь называлось. Село это основанное в однатысяча шестьсот сорок девятом году при тишайшем государе всея руси Алексее Михайловиче,вместе городом Синбирском и другими городами и крепостцами малыми. Входило оно в засечную черту Русского государства от дикого поля и разнотатарских супостатов. Вот тогда боярин Богдан Матвеевич Хитрово со товарищи и послан был ставить укреплённые городки, да заселять их служивым людом. И в десяти верстах от Волги на берег реки Сельдь были переведены пятьдесят коннных казаков из города Арска, что под Казанью. Всего этого никто тогда у нас ещё не знал, а наша верховная Зоя Васильевна с радостными христианскими слезами облобызала спасительницу крепче, чем Брежев Хонекера и подписала пакт о совместных действиях христианской коалиции в языческо-коммунистических степях дикого поля. Свистнула плеть, гикнула Зоя Васильевна и рванула в ответный визит на бригадиро-Серёжином железном коне, прихватив в гайдуки спецами Оного Серёжу (ну не угонять же машину-то) и ещё уговорили в посольство Евгения Александровича, как тяжёлое орудие реставрации. А! Тогда брали с собою реставратора разговорного жанра нашего чуваша Володю брали, как почти местного. Ехали-то через Чувашию маленько, а в Ульяновске у Вовы закадычный друг-однокашник, соратник и художественный собутыльник обитал. Вот Вовка в толмачи и напросился. Как представитель влиятельного степного клана. Долго ли, коротко ездили, но привезли обратно сказку про края далёкие, земли неведомые, зипуны богатые. Тем более, что в Ярославле голодно нам было. И свистнула плеть над гружёной лесами "Газелькой» и однажды морозным зимним утром, потемну, рванули мы с Мишей нашим пограничным снабженцем, а так же рюкзаком, снаряжением и гитарою передовым дозором в Арское. Нелего пришлось в пути. Пришлось принимать форму и дизайн Газели, утрясаясь и трамбуясь на бесконечных ухабах сложного дорожного покрытия. Кстати чемпионом по ухабности после всего Ивановского участка была признана Володькина Чувашия, любезно предоставившая нам свой самый весёлый пограничный с Мордовией участок трассы, который хитрые Чуваши не восстанавливали со времён Тамерлановых, наверное надеясь на мордовцев. А может обиделись на что? Не знаю. Но так перекопытить дорогу могли только тьмы и тьмы тяжёлой кованной конницы. Часть пути я отбивался от пыток Стасом Михайловым, пассивно курил с Мишей и рычал ему на ухо правду про права личности. В резултате диск с гундосым был выкинут в недра бардачка, а курить Миша ходил на мороз, да и я разминал отгазеленное тело. Интересно ехали. Даже посетили настоящую узбекскую чайхану с дастарханами, и шикарной национальной кухней, которую видимо потомки сардабаров или каучинов основали, снабдив анской пайцзой на вкуснейший плов и ударные лепёшки. Мы с Мишей вольготно расположились на подушках, маскируясь под узбеков. Ели,
причмокивали, башками качали и глаза от удовольсвия щурили. Удовольствие получилось, а маскировка нет. На обратном пути дымилось пожарище чайханы. Надеюсь, это не мы прогневали дух Тамерлана. Хотя может, когда Миша один к Газели ходил, он Стаса Михайлова заводил? Тогда прогневали. В Арский храмовый комплекс прибыли уже под полночь. Трещал континентальный мороз ночь пялила волчий глаз луны на приезжих, колола звёздами и забивала холодом вдох. В каменной келье мы отведали прохладный ужин и усталые провалились до утра во влажные постели. Всё было влажное от камня. Арский комплекс весь построен из кирпича. Он на девяносто девять процентов кирпичный, на девяносто процентов новодельный и на стопятьдесят процентов реликтово русско-христианский! Здесь живёт казаческий дух первопроходцев защитников России. Это не высокие словеса, это не просто ощущение, это факт! Сам отец Алексей в моей собственной иерархии настоящих христианских батюшек занимает второе место после сумкинского отца Иоанна Барсукова. И я втихаря почитаю отца Алексея за околосвятого человека. Сам он пришёл к служению уже взрослым состоявшимся человеком у которого была своя архитектурная фирма, какие-никакие заказы, семья, жена дети и огонь в душе. Вот и пришёл, тогда ещё совсем мирской Алексей Кормишин ещё в прошлом тысячелетии в девяносто втором году к развалившейся старой церкви Богоявления из областного Ульяноска в село Арское. Пришёл помочь церковке и ужаснулся. Земля по окна, бурьяны внутрь лезут, окна зияют, своды обвалились старый крест наклонился, живописи не видно из под грязи чёрно-копотной. Смрад и запустенье в месте святом. Постперестроечное Арское пропадает, пьёт, приворовывает, прозябает. Сам-то храм заложили ещё в 1647 году.
В работе...
Свидетельство о публикации №222100800146