Зарисовки

 Прошлое вовсе не умирает, оставаясь меж нас и даже действуя в виде истории.  И.А.Новиков

На фото, предоставленном М.Б.Кудрявцевой, коллектив нашего института перед демонстрацией , 1957-1967 гг. ( Куприянов у знамени в шляпе с опущенной головой, справа от знамени похоже Зеленов Борис Александрович)

Директор ЦНИИ Материалов Куприянов Федор Андрианович  и ст. научный сотрудник лаб.13 Попова Наталья Ивановна были хорошо и продолжительное время знакомы,  учились в одном институте. Частенько встречая ее на так называемой директорской  лестнице, он обязательно подшучивал над пожилой женщиной:  А что Наталья Ивановна, разве я Вас еще не уволил?..

Ст. научный сотрудник лаб.13 Попова Наталья Ивановна уже в конце своей научно-исследовательской  деятельности предлагала своим сотрудникам считывать  отчеты, напечатанные под копирку, используя 1-й и 2-й экземпляры машинисток.  Причем никаких возражений при этом абсолютно не терпела! (В те времена сличали черновик и первый экз. отчета для устранения ошибок текста и для внесения  некоторых специальных символов).

О  всех контактах с иностранцами  наших сотрудников  обязывали сообщать в первый отдел института. И вот сотрудница  11 лаб. Королева (миниатюрная  немолодая женщина), которая  редко выезжала в иногородние командировки, после своей поездки в Москву сразу же поспешила в первый отдел с  докладом о том, что она ехала в столицу поездом в одном купе представляете… с негром! Нач. 1 отдела товарищ Брюхов Владимир Ермолаевич проявил  заинтересованность к этому сообщению. «Так, так, так… это может быть  даже очень интересно и что же у вас там произошло?». «А ничего!» - ответила ему с некоторым недоумением выполнившая свой долг Королева.

В 1980-х годах в 11 лаб., где начальником был Горбачевский Евгений Викторович, работал  высококвалифицированный рабочий- электронщик  приблизительно 50- лет Парфенов Николай Иванович с довольно высоким окладом в 180 рублей. Как говорилось, без отрыва от производства он заочно окончил ВУЗ и был приглашен  в  отдел кадров к Светлане Александровне Андреевой. Там его сердечно поздравили с получением диплома о высшем образовании и назначили самый первоначальный инженерный оклад в 110 рублей. Ошарашенный таким поворотом дел Николай Иванович тут записался на прием к нашему  скуповатому директору Ф.А. Куприянову, который после некоторых раздумий решил назначить его старшим инженером с окладом 140 рублей. Но волевой Парфенов  не хотел сдаваться и настаивал. Тогда  директор  назначил его ведущим инженером для сохранения оклада в 180 рублей . Наш Николай Иванович тут же успокоился, загордился и…  перестал работать, а занялся изобретением  схем цветомузыки и лихо стучал костяшками домино! А в помощь ему тут же взяли хорошего напарника инженера Борю Ерофеева.

Поступив на работу в институт 9 марта 1976 года, я сразу же вступил во всевозможные добровольные общества  и  в две кассы взаимопомощи. Как-то сразу меня погрузили и в общественную работу.  Хотя как-то получалось  само собой, что  в школе и  институте в комсомол я не вступал. На работе  же сразу сдался. Начался  мой быстрый рост по общественной линии, к которому я совсем не стремился. Меня приняли в комсомол, потом избрали  комсогруппоргом, пригласили работать в Комитете комсомола. Общественная карьера продолжалась:  я был  профоргом отделения  и секретарем партийного бюро  отделения. Это факты моей биографии, о которых можно было долго рассказывать.

Но я хочу рассказать о другом. Работал в нашей лаборатории один старейший работник и прекрасный человек Виктор Вольдемарович Латш, он руководил группой рентгеноструктурного анализа. И вот он меня молодого комсогруппорга   просил пояснить смысл заполнения индивидуальной книжечки соцсоревнования (была у нас такая).  Зачем еще раз писать, если  всю работу он уже  планировал и сроки на бумаге ставил?- недоумевал он.  Пишите все сроки  на неделю раньше  и всё! - не задумываясь, выпалил я. Конечно, он был прав, а я весьма легкомысленен…

Павел Петрович Пытляк - лауреат  Сталинской премии за участие в создании атомной бомбы, 73 года (!) успешно проработал  в институте.  Написал большую книгу о его истории с момента рождения ЦНТЛ ВВ в 1912 года, которую, безусловно, надо перевести  в электронный вид и разместить хотя бы на сайте института. Но это до сих пор, к сожалению, не сделано… с 2007 года! А сын Павла Петровича  долгое время работал на заводе «Арсенал» и вот в местной многотиражке поместили его воспоминание об отце, примерно такого содержания: в начале войны  отец закопал кусок феррохрома на территории  института  на счастье, чтобы благополучно вернуться из эвакуации. И  нашел его, вернувшись из Перми. Этот  раритет  теперь является их семейной реликвией. Такому экспонату, казалось бы,  самое место в институтском музее, но его, увы, в институте  нет!


Рецензии