Мтр и Свет- 4-в

Тема: Древняя Русь


         
                Мир шел по улице и  увидел идущего навстречу Учителя. Алан Ильич тоже увидел Мира. Оба искренне обрадовались .

         - Я прогуляться решил, а ты куда-то спешишь? - спросил Бусов.
         - Нет, никуда! Просто на улице мне почему-то хорошо думается! - ответил Мир.
          - О чем же ты сейчас хорошо думаешь? - улыбнулся Уч

         - Мы  вчера со Светом   обсуждали его тему. Материала достаточно вполне, но это, по большому счету, не одна, а три с половиной темы! Скандинавия, Германия,  их совместная мифология и еще кельты! - объяснил  Мир. Оба рассмеялись.   

         - Да! Вы молодцы! Я в замке говорил с Алексеем. Он оже об этом  думал. Надо, не мудря, разработать Скандинавию! Интересно будет! Но почему мы это обсуждаем без Света?! - удивился Алан Ильич.
         - Не волнуйтесь! Он уже это делает! - Мир   рассмеялся. Учитель с одобрением улыбался.

         У Алана Ильича зазвонил телефон. Он поговорил с полминуты, извинился и заторопился к машине. Мир тоже рошел домой. По пути позвонил Свету, рассказал о разговоре с Учителем. Свет обрадовался.

        - Значит мы с тобой правы! Просто не совсем точно поняли намёк на "мою" тему! -  с облегчением воскликнул он.
         - Работай, Светыч, спокойно! - подтвердил Мир.

           *********          *********          *********

         Во второй раз собрались  в штабе. Астра волновалась.  В повестке: обсуждение темы, которую она подготовила. Эра потянула подругу к ккофе-машине, чтобы  отвлечь  и подбодрить.

         - Эра пусть сегодня командует! - предложил Мир, улыбаясь и посмотрел на на нее. 

         Единогласно утвержденная, она пересела на председательское место. Ее серая куртка тотчас сменилась на темно-желтый мундир. Кроме цвета он ничем не отличался от того, в котором ранее был Свет. Эра выглядела чудесно!  Она улыбнулась и четко, уверенно сказала:

         - Давайте начнем! Мальчики! Тащите  на сол пирожные и кофе! Прошу всех  настроиться на работу, Слово для обзора Вам, Алан Ильич! - Эра была собрана и серьезна. 
         - Да! Благодарю. Эра! -Учитель сделал несколько шагов и встал за трибуну.

          Все замерли, не отрывая глаз от него. Едва Алан Ильич коснулся ее, как  оказался в прекрасной фрачной тройке. Все захлопали. Бусов улыбнулся, поправил фрак и поднял руку, прося внимания.

         - У нас тема сегодня, которая нам ближе,  Греции и Рима.Тем интереснее! Если сравнивать, то становиться понятно, что  Древняя русь - это отдельная, самобытная цивилизация.  Но я не   стану говорить этом!  Выскажусь по разделам.  - он перевел дыхание и продолжил:

         - В разделе  "Боги" представлены главные славянские божества. Список оптимальный. Если у греков и римлян можно просто сравнить списки, то здесь представлены аналоги греческих и римских богов. Иногда не совсем  точные.

         Но читается все с нарастающим интересом. Я много узнал и открыл для себя. - Учитель сделал паузу, допил кофе из кружки, которую ему на трибуну ранее поставила Астра и продолжил обзор.

          - Раздел  "Герои". Здесь  тоже много интересного и поучительного. Конечно, хочется сравнить с героями Греции и Рима! Сразу скажу, что  "наши" ни в чем им не уступают! Раздел  прекрасно скомпонован. Читается на  одном дыхании! И здесь меня многое удивило и пополнило мои знания. Но идем дальше! - Алан Ильич улыбнулся и протянул кружку, которую ему вернули наполненной горячим, ароматным кофе.

         - Спасибо! Продолжу! Раздел "Легенды". Два князя, две судьбы… Очень хорошо представленный материал, с нужными пояснениями. - он сделал несколько вдохов-выдохов и закончил:

         - И, наконец, последний раздел - "Мифические существа". Здесь собраны все герои былин, сказок, песен и т.д. Более полного списка я не встречал ранее! Блестяще! Спасибо Никифору и Астре! -  Алан Ильич, с кружкой в руке, пошел к своему креслу. Уселся и оказался в своей одежде.

         - Один  момент! Кофейная пауза!  Всем потреблять пирожные и кофе! - Эра оказалась отличным  председателем. Через несколько минут она встала и сказала:

         - Алан Ильич! Спасибо за краткое , но подробное изложение! Когда Вы говорите, нам становится понятнее все, с чем мы знакомились и спокойнее. Вы для нас - любимый Учитель!

         Продолжим наш диспут! Мир, твой фрак готов! - она улыбнулась  и села. Мир коснулся  трибуны и мгновенно оказался во фрачной паре. Он улыбнулся и заговорил.

          - Спасибо, княжна! Я о "Героях". Много узнал о "Старших" богатырях. Отмечаю особо  Никиту кожемяку. Он реальный, хотя и герой многих сказок. Узнал, что, к сожалению, Алеша - шалопай, из-за которого  богатыри перевелись. Но витязи, воины, защитники Родины остались и множились! Очень интересный раздел о  "Мифических существах"! там много персонажей, о которых я не знал. В этой работе проявлен  истинный, по определению:


         {•"КРЕАТИВ"- (англ. creative - "творческий") - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей"•}.

          - Поэтому искренне  благодарю и уважаемого Никифора и тебя, Астра, и Вас  Алан Ильич!  - Мир  пошел к свонму месту, сел и  "переоделся".  Эра, не теряя времени, сказала:

         - Свет, тебе слово! - она улыбнулась, жестом предлагая ему пройти к трибуне.Свет  положил руку на трибуну, потом поправил фрак и поделился мыслями.

         - Я не обнаружил бога, ни богини правосудия у древних славян! Эти функции люди оставили себе! Начинается мифология похоже на греческую.Там - Мгла, здесь - Темь.   
       Далее появляются небесная корова, коза, уточка! Такие, видо, представления были у древних предков!
 
          Что касается "Темы", то она представлена замечательно и раскрыта очень-очень хорошо! Спасибо и Никифору, и Астре! Работа на все сто! - Свет вернулся за стол. "Переодевание" начало становиться своеобразным ритуалом.

         - Я скажу несколько слов! - Эра улыбнулась и  пошла к трибуне.

          Коснулась ее и  темно-желтый мундир сменился на элегантный фрак. Она осмотрела себя, поправила фрак и что-то положила в кармашек. Потом начала говорить.

         - Из представленных трех тем, эта самая сложная. Тема выходит за рамки, так сказать реперных,  древних Греции и Рим. Там и  логика, и здравый смысл частенько попирается, но мы принимаем то, что есть, без особых эмоций.

          Древняя Русь - другое дело!  Трудно быть беспристрастными! Да и незачем! Напротив, надо каждый штрих, каждый нюанс оценивать въедливо, придирчиво, но справедливо!

          Это изначально предполагало  немалые сложности для освещения темы, по принятой нами схеме. Но наши  дорогие Никифор и Астра отлично  справились! 

         Я хочу сказать еще о прекрасной процедуре, которую придумали наши друзья из мира "НАУКА". Я о "переодеваниях". Мне очень нравится!  Думаю, это станет традицией! Спасибо! Всё! Трудно говорить "взрослыми" словами! - она вернулась к своему креслу, села и фрак сменился мундиром.

         - Алан Ильич! Завершите, пожалуйста,  наше сегодняшнее заседание! - обратилась Эра к Учителю.

         - Да, спасибо, Эра! Мы обсуждали очень продуктивно и интересно! Похоже, что и по второму разу могли бы выскпзаться! Мои нарекания: говорили хорошо , ели-пили плохо! Понимаю, увлеклись! Мне тоже понравилась смена одежды.

          Это действует положительно на психологию. У нас есть  "стойбище", но оно, в основном, летнее, а ныне имеется еще и штаб всепогодный! И это хорошо!  На этом позвольте закончить сегодняшнюю встречу! Спасибо всем! - Учитель рассмеялся. Все ребята стояли и аплодировали. Поблагодарили и попрощались.


             *********          *********          **********

 
          До того, как все начало быть, была одна лишь Великая Темь.
 В лоне Великой Тьмы родилось Золотое Яйцо.
Из Яйца вышел РОД, и стал Свет.

         Когда раскололось Золотое Яйцо и воссиял Свет Рода, Темь приняла обличье Океан-моря - бездонного, безбрежного, безымянного. Из верхней части Яйца стала твердь Вышняя - Сварга Златая, и родился огонь и воздух.
         Из нижней части Яйца стала твердь Нижняя, и родились земля и вода.

         Воля Рода творить породила Сварога - Коваля Небесного. Воля Рода любить породила Ладу - Богиню Любви. Воля Рода ведать породила Велеса - Вещего Бога.

         Воля Рода жить породила Земун - Корову Небесную, мать Вещего Бога.
         Сварог и Лада породили Светлых Сварожичей - детей Небесного Огня.
         Затем также мирным путем появились и другие боги.

          А когда окончился их срок, ушли они в Неведомые Чертоги Родовы, освободив место для младших братьев своих - людей.

         И был дан людям от Рода урок: свято чтить Родных Богов и предков своих, жить по совести и в ладу с Природой. А для тех, кто ищет Высшей Мудрости - особый урок: познать себя. И стало так, по Воле Рода. "И верви родов земных плели узор рода небесного", и день сменяла ночь, и ночь сменял новый день, и век сменял век. И неустанным Дыханием Самого Рода жило Всемирье.

"
         {•"Сварга Златая" - Обитель Светлых Богов.
(От санскритского слова "Svarga" (буквально: "Обитель Света", "Небо")"•}


        {•"ВЕРВЬ - древняя общинная организация на Руси и у хорватов; местная община с определенными земельными границами и круговою ответственностью в определённых случаях"•}.


         {•"ЗЕМУН (Зимун) - Богиня Охранительница Священных Небесных коров. Богиня Покровительница Отчего Дома.
         Была сотворена Родом одновременно с Козой Седунь, Сварогом, Ладой, Солнцем (Хорсом и Ярилой), Месяцем, Звездами (КРЫШЕНЕМ), Святогором и Матерью Сырой Землёй на самой заре времён"•}.


         {•"КОЗА СЕДУНЬ считается Богиней Рожаницей, которая на самой заре мира, в начале времён вскормила молоком Тёмных Богов.

          Имя СЕДУНЬ  можно перевести как "Седая" или "Старая", что говорит о её древности, мудрости.

          Коза Седунь  сотворена Вышним РОДОМ на самой заре времён,  от Рода родила она дочь Дивию, а от Черного змея  - братьев Вия  и   Дыя  (бога материального мира)

           Она активно участвовала  в создании всего нашего мироздания. В пантеоне славянских Богов она занимает одно из самых почетных  мест.

            Из пены молока козы Седунь родились Уточка (Мировая Уточка) и Чёрный Змей, а также Млечный Путь (Млечный Путь или наша Галактика по сути и является молоком Козы Седунь). Уточка и Чёрный Змей являются её белой и чёрной стороной. Коза Седунь является матерью Дыя, Дивии и Вия."•}


          {•"МИРОВАЯ  УТОЧКА - Род стал Небесным Родником и породил воды Великого Океана. Из пены вод Океана явилась Мировая Уточка, породившая многих богов и демонов";;}


         {•"КРЫШЕНЬ МУДРЫЙ - восточнославянский бог Мудрости. Также, Бог, управляющий совершением древних Обрядов, Ритуалов и Праздников.

          Наблюдающий, дабы во время приношений бескровных Треб и Даров на всесожжение не было кровавых жертвоприношений.

         В ряду древних русских богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он - один из главных. Сын Всевышнего, он является братом Рода-Первобога, хотя намного младше его"•}.
.
               
          {•"Повесть временнЫх лет" - наиболее ранняя из сохранившихся в полном объёме русских летописей.
Создана в Киеве в 1110-х годах. Составила основу большинства более поздних русских летописей. Охватывает период истории начиная с библейских времён во вводной части и заканчивая в третьей редакции 1117 г."•}.


           Древние славяне были язычниками. У них сложился пантеон (богов) они верили в злых и добрых духов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы.

              ********       ********         *********


Раздел 1-й.   ;БОГИ;

 
         БЕЛОБОГ - божество, которое по некоторым туманным сведениям прочиталось у западных славян. Как олицетворение мирового добра Белобог противопоставлялся злому Чернобогу.

         ВЕЛЕС (ВОЛОС) - "скотий бог" - покровитель домашних животных и земледелия, бог богатства и достатка. Как хозяин зверей олицетворялся в образе медведя. У славян существовал обычай оставлять в дар Велесу несжатыми несколько стеблей хлебных злаков, называемых "Волосовой бородкой». В  "Слове о полку Игореве" "Велесовым внуком" назван великий певец Боян, что может отражать связь культа Велеса с обрядовой поэзией.

         ДАЖЬБОГ (Даждьбог) - сын Сварога, божество, связанное с солнцем, покровитель древнерусской народности, щедрый податель благ людям. Даждьбог ниспосылает с неба тепло и следит за сменой времен года, отправляя соловушку замыкать зиму и отмыкать лето.

         ЛЕЛЬ - упоминаемый у некоторых польских и русских писателей славянский бог любви, которого на самом деле, видимо, не существовало. Лель был выдумкой искусственно созданной "кабинетной мифологии".
 
         МАРЕНА - почитаемая у западных славян богиня смерти. С наступлением весны соломенное чучело Марены топили, разрывали или сжигали, что должно было обеспечить урожай.

         МОКОШЬ - богиня, представляющаяся в виде женщины с большой головой и длинными руками, которая прядёт по ночам в избе. Из дней недели ей посвящалась пятница. Мокошь, по-видимому, близка скандинавским богиням Фригг и Фрее: первая в северных мифах тоже "прядёт облака", а второй посвящена пятница (friday, freitag)

         ПЕРУН - почитавшийся как верховное божество громовержец, близкий к другим таким же общеиндоевропейским богам (Зевс греков, Индра индусов, Тор скандинавов, Перкунас балтов). Грозный покровитель воинов, вооружённый топорами, палицей, камнями и стрелами (олицетворения молний), Перун представлялся в образе всадника на коне или колеснице, который поражает змеевидного врага. Идолы Перуна ставились чаще всего в дубовых рощах. Ритуалы культа Перуна имели целью вызывание дождя. (См. подробнее в статье Бог Перун.)

         СВАРОГ - бог огня, первоначально связанный с солнцем. Атрибутами его были конь, копья и громадный вепрь, выходящий из моря.

СВЕНТОВИТ - бог западных славян, близкий к восточно-славянскому Перуну. Он связан с войной и победами и имеет своими атрибутами меч, к0опье и боевое знамя. Центром поклонения Свентовиту был четырехстолпный храм в балтийском городе Аркона. Белый священный конь при этом храме каждое утро оказывался покрытым грязью: славяне верили, что ночью он выезжал для борьбы с врагами. Идол Свентовита имел четыре головы. Оракул при храме давал пророчества на будущее

           СЕМАРГЛ  - божество с неясными функциями, но, по-видимому, бывшее в Древней Руси довольно важным: его идол стоял в Киеве до крещения Владимира среди семи или восьми главных богов. Имя Семаргла некоторые учёные производят от слова "Семиглав", другие же связывают его с мифической иранской птицей Сэнмурв.

         СТРИБОГ  - бог, упоминаемый в "Слове о полку Игореве": здесь ветры названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.

         ТРИГЛАВ - могущественное трехглавое божество балтийских славян, чьи головы символизировали власть над тремя царствами - небом, землей и преисподней. Триглав считался предсказателем будущего. У его идолов совершались гадания, при которых вороного коня трижды водили через девять положенных на землю копий. У южных и восточных славян Триглаву, возможно, соответствовал Троян.

         ТРОЯН - бог, известный из "Слова о полку Игореве". Русская земля здесь названа "землёй Трояна"; мифический певец Боян достигает поэтического вдохновения, "рыща по тропе Трояна". Выражением "века Трояна" здесь обозначается языческий период истории Древней Руси. У сербов Троян  - уже не бог, а ночной демон, который навещает свою возлюбленную по ночам и покидает её, когда кони съедают весь корм, а петухи поют на рассвете.

         ХОРС - божество света, попавшее на Русь, видимо, через сарматские и аланские влияния и неизвестное у других славян. Его имя происходит от иранского слова "свет". Хорс упоминается в "Слове о полку Игореве", однако точный смысл его культа неизвестен. Некоторые исследователи связывают Хорса с солнцем, други - с месяцем.

         ЧЕРНОБОГ- у западных славян - злой бог, приносящий несчастье и противопоставляемый доброму Белобогу.

ЯРИЛО - бог плодородия, производительной силы. Имя происходит от корня «ярый». Праздники Ярилы, из которых самый известный – День Ивана Купала – сопровождались неистовыми плясками, играми и пирами всю ночь вокруг костров на холмах. Здесь часто сходились юноши и девушки перед свадьбами.


         ;;;  СЛАВЯНСКИЕ  боги и  АНАЛОГИ                Греческие и Римские ((в скобках);;;


         РОД (Уран, Крон) - бог геба

         ПЕРУН, СВАРОГ (Зевс, Юпитер) - верховный бог, громовержец

         ЛАДА, ДОДОЛА (Гера, Юнона) - верховная богиня
         РАДОГОСТ (Гермес, меркурий)  - бог торговли
         СТРИБОГ (Зефир, Нот; Борей) - бог ветра
         ЖИВА, ЛАДА (Деметра, Церера) - богиня плодороди
         ЯРИЛО (Аттис, Адонис; Адонис) - бог умирающий и возрождающийся
         ДИВА (Артемида, Диана) - покровительницв животных
 СВЕТОБОР (Пан, Сильван, Фавн) -бог покровитель пастушества и охоты

         МАТЬ СЫРА ЗЕМЛЯ (Гея,Теллус) - богиня Земля
          ПЕРЕПЛУТ (Посейдон, Нептиун - бог воды

          СЕМАРГЛ (Гефест, Вулкан) - бог огня, кузнец
         ЛЮТ, ВОЛХ (Арес, Марс) - бог воитель

         ЛЕЛЯ (Афродита, Венера) - богиня любви

         ХОРС, ГЕРОВИТ (Геракл, Геркулес) -бог герой
         БАЯН (Орфей) - поэт, бард

         МАКОШЬ (Мойры, Парки) - ткачиха, пряха судеб
         КУПАЛА (Гелиос, Аполлон) - солнечный бог, ветер
         ПОРВАТА  (Геба, Персефона; Ювента, Прозерпина) - Весна, юность
         ТРОЯН (Панакея, Аскоепий; Панацея, Эскулап) - целительство

         КОЩЕЙ, ВИЙ  (Аид, Плутон) - бог подземного  мира
         ЧЕРНОБОГ, ЯЩЕР  (Тифон, Тифон) - враг мира и богов.

            *********          ************          **********


Раздел 2-й     ;ГЕРОИ;


         Часть русских былинных витязей именуется старшими богатырями. Это Святогор, Самсон, Вольга Святославич и Микула Селянинович. В некоторых былинах их называют "силой нездешней".

         Эти богатыри не связаны никакими земными интересами, – они не служат ни князю Владимиру, ни русской земле, – живут особняком, вдали от всех прочих русских богатырей. Это - туманные существа, перегруженные силой, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным.


СТАРШИЕ БОГАТЫРИ



         ВОЛЬГА СВЯТОСЛАВИЧ (Волх Всеславьевич) -  происхождения чудесного. Он сын княжны и Змея Горыныча. Это - чародей-оборотень; его "хитрость-мудрость" заключается в умении "оборачиваться" в разных зверей (в лютого зверя, серого волка, ясного сокола, гнедого тура, щуку). С дружиной своей он совершает набеги на Золотую Орду, в Индию богатую, в турецкую землю. Известна его встреча с чудесным пахарем Микулой, который оказался сильнее князя-чародея и всей его дружины. С Вольгой связывают память о князе Олеге, который слыл  "вещим", т. е. чародеем.

         МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ - могучий землепашец, у которого и кобылка соловая, и соха кленовая так же необыкновенны, как и он сам. В его лице смиренный пахарь, в поте лица обрабатывавющий землю, оказался сильнее блестящего воина – Вольги. В некоторых былинах Микула является с чудесной сумочкой, которую не может поднять даже Святогор. В этой сумочке – «тяга земная». Все былины об этом богатыре полны символизма.

         СВЯТОГОР-богатырь - это неясно очерченная, огромная сила, великан, которого не носит земля и который, потому, обыкновенно, лежит на горе.

         Известна былина, рассказывающая о встрече его с Ильей Муромцем. Илья напал на него и стал наносить ему удары, но Святогор их долго не чувствовал. Заметив, наконец, Илью, он спрятал его вместе с конем в карман и продолжал свой путь.

         Потом они поехали вместе и нашли огромный гроб. Илье гроб этот оказался велик, а Святогору пришелся по росту. Когда Илья прикрыл лежащего Святогора крышкой, та приросла к гробу. Илья стал рубить крышку мечом, но от каждого нового удара появлялись на гробе железные обручи, которые лишь сильнее стягивали его и крышку. Так и не смог Илья вызволить Святогора - тот умер в гробу.

         САМСОН - близкий к Святогору другой богатырь О нем поется в былинах почти то же, что о Святогоре; но, кроме того, рассказывается, как коварная жена Самсона, узнав, что сила его в волосах ("семь волос ангельских"), ослепила его. Самсон отомстил ей, разрушив палаты, в которых была она с гостями. Здесь - явное воспоминание о библейском Самсоне.


         Герой былин и сказок, богатырь Никита Кожемяка имеет реального прототипа. Во времена, когда печенеги совершали регулярные набеги на Русь, произоел случай, который дошёл до наших дней.


         Подвиг этого героя описан в "Повести временных лет". Произошло это в 992 году. Русское войско под предводительством князя Владимира  встретилось с печенежским войском на месте нынешнего города Переяславль.

         Противостояние длилось несколько дней и ни одна из сторон не решалась перейти в наступление. Тогда печенежский князь предложил вывести на поединок по одному воину с каждой стороны.

         Если победит русский воин, то три года печенеги не будут приходить на Русь, если победу одержит печенежский воин, то тогда три года печенеги будут грабить Русь.

Один из старых воинов предложил своего младшего сына, который мял в мирное время кожи. Он не был богатырского роста, но обладал чудовищной силой. В качестве испытания он вышел на бой с быком и ухватив того за шкуру, выдрал кусок шкуры вместе с мясом. В поединке с огромного роста печенегом, молодой воин попросту удавил того. Победа была за русским войском.

        До нас дошло имя героя. Юношу звали Ян Усмошвец, то есть шорник, шьющий кожу. В устной народной традиции его имя дошло до нас, как Кирилл Кожемяка. В России его звали Никитой Кожемякой.

         {•"Печенеги - древний тюркоязычный на­род, сфор­ми­ро­вавшийся, ве­ро­ят­но, в V|| - VIII веках в бас­сей­не реки Сырдарья и в Приаралье. Скорее всего, из­на­чаль­но печенеги яв­ля­лись частью огу­зов"•}.


         В 1036 году, согласно "Повести временных лет", ки­ев­ский князь Ярослав Мудрый на­нёс печенегам по­ра­же­ние, вследствие ко­то­ро­го бо;льшая часть из них под давлением другого тюркского народа - по­лов­цев - пере­ко­че­ва­ла к ви­зан­тийским и венг­ерским границам.


МЛАДШИЕ  БОГАТЫРИ


         Кроме старших богатырей русские героические песни рассказывают и о младших. Им посвящены былины Киевского цикла. Младшие богатыри выступают в них слугами князя Владимира и помогают тому оборонять русскую землю от врагов. Три самых знаменитых младших богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.


         ИЛЬЯ МУРОМЕЦ - богатырь-мужик, простоватый и немудрящий. Однако именно в этой своей простоте он черпает источник несгибаемой мощи.

         Илья сиднем сидел на печи первые 33 года жизни, не владея ногами, но потом был исцелён каликами перехожими и отправился на славные подвиги.


         {•"Ка;ли;ка, ка;ли;ки, кале;ки перехо;жие - старинное название странников, поющих духовные стихи и былины. В русском эпосе есть и былинные герои- калики"•}.


-          Илья Муромец победил Соловья-разбойника, преградившего путь от Чернигова к Киеву; ездил по трём дорогам от камня на распутье; служил князю Владимиру, а потом поссорился с ним; освободил русскую землю от страшных врагов - Калина-царя и Идолища Поганого; сражался с собственным сыном - Сокольником.


         {;;"Солове;й-разбо;йник (Одихмантьев сын, Рахмантьевич, (Рахматович) - в восточнославянской мифологии и былинном эпосе - антропоморфный, чудовищный противник героя";;}.


         {•"Ка;лин-царь (иначе Га;лин, Король Ка;ин, Калин царь Калинович) - былинный царь татар, подходящих к Киеву. Обычные его эпитеты:  собака, вор, проклятый"•}


         Некоторые учёные полагают, что образ Ильи сложился из соединения двух циклов сказаний о двух разных богатырях (один из них - Вещий Олег).


               
          ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ - в отличие от мужика-Ильи, человек из знати. Его образ в былинах более тонкий, отчасти романтичный. Добрыня - любимец женщин. Самый громкий его подвиг - победа над Змеем Горынычем.

         АЛЕША  ПОПОВИЧ - тип во многом юмористический. Это - молодой, бойкий удалец-хвастун, который обычно берёт верх над врагами не силой, а хитростью. Именно так он побеждает главного своего противника - Тугарина-змея.
 

         {•"ТУГАРИН - злой богатырь в русских былинах и сказках, противник русских богатырей Добрыни Никитича и Алёши Поповича. "В эпоху борьбы с кочевниками стал символом дикой степи, исходящей от неё опасности, язычества". Главный текст о Тугарине - былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных её вариантах"•}.


         Хитроватый Алеша пробует отбить у Добрыни Никитича жену, Настасью Микулишну. Легкомыслие Поповича становится причиной того, что богатыри перевелись на Руси.

Кроме этих трёх былины упоминают и о других младших богатырях.

         СОЛОВЕЙ БУДИМИРОВИЧ - это заезжий молодец из Леденецкой земли (города Леденца). На чудном корабле с богатыми подарками приплывает он по Днепру к Киеву.

         В одну ночь строит он три златоверхих терема в саду княжеской племянницы Забавы. Княжна, прельщенная его внешностью, пением и богатствами, сама себя засватывает за него.

         ЧУРИЛА ПЛЕНКОВИЧ - типичный русский красавец, на которого заглядываются даже старухи. В былинах воспевается его состязание с Дюком Степановичем в богатстве и щегольстве, рассказывается о его службе у князя в Киеве и смерти от руки старика, чья молодая жена полюбила Чурилу.

         ДЮК  СТЕПАНОВИЧ - боярский сын из Галича Волынского; по другим сказаниям, он – родом из Индии богатой. В былинах воспевается только его богатство и щегольство. Особенно обстоятельно описаны баснословные богатства его дома.

         МИХАЙЛО  ДАНИЛОВИЧ - это двенадцатилетний богатырь, спасший город Киев от татар. Отец его - тоже богатырь, Данила Игнатьевич, живет в монастыре, но в трудную минуту во время боя помогает сыну.

         ВАСИЛИЙ  ПЬЯНИЦА ДОЛГОПОЛЫй - во время осады Киева татарами убил стрелой зятя царя Батыги, Таракана (Таракашка, Татарин и др.). По требованию Батыги, Василия выдают ему, но, попав в татарский стан, он перебивает всех татар.

         СУРОВЕЦ-СУЗДАЛЕЦ (Сурожанин) и МИХАИЛ КАЗАРИНОВ - богатыри-охотники. От вещего ворона они узнают, что татары в поле ведут пленных. Богатыри убивают татар и освобождают пленников.

         МИХАИЛ  ПОТОК  - охотник выпить,  "падок до вина". Жена его, Авдотья Лебедь Белая, выдает мужа его врагу, царю Вахрамеищу (тот же сюжет разработан в былине об Иване Годиновиче).

         В другой былине рассказано, как Поток на охоте чуть, было, не убил лебедушку, но она обратилась в девицу, - Авдотью Лебедь Белую. Она соглашается выйти за него замуж, но с условием: кто из них раньше умрет, с тем другой, оставшийся в живых, должен идти в могил
         Потоку приходится сопровождать умершую раньше него жену, но в могильном склепе он, при помощи змея, принесшего "живой воды", оживляет супругу.

         СУХАН (Сухман) ОДИХМАНТЬЕВИЧ - охотник, похваставший князю Владимиру, что привезет ему лебедь, не убитую и не раненую, а живьем взятую.
         
         Охота Сухана на лебедь не удалась, но зато, разговорившись с рекой Днепром, он узнал, что через него переправляются татары. Сухан разбивает татар. Рассказу его о победе над врагами князь Владимир не поверил и посадил его за хвастовство в погреб.

         Однако Илья Муромец привез известие, подтверждавшее слова Сухана. Богатыря освободили, но от обиды он не хотел больше жить, снял повязки с ран и истек кровью. От его крови потекла река Сухман (или Дон).


         ДУНАЙ ИВАНОВИЧ - стрелок, который на состязания со своей женой Непрой (Днепрой Королевичной) в искусстве стрелять из лука, побежден ею, и от досады убивает ее и себя. От их крови берут начало реки Дунай и Днепр.

             СТАВР ГОДИНОВИЧ - игрец на гуслях. За похвальбу мудростью жены своей Василисы Микулишны он заточен князем Владимиром. Василиса, переодевшись "грозным послом", является свататься за дочь Владимира, показывает перед князем свою силу, ловкость и хитрость и освобождает мужа.

         ИВАН ГОСТИННЫЙ  СЫН - славен только своим конем, который на скачках опережает всех.

                **********          **********

         Кроме киевских былин существует ещё и новгородский цикл. Два его главных героя:

         САДКО - бедный гусляр, своей игрой на гуслях порадовавший Морского царя. В награду владыка морей помогает ему выиграть заклад у купцов новгородских.

         Разбогатев, Садко снова бьется об заклад: что перекупит у родного города все товары, но проиграв, отправляется, для поправки средств, торговать за море. По дороге Садко попадает к Морскому царю, однако спасается со дна моря благодаря помощи Николая-угодника.

         ВАСИЛИЙ  БУСЛАЕВ (Буслаевич) - буйный ушкуйник, который с дружиной своей развлекается битьем мужиков новгородских. Под старость Василий едет каяться в Святую Землю (Палестину), но там погибает, не в силах справиться с привычкой к озорству и удальству. Это - любопытный тип русского вольнодумца древней Руси, который не верит "ни в сон, ни в чох". Буслаев - создание вольного Новгорода, колыбели русских ересей и свободолюбия.

         {•"Не верить ни в чох, ни в сон, ни в вороний (птичий) грай - Прост. Ни во что не верить, не быть
суеверным"•}. 


Раздел 3-й    ;ЛЕГЕНДЫ;


         "Слово ополку Игореве" - это повествование  о походе князя Игоря на половцев.


         Перед началом похода князю было знаменование сверху, солнечное затмение, но он не обратил на это внимания.

         Сначала все было хорошо, и русские захватили золото и половецких красавиц, но через два дня половцы наступили, и после кровавой битвы князь Игорь попал в плен, а его дружина пала. Внутри Руси были междоусобные войны.

         Снаружи тоже было много врагов, да еще и братья Ярослав Мудрый и Всеслав Полоцкий  не ладили между собой все время.

         А в это время жена князя Игоря, Ярославна, плачет так, что, наверное, весь мир слышит ее, а она упрекает даже солнце в том, что "Всем ты тепло и красно, почему же не простерло горячие свои лучи на княжьих воинов?"

          И Бог услышал ее слезы и молитвы, и половчанин Овлур помог князю бежать, и  хотя очень долгим и трудным был его путь домой, сама природа помогала ему и вредила Гзаку и Кончаку, и вернулся князь Игорь домой, где его встретили с великими почестями.

          *******         *********           *********

         {•"ПОЛОВЦЫ,половча;не, кипча;ки, самоназвание - кыпча;ки, позднее использовался этноним "тата;ры"  в европейских и византийских источниках - кума;ны (лат. cumani, comani, греч. k;[;];;;;;), позднее тата;ры (греч. ;;;;;;;) - кочевой тюркский народ, проживавший в историческом регионе, известном как Половецкая степь или Дешт-и-Кипчак"•}.


          {•"ГЗАК - хан половцев в конце 12 в., союзник хана КОНЧАКа; участвовал в отражении похода князя Игоря Святославича (1185), а также в походе Кончака  на Русь; после победы над Игорем отряд Гзака действовал в окрестностях Путивля"•}.


         А.С. Пушкин: "Песнь о Вещем Олеге"
Краткое изложение (в прозе).

         Олег намерен отомстить хазарам за частые и разорительные набеги на Русь, поэтому он отправляется в поход на них со своей дружиной.

 На своем пути в лесу он встречает старца-волхва, который предсказывает Олегу доблесть и славу на протяжении его жизни, но при этом же предсказывает скорую гибель от собственного коня.

Олег решил избавиться от коня, дабы предсказание не сбывалось. Но ему тоскливо без своего верного друга, и, вернувшись из похода, Олег узнает, что конь его мертв, и ему удалось избежать неминуемой гибели, предсказанной старцем.

 Тогда Олег решил сходить проститься с тем, кто служил ему так верно. Тут-то и сбывается предсказание старца: из черепа коня появляется змея, которая смертельно жалит Олега.

               ********          *********            **********

         {•"ХАЗАРЫ - тюркоязычный кочевой народ. Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан) вскоре после гуннского нашествия"•}.


          **********          **********          **********

Раздел 4-й    ;МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА;


         БАБА-ЯГА - лесная ведьма, которая живет в глубокой чаще, в "избушке на курьих ножках", летает в ступе и пожирает попавших к ней в руки людей, жаря их в печи.

         КОЩЕЙ (Каще;й) БЕССМЕРТНЫЙ (вероятно от кость, первоначальное значение - "худой, тощий" -  персонаж восточнославянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки). Изначально  -  аналог Аида. В фольклоре - злой чародей и некромант, смерть которого  "спрятана" в нескольких, вложенных друг в друга, волшебных животных и предметах: "На море на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, в яйце - игла, - смерть Кощея"

         ЖАР-ПТИЦА - персонаж славянских волшебных сказок, птица с золотыми и серебряными крыльями, от которых идёт сияние, глаза у нее сияют

          БЕРЕГИНИ - женские персонажи славянской мифологии, чьё значение неясно. Их название вряд ли происходит от слова "беречь" - скорее, от "берег" (разновидность русалок?), от имени бога Перуна (его служительницы?) 

         ВИЙ - злой демон, чей смертоносный взгляд скрыт под огромными веками или ресницами. Название «вий» происходит от древних слов вiя, вiйка, вейка – "ресница", сохранившихся в украинском и белорусском языках. Вия изобразил в своём знаменитом рассказе Н. В. Гоголь.

         ВИЛЫ (самовилы) - у южных славян - женские духи, напоминающие русских русалок. Красивые девушки с распущенными волосами и крыльями, которые дают им способность летать, но с козьими, лошадиными или ослиными ногами. Вилы прячут свои ноги под волшебными платьями, и если смертный мужчина отнимет у них это платье, вилы подчиняются ему. Вилы владеют колодцами и озёрами и могут "запирать" воды.

         ВОЛКОДЛАК - человек-оборотень, способный превращаться в волка. В таком облике волкодлаки часто похищают девушек-невест. Существовало поверье, что волкодлаки съедают луну или солнце при затмении

         ВОДЯНОЙ - злой дух, воплощение опасности воды. Представлялся в облике мужчины, часто с лапами животного вместо рук и с рогами на голове - или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелёными усами. 

         ДОМОВОЙ - дух дома, который выглядит чаще всего как небольшой старик с лицом, покрытым белой шерстью. Различались два вида домового -  доможил, обитавший обычно в углу за печью и доброжелательный к людям (он назывался также доброжилом), и дворовой - злой нечистый, часто мучивший животных.

         ЗМЕЙ  ГОРЫНЫЧ - свирепый дракон с 3, 6, 9 или 12 головами, который летает по небу, имеет богатые сокровища и прячет их в реке, норе или пещере. При появлении Змей Горыныч "как гром гремит" и пышет огнём.

         В былинах часто рассказывается о похищении Змеем Горынычем знатных красавиц. Особенно известна былина о бое с Горынычем богатыря Добрыни Никитича, который освободил из плена у змея племянницу князя Владимира Забаву Путятишну

         КИКИМОРА - злой дух дома, маленькая женщина-невидимка (иногда считается женой домового). По ночам она беспокоит маленьких детей, путает пряжу; может вредить домашним животным, выжить хозяев из дому. Враждебна мужчинам.

         ЛЕШИЕ - злые воплощения враждебного человеку леса. Одетый в звериную шкуру, иногда с рогами и копытами, леший может становиться ниже травы или выше деревьев. 

         МАВКИ (авки) - русалки-дети. По украинским поверьям, в мавок превращаются младенцы, умершие до крещения. Спереди они имеют человеческое тело, а спины у них нет, поэтому видны все внутренности.

         ПОЛЕВИКИ - маленькие и уродливые человечки, которые живут в хлебных полях и около полудня поражают жнецов и жниц солнечным ударом. Облик полевика в представлениях жителей разных мест разный. Н

         РУСАЛКИ (купалки, водяницы)- злые водные девы славянской мифологии, в которых превращаются молодые утопленницы, некрещеные дети. Представлялись в виде красавиц с длинными распущенными зелёными волосами.

         ЧЕРТ - в славянской мифологии злой дух, озорной, игривый и пристающий к девушкам. Под различными прозвищами и синонимами - самый популярный персонаж русской демонологии.

         УПЫРЬ - в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. Упырём становится после смерти человек, рождённый от нечистой силы или испорченный ею, умерший, через гроб которого перескочила чёрная кошка, чаще - самоубийца, колдун.

        ;;;   ;;;   ;;;  ;;; 


Рецензии