Прибалтийская сага
Мы для начала выбрали Прибалтику.
Товарищ, одолживший мне коляску для поездки в ЧССР, тоже уехал в отпуск и нам пришлось ехать вдвоём на мотоцикле-одиночке.
Привычно добежали до Каховки. Наступал вечер и надо было подумать о выборе места для ночлега. Вдоль берегов Каховского «моря» было много удобных для этой цели мест и нам приглянулся бивак с десятком машин и мотоциклов, с кострищем и удобными местами для установки палаток. К самому берегу спускаться не стали, ибо рано утром должны были ехать дальше, а тут собрались в основном, любители рыбалки и заняли все удобные места на берегу, многие прямо у воды.
Июль месяц. Тепло. У воды комфортная прохлада. Расположились мы на свободном возвышении и, как оказалось, сделали правильный выбор. Уже основательно стемнело и вдруг люди, расположившиеся у самой воды, забеспокоились, женщины завизжали, мужчины стали быстро заводить машины и выезжать на возвышеные места - это был затон, начался сброс воды с плотины ГЭС и уровень стал резко повышаться и многие оказались в воде. К счастью для них вода поднялась всего на метр и остановилась, но многие основательно подмокли. Паника быстро улеглась и вот уже послышались шутки и смех самих пострадавших.
Тихая, яркозвёздная ночь быстро закончилась и мы собрались добежать до ближайшего населённого пункта, чтобы позавтракать. Этим пунктом оказалась
Новая Каховка. А вот и памятник известной песенной тачанке.
Подъехать к нему вплотную запрещено знаком и мы идём стометровой дорожкой
к подножию монумента и увековечиваем себя на фоне этой исторической вехи.
Живя в двадцать первом веке, уже иначе относишься ко всем историческим символам,
но тогда мы жили под влиянием советского воспитания и многое вселяло подобострастный трепет и даже гордость за свою историю.
После развала СССР многие акценты сместились, ушли в прошлое подобострастие и гордость, и, хотя многое осталось, былой пиетет поумерился.
Не лишним будет здесь привести стих, написанный уже в 2000-х годах, который точно отражает многие нынешние реалии.
ТАЧАНКА
Каховка. Память о войне - "гражданке"
взлетела, разогнавшись, на курган -
в порыве боевом летит тачанка,
полёт свободный ей навеки дан.
Степную пыль копытами взбивая,
атаки пыл стремишь или отход?
Куда летишь, квадрига боевая,
ужели вновь пойдёшь на разворот?
Вращения не видно спиц колёсных,
тебе подобен только ураган!
Но Ты - лишь тень, летящая в откосы,
Ты - монумент, венчающий курган!
Твой ныне бег недвижим и не страшен,
в металле дав свободу вороным,
ты гордость воплощаешь прошлым нашим,
теперь таким далёким и чужим!
***
Прежде, чем перейти к описанию непосредственно прибалтийских впечатлений необходимо поставить читателя в известность о том, что, доехав до Киева, мы в корне изменили намеченную прежде программу.
Пробежав более 1 000 километров, я понял, что в данной упряжке отдыха не получится. Одно дело, когда товарищ сидит в коляске, другое - когда он за спиной.
В водительской манере мы совершенно разные люди и если мы терпим друг друга, находясь в независимой позиции, то терпеть за спиной телодвижения иначе реагирующего на дорожную обстановку человека – пуще каторги.
Жена моя – идеальный напарник в этом смысле, мы пробегали иногда в сутки до 1000 километров без всякого напряжения. Наш вояж с соседом в Москву тоже прошёл в тесном соприкосновении друг с другом и без заметной усталости.
И вот с другом, с которым проехал более 6 000 км в ЧССР и обратно, но сидящим в коляске, без каких-либо нареканий, я готов был дойти до рукоприкладства – так он бесил меня телодвижениями, опасными для одиночного мотоцикла на быстром ходу.
В Киеве у него вся родня и нас с дорогой душой принимает его тётка по отцу.
Одним словом, мы решили ехать к прибалтам на перекладных.
Утром из аэропорта Жуляны мы вылетели местным рейсом на Минск - Вильнюс
и уже к 10 часам утра были в Вильнюсе. До этого я никогда в Прибалтике не был
и, естественно, всё здесь впитывал с интересом.
Из аэропорта мы прямым экспрессом прибыли на железнодорожный вокзал,
откуда начинается в Прибалтике всё – экскурсии по городу, по музеям, культурным памятникам и зрелищным мероприятиям и очагам.
Купили карту-путеводитель по Вильнюсу и рассматриваем её, вполголоса обсуждая , с чего начать. Из аэропорта мы специально поехали сразу на железнодорожный вокзал – ещё в самолёте нас известили, что все железнодорожные пассажирские рейсы свяаны с ночным движением, что очень удобно для путешественников одного дня.
Целый день посвящаешь, например, Вильнюсу, а ночью едешь в Ригу и спишь в вагоне,
Утром в Риге и всё повторяется. Об этом знают все, чем и пользуются.
Итак, обсуждая повестку дня, замечаем возле себя молодого человека лет 28 – 30, который тут же представился - Павел! Я местный поп православного Храма,
Сегодня не занят службой и могу уделить вам весь день. В первую минуту мы оторопели, не зная, как отнестись к такому предложению и поначалу приняли его с недоверием. Но он тут же опередил нас и пояснил, что учится на психологическом
Отделении университета и пишет диссертацию о человеческой коммуникабельности и ему просто необходимо такого рода общение. Он был настолько симпатичен и прост, что наше недоверие быстро растаяло. Выяснив, что мы из Крыма, ещё более оживился и сразу предложил программу прогулки. Ещё более усилил наше доверие,
когда повёз нас на троллейбусе в центр, на площадь Гедиминаса и взял проездные билеты за свой счёт. Потом повёл на холм и по лестнице на верх башни Гедимина.
У меня сохранились до сих пор в альбоме все фотографии, где мы сняты им и с ним.
Потом повёл в уютную столовую, где мы вкусно и недорого пообедали.
Тогда всё в СССР стоило копейки, но мы настояли, что заплатим за обед сами.
После обеда он повёз нас в новый район Вильнюса Жирмунай и я был поражён размахом стройки, планировкой и архитектурой. Наш кооперативный дом в Ялте –
просто коробка по сравнению с тем, какие дома я увидел в Вильнюсе.
Кроме того, сам старый город, застраивавшийся поначалу хаотически, в ХХ веке обрёл свои нынешние очертания, планировку и современную западную архитектуру..
Город был уютным, удобным для людей и довольно озеленённым и, самое главное, чистым! Дело шло к вечеру и наш гид повёл нас в вечернее кафе, где собираются все, отъезжающие в Израиль, евреи. Все они держатся компактно, не допуская в свою среду посторонних, и относятся с опаской к каждому, кто пытается с ними заговорить или сесть к ним за столик. Почему он повёл нас именно в это кафе, Павел разъяснил, когда мы выходили из кафе, чтобы ехать на вокзал для поездки в Ригу.
Это всё ему нужно было для диссертации – на нас он проверял реакцию евреев на чужаков, тем более русскоговорящих. Нам было всё равно, как на нас реагируют чужие нам люди и потому особенно не вдавались в детали, которые подметил Павел.
Наш поезд на Ригу отходил в 11 часов вечера, мы за день изрядно устали с непривычки долгого хождения на большие расстояния и были рады избавиться от
надоевшего соглядатая, который с доброй улыбкой проводил нас до вагона и долго махал рукой с перрона! Но в душе каждый из нас был всё-таки благодарен ему за бескорыстную (на наш взгляд) услугу! Теперь я могу сказать, что ничего подобного в моей жизни более не наблюдалось. До свидания, Вильнюс!
Вагон мерно и убаюкивающе постукивал и Морфей быстро принял нас в свои объятия. Когда мы садились в вагон, я обратил внимание на тишину и порядок - люди ходили почти бесшумно, словно тени, никаких криков при посадке и толчеи не наблюдалось и в таком ключе быстро пролетела ночь. Вильнюс встретил нас и проводил солнечной погодой., небо временами хмурилось, но за весь день не пролилось ни капли дождя.
Рига встретила дождём, который, пока мы покидали перрон, внезапно кончился.
Наученные предыдущим опытом, мы сразу же подошли к киоску и купили карту Риги. Продавая нам карту, киоскер посоветовал обратиться в экскурс. бюро и указал, где его найти. На набережной Даугавы, в шестиэтажном доме, на четвёртом этаже, в маленькой комнатке сидели несколько экскурсоводов и набирали очередную группу желающих насладиться видами и сведениями о столице Латвии..
Минут через двадцать мы уже катили в автобусе по определённому маршруту и экскурсовод обращал наше внимание то на один дом, то на другой, что отличались особой архитектурой или сведениями о бывшем хозяине, что поначалу удивило меня,
а потом я к такому экскурсу привык – здесь люди жили и мыслили несколько другими категориями, что и подтверждалось при нашем дальнейшем знакомстве с городом и окрестностями. Переехав по мосту на другой берег реки, наш автобус поехал в обратном направлении и направился к мемориальному кладбищу. Остановка на площади мемориала латышским стрелкам. Все вышли из автобуса и началась пешая часть прогулки по кладбищу. Опять заморосил дождь, чему многие были рады, ибо бродить по кладбищу, даже мемориальному желающих не было. Все хотели в старую часть Риги, в центр, в магазины, в Домский Собор. Мы с приятелем были того же мнения.
Все старые города Европы похожи друг на друга, как близнецы. Мне сразу вспомнилась Прага, Брно, Братислава, да и «наши» Львов, Гродно, Черновцы.
По размышлении над этим я пришёл к выводу, что наши российские города строились
на больших пространствах и улицы в городах были широкими, в Европе же были лоскутные государства, княжества, герцогства и т.п., земля была дорогой и потому улицы были узкими. Были и ещё причины узких улиц – при осаде и уличных боях
узкую улицу легче перекрыть от вражеской конницы. Однако, я отвлёкся.
В улицы старой части города въезд и движение запрещены и здесь все вышли из автобуса и началась пешая часть прогулки. И вот площадь с Домским Собором.
Нам трёхчасовая экскурсия поднадоела и мы, предупредив экскурсовода, благополучно от неё отстали. Программа Домского Собора – 45-минутные циклы органных пьес известных мировых классиков и советских авторов и исполнителей – И.С. Бах, Мендельсон , О. Янченко, причём все хотели попасть в тот цикл, где исполнителем был сам Янченко. Я к тому времени уже был наслышан о нём и имел пластинку с записью его концерта. К сожалению, Янченко был на гастролях за границей и его мне так и не удалось послушать вживую.
Следующий цикл был в 15.00 и мы решили пообедать. В Риге с этим благополучно, масса ресторанов, столовых и кафе. Тут же на боковой улочке пообедали в уютном кафе «Сигулда», что очень повлияло на наш дальнейший маршрут.
Был я наслышан и о рижском «Бальзаме», и мы захотели приобрести по бутылочке для дома. Расспросили местных и опечалились - в городе его купить практически невозможно, его экспортируют в столицы Союза и за границу. Тем не менее, купить его нам удалось в …Сигулде. Ещё в кафе, узнав, кто мы и откуда, буфетчик посоветовал нам съездить в Сигулду – самый популярный латвийский курорт, как наша Ялта, чем и заинтриговал нас.
Отслушав клавир си бемоль мажор Баха и дивертисмент Мендельсона, мы вышли на площадь и спросили, как проехать в Сигулду.
На наше везение через десять минут отходила маршрутка и мы, заплатив по два рубля, через тридцать минут были на месте. Посреди городка типа Ливадии протекает речка Гауя, вокруг неё прекрасный парк, санатории, минеральный источник с водой «Гауя». Незлым словом помянули рижскую погоду с переменным дождём в первой половине дня – здесь было солнечно и тепло. Попили водички в бювете, посидели на скамеечке в парке и захотелось холодного пивка. Зелёная лужайка, раскидистые вётлы над прудом и закрытый на замок пивной ларёк. Оказывается, пиво здесь продают после шести вечера. Кто установил такие правила и зачем? Мы попытались узнать у двух латышей, которые чинно ждали на лавочке открытия. Мы с приятелем, избалованные нашей южной расхристанностью, повалились на травку, утомлённые прогулками и экскурсией, и стали шумно выражать своё неудовольствие местными порядками.
Латыши на наши вопросы отвечать не стали, демонстрируя своё пренебрежение ( нам так показалось) и отошли от дверей ларька. А шуметь мы стали, когда прошло время и только в четверть седьмого открылся ларёк. Буфетчик, одутловатый армянин, смотревший на всех исподлобья, налил нам по кружке с пеной «Рижского» и мы отошли в уголок и сели за столик. Народу почти не было – курорт, режим. Начало темнеть и заклонило в сон. Поезд Рига – Таллин проходит через Сигулду аж в час ночи и мы пошли в центр городка, где продают сувениры, где кинотеатр и прочая развлекающая инфраструктура. И вот тут в сувенирном ларьке мы и увидели рижский «Бальзам», но только с небольшой нагрузкой – бутылочкой местного вина. И стоило всё удовольствие 12 рублей.
С нами были только сумки через плечо с плащами «болонья», купленными ещё в Брно, и давно вышедшими из моды, и всякая мелочь – трусики, полотенце, мыло , перочинные ножи, так что бутылка «Бальзама» много не прибавила в весе и объёме, а бутылочки с довеском мы, придя на ж.д. вокзал, выпили, закусив бутербродами там же в буфете. До поезда было ещё три часа. Мы присели на скамью в зале ожидания и попеременно поспали до его прихода.
Балтийский вокзал. Ясное солнечное утро. При полном освещении Таллин не показался мне тесным и сумрачным, как Рига. Вокзальная площадь недалеко от центра города, пять минут и мы вышли из автобуса на широком, зелёном проспекте, в конце которого уже виднелась блещущая полоса Финского залива.
Старая часть города -Вышеград - находится на возвышении и все атрибуты старого города – узкие улочки, высокие, крепостного типа, стены, узкие окна в домах и Старый Томас – башня с флюгером. Прошлись мы по всему Вышеграду, как прошлись по башне Гедимина в Вильнюсе и зашли в одну из столовых перекусить, устроив себе поздний завтрак. Сверившись по карте решили поехать в парк Кадриорг с дворцовым комплексом. Этот комплекс построил царь Пётр, «ногою твёрдой став
при море» для своей супруги Екатерины Первой и частенько сюда приезжавший.
Здесь уже чувствовалась планировка, аналогичная петербургской - та же строгость и ухоженность, добротность и изысканность, все дворцовые строения оформлены великолепной архитектурой барочного стиля, с массой бассейнов и бассейнчиков с фонтанами – просто радующий глаз рай для отдыха и размышлений.
Все мои знания о Таллине ранее сводились к историческому факту гибели в ближних водах броненосца «Русалка». Тогда город назывался Ревель и был одной из баз балтийского царского флота. Выйдя из Ревеля для перехода в Гельсингфорс, броненосец «Русалка» попал в жесточайший шторм и затонул со всей командой в 177 человек. В советские годы на рейде Таллина на месте бывшей стоянки броненосца установлен буй. А в парке Кадриорг в 1902 году был открыт памятник команде броненосца, архитектором которого стал Адамсон. - автор памятника «Затопленным кораблям» в Севастополе.
И вот мы у постамента памятника, представляющего собой 16-метровую стелу, увенчанную скульптурой бронзового ангела. Весь облик памятника, построенного на пожертвования, место его установки и окружающий антураж вызывают в душах приходящих сюда людей благоговение и умиротворённость…
Яркий солнечный день вызвал у нас желание окунуться в балтийские воды, тем более, что давала себя знать усталость от переходов и приближение обеденного времени.
Всё это мы решили осуществить на пляже в Пирите – одном из излюбленных мест отдыха в Таллине. Автобус привёз нас на площадь, где шло сооружение большого павильона для выставки товаров производства ЧССР, аналогичное по замыслу ярмарке в Брно, Подошли к монтажникам и поняли по разговору, что это чехи и попытались с ними больше руками, чем словами, заговорить о том, что в 1967 году
были в ЧССР и в Брно. Рабочие вежливо выслушали нас, поулыбались, продолжая делать своё дело, мы ещё с минуту постояли и, попрощавшись, пошли искать пункт общепита. До пляжа было двести метров, вся прибрежная полоса находилась в тени
сосновой рощи, тянувшейся вдоль берега, а сам пляж стометровой по ширине полосой
простирался вдоль бухты на не поддающееся глазу расстояние.
Теплый желтовато-серый песок уходил в воду, на берег катились небольшие валы с пеными загривками. Одноэтажное кафе под соснами имело асфальтированную площадку, огороженную деревянными балясинами, выглядело уютным и привлекательным. Не помню уже, что мы заказывали и ели, но всё прошло нормально.
Обустроенность пляжной полосы была стандартной в Прибалтике - двухместные деревянные закрытые кабины, навесы на столбиках и всё остальное свободное пространство для индивидуального обустройства – всё, кроме кабин, было бесплатным.
Кабины можно было взять и по абонементу, и разовые – 1 руб. в сутки, абонемент был дешевле в пересчёте на сутки - 5 рублей на месяц.
Мы взяли разовый в расчёте на двух – трёх часовое пребывание и вошли внутрь.
разделись и я решил пойти искупаться. Зайдя в воду, с температурой 18 градусов,
я прошёл ещё метров сто, пока вода не дошла мне до груди, и просто поплыл обратно и поднялся из воды на глубине по колено. Больше в воду заходить не было никакой охоты – жары в Прибалтике я не ощутил за всё время нашего вояжа..
Поужинали мы в буфете вокзала, ожидая посадки на поезд, отходящий на Ленинград в 22.00. Ожидая отправления, я не ощущал какой-либо усталости, причиной чего было не только купание в Балтике, но и общее умиротворение от пребывания в гостеприимном Таллине.
Утро мы встретили уже в Ленинграде, но это тема другого рассказа.
Свидетельство о публикации №222100800491
Валентина Марцафей 25.10.2022 19:36 Заявить о нарушении